Схватка за Тибет. Магия и шпионаж

Анатолий Обросков
В незримой для масс, тайной эзотерической войне ставленникам международной финансовой олигархии и Федеральной резервной системы, а именно ложе Великий Восток Италии и иллюминатам-розенкрейцерам противостоит мировое братство незримых правителей Шамбалы во главе с Кут Хуми.

Из исторического и мистического исследования Бубличенко.

Ангелы были ранним изображением Иерархии Учителей; убежденность в их существовании была основой веры Рериха в Великое Братство, охраняющее и направляющее человечество на вечном пути эволюции. «Камень», изображённый Рерихом, часто фигурирует в той или иной форме в его художественном и литературном творчестве. Идея сокровища используется в названии многих его картин, и совершенно ясно, что он имеет в виду не материальные богатства, а духовные сокровища, которые спрятаны, как клад, но доступны тем, кто стремится их найти. В 1915 году Рерих заболел воспалением легких. Для выздоровления врачи послали его, вместе со всей его семьей, в Финляндию, в Сортавалу. К 1917 году в России бушевала революция, и возвращаться туда было опасно. Семья начала строить планы путешествия в Индию, к которой их тянуло, как магнитом, все сильнее и сильнее. В 1921 году в Нью-Йорке Рерих основал Главный Институт Объединенных Искусств, который, по его замыслу, должен был воплотить идеи образования, применявшиеся им в Санкт-Петербурге. Рерих продолжал планировать путешествие в Индию, и в мае 1923 года он, наконец, был на пути в Индию. На картинах Рериха того времени можно видеть религиозные образы и символы, и особенно важными были образы Майтрейи — Буддистского Мессии, известного в Пуранах как Калки-Аватар, в Монголии как Ригден-Джапо, на Алтае как Белый Бурхан; все эти образы были описаны в легендах, связывавших их с Правителем Шамбалы, который появится на земле для окончательного разрушения зла. По окончании экспедиции в 1928 году семья поселилась в долине Кулу на высоте 6500 футов у подножья, это место стало их домом на долгие годы. Николай Константинович Рерих умер в Кулу 13 декабря 1947 года. Его тело было кремировано, и часть праха захоронена на склоне, обращённом к его любимым горам.

Что искал Рерих всю жизнь в Гималаях? А вот это уже имеет самое непосредственное отношение к теме нашей книги — но только придется снова сделать отступление. Потому что искал он там легендарную Шамбалу, а что это такое, в двух словах не расскажешь.

Отступление второе

ШАМБАЛА. Слово это тибетское и имеет двоякое значение. В символическом смысле это олицетворение времен победы добра над злом, наступления века истины и единства человечества. В конкретном же смысле Шамбала есть тайное место в Центральной Азии, где находится община великого Владыки и его сподвижников — махатм. Шамбала является очагом тайного буддийского учения. Те, кто знаком с буддизмом, знают, какое огромное значение придают ей буддисты высокогорной Азии. На протяжении всей истории это слово вдохновляло религиозные движения, а буддийская традиция прочно связывает с неким сокровенным знанием, обладание которым позволяет достичь просветленного состояния Будды в течение земной жизни. Считается, что сокровенное учение царю Шамбалы преподал сам Будда. С XIV века интерес к Шамбале начинают проявлять ламы, в результате чего их резиденция в южном Тибете превращается в один из главных центров Учения. В Европу первые сведения о Шамбале проникли уже на исходе средневековья благодаря рассказам путешественников, побывавших в Бутане, на Тибете и в Китае. Но сведения эти были очень скупы, и долгое время оставались достоянием лишь востоковедов да отчасти географов. Но во второй половине XIX века предание о Шамбале становится широко известным — благодаря теософскому учению Е. П. Блаватской. Суть такова: Учителя Шамбалы постоянно шлют мысли, идеи, направленные на рост духа людей, великие открытия. Все в умственном, нравственном и культурном развитии человечество получает из этого единого источника, черпая в нем мощь. Блаватская обратилась к древнейшим культам и учениям, и в своей работе «Тайная доктрина» упоминает о Шамбале и о священной книге «Цикл Времени», где изложена система тибетского мистицизма, которая, по утверждению Блаватской, практиковалась в Индии и Тибете задолго до того, как Европа стала континентом, хотя первые сведения о ней появились только около тысячелетия назад, и для для Блаватской с последователями Шамбала уже не мифическая страна, а реально существующее братство посвященных йогов — махатм. Таких мистических братств существует немало, однако они не имеют никакого отношения к цивилизованным странам, и их местонахождение должно оставаться тайной для мира, пока «человечество в массе своей не очнется от духовной летаргии и не раскроет свои слепые очи навстречу ослепительному свету Истины». То есть, обобщая, можно сказать, что Шамбала в представлении Блаватской есть последнее прибежище уцелевших в катастрофе представителей расы атлантов (и современные теософы разделяют это представление).

Предание о Шамбале получило дополнительное развитие после публикации романа-утопии Джеймса Хилтона «Потерянный горизонт» (1933 год). Хилтон очень увлекательно изобразил расположенный в труднодоступной горной долине западного Тибета буддийский монастырь Шангри-ла, населенный представителями различных народов, в том числе и европейцами. Благодаря тайным знаниям и оккультным методикам обитатели монастыря сумели подчинить себе многое — в том числе и само время. Роман Хилтона приобрел большую популярность на Западе и многократно переиздавался. Именно так слово «Шангри-ла» прочно вошло в язык, как обозначение земного рая и убежища от ужасов современной цивилизации. Нужно отметить особо, что поиск страны, послужившей прообразом Шамбалы, продолжают и сегодня многие видные ученые. Так, согласно гипотезе российского тибетолога Б. И. Кузнецова, Шамбала — это древний Иран эпохи Ахеменидов (VI–IV в, до н. э.) — к такому выводу он пришел в результате расшифровки древней географической карты. Английский путешественник и ученый исследователь Ч. Аллен полагает, что Шамбала находится в западном Тибете вблизи священной горы Кайлас. Что же касается тибетских лам, то они придерживаются разных точек зрения: одни считают, что Шамбала и поныне находится в Тибете; другие считают, что в соседнем Китае, — однако большинство из них безусловно верит в реальность Шамбалы.

Николай Рерих, как перевоплощение далай-ламы пятого

Теперь пришла речь рассказать о шагах советского правительства по налаживанию связей с Тибетом. Как ни печально, но активное участие в этом принял Николай Константинович Рерих. Ниже изложена краткая версия того, какую именно миссию должен был выполнить Николай Рерих в Тибете с подачи ГПУ, и сделано это по книге Олега Шишкина «Битва за Гималаи. НКВД: магия и шпионаж». Эта книга во многом спорна, и со стороны последователей Рериха многократно подвергалась критике. Так, в одной из статей мы читаем: «Для доказательства вины художника и исследователя используется детский прием: дескать, если к экспедиции примкнул пресловутый резидент Блюмкин, убивший Мирбаха, значит, Рерих по уши увяз в шпионском дерьме. (…) Не Рерих выбирал человека из разведки! Кто же не знает, что до недавнего времени ни одна туристская группа не могла выехать за границу, если ее не сопровождал некто. Руководители группы, да и туристы знали или догадывались, кто шпионит за ними. Неужели следователь Шишкин, пусть и самодеятельный, про это не слышал?». Кроме того, некоторые критично настроенные последователи Рериха вообще отрицают участие Якова Блюмкина в экспедиции Рериха. Но это вопрос того, каким источникам больше доверять. Автор этих строк склонен более доверять книге О. Шишкина; связано это с тем, что в ней приводится слишком много фактического материала, достоверность которого можно проверить и по иным источникам — в частности, фундаментальному исследованию Антона Первушина. Поэтому тем, кто не согласен с данной трактовкой событий, хочется порекомендовать ознакомиться с трудом указанного автора — возможно, его мнение от этого изменится. Вообще же, думается, вопрос в том, как расценивать политический аспект экспедиции Рериха. С моей точки зрения, Рерих был поистине гениальным художником, возможно — очень просветлённым человеком; однако и это ни в коей мере не служит оправданием ни для участия в политических авантюрах ГПУ, ни для воспевания Ленина, как махатмы. А это есть факты бесспорные.
Николай и Елена Рерихи утверждали, что являются посланниками «Белого Братства», цитадель которого находится где-то в Гималаях и называется Шамбалой. Махатмы Шамбалы якобы дали Рерихам кусок метеорита, который они называли «Чинтамани». Это энергетический амулет, данный тому, кому владыки Шамбалы поручают некую духовную миссию; этот камень создает энергетическую связь между Шамбалой и ее посланником. Елена Рерих писала о «Чинтамани»: «По преданию, сокровище приносит с собою и особый Завет, который должен быть выполнен. … Легенда гласит, что после утверждения новой мощи сокровище должно возвратиться в Твердыню Света (т. е. Шамбалу). Интересно отметить, что камнем, выдаваемым за «Чинтамани», обладал главный редактор главного печатного рупора германских фашистов, «Фёлькише беобахтер» — Дитрих Эккарт.
...
Приход к власти в России большевиков не вызвал большого энтузиазма в западных странах: идеи международной революции и построения мирового коммунизма порождала на Западе страх. Большевистская Россия стала международным изгоем, страной, с которой западные государства не спешили налаживать дипломатические отношения, и Рерих сначала бежит из советской России, но затем, довольно скоро, примиряется с большевиками, становясь чуть ли не их почитателем. Так, он объявляет Ленина «махатмой». Рерих пишет: «Можете представить, что в свое время Ленин уже ощутил без малейшего материального основания непреложность нового строения. …Монолитность мышления бесстрашия создала Ленину ореол слева и справа… Видя несовершенство России, можно многое принять ради Ленина, ибо не было другого, кто ради общего блага мог бы принять большую тяготу. Не по близости, но по справедливости, он даже помог делу Будды… Появление Ленина примите, как знак чуткости Космоса…». Поддержал Николай Рерих и коммунизм: «Прежнее примитивное деление на касты, на классы и на занятия заменяются сложным различием по светотени. Явление, как очищенный коммунизм, отберет лучшие слои человечества». Даже свое имущество Рерих завещает Всесоюзной Коммунистической партии. Каковы причины этого отношения? Может быть несколько ответов на этот вопрос, одним из них является предположение о сотрудничестве Рериха с большевиками. Хотя вполне возможен и другой вариант: Николай Рерих увидел в советском строе почву для построения социальной утопии, о которой мечтал всю жизнь. Таким образом, мотивы отношения Рериха к советской власти есть вопрос довольно спорный.

Но перейдём непосредственно к путешествию Рерихов в Тибет. В начале XX века это было весьма архаичное государство. Долгое время Тибет находился под покровительством Китая, но сам по себе экономической и военной силой Тибет не обладал. После обретения независимости в 1913 году перед далай-ламой XIII встал вопрос о создании собственной армии и дальнейшем экономическом развитии своего государства. Но Тибет был аграрной страной, и деньги были лишь у крупных землевладельцев — а ими являлись буддийские и прочие монастыри. Крупнейшим же землевладельцем был таши-лама, духовный наставник далай-ламы, высочайший авторитет тибетского буддизма. Далай-лама попытался решить финансовые проблемы двумя путями: повысить налоги, и пригласить в страну англичан, чтобы они оказали помощь в модернизации армии. Однако такая политика вызывала недовольство как раз в монастырях, так как они вынужденных были теперь платить большие налоги. Кроме того, Россия и Китай видели в англичанах конкурентов за сферу влияния в Тибете. Чтобы изменить политику, проводимую руководством Тибета, необходимо было сменить её руководство, т. е. далай-ламу. И, так как в Тибете не было пролетариата, а главной силой была религия, то в Москве было решено разыграть религиозную карту и попытаться спровоцировать противостояние между далай-ламой и таши-ламой, что позволило бы вызвать беспорядки в Тибете, сместить далай-ламу XIII и заменить его собственной марионеткой, и активную роль в этом плане должен был сыграть Николай Рерих.

Ещё в Америке Рерих познакомился с неким Луисом Хоршем, который был ни кем иным, как финансируемым советскими спецслужбами сотрудником ГПУ, известным здесь под кличкой «Буддист». Николай Рерих в 1923 году создал корпорацию «World Servis», в задачи которой входили поставки зерна в Советскую Россию; а главным партнером этой корпорации стало акционерное общество «Шерсть», известное теперь как «крыша» советской контрразведки. Видимо, именно с этого момента и возникла связь между «органами» и Рерихом. Точных данных нет; последователи школы «Живой этики», основанной Рерихами, гневно отрицают саму возможность подобного сотрудничества. Однако вполне допустимо предположение, что сталинское ГПУ пыталось установить через Николая Рериха контакты с представителями элиты западных стран, так как он пользовался в той среде известной популярностью. Более того, будучи масоном (точнее — мартинистом) Рерих имел определённые возможности и связи даже среди политической верхушки США. Финансирование экспедиции Рериха осуществлялось ГПУ, Луис Хорш, прежде чем предоставить Рериху деньги, выдвинул условие — Николай Рерих должен встретиться с представителями ГПУ в Берлине. Эта встреча происходит в декабре 1924 года, в её ходе сотрудник ГПУ Георгий Александрович Астахов оговаривает подробности. После доклада Чичерину тот выказал большой интерес, и Рериху поручено проведение переговоров с японцами по вопросу раздела сахалинской нефти между Россией и Японией, которое Рерих выполняет. Деньги, в соответствии с договоренностями, выплачивает банк «Американский экспресс». Тут нужно познакомиться еще с одним чекистом — Яковом Блюмкиным, протеже Феликса Дзержинского, по его рекомендации ставший членом РКП (б). главным образом Яков Блюмкин известен благодаря тому, что убил 6 июля 1918 года немецкого посла Мирбаха, а в 1920 году организовал расстрел сорока тысяч белых офицеров, которые оказались в плену красной армии в Крыму. Однако Блюмкин не был простым убийцей; человек это был во многом небесталанный, умел расположить к себе, и Рерих, по многим сведениям, ценил его эрудицию, доверял ему. Вот почему ГПУ использовало в качестве координатора всего плана по свержению тринадцатого далай-ламы именно Блюмкина, и нужно сказать, Блюмкин оправдал надежды: внедрившись с помощью симпатизирующих коммунистам лам в окружение таши-ламы, он смог внушить ему мысль, что далай-лама плетет интриги и даже готовит покушение на него. Якову Блюмкину удалось также спровоцировать бегство таши-ламы в Непал. Обо всех этих событиях извещен Николай Рерих. Он устремляется в Индию, куда его приглашают теософы, но вместо того, чтобы воспользоваться их приглашением и посетить штаб-квартиру теософов в Адьяре, по приезде в Индию он сразу же устремляется в прямо противоположную от Адьяра сторону, на север. Там, недалеко от Сиккима и Непала, в окрестностях Гумского монастыря, Рерих встречается с таши-ламой, после чего поселяется в доме, где в свое время останавливался далай-лама XIII. Буддисты очень чтят все места, связанные с далай-ламой, так что место, где поселился Николай Рерих, было выбрано не случайно. Николая Рериха активно начинают посещать противостоящие далай-ламе монахи, он раздает деньги и налаживает связи с ламами. Тогда же Николая Рериха признают перевоплощением пятого далай-ламы. Интересно отметить, что практика признания перерожденцев позже критиковалась впоследствии самой Еленой Рерих: «…современные Далай Ламы и Таши Ламы настолько далеки от высокого понятия духовных водителей, что лишь невежественные массы верят, что они являются высокими воплощенцами». В то же время Рерих очень хорошо отзывался о таши-ламе, считая, что именно он имеет ключи от Шамбалы: «О бегстве таши-ламы из Тибета в 1923 году во всех местностях говорится с особою значительностью и почтением. …Говорится: когда таши-лама бежал около озер северо-западной области, вооруженная погоня из Лхассы одно время почти настигла его. Предстоял длительный обход ещё не замерзшего озера, и смутились сопровождавшие таши-ламу. Но духовный вождь Тибета хранил спокойствие и указал, чтобы караван на ночь остался по-прежнему на берегу озера. За ночь ударил сильный мороз, и озеро покрылось льдом, а затем запорошил нежданный снег. Перед зарею беглецы перешли озеро по льду, чем и сократили путь свой. Между тем взошло солнце, лед ослабел, и погоня, скоро подоспевшая, была задержана на несколько дней… Слышно, что таши-лама, находясь сейчас в Монголии, занят утверждением мандалы буддийского учения. От этого нужно ждать благодетельных последствий, ибо Тибет так нуждается в духовном очищении… Рассказывают, как некоторые китайцы просили недавно таши-ламу выдать им паспорта в Шамбалу.  Только таши-лама может делать это». Таким образом, если Елена Рерих считает, что таши-лама не является «высоким воплощенцем», то Николай Рерих, судя по всему, не согласен с ней. О ламаизме Елена Рерих писала, что эта религия далека от заветов Будды, а вот муж ее в апреле 1924 года был признан монахами монастыря Морулинг новым воплощением пятого далай-ламы.
...
Общаясь с тибетскими ламами, Николай Рерих не афишировал свою связь с большевиками, представляясь гражданином США, кем в действительности не являлся: он не имел даже американского паспорта, только китайский. Однако задуманная авантюра провалилась: экспедиция вызвала подозрения не только у англичан, но и у далай-ламы и его окружения, в результате чего самопровозглашенный «глава и посол Всемирного Союза Западных Буддистов» в Тибет так и не попал. Экспедиция чуть не погибла на плато Чантанг, где пришлось остановиться на длительный срок почти без провизии и при сильных морозах — до минус 40 градусов (в конце концов экспедицию пропустили в Сикким, но попытка Рериха занять место далай-ламы не состоялась).
...
Что ж, можно по разному относиться к наследию Н. Рериха в целом, можно и не согласиться с А. Первушиным по части сравнения с Унгерном...

А теперь ещё информация к размышлению про знаменитый проект Рериха...

Автор статьи "Шамбала древняя и загадочная" Л.В.Шапошникова пишет:"Я сидела на ступеньках и размышляла о боне. Мне хотелось, наконец, понять, что это такое. Здесь, в Доланджи, я встретилась с так называемым реформированным боном. Тем боном, который потерпев поражение в многолетней борьбе с буддизмом, не исчез окончательно, а преобразился под влиянием своего могущественного соперника. Монастыри, монашеские общины, регламентированная служба, канонизированные основатели религии, священные книги - все это принадлежности реформированного позднего бона. А что было раньше? Раньше были поклонения силам природы, магические ритуалы, камлание шаманов. "Бон - сложное учение, - писал Юрий Николаевич Рерих, в котором древние шаманские представления совмещаются с поверьями Северо-Западной Индии. Восходит ли этот культ природы к индоевропейской древности или, как мне кажется, к доарийскому пласту, пока еще трудно сказать что-либо определенное". Доарийский пласт уходил в глубокую древность. И эта древность продолжала жить вместе с реформированным боном. Она зачиналась где-то на заре человеческой истории в огне шаманских костров, в первых петроглифах, в примитивных святилищах, где алтарем был грубо обработанный менгир. Эта древность послужила фундаментом всем поздним напластованиям, в том числе и буддизму. Бон первоначальный, еще не реформированный, сложился тоже на этой основе, но много раньше буддизма. И, как ни странно, продолжал существовать отдельно от реформированного бона".

Большинство ведущих ученых-востоковедов в настоящее время склонны отождествить Шамбалу с внутренней страной Шаншуна – Олмо Лунгринг в Тибете, располагавшейся в древности вблизи священных горы Кайлас и озера Манасаровар. Другой версии придерживаются последователи теософского движения: существует множество повторяющихся свидетельств в различных письменных источниках о местонахождении Шамбалы в пустыне Гоби. Однако по-прежнему остаются неизвестными первоисточники, которые побудили авторитетных ученых и писателей XIX-XX вв. обоснованно утверждать, что в пустыне Гоби в незапамятные времена располагался духовный центр человечества, именуемый разными авторами Белым Островом, Шамбалой или Агарти.

Автор статьи "Шамбала древняя и загадочная" Л.В.Шапошникова пишет:""Я сидела на ступеньках и размышляла о боне. Мне хотелось, наконец, понять, что это такое. Здесь, в Доланджи, я встретилась с так называемым реформированным боном. Тем боном, который потерпев поражение в многолетней борьбе с буддизмом, не исчез окончательно, а преобразился под влиянием своего могущественного соперника. Монастыри, монашеские общины, регламентированная служба, канонизированные основатели религии, священные книги - все это принадлежности реформированного позднего бона. А что было раньше? Раньше были поклонения силам природы, магические ритуалы, камлание шаманов. "Бон - сложное учение, - писал Юрий Николаевич Рерих, в котором древние шаманские представления совмещаются с поверьями Северо-Западной Индии. Восходит ли этот культ природы к индоевропейской древности или, как мне кажется, к доарийскому пласту, пока еще трудно сказать что-либо определенное". Доарийский пласт уходил в глубокую древность. И эта древность продолжала жить вместе с реформированным боном. Она зачиналась где-то на заре человеческой истории в огне шаманских костров, в первых петроглифах, в примитивных святилищах, где алтарем был грубо обработанный менгир. Эта древность послужила фундаментом всем поздним напластованиям, в том числе и буддизму. Бон первоначальный, еще не реформированный, сложился тоже на этой основе, но много раньше буддизма. И, как ни странно, продолжал существовать отдельно от реформированного бона".

Большинство ведущих ученых-востоковедов в настоящее время склонны отождествить Шамбалу с внутренней страной Шаншуна – Олмо Лунгринг в Тибете, располагавшейся в древности вблизи священных горы Кайлас и озера Манасаровар. Другой версии придерживаются последователи теософского движения: существует множество повторяющихся свидетельств в различных письменных источниках о местонахождении Шамбалы в пустыне Гоби. Однако по-прежнему остаются неизвестными первоисточники, которые побудили авторитетных ученых и писателей XIX-XX вв. обоснованно утверждать, что в пустыне Гоби в незапамятные времена располагался духовный центр человечества, именуемый разными авторами Белым Островом, Шамбалой или Агарти.

У буддийских верующих было распространенно предсказание о появлении с севера грядущего Мессии, рождённого в западном теле белого человека. Здесь очень кстати пришлась легенда о Шамбале, мифической чистой земли буддистов, расположенной где-то к северу от Тибета. Н.К.Рерих способствует распространению легенды, что он как раз и является этим Мессией, перевоплощением 5-го Далай-ламы. Он сам творит легенду, приближая сроки Шамбалы. Он распространяет туманные намеки о "Великом плане", в котором сошлись и тибетские пророчества о приходе Мессии из Шамбалы и его личные интересы по созданию монголо-сибирского буддистского государства.

В проекте Н.К.Рериха была даже определена будущая столица в живописной Уймонской долине у подножия горы Белухи с названием Звенигород. Предполагалось получить здесь концессию на разработку месторождений. Н.К.Рерих называл свою миссию в Тибет: "Посольство Западных буддистов к главе буддистов Востока". Его тайной целью было объединить буддийские народы Азии именем будущего мессии Матрейи, и создать новое буддистко-коммунистическое государство в Центральной Азии в противодействии британской экспансии на Востоке.

В донесениях британской разведки тех лет, содержится сообщение, что Н.К.Рерих готовится объявить себя живым Буддой-Майтрейей, который по поверьям буддистов, должен явиться из северной Шамбалы. Это стало одной из главных причин запрета на посещение Лхасы экспедицией Н.К.Рериха. Простояв около 7 месяцев на подступах к Лхасе, и так и не получив разрешения от тибетских властей на встречу с Далай-ламой, экспедиция Н.К.Рериха была вынуждена вернуться в Индию.

Борьба за имперское влияние в Тибете и на Памире между Россией и Англией велась с 1860 г. В исторической записке 1893 г. П.Бадмаева Алексадру III содержался проект присоединения к России Монголии и Тибета. В своей записке он приводит легенду о "белом царе", появление которого предсказывалось из северной страны, из России. По убеждению буддистов белый царь был перерожденцем одной из своих богинь Дара-эхэ – покровительницы буддийской веры.

В своих экспедиционных дневниках Н.К.Рерих пишет о важности понятия Шамбалы для народов Азии:

«Это место, где земной мир соприкасается с высшим состоянием сознания. В сказаниях о Шамбале, в легендах, преданиях и песнях заключается, быть может, наиболее значительная весть Востока. Кто ничего не знает о жизненном значении Шамбалы, не должен утверждать, что он изучил Восток и знает пульс современной Азии: Шамбала – самое священное слово Азии».

В очерке «Сердце Азии»:

«На вершинах Сиккима, в Гималайских отрогах, среди аромата балю и цвета рододендронов опять лама, подобный средневековому изваянию, указал на пять вершин Канченджунги и сказал: Там находится вход в священную страну Шамбалы. Подземными ходами через удивительные ледяные пещеры немногие избранные даже в этой жизни достигали священное место. Вся мудрость, вся слава, весь блеск собраны там».

До публикаций Н.К.Рериха о Шамбале в конце XIX в. кратко упоминала в своих трудах Е.П.Блаватская, основательница Теософского общества, которая дала следующее определение в «Теософском словаре»:

«Шамбала – исключительно таинственное место, вследствие его связи с будущим. Город или селение, упоминаемое в Пуранах, откуда, как возвещает пророчество, появится грядущий Мессия. Некоторые востоковеды отождествляют с Шамбалой современный Мурадабад в Рохилканде (северо-западные провинции Индии), тогда как оккультизм помещает её в Гималаях».

Однако в «Тайной доктрине» Е.П.Блаватская определяет местоположение Шамбалы в другом месте – в Гоби и называет ее "ныне "баснословная" Шамбала в пустыне Гоби".

В дневниках доктора К.Н.Рябинина, участника экспедиции Н.К.Рериха, также неоднократно упоминается Шамбала:

«Понятие Шамбалы вполне реально и место это имеет свое географическое положение на карте Тибета в области высоких гор, на высоте после 11.000 футов».

В фольклоре русских крестьян начала ХХ в. Беловодье – чудесная страна, с богатыми землями и природой, свободная от гнета бояр и "гонителей веры", где вдали от мира живут святые праведники, где главенствует добродетель и справедливость, помещалась сперва на Урале, затем в Сибири и на Алтае. Попасть в эту страну могли только добродетельные люди. Ее называли "Страной справедливости и благоденствия", "Страной Запретной", "Страной Белых Вод и Высоких Гор", "Страною Светлых Духов", "Страною Живого Огня".

В славянской мифологии Беловодье помещается на Крайнем Севере, в "северных землях в Поморье, от реки великой Обь до устья Беловодной реки, и эта вода бела как молоко". В легендах северных народов IX в. говорится о священном храме, построенном "на горе, окруженной морском рукавом. Богатств, подобных тем, что там собраны, нигде нельзя найти, даже в Арабии".

По мнению А.Асова этот храм бога Ямала находился на полуострове Ямал близ устья Оби и является прообразом Беловодья. Согласно славянским ведам землёй Беловодье являлся остров Буян, который находился на Восточном море, на месте современной Восточной Сибири в очень древние времена.

По мере продвижения русских казаков на восток, так и не найденная земля блаженного Беловодья, смещалась в представлении русских крестьян все дальше в неосвоенные территории. В России, особенно среди старообрядцев, большой популярностью пользовалось предание о Беловодье, которое имеет некоторые черты легенды о Шамбале. Начиная с XVIII-XIX вв. существует поверье:

«Тот, кто пойдет по следам завоевателей-татар в Монголию, найдет Беловодье (Земля Белых Вод, предположительно озеро Лоб-Нор – белое озеро, покрытое слоем соли, откуда тропа вела в предгорья Кунь-Луня)».

По мнению Н.К.Рериха, на Алтае легенда о Беловодье приняла некоторые черты легенды о Шамбале, которая была получена от монголов и перетолкована на свой лад староверами. По легенде, записанной Н. Рерихом дорога в Беловодье лежит через Алтай:

«Отсюда пойдешь между Иртышем и Аргунью. Коли не затеряешься, то придешь к соляным озерам. И дойдешь ты до гор Богогорши, а от их пойдет еще трудней дорога. Коли осилишь ее, придешь в Кокуши. А затем возьми путь через самый Ергор, к самой снежной стране, а за самыми высокими горами будет священная долина. Там оно и есть, самое Беловодье».

Первая партия русских в поисках вольной земли отправилась в путь в 1840 году, но самая многочисленная группа в 130 человек пришла на Лобнор в 1860 году, где путники обосновались, построили поселок, начали пахать землю. С местными жителями пришельцы объяснялись при помощи казахского языка, который освоили еще на Алтае .

Подробный рассказ о путешествии алтайских староверов в Западный Китай на озеро Лобнор и дальше, в высокие нагорья Кунь-Луня, приводится в романе П.И. Мельникова (Андрей Печерский) «В лесах»:

«Шли мы через великую степь Китайским государством сорок четыре дня сряду: Много было бед, много напастей!: Но дошли-таки мы до Беловодья. Стоит там глубокое озеро, да большое, ровно как море какое, а зовут то озеро Лопонским, и течет в него от запада река Беловодье. На том озере большие острова есть, и на тех островах живут русские люди старой веры».

"Беловодью", русской мечте, возникшей на Алтае в XVII-XVIII вв. некоторые авторы отводят район озера Лоб-Нор на юге пустыни Гоби. По признанию археологов, этот, один из самых важных археологических районов земного шара мало изучен и редко посещается. Открыт он был в начале XX века, когда шведский исследователь и географ Свен Гедин и его группа из пяти человек изучали и наносили на карту маршрут через широкую и труднопроходимую пустыню Такла-Макан, считавшуюся самой коварной и опасной пустыней в мире. Они натолкнулись тогда на обнажившиеся после сильной песчаной бури руины города Лоуланя, стоявшего некогда на острове и засыпанного полторы тысячи лет назад дрейфующими песчаными дюнами высотой в 300 фунтов. Последующие раскопки в пустынных районах, прилегающих к озеру Лоб-Нор, подтвердили проживание здесь людей ещё 10 тысяч лет назад, когда климат был благоприятнее, чем в наши дни. Особенности сухого климата и песок оказались превосходными консервантами. Древние предметы, которые в других местах земного шара разлагаются от времени, здесь остаются целыми.

...

В своей книге о беге (ответ Харуки Мураками с его текстом "О чём я говорю, когда говорю о беге") , настольной книге для участников Марафонской команды трезвой России, пишу и про Шамбалу, про появление в результате особых практик нового органа восприятия ока неба, глаза Будды.

Автор книги - Ник Карпати. Произведение относится к жанрам публицистика, спорт / фитнес. Международный стандартный книжный номер: 9785005971432.
Создано в интеллектуальной издательской системе Ridero

...

С известным российским общественным и политическим деятелем Владимиром Рыжковым автор этих строк познакомился ещё в 2015, на одной из встреч с московскими журналистами.
На одном из международных кинофестивалей "Послание к человеку" в Петербурге посмотрел документальный фильм "Мой друг Борис Немцов" с его участием.
А затем в Доме Книги в декабре 2021 года на презентации книги Рыжкова о путешествии на Алтай (она проходила на 1-м этаже ещё до реконструкции Дома Книги) задал вопрос о Шамбале, гипотетическом тайном ходе в неё с территории Алтая.

Родился Рыжков 3 сентября 1966 года в Рубцовске Алтайского края.
В студенческие годы вёл активную комсомольскую и общественную деятельность. В 1989 году стал одним из основоположников перестроечного движения на Алтае. Писал статьи в первую независимую алтайскую газету «Свободный курс», устраивал митинги, проводил дискуссии, выступал на телевидении. В разное время входил в руководство региональных организаций «Политцентр», «Общество содействия перестройке», «Демократическая Россия».
В 1991 году был назначен секретарём крайкома комсомола Алтайского края в ранге заместителя главы администрации края. На этой должности отвечал за кадровую политику, взаимодействие с органами местного самоуправления, курировал работу ряда социальных комитетов, взаимодействие с политическими организациями и СМИ.

20 августа 1991 года в Барнауле вышло 10 тысяч человек в поддержку Ельцина и против ГКЧП. Рыжков был одним из заявителей этого митинга и одним из переговорщиков с горсоветом.

В конце выступления он охарактеризовал позицию крайкома как преступную, заявил о необходимости постановки вопроса о персональной ответственности партийных функционеров, национализации принадлежащих партии органов информации и национализации собственности коммунистической партии на территории Алтайского края, которое использовалось для поддержки режима ГКЧП.

В декабре 1993 года был избран депутатом Государственной думы РФ первого созыва по списку избирательного объединения «Выбор России». Работал заместителем председателя Комитета по делам Федерации и региональной политике. Вошёл в руководство партии «Демократический выбор России». Весной 1995 года покинул партию, войдя сначала в оргкомитет, а затем в Совет движения «Наш дом — Россия» (НДР).
В декабре 1995 года был избран депутатом Государственной думы РФ второго созыва по списку НДР. С января 1996 года по сентябрь 1997 года — заместитель председателя парламентской фракции «Наш дом — Россия». В 1997 году избран первым заместителем (первый вице-спикер) председателя Государственной думы РФ, стал самым молодым вице-спикером в её истории. Был заместителем руководителя исполкома Политсовета «Наш дом — Россия».
16 сентября 1998 года по предложению нового председателя правительства РФ Е. Примакова президент РФ Ельцин подписал указ о назначении Владимира Рыжкова заместителем председателя правительства РФ по социальным вопросам. Однако через несколько дней Владимир Рыжков отказался занять эту должность, заявив: «В ситуации тяжелейшего социального коллапса такое согласие с моей стороны, со стороны человека, который конкретно этой областью не занимался, было бы все-таки, мне кажется, авантюрой».
В 1999 году был руководителем фракции НДР в Государственной думе.

Член комитета Государственной думы по делам Федерации и региональной политике, член трёхсторонней комиссии (Правительство — Совет Федерации — Государственная дума) по бюджетной политике.

С 2000-го по 2005-й год Рыжков был независимым депутатом вне партий. В 2005 году он с Валерием Зубовым, Михаилом Задорновым и Владимиром Лысенко решил возрождать Республиканскую партию.
В 2005 году вошёл в состав Политсовета Республиканской партии России.
В ноябре 2005 года возглавил общественное движение «Выбор России».
С 2006 года — сопредседатель РПР.

23 марта 2007 года Верховный суд ликвидировал Республиканскую партию России, удовлетворив иск Федеральной регистрационной службы (ФРС). Суд согласился с позицией ФРС, что численность партии, а также количество её региональных отделений не соответствуют российскому законодательству. Рыжков не признал законности этого решения, пообещав оспаривать его во всех инстанциях вплоть до Европейского суда по правам человека (ЕСПЧ) в Страсбурге.

Рыжков говорил, что «неправильно было выбирать Координационный совет оппозиции, считая, что Координационный совет сузил протест, потому что он свёл организацию протеста только к тем, кто согласились участвовать по разным причинам в этих выборах. А кто не хотели по разным причинам участвовать, они теперь не участвуют и в организации акций». Впоследствии первая акция КСО не получилась, а затем члены КСО так и не смогли эффективно работать внутри совета по организации митингов.

Инициатор проведения научных экономических конференций в Белокурихе («Сибирский Давос») и политологических в Барнауле и Республике Алтай. Является координатором общественного комитета «Россия в объединённой Европе», членом президиума Совета по внешней и обороной политике (СВОП).

Автор статей в газетах «Ведомости», «Независимая газета», «Российская газета», «Время новостей», «Московские новости», ряде зарубежных изданий.

Профессиональные интересы: история, политология, государственное строительство, взаимоотношения ветвей власти, вопросы федерализма, региональной политики, местного самоуправления, внешняя политика. Координатор международного общественного комитета «Россия в глобальной политике». Публикует статьи по вопросам истории, законодательства, политологии и международных отношений («Известия», «Ведомости», «The Moscow Times»).

Член Общественной палаты города Москвы (с 2019 года). Депутат Московской городской думы VII созыва с 2021 года.

Увлекается спортом, искусством, путешествиями.

Владимир Рыжков: Живой Алтай. Горы, люди, приключения
Художник: Владимир Рыжков
Издательство: Рипол-Классик, 2021 г.
https://www.labirint.ru/books/795425/?p=7207

Великие горные системы Центральной Азии уже столетия привлекают исследователей и путешественников, и по сей день эти места не в полной мере изучены и дают богатую почву для новых открытий. Среди них выделяются своей непревзойденной красотой и пышным великолепием «Золотые горы» — Алтай. Простирающийся на территориях четырёх сопредельных государств (России, Монголии, Китая и Казахстана), Алтай оберегает своё глубокое культурное, духовное и природное единство. Алтай — живые горы. Здесь тысячелетия сохраняется гармония людей и первозданной нетронутой природы. Владимир Рыжков, много лет путешествующий по Алтаю, подробно и с любовью описывает его живую гармонию, впечатляющие природные объекты, скрытные горные тропы и перевалы, историю и повседневную жизнь коренных жителей Русского и Монгольского Алтая. Книга «Живой Алтай» — продолжение труда «Сияющий Алтай», вышедшего в свет несколько лет тому назад.

Пять причин приобрести книгу Рыжкова.

1. Продолжение знаменитой книги Владимира Рыжкова «Сияющий Алтай».
2 .Книга, которая заставит искренне полюбить один из самых прекрасных регионов России.
3. В ходе бесчисленных походов по Алтаю автором собраны сотни историй людей, связанных с судьбой современного Алтая.
4. В книге также поднимаются острые вопросы, связанные с экологией, повседневной жизнью и актуальными проблемами региона.
5. С самых первых страниц книги вы уже начнёте продумывать своё следующее путешествие по удивительным маршрутам чарующего Алтая.