Кедров Константин. Дзен...

Александр Бубнов
Так или иначе, условно или непосредственно, но созерцание и просветление ("дзен", или "дзэн") суть процесс и цель поэтической практики. Уточним: один из процессов... один из методов... одна из целей... Что касается процесса эволюции стиха и его форм, то в них происходит естественное взаимовлияние - спокойное, медленное, постепенное во времени - взаимовлияние всего на всё... Это и есть высшая - философская - интеграция. В рассматриваемом (в результате стиховедческого созерцания) тексте стихотворения "Дзэн-наездница" философа и поэта Константина Александровича Кедрова замечаем одно из важных свойств Интегрального стиха (И-стиха), которое можно назвать "Звёздным законом", тем более, что "Поэтический космос" - это одна из главных книг К.Кедрова.

Силы интеграционных процессов в стихе специфически акцентируются в случае, если поэт не разворачивает строку, оставляя её в объёме двух-трёх слогов или одного слова, наращивая лишь число самих строк, как это наблюдается в И-стихотворении "Дзэн-наездница".

<<...Символ полноты бытия, когда воронки отверсты в космос и переполнены, поскольку космос женщины есть мужчина>> (из авторского комментария к стихотворению "Дзен-наездница"; Кедров К. Энциклопедия метаметафоры, - М. : ДООС; Издание Е. Пахомовой, 2000)

Если продолжить аналогию с космосом, с физикой и астрономией, то, например, смягчение силы рифмы в И-стихе, его рифмическая медианность в идеале держится на естественном восприятии человеческого глаза (а в стихах - и уха тоже) силы свечения (читай, звучания) более или менее далёких объектов - в астрономии это связано с понятием "(видимая) звёздная величина". Чем дальше от нас объект (звезда), тем большей он должен обладать силой, чтобы сравняться с менее сильным, но более близким объектом (звездой). Примерно так же устроена И-рифма, то есть рифма в И-стихе.

При такой записи, как в стихотворении "Дзэн-наездница", начала и концы стихов (анафоры / клаузулы) становятся ближе, интегрируются, словно бы удваиваются в своём воздействии благодаря короткой строке, кроме того - рифме, повторам, графике… Например, рифмы ОктА'вИЯ / Я умОл[ьА']ю т[И]бЯ; го'лоса / пороха / поровну / пороха / го'лоса (к слову, в палиндромно-зеркальной последовательности, если охватить взглядом всю композицию). В первом случае это менее сильная рифма - медианная, но рядом, на соседних строках, во втором случае - более сильная, но проходящая пунктиром - мерцанием - на протяжении 15-ти строк; именно из таких комплексных приёмов складывается своеобразная "сумма технологии" интегральности, если воспользоваться словосочетанием Станислава Лема [1968] / Сергея Бирюкова [1996]; ср. из математики: "интеграл от алгебраической суммы двух функций [читай: сила рифмы VS расстояние между рифмами. - А.Б.] равен алгебраической сумме интегралов слагаемых, данное правило распространяется и на случай, когда слагаемых больше, чем два", то есть распространяется на все компоненты, из которых состоит целое - интегральное, уже в смысле внематематическом: "интегральный - неразрывно связанный; цельный, единый" (Викисловарь); то есть в нашем случае это "неразрывно связанный" по своим компонентам стих - Интегральный стих.

Александр В. Бубнов,
составитель Антологии И-стиха,
2022-2023.

P.S. Тенденции и особенности И-стиха, аналогичные рассмотренным, наблюдаются также в других стихотворениях автора, приведённых ниже в подборке.


=
АНТОЛОГИЯ (современного)
Интегрального стиха
=

Константин КЕДРОВ


ДЗЭН-НАЕЗДНИЦА

Ямбообразная Дзэн-наездница
Октавия
я умоляю тебя
будь на октаву выше
голоса
голос –
это изнанка пороха
выворачивание
взрыв
поделил
друг на друга
поровну
пол–полумертвых
пол–полуживых
Господи
это молитва пороха
2 Х 2 = 3
Дзэн-наездница
Внутри голоса
Вну–три–три
Внутри три
3 внутри

1994

(источник - авторская стр. -
stihi.ru/2019/01/11/4846)



***

Космос — это золотая сирень
радуга из грусти звезд осыпающихся в ночи
над головами ангелов похожих на розовых фламинго
задумчиво сжимающих в клювах
архангельскую форель летящую на Восток
восьмиконечной бесконечности
деленной на никогда
окно во все и дверь в никуда

Почти что Бог над надеждой
что заметнее будет если
но половина пламени
умноженная на инстинкт воды
заглатываемой верблюдом недоумения
в ушке игольном
посреди всего неустанно
ответа ждущий

Ты не должен сопровождать себя ввысь
оставайся здесь
так и быть — будь

(источник - priokskie.ruspole.info/node/3855)
 


***

Трамвай перерезал путь
параллелями линий.
Они сошлись у кладбища
на могиле Лобачевского.
Небо рушилось вниз
Придавлен обвалом света,
я остановился -
тупик вселенной.
Я перечитывал
чугунную эпитафию

«Член общества
Геттингентских
северных антиквариев»
веиравкитна хынревес -
прочитал я наоборот
и понял необратимость времени.
Я вышел к себе
ЧЕРЕЗ
НАВСТРЕЧУ
ОТ
и ушел ПОД
воздвигая НАД...
Там за тихоконкатым
тонут тени листые
лес стоит -
лета перелистывает
там ты тоже
теряешь тождество даже
может выживет все же
журавль тонконогий
- время.

(источник - Миражисты № SюР аL,а РюS (2020),
портал "Читальный зал")



***

Ход конём к себе
выдох
Ход конём от себя
вдох
Шахматные ходы
из выдоха – вдоха

Воздушные шахматы призрачны
Все фигуры прозрачны

Два воздушных коня –
два лёгких
справа и слева
Кони скачут
как молния
зигзагообразно

Молниями дыхания
вычерчен горизонт

Не пересчитать всех коней
в извилинах шей
из мозга
каждая планета в небе
ходит конём
Это результат иллюзии и незнания

Я говорю –
ко мне конь
конь ко мне
И конь летит
из Незнания
в Мироздание

1997

(Вознесенский А., Кедров К., Кацюба Е.
Шахматный рояль. - М.: "RUSSIAN CHESS HOUSE", 2011. - C.6-7;
а также:
"Журнал ПОэтов". 2006. №8(20) )



ШАХМАТНЫЙ РОЯЛЬ

Шахматы знают белый ритм клавиш:
ход конем – ЛЯ
партия ферзя – ДО
белые начинают – СИ
чёрные заканчивают – РЕ
Можно сыграть шахматную партию на рояле:
«Концерт-турнир
чёрно-белых рыцарей ладьи и рояля!»
       …ОН
склОНяется нАД ДОской
как Фишер(-Дискау)
над РЕбусом из 2-х букв
извлекает некий квадрат Малевича –
чеёрный на белом
белый на черном –
и улетучивается
в шахматный ритм ДОски.

1983

(Вознесенский А., Кедров К., Кацюба Е.
Шахматный рояль. - М.: "RUSSIAN CHESS HOUSE", 2011. - C.5-6;
а также:
"Журнал ПОэтов". 2006. №8(20) )



***

Усни и сразу проснёшься
И уже никогда
Кроме нет
Зачем
Никому
Завтра
Там
Почти что
Почти почти что
Но не навсегда

07.12.2021.
(личный блог автора)



***

В тишине любви вхожу в анфиладу слов
Всё молчит
Только чувство
После слов
Как эхо шагов
Уходящего в анфиладу
Оставляющего позади
Только эхо своей любви
Погружаясь в бесконечность
Простира'ющегося вдаль чувства

24.12.2021
(личный блог автора)


КЕДРОВ Константин Алексаендрович
Поэт, философ (доктор философских наук), филолог (кандидат филологических наук). Автор термина "метаметафора" (1984) и философской теории метакода. Родился 12 ноября 1942 г. в Рыбинске. С 1960 года живет в Москве. Учился один год в МГУ на факультете журналистики (1961-1962), затем перевёлся в Казанский университет. По окончании историко-филологического факультета Казанского университета вернулся в Москву. В 1968 году поступил в аспирантуру Литературного института им. А.М.Горького. В 1973 году в МГУ защитил диссертацию на соискание ученой степени кандидата филологических наук по теме "Эпическое начало в русском романе первой половины XIX века". В это время знакомится с философом, учеником Павла Флоренского А.Ф.Лосевым. 1974 по 1986 годы работает старшим преподавателем кафедры истории русской литературы в Лит.институте. Здесь вокруг Кедрова сформировался круг поэтов из числа студентов, заинтересованных в авангардной линии развития русского стиха, - среди этих авторов, в частности, Алексей Парщиков, Илья Кутик и Александр Ерёменко. В 1983 году Кедров сформулировал общий принцип их поэзии как метаметафору. В 1984 году создаёт группу ДООС (Добровольное общество охраны стрекоз). К.Кедров лауреат многих литературных премий, в том числе Премии Манхэ (Южная Корея, 2013). 27 июля 2023 года в Москве открылся Центр поэзии Константина Кедрова.
=
Участие в Антологии И-стиха согласовано с автором.
=
к СОДЕРЖАНИЮ
Антологии И-стиха
http://proza.ru/avtor/bubnov
=
Редакционный совет Антологии И-стиха:
А.Бубнов, И.Бурдонов, К.Каменский, Н.Лунёва, И.Чуднова.
=
Интегральный стих (И-стих) - нерегулярный по своим компонентам стих, в котором эти компоненты (метрика, рифма, строфика, длина строки, различные приёмы и т.п.) находятся в тесной интеграции, без явного преобладания силы и объёма того или иного компонента над другими.
=
Интегральный - неразрывно связанный, цельный, единый.
Интеграция - объединение в единое целое каких-либо частей.
=
Автор концепции и составитель Антологии (современного) Интегрального стиха -
Александр Владимирович БУБНОВ,
филолог (доктор филологических наук), критик, эссеист, поэт.
AL-DrBubnov@Ya.ru
vk.com/DrBubnov
Телеграм: @DrBubnovAV

© Кедров К.А., стихи, 1994 ... 2021.
© Бубнов А.В., литературоведческий текст, составление, 2022, 2023.