Бабочка и специфика философского мышления

Азамат Джанымбей
В природе не так много существ или неодушевленных предметов, которым людьми на протяжение веков придавался магический смысл и мистическое значение. В их ряду кошки и пирамиды, крокодилы и океан, пещеры и «живые» кристаллы…

Мы же обратимся к образу бабочки, существу, стоящему едва ли ни на первом месте среди мистических животных, но по-другому, хотя и почти мистическому для неподготовленного человека, поводу. По поводу специфики философского мышления…

Для начала следует иметь в виду, что само мышление имеет, как минимум, два уровня – обыденное и научное.  При этом само научное мышление тоже может быть подразделено на два условных уровня – научное и философское. В чём их отличие? Вот в этом и поможет нам бабочка.

На уровне обыденном, то есть через просто слово, бабочка воспринимается как летающее насекомое с обычно красивыми крылышками и т.д. Личинки, гусеницы и куколки мыслятся при этом как некое связанное с бабочкой, но относительно РАЗДЕЛЬНО существующее, РАЗНОВРЕМЕННОЕ явление природы.

На уровне научном, картина предстает более сложная. Здесь используются не просто слова, а понятия, определения и термины. 

Понятия используются для обобщений или классификаций групп объектов или явлений, имеющих общие характеристики.
Определения для того, чтобы конкретизировать и дать границы понятию.
Термины для обозначения специальных понятий или терминологии в определенной области или дисциплине.

Благодаря терминам и определениям производится научная классификация рассматриваемых объектов или явлений с учетом той сферы науки, в которой ведется рассмотрение.

Например, вряд ли, даже на обыденном уровне, с точки зрения здравого смысла, есть основания сомневаться в том, что понятие «человек» в биологии, психологии, философии и теологии будет иметь различное содержание и даже смысл - от животного до «образа и подобия» Всевышнего творца.

Возвращаясь к нашей бабочке и специфике философского мышления, заметим, что понятийный уровень в философии подразумевает высший, универсальный уровень обобщения.

Говоря простым языком, оставаясь в сфере научной, не заходя в мистику и эзотерику, бабочка будет мыслиться не просто на понятийном (относительно разделенном), а на категориальном уровне, когда весь цикл её зарождения, жизни и «умирания» мыслится ЦЕЛОСТНО и ЕДИНОВРЕМЕННО.

Людей способных мыслить ТАК в истории человечества всегда было и есть совсем немного. Но именно они, а точнее через них происходит развитие науки, нашего представления о Человеке, об окружающем его мире через рост и расширение нашего СОЗНАНИЯ.   

P.S. Теперь немножко мистики и эзотерики.
Почему «умирание», а не «смерть», да еще и в кавычках относительно бабочки? Да потому, что она, по сути, в своей циклической целостности, бессмертна – личинка/гусеница/куколка/бабочка/ и опять личинка.
 
Да, на любом этапе всё может прерваться, но не «добровольно», только через внешнее вмешательство. Это про «мистику».
 
Не напоминает ли этот цикл жизнь души человека, уподобленной «бабочке»? Это к уже к вопросу «эзотерики».