Люди советской закалки

Сергей Губарев
Я в гостях у семейной пары из села Тюнёво Бориса Фёдоровича и Лилии Николаевны Штангеевых. 57 лет они идут рука об руку по жизни. За эти годы супруги внесли значимый вклад в развитие агропромышленного комплекса Тюменской области и Нижнетавдинского района, а также воспитали детей, которые составляют цвет российского и международного интеллектуального сообщества.

Дом с историей

Я приехал в село Тюнёво, чтобы побеседовать с замечательной семейной парой Штангеевых. Их дом глядит прямо на Велижанский тракт, но в то же время скрыт от него соснами, посаженными хозяйкой усадьбы Лилией Николаевной. Сам дом необычный. Он был построен по оригинальному проекту наряду с несколькими такими же коттеджами в 1984 году начальником «Главтюменьгеологии» Фарманом Салмановым, поскольку семейная пара работала в подхозе «Геолог», основанном этой гремевшей в то время на весь Советский Союз организацией. В нём два этажа, 190 квадратных метров жилья. Даже сейчас это смотрится шикарно, а уж в то время иметь такой особняк было пределом мечтаний.
 
Сельский учитель

Лилия Николаевна приезжая. Родом она из Новосибирска, где был учхоз местного сельскохозяйственного института. Она характеризует малую родину как весёлый молодёжный посёлок, где имелся собственный клуб, огромный стадион, где проходили студенческие соревнования, и даже был собственный оперный театр, куда приезжали известные артисты. 
Она окончила школу, приобрела специальность учителя в Новосибирском педагогическом институте и попала в деревню Михайловку Искитимского района.
 – Место удивительное, как будто маленькая Швейцария. Красивая природа, вокруг тайга, течёт речка, а местность с долинами и холмами, на которых ютятся домики. У каждой семьи своя пасека, – делится воспоминаниями Лилия Николаевна.
Молодая учительница приехала в местное РАЙОНО, а там по случаю оказался директор Михайловской школы Пётр Филиппович, который пригласил её и подружку работать, посетовав, что у него нет учителей русского языка и математики. Подружка Вера согласилась на ставку филолога, а героине публикации досталась математика.
О первом годе работы в образовательном учреждении Лилия Николаевна сказала, что с коллегами и детьми она легко нашла общий язык, а большая интеллектуальная нагрузка компенсировалась молодостью, хотя времени работа отнимала много. С окончанием уроков учительский день не заканчивался. Дома ожидали тетрадки, которые нужно было проверить.
Директор школы Пётр Филиппович во всём помогал, понимая, что педагог преподаёт не свой предмет. Добавилась комсомольская нагрузка: это организация праздников в местном клубе, агитация во время предвыборных кампаний, а также помощь в организации и проведении выборов.
 – А с детьми мне повезло. Вообще дети в маленьких сёлах не такие, как городские: они более спокойные, послушные, не испорченные цивилизацией, и учитель для них бог, – рассказывает Лилия Николаевна.

Родственные души

С дедушкой, как ласково называет моя собеседница своего мужа, они поженились в 1966 году. В это время он учился в сельскохозяйственном институте. Когда они познакомились, он только перешёл на второй курс. Встретились интересно: она бежала с остановки домой, а он в местном учхозе пас коров, – так проходила сельскохозяйственная практика. Молодой пастушок внешне напоминал доктора Паганеля, как вспоминает о нём собеседница. Высокий, в роскошных очках, сидел верхом на низкорослой лошади, и какой-то плащ был на нём, в общем, очень харизматичный молодой человек.
Он признался, что давно приметил симпатичную учительницу. Познакомились, побеседовали друг с другом, у каждого осталось приятное послевкусие. А уже потом в клубе он пригласил девушку потанцевать. На мой вопрос, чем они друг другу понравились, Лилия Николаевна ответила, что он был открытый, доброжелательный и разговорчивый парень. А Борис Фёдорович охарактеризовал чувства одним ёмким словом: «Молодость!»
Свадьбу сыграли студенческую. Фотоаппараты считались роскошью, а сходить в ателье не пришло в голову, поэтому те весёлые и важные мгновения не запечатлены, тем не менее, они сохранились в памяти. Одним словом, расписались и посидели по-семейному со своими друзьями. И вот уже 57 лет они делят радости, проблемы и быт пополам.

Семейная жизнь

После свадьбы Борис Фёдорович уехал на свою малую родину в село Казанское Тюменской области на практику. В селе Дубынка работала заречная ферма. Позднее его распределили в деревню Грачи Казанского же района в откормочный совхоз главным зоотехником, и молодая семья переехала в это небольшое селение, а его жене нашлось место специалиста по кадрам.
Но проработали они там недолго, потому что однажды принципиальный молодой зоотехник высказал представителям райкома партии свои соображения по профессиональным вопросам. Дело было так. Специалиста заставляли принимать скот, а условий для этого не предоставили: зима на дворе, помещений нет, кормовая база не готова, а району необходимо выполнить план: поставить нужные циферки в формулярах и отчитаться начальству. Одним словом, перегибы на местах.
После Грачей молодой специалист стал главным зоотехником в совхозе «Мизоновский» Ишимского района, а его жена устроилась в детский сад. Там они прожили и плодотворно проработали пять лет.
Совхоз был по-настоящему крепким хозяйством. Более 1000 коров, свиньи, овцы, и сама деревня большая, как наши Велижаны. Глава семейства Штангеевых показал все свои способности, и ему предложили занять должность главного зоотехника управления сельского хозяйства Ишимского района. Вроде бы должность престижная, но оклад маленький, всего 180 рублей да 96 у жены. И как в городе жить на эти деньги, рассуждают супруги. И поэтому они приняли знаковое для себя решение переехать на Север.
Долго не могли улететь из-за отмены рейсов, сидели на чемоданах, ночевали у родственников. Город Урай встретил семейную пару, у которой на тот момент уже родились обе дочки, с распростёртыми объятьями. Ну и поскольку это Север, появилась денежка на покупку первой машины. «Запорожец» показался великой роскошью, хотя Борис Фёдорович со своим ростом метр восемьдесят сантиметров в него еле садился, доставая, как пошутила супруга, коленками до подбородка.
 – Автотранспорт появился, а дорог-то у нас особо не было, – вспоминает Борис Штангеев. – До Урая ещё можно было проехать по бетонке, а далее – пески да болота, а ещё нефтяные скважины. Там я устроился в хозяйство, входящее в структуру подхоза «Геолог». Жили мы в деревянном двухквартирном доме в деревне Ушья, а рядом стоял посёлок Мулымья, где работала средняя школа, в то время как в Ушье учили только до четвёртого класса.
Борис Фёдорович продолжал работать главным зоотехником. Он отметил, что на Севере своя специфика. Всё продукты питания для людей и корма для животных завозили баржами с Большой земли. Сенокосы представляли собой лоскутки лугов, спрятанных между массивами тюменской тайги.

Знай наших!

Старшая дочь Инна – это гордость семейства Штангеевых. Уже в четыре года девочка бегло читала и ходила в библиотеку. Причём, что интересно, она научилась читать самостоятельно. Однажды Борис Фёдорович пришёл домой, уселся на диван, взял газету, а дочка подошла к нему и прочитала её название «Тюменская правда». Родители начали проверять, и оказалось, что ребёнок быстро читает. Память у неё была феноменальная. У Штангеевых имелась коллекция пластинок, так вот Инна помнила порядок мелодий на виниловом диске наизусть и могла поставить сходу любую нужную песню.
Её посадили в первый класс к учителю Надежде Андреевне. Та ей давала книжку сказок, и первоклассница с удовольствием их читала, раскрывая в собственном воображении богатый мир русского фольклора. А начальная школа научила ребёнка писать. И основная школа далась ей легко. Лилия Николаевна не помнит, чтобы дочь зубрила устные предметы. Из рассказа учителя она запоминала всё что нужно и выполняла дома лишь письменные задания. Она и младшую сестру Елену всему научила. Когда девочка окончила семь классов, её мама, осознавая одарённость дочерей, решила их перевести учиться в школу столицы региона.
Всё для детей, поэтому Штангеевы снова переехали на другое место жительства. Благо, что сделать это было не так сложно: от организации «Геолог» у них в Ишиме была забронирована двухкомнатная квартира. Её поменяли на жильё в городе Тюмени.
С этого момента открывается нижнетавдинская страница истории их жизни. Пока дети учились в областном центре, родители устроились в подхозе «Геолог» в селе Тюнёво.
 – Мы опасались, что дочкам будет сложно адаптироваться, но всё сложилось отлично. Когда закончилась первая четверть, я пришла на родительское собрание, а классный руководитель говорит: «Такое впечатление, что ваша Инна все семь лет с нами училась. Среди одноклассников она пользуется авторитетом, и если мне что-то нужно, я разговариваю с Инной, и она организует остальных детей, – вспоминает Лилия Николаевна.
В это же время (когда Штангеевы определили детей в тюменскую школу, а сами устроились работать в Тюнёво) «Геолог» начал строительство домов для своих специалистов, в том числе, возводили коттедж и для семьи Штангеевых. А пока им дали вагончик для временного проживания.
Борис Фёдорович работал в привычной для себя должности главного зоотехника. За время его работы численность крупного рогатого скота  увеличилась более чем в пять раз. Пришлось решать вопросы с заготовкой кормов, поскольку сенокосов в тюнёвской стороне как и на севере не было.   
Лилия Николаевна в тюнёвском подхозе начала в отделе кадров, затем выучилась в сельскохозяйственном институте на зооинженерном факультете, стала селекционером и несколько лет отработала бригадиром в свиноводстве. Как селекционер она занималась вопросами осеменения животных, отбирала телят на семя, осуществляла контрольные дойки.
Лилия Николаевна рассказала, что хозяйство в Тюнёво было очень серьёзное. Оно включало теплицы, отличный свинарник на 2000 животных, ферму для крупного рогатого скота (только одних дойных коров было 400 голов), собственный колбасный цех, и даже цветы здесь выращивали. Из района сюда приезжали покупать молочных поросят.  По мнению героини публикации, хозяйство вполне могло дать фору знаменитому колхозу-миллионеру «Большевик».
Так они проработали до развала подсобного хозяйства, который был связан с перестроечными временами. Но без дела супруги не остались: председатель сельского совета пригласила Лилию Николаевну на должность секретаря, где она проработала до пенсии. А Борис Фёдорович вместе с друзьями организовал крестьянское хозяйство, но из-за трудностей с реализацией продукции пришлось его ликвидировать. Последние годы глава семейства на своём тракторе пахал огороды. Трудовую деятельность он прекратил лишь в 72 года!
В это время дочь Инна училась в Тюменском государственном медицинском институте (а в 1999 году она окончила ещё и Тюменский государственный университет по специальности «Юриспруденция»). Вышла замуж, родила дочь Юлию. По окончании мединститута в 1991 году  устроилась врачом скорой медицинской помощи, где прослужила спасению людей восемь лет. Её мама рассказывает, что дочь всегда точно ставила диагноз, что в немалой степени помогало оказывать дальнейшую помощь. Всякое случалось. Иногда некому было транспортировать пациентов в карету скорой помощи – приходилось спускать их с водителем с верхних этажей домов.
 – Однажды в Тюнёво произошла авария, в результате которой пострадала женщина с ребёнком. Наши девчонки-фельдшеры прибежали и не знают, что делать. А Инна после смены была здесь. Прибежала соседка и позвала её. Она оказала помощь, дозвонилась на скорую, распределила всех по отделениям. В общем, сделала всё, как полагается. Другой случай. Летел самолёт из Москвы, и какому-то парню стало плохо. Инна, которая летела на этом рейсе, оказалась для него ангелом-хранителем. Позднее молодой человек выразил ей благодарность, – с чувством гордости рассказывает о дочери Лилия Николаевна.
Пройдёмся по вехам головокружительной карьеры Инны Борисовны Куликовой.
1999 – 2005 год – Территориальный фонд обязательного медицинского страхования Тюменской области. Прошла путь от ведущего специалиста до начальника управления. 2005 – 2013 год – главный врач областного противотуберкулезного диспансера города Тюмени. В марте 2013 она назначена на должность заместителя директора департамента здравоохранения Тюменской области по контролю качества в здравоохранении.
С октября 2013 она директор Департамента здравоохранения Тюменской области.
В марте 2020 года Инна Куликова перешла на работу в федеральный Минздрав. В апреле 2020 она стала советником министра здравоохранения Михаила Мурашко, а в мае была назначена руководителем Департамента организации экстренной медицинской помощи и управления рисками здоровью. Вместо Куликовой Департамент здравоохранения Тюменской области возглавила Наталья Логинова.
Указом президента РФ Владимира Путина от 12 февраля 2021 года за большой вклад в организацию работы по оказанию медицинской помощи, предупреждению и предотвращению распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) Инна Куликова награждена  медалью ордена «За заслуги перед Отечеством II степени».
В книгах «Летопись здравоохранения Тюменской области» и «Женщины, меняющие мир» Инне Борисовне посвящены статьи, о ней писали региональные и федеральные газеты и интернет-сми.
Вторая дочь Лилии Николаевны и Бориса Фёдоровича Елена с детства бредила морем. Однажды семья Штангеевых поехала в Германию к родственникам. И так Елене там понравилось, что она решила во что бы то ни стало остаться там. Как это здорово открывать для себя новые просторы жизни! Девушка поступила учиться в университет города Киля в Германии (благо, что во времена расцвета демократии эти вопросы решались просто) и стала морским биологом. С экспедициями она объездила все северные моря, нашла свою любовь и сейчас живёт в Германии.

Старшая внучка – гордость семьи

У Инны Борисовны родилось двое детей. Старшая дочь Юлия, как и её мама, построила сногсшибательную карьеру, правда, пошла по своей собственной колее. Она имеет три высших образования, является высококвалифицированным IT-специалистом. В 2011 году вышла замуж, а в 2013 они вместе с мужем переехали на постоянное место жительства в Австралию, которая пленила их экзотической природой, прекрасными перспективами в работе и отличными зарплатами. Вот такая международная семья получается!

Как живут сейчас?

28 соток приусадебного хозяйства требуют внимания. У Лилии Николаевны перед домом разбит шикарный цветник. И хотя мне показалась, что лучше и не придумаешь, хозяйка усадьбы сетует, что в прошлом году её растительные питомцы выглядели намного пышнее и богаче чем этим летом. А в свободное от огорода время она занимается вместе с подругами скандинавской ходьбой. Борис Фёдорович показал мне свою пасеку. У него всего несколько ульев. Коммерческих целей он перед собой не ставит. Ульи нужны только для души и чтобы обеспечить себе регулярный физический труд.
Супруги Штангеевы 57 лет вместе. В День семьи, любви и верности они были удостоены общественной награды-медали «За любовь и верность». Эта награда лишь малая благодарность семейной паре за воспитание таких талантливых детей, которые послужили и Отечеству верой и правдой, и стали цветом и гордостью международного интеллектуального сообщества.