Почему евреев изгоняли отовсюду

Александр Щербаков 5
Я не считаю себя большим знатоком в том вопросе, что стоит в названии моей заметки. Не скажу, что в своей жизни никогда не пересекался с евреями и что отношусь к ним как-то иначе, чем ко всем остальным народам, населяющим нашу страну. Уже в детские и юношеские годы был знаком со многими евреями даже в своем богом забытом поселке на севере Хабаровского края.  Большинство из тех, с кем я общался, были хорошими учениками и активистами, поэтому успешно заканчивали среднюю школу.

Потом во время учебы в Хабаровском медицинском институте много моих сокурсников были людьми этой нации. Полгода я жил в комнате студенческого общежития с евреем Борей Шапиро. Он приехал из Льва поступать в наш институт.  Правда, поступил с третьего раза.  Не могу сказать, что он был отличником в учебе, но вот где отличался, так это в игре в преферанс. Не помню, что он когда-то проигрывал. А вот выигрывал часто, в том числе по нашей просьбе.

Жизнь в студенческом общежитии накладывает на людей свои особенности. Почти как в хороших семьях, деньги одни на всех. И когда этих денег у нас не хватало даже на чай с пирожком, мы просили Бориса сходить в гости к дяде, высокопоставленному чиновнику крайисполкома, чтобы поиграть там в преферанс. И Боря шел, играл и возвращался минимум с десяткой в кармане, и мы могли несколько дней на эти деньги кормиться.

Помню, однажды я услышал новый анекдот за пределами института. Традиционно мы обменивались услышанными анекдотами с соседями по комнате. Вот этот анекдот.
Идет Абрам по дачному поселку, смотрит, у Мойши дача горит.  Абрам думает: «Кажется, какое мне дело до его дачи, а все же приятно».
Борис услышал этот анекдот и сказал: «Да, это про нас. Мы такие».
Борис потом вернулся во Львов и я слышал, позже уехал в Израиль, в первую волну иммиграции из России на «землю обетованную».

На днях я увидел интересную статью о том, почему же во многих странах мира не любят евреев и часто изгоняют.  Привожу её без сокращений.
***
Уже в 2019 году специалисты исследовательского центра Кантора сообщали, что уровень агрессии по отношению к евреям по всему миру резко вырос. Не чувствуют себя в безопасности 38% представителей еврейских общин даже в самых внешне толерантных и спокойных странах Европы и обеих Америк. Количество актов агрессии по отношению к иудеям выросло в мире в разы и приблизилось, по данным центра Кантора, к уровню, предшествовавшему приходу к власти фашистов в XX веке.

Палестино-израильский конфликт создал новые поводы для погромов и гонений, подтверждением чему стали события в Махачкале.
Для еврейской общины такая ситуация не является новой — их преследовали практически во всех странах мира на протяжении последнего тысячелетия.
Но почему вообще именно евреи стали объектом постоянной агрессии в совершенно разных странах?
Что причиной изгнаний из стран Европы и из России, погромов и преследований?
Специалисты называют минимум 5 причин для такого отношения — с точки зрения религии, психологии, культурологии, экономики и политики.

Религия
В одном из значимых текстов священной книги иудаизма Торы — в Экев говорится, что Моисей-Моше, провозглашая евреям заповеди предупредил, что награда в виде земли обетованной дается народу только при их соблюдении. Если же евреи коллективно не справятся со взятыми на себя заповедями, то их ждет изгнание. Это же предупреждение встречается в древней иудейской молитве Шма.
О том, что изгнание — наказание иудейскому народу за неисполнение заповедей, утверждает и христианский ветхозаветный текст.
Поэтому ортодоксальные верующие считают, что агрессивное отношение к иудеям по всей Европе, миру, в том числе — и в России, гонения на них были своеобразным наказанием, а окружающие люди были лишь орудием божественного воздаяния. И в то же время изгнания воспринимались иудеями как испытание. Многие из них верят, что, пройдя их все, народ после Холокоста сумел вернуться на землю своих предков. Именно поэтому в настоящий момент израильтяне демонстрируют готовность сражаться за свою территорию и государство всеми мыслимыми и немыслимыми способами.

Верить или нет в такую трактовку — вопрос религии. Но в нем есть попытка объяснить ту жестокость, которой иногда подвергали евреев на первый взгляд обычные, миролюбивые обыватели — якобы они были орудием наказания.
Другое обоснование приводят христианство и мусульманство. В первой религии еврейская община тесна связана с гибелью на кресте Иисуса.
В мусульманстве, которое считает себя последней, наиболее правильной версией почитания единого бога, евреи вызывали и вызывают неприятие из-за их приверженности своей древней религии, нежелания даже под давлением переходить в ислам. Масла в огонь добавляла ситуация, при которой практически всю историю формирования арабской нации ей приходилось делить земли с иудеями.
Но религиозные объяснения — лишь вершина айсберга.

Психология
Одним из базовых установок в психике человека является деление на своих и чужих. Древнему человеку она позволяла выжить за счет принадлежности к группе.
Поэтому представители другого народа на уровне подсознания вызывают тревогу и неприятие. Это справедливо для отношений между любыми народами, вынужденными соседствовать.
Но почему особую враждебность в Европе и в России вызывали именно евреи?
Если два народа просто соседствуют, жизнь общин начинают взаимопроникать. Но на это требуется время.
Евреи же оказались постоянными мигрантами без своей базовой территории — своеобразными кочевниками.
При любом напряжении — эпидемии, войны, экономические кризисы, такие триггеры имеют свойство мгновенно срабатывать. В ситуации безысходности психике проще обвинить чужаков.
После очередного всплеска агрессии в одной европейской стране или городе еврейская община снималась с места и мигрировала. И вновь оказывалась чужаками, новым, чуждым элементом, которому не хватало исторического времени, чтобы влиться в местную культуру.

Культурология
С точки зрения иудаизма евреи — богоизбранный народ. Кроме того, в этой религии есть тезис об общинности, о коллективной ответственности. Способ передачи этнического признака по материнской линии также вел к изоляции общины — он резко сокращал возможность смешанных браков, способствующих ассимиляции на чужой территории.
Общинность, с одной стороны, помогала евреям выжить.
С другой стороны — вела к замкнутости даже при долгом проживании в стране.
Со стороны же местных такой изоляционизм общины, объявляющей себя избранным народом — еще один триггер. Любая закрытость и герметичность психологически провоцирует страх и агрессию.

Экономика
Евреи появились в Европе еще во времена феодализма. В России в заметном количестве — с присоединением Польши и других территорий в XVIII веке.
Приобрести землю и заняться сельским хозяйством пришлые иудеи не могли. Служба большую часть истории для них была закрыта. Традиционные ремесла под контролем гильдий или местных кланов — тоже.
В результате иудеям пришлось искать то, что сегодня назвали бы экономическими нишами и новыми направлениями — содержание трактиров, ювелирное дело и другие сложные по тем временам ремесла, ростовщичество, наука и так далее.
Общинность в этом вопросе помогала — позволяла удерживать секреты и контролировать целые сферы. Естественно, что у местных бедных слоев такая ситуация вызывала агрессию.

Политика
Принцип — разделяй и властвую известен давно. В политике при нарастании внутренней напряженности, кризиса верхов — то есть неспособности власти решить сложные вопросы, давно отработанным методом является перенаправление агрессии на третью сторону — другую страну, другой народ.
Евреи с этой точки зрения в Европе и России оказались слишком привлекательной мишенью. Везде пришлые и изолированные, они давали возможность любой власти направить агрессию народа на них, чтобы сбросить общественное напряжение.
***
Я не утверждаю, что все написанное в этой статье – истина в последней инстанции. Но, видимо, в ней есть какое-то рациональное зерно. По-видимому, уважаемые читатели, вы в комментариях выскажите свое мнение по этому поводу. Всех вам благ.