Победы немецких асов-штурмовиков - 6

Андрей Грачев 2
Последняя эскадра, об асах которой мы расскажем - это SG77. И начнём рассказ с одного эпизода, который произошёл ещё 6 октября 43 года в районе Горностайполя, недалеко от Киева. Это был первый случай, когда немецкие штурмовики смогли уверенно победить советский истребительный полк без помощи немецких истребителей. И не просто полк, а отличный 3-й гиап. Правда мы должны учесть, что полк этот понёс большие потери в тяжелых боях за Харьков, в его составе было много новичков, что и объясняет удачу немцев. Кроме того, бой вели совместно новая SG77 и старая Sch.G.1, правда и те, и другие были вооружены фв-190.

В первой фазе боя десятка Ла-5ф, ведущий Козлов Виктор Владимирович, сопровождала Илы. Внезапно группа фв-190 атаковала штурмовики, однако истребители её связали боем. Но, как только часть группы снизилась, пара фв-190, которые страховали остальных, атаковали лётчика Висельникова, он был сбит и погиб. Другая группа полка вела бой выше, но ещё одна пара фв-190, выскочив из облаков, сбила лётчика Демина. Затем была атакована пара Мартынова. На сей раз среагировали советские пилоты вовремя. Они успели развернуться в сторону нападавших и отразили атаку, однако, выйдя из боя, Мартынов понял, что его ведомый Редькин отстал. Он отбился от группы и уже не вернулся на аэродром.

Затем бой шёл уже против группы Волкова Александра Ананьевича. Эта группа тоже сопровождала Илы. В первой фазе боя немцы смогли сбить один Ил, отставший от своих, но в целом бой проведён успешно. Однако на обратном пути пара фв-190 смогла сбить внезапной атакой самолёт лётчика Ходырева.

Итак, серия схваток закончилась печально - потерей четырёх пилотов. Все четверо были молодыми пилотами, ни один из них побед на счету не имел. Всё же мы должны отметить, что полк в целом действовал правильно. До Илов немцев не допустил, строй сохранил и бой вёл осмысленно. Но немецкие штурмовики работали очень в том бою качественно, нанося короткие "тычки" парами своих лучших пилотов. Такие атаки под силу были лишь отличным профессионалам.

Немцы в целом оценили успехи адекватно - в пять истребителей и один штурмовик. Правда, примерно в это же время в районе Овруча заявку оформил Антон Хафнер из JG51. Овруч был явно в стороне от основного боя. Скорее всего, Хафнер обнаружил и добил отбившегося  от своих пилота Редькина. Тогда штурмовики могут претендовать на три победы, хотя, конечно, основная заслуга в победе над Редькиным тоже их.

Очевидно, Дёмина и Ходырева сбил хауптман Йоханнес Германн, командир 3 отряда SG77. Это был очень опытный ас, имевший на счету уже 5 побед, что и объясняет высокое качество атак. Причём подтверждаемость его побед на достаточно высоком уровне. А Висельникова сбил Карл Шёнхёфер из 1 отряда Sch.G.1, для него это была первая победа в карьере. Пару Мартынова, очевидно, атаковал опытный пилот фельдфебель Ханс Пресс из 2 отряда Sch.G.1, и он, видимо, решил, что сбил Редькина. Ну и "Ил" сбил молодой пилот Альфред Мюллер из 1 отряда, для него это была единственная победа в карьере.

27 января 44 года карьера Германна завершилась. Он имел уже 8 побед на счету, командовал I группой SG77. Бой этот был трагичен и для немцев, и для советских пилотов.

На задание по сопровождению "Илов" ушла большая группа 3-го гиап. Ведущим был Мудров Михаил Иванович, лучший ас полка и один из лучших Советских асов на тот момент, он имел 33 победы на счету. Шли двумя эшелонами - звено Базанова Петра Васильевича, тоже опытного аса, отвечало за штурмовики, а Мудров осуществлял со своей группой общее прикрытие.

Первыми в дело вступили пилоты SG77, которые атаковали советские штурмовики. Однако их группа Базанова взяла в крепкий переплёт. В завязавшемся бою было заявлено два фв-190, один из них сбил сам Базанов, второй - Фомочкин Иван Алексеевич. Причём Базанов видел, как из атакованного им фв-190 выпрыгнул парашютист. Это точно согласуется с обстоятельствами гибели Германна. Он действительно спасся с парашютом, но в итоге повис на дереве и погиб мучительной смертью. Так Базанов отомстил за гибель однополчан.

К сожалению, бой на этом не закончился. Звено бф-109, появившись в этом районе, внезапно атаковало группу Мудрова. В первой же атаке самолёт Мудрова был подбит, сам он тяжело ранен, но смог всё же посадить самолёт на льду на брюхо. Он попал в госпиталь, где, к сожалению, умер. Удивительно, но ас ни при жизни, ни после смерти не получил Звания Героя Советского Союза. Пилотов 3-го гиап вообще как-то скупо награждали. Был сбит и погиб и другой пилот полка, Королев Валерий Алексеевич. Обе победы одержал фельдфебель Хельмут Хольц из 11 отряда JG51, очень сильный ас.

Лучшим асом SG77 по итогам войны стал вышеупомянутый Ханс Пресс, который позже служил в 5 отряде эскадры, одержал 17 побед. Три из них он одержал ещё в 43 году, остальные - в 44.

15 апреля он заявил в районе Тарнополя Ла-5. Это был бой против 111 гиап, в ходе боя был сбит один самолёт во время сопровождения Илов, пилот вернулся в часть.

На следующий день пилот за один бой заявил три "Ила", причём это были единственные заявки на "Илы" в данном районе. Реально ас сбил два Ила из состава 63 шап, пилоты погибли, третья заявка оформлена по ошибке.

Затем ас заявил 25 апреля Ил, вероятно из 8 ШАК, но точных данных у нас нет. А вот 27 апреля в ходе боя 10 иад понесла тяжелые потери, сначала было сбито три самолёта из состава 112 гиап пилотами JG51 совместно с зенитчиками, среди погибших был Баяндин Георгий Михайлович, командир эскадрильи. А затем уже 111 гиап бился против немецких штурмовиков, и Ханс Пресс сбил Ткачева Дмитрия Ефимовича, опытного аса, имевшего на счету 7 побед. Очередной "Як" ас заявил 1 мая, однако эта победа не имеет подтверждения.

После этого ас отличился только 7 июля в районе Барановичей. Он заявил Ил и У-2. Потерь у-2 днем не зафиксировано, а Ил из состава 2 гшад сбит был, но по отчётам огнем ЗА, а атака фв-190 была отражена. 8 июля он сбил в ходе долгого и ожесточённого боя "Кобру" из состава 30 гиап, лётчик Айзенберг. Ещё в том бою было подбито две "Кобры", обе сели на брюхо, их немцы заявлять не стали.

Затем 14 июля, в ходе боев в Западной Украине, ас заявил Ла-5 и Ил-2. Ла-5 был из состава 40 гиап, пара Лешихина во время вылета на штурмовку, отделившись от основных сил, атаковала немецкий автобус. Это было скорее ошибкой, так как он подставил своего ведомого Беседкина, коего и сбил Пресс. Что до Ила, то в этом районе были потеряны два штурмовика, один из них и сбил Пресс.

15 июля ас одержал последние победы в карьере. Он заявил Кобру и Пе-2 в одном бою. Кобра была из группы Сахарова, 9 иап. Во время вылета на задание по прикрытию Пе-2 пара фв-190, выскочив из облаков, атаковала самого ведущего. Однако Сахаров Сергей Васильевич смог среагировать вовремя на атаку, быстро развернул самолёт и атаковал в лоб фв-190, заявив сбитым один из них. Его самолёт получил лишь незначительные повреждения, однако Пресс записал его на свой счет. Что до Пе-2, то 4 бак действительно утром понёс тяжелые потери от огня истребителей, и эта победа подтверждается.

Что было с асом дальше, точно неизвестно. Последняя его награда датирована августом 44 года, очевидно, ас был сбит в одном из боев и погиб. Резюмируя, мы видим, что в целом это был ас хороший, его победы подтверждаются в принципе неплохо, хотя есть, конечно, и откровенно ошибочные заявки. И, пожалуй, мы должны признать SG77 эскадрой достаточно объективной. Бои она вела охотно, хотя и несла в них ощутимые потери, но, в отличие от других эскадр, оформляла заявки без фанатизма. Отметим, что и тактика лётчиков была вполне в стиле истребителей.

Итак, подведём итоги. Мы рассмотрели успехи асов штурмовой авиации и можем сказать, что в целом они были достойными противниками и старались копировать тактику тех истребительных эскадр, с которыми наиболее плотно взаимодействовали. Частенько благодаря своим асам пилоты штурмовых эскадр летали без страховки со стороны истребителей, а группы менее опытных пилотов страховали пары самых опытных асов. Ещё одной важной задачей было участие в отражении налётов советских бомбардировщиков и истребителей. В случаях, когда истребителей не хватало, штурмовики могли вообще затыкать наименее проблемные участки фронта, выполняя чисто истребительные функции. Чем они никогда не занимались, так это свободной охотой.

Что до объективности, то, как мы видим, в основном она была не очень высокой. Особенно во вранье преуспела знаменитая SG2. Если отбросить это вранье, то мы увидим, что эта эскадра ничем особенно не выделялась, и та же SG3 выглядит предпочтительней. Скорее всего, именно эту эскадру можно назвать лучшей по части боев. Пожалуй, сильно недооценена и SG77, лётчики которой тоже в боях показывали себя достаточно сильно. Благо заявки эскадры, начиная с осени 44 года, не сохранились. Вероятно, в этот период эскадра одержала немало побед. Иногда неплохо себя проявляла и SG4, хотя в целом явно уступала. Довольно успешно действовала SG10, но по этой эскадре сильный разброс по объективности среди асов.

Всё это открывает простор для манипуляций из разряда: дескать, советский подход к организации штурмовой авиации ошибочен, ведь Илы были чистыми штурмовиками и не могли сами выполнять истребительные функции. Это не совсем так: постоять за себя "Илы" могли, и те, кто читают наши статьи, могли обратить внимание на большое количество немецких асов, которым досталось в боях с советскими штурмовиками. Достаточно сказать, что четвёртый (а по сути первый) ас люфтваффе Отто Киттель сбит был именно штурмовиками, причём отнюдь не стрелками. В этом плане фв-190 в штурмовом варианте был даже уязвимее, поскольку пилоты его не имели сзади стрелка, а в подавляющем своём большинстве были плохо обучены воздушному бою. Следовательно, качества фв-190 как истребителя оказывались невостребованными. Мы видели, как в 45 году без особого труда советские пилоты сбивали даже лучших штурмовиков. Что до асов штурмовой авиации, то они почти всегда летали на задания без бомб, то есть были чистыми истребителями, но при всем уважении до классических истребителей-асов им было далеко. Тот же Шрёдер, окажись бы в JG54, вероятно мог бы стать великолепным асом. По умению вести бой это был яркий пилот, но в штурмовой авиации он не мог полностью реализовать талант. Наверное, то же справедливо в отношении Германна, Пресса и некоторых других. Иными словами, будучи штурмовиками, эти пилоты не могли реализовать ни свой талант истребителя вполне, ни свой талант штурмовика, поскольку чаще всего летали без бомб на задания, выполняя незавидные роли чернорабочих.

В общем, немецкая концепция штурмовиков не так хороша, как советская. Всё же специализированные штурмовики проявили себя лучше. В общем-то, это поняли и сами немцы, когда создавали штурмовик HS-129, который имел, впрочем, большой минус: был безщащитен против истребителей. Примечательно, что в американских и английских ВВС пошли по немецкому пути, используя как штурмовики истребители. Однако позже всё-таки американцы признали свои ошибки, уже после Войны у них появились штурмовики как специализированный вид авиации, без истребительных функций. И мы можем сказать однозначно на основе нашей статьи, что, вопреки мнению либеральных псевдоисториков, советская концепция Илов была передовой и самой лучшей, а немецкая концепция универсальной машины не оправдала себя.