В милицию по комсомольской путевке

Александр Бастрыкин
В конце 1960-ых в комплектовании кадров органов внутренних дел назрели качественные перемены, которые были призваны укрепить связь милиции с народом посредством расширения контактов с общественными организациями и трудовыми коллективами. Пути практической реализации этих задач были определены Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 19 ноября 1968 года «О мерах по дальнейшему укреплению советской милиции».

Вряд ли где в Советской Армии вопрос направления увольняемого (или уже уволенного) в запас военнослужащего на службу в милицию рассматривался на общем собрании. Но вот комсомольские характеристики часто утверждались в его присутствии.

Соответствующий посыл был дан ещё на заре советской власти: коль милиция- плоть от плоти народная, то и комплектовать её должен сам народ! Вот и было решено взять за основу принципиально новый порядок комплектования- направление на службу лучших представителей трудовых коллективов. Разумеется, с предварительным обсуждением кандидатов на собраниях. А чтобы повысить ответственность за своих выдвиженцев и стимулировать тех к достойной службе, вводился такой институт, как периодические отчёты работников милиции в коллективах.

Эти положения нашли последующее закрепление и в Законе о советской милиции (Указ ПВС СССР от 19.07.1973г. «Об основных обязанностях и правах советской милиции по охране общественного порядка и борьбе с преступностью»): «Комплектование милиции осуществляется, как правило, из числа лиц, направляемых трудовыми коллективами, а также рекомендуемых общественными организациями».

Одновременно усиливался акцент на комсомольские мобилизации- подобные установки отличали нашу страну на всех этапах её грандиозных свершений (коллективизация, целина, стройки века). В деятельности горкомов КПСС и ВЛКСМ вовсю была распространена практика утверждения разнарядок по направлению на службу из трудовых коллективов лучших производственников, передовых коммунистов и комсомольцев. Предполагалось, что в условиях хронической нехватки милицейских кадров разнарядки хоть отчасти помогут решить эту проблему.

Руководители ОВД отчитываются о работе по комплектованию перед секретарём ГК КПСС.

Для придания процессу идеологической подоплёки (т.е. показать руководящую и направляющую роль партии) создавались комиссии по отбору на службу в милицию, которые помимо функции отбора были призваны повысить личную ответственность каждого кандидата в будущей службе. В состав таких комиссий входили руководящие партийно-комсомольские работники и руководство ОВД, а возглавлял её один из секретарей ГК КПСС. Через них пропускали всех кандидатов на службу. В ходе делового и доброжелательного собеседования происходило знакомство с молодыми ребятами, устанавливалась их мотивация и давалось напутствие. На заседаниях комиссии регулярно рассматривались и другие кадровые вопросы.

Все понимали, что направление трудового коллектива (профсоюзной, комсомольской, партийной организации) или командования войсковой части- это лишь формальное приложение к кандидату на службу в милицию, поскольку первоначально подбирался человек, а уж потом под него в зависимости от его социального статуса «подгонялось» направление. Т.е. для каждого существовал свой вариант- на любой вкус!
Вспоминаю, как в начале 1980-ых рождались эти самые «направления» (самому тогда приходилось заниматься подбором кадров в милицию). Находили и уговаривали паренька. После того, как тот соглашался на заманчивые предложения (пенсия через 25 лет, бесплатный проезд на всех видах транспорта, 50% оплаты коммунальных услуг), ускоренно проводили его оформление. А уже на этапе приёма на службу выходили в организацию, где тот работает (или ранее отработал не менее 6 месяцев), с просьбой рассмотреть вопрос о его направлении на службу в милицию. Как это было на практике- расскажу.

С огромными проволочками согласовывались время и место проведения собрания. В назначенный час появлялся представитель ОВД (в нашем случае- ваш покорный слуга) и вкратце обрисовывал собравшимся трудягам цель визита. Для тех это было сродни представлению, где на авансцену выходил их коллега- потенциальный кандидат в милиционеры, и предоставлялся удачный случай вовсю похохмить и поупражняться в риторике. Для несчастного это было нелёгким испытанием: сидя, как на иголках, в кругу шофёрской (строительной, заводской и т.п.) братии тот едва успевал отбиваться от нелицеприятных вопросов и подкалываний, невольно ощущая себя предателем и изгоем. Понимая щекотливость положения, милицейский представитель старался поскорее закончить его мучения и само собрание: «Кто за?». Все дружно поднимали руки, а потом удовлетворённо подначивали по сути уже бывшего коллегу: «С тебя причитается!».

Зачастую вопрос направления на службу коллективом бригады решался во время обеденного перерыва.
По счастью, вживую собрания происходили крайне редко: обычно руководители организаций предпочитали обходиться без лишних обсуждений, формально оформляя и предоставляя в ОВД выписку из протокола с характеристикой. За всю мою кадровую практику был единичный случай, когда кандидату было отказано в направлении по моральным соображениям. Да и то милицейские кадровики посчитали сей факт отговоркой и выкрутились из ситуации, получив соответствующее направление с его предыдущего места работы…
На тех, кто поступал сразу же после службы в советской армии, делали запрос в часть о высылке характеристики с обязательным заключением-рекомендуют или нет. Там не скупились на лестные отзывы или, на худой конец (если уж речь шла об откровенном разгильдяе), ограничивались усреднёнными стандартными формулировками («Предан делу. Характер нордический...», и т.п.). Разумеется, ни о каких собраниях речь не шла- вопрос решался на уровне замполита части. Это уже позднее пошла практика выдавать на руки каждому дембелю служебно-комсомольскую характеристику.

Столько дорог открывается после армии! Какую выбрать?
Были определённые проблемы с выпускниками гражданских ВУЗов: мало кто из них жаждал надеть погоны, но разнарядку-то нужно было исполнять! В деканате выбирали жертву из числа отстающих и вручали ему флаг (комсомольскую путёвку) в руки. Отказаться тот не мог- иначе маячила перспектива лишиться комсомольского билета, а это- автоматическое исключение из института. Вот и мучились потом такие «направленцы» в рядах милиции. Не имея возможности порвать с ней (а уволиться офицеру советской милиции можно было лишь по отрицательным основаниям), тихо её ненавидя и пускаясь во всё тяжкое- спивались, добровольно уходили из жизни…
Осуществляемые меры практически не влияли на сокращение некомплекта в милиции, поскольку не решали других проблем, которые и являлись основными причинами текучести кадров в системе органов внутренних дел- с жильём, низкой зарплатой и недостаточной социально-правовой защищённостью сотрудников милиции.