Пара фраз о герулах

Кузьма Калабашкин
Герулов (эрулов, элуров) – большинство современных историков относят к германцам, хотя у некоторых исследователей есть и другие, иногда весьма экзотические, мнения на сей счет.

Разобраться в этом вопросе на сто процентов у нас вряд ли получится, поскольку известия позднеантичных (или раннесредневековых) писателей, сообщающих об этом народе – весьма туманны и запутаны.
Тем паче, что известные нам тексты упомянутых писателей восходят, в лучшем случае, ко временам Каролингов.
Однако,  раз уж аффтор питает симпатию к разным историческим оригиналам, давайте посмотрим, что об этом беспокойном и малопредсказуемом племени повествуют доступные нам источники.

Иордан в своей «Гетике» пишет о знаменитом готском тиудансе Германарихе: «Славный подчинением столь многих, он не потерпел, чтобы предводительствуемое Аларихом племя герулов, в большей части перебитое, не подчинилось - в остальной своей части - его власти.
По сообщению историка Аблавия, вышеуказанное племя жило близ Меотииского болота [Азовское море?], в топких местах, которое греки называют «ele», а потому и именовалось элурами.

Народ этот очень подвижен и еще более — необыкновенно высокомерен.
Не было тогда ни одного племени, которое не подбирало бы из них легковооруженных воинов. Хотя быстрота их часто позволяла им ускользать в сражении от иных противников, однако и она уступила твердости и размеренности готов: по воле судьбы они также, наряду с остальными племенами, покорились королю гетов Германариху»

Далее Иордан пишет, что в армии знаменитого Одоакра, с которой он занял Италию, наряду с другими племенами были также и легковооруженные герулы.

В своей «Войне с готами» Прокопий Кесарийский приводит известные ему сведения о герулах:

[Ранее герулы] жили по ту сторону реки Истр [Дунай], к северу, и почитали большое количество богов. Они считали делом благочестия ублажать этих богов даже человеческими жертвами.

Многие их законы и обычаи были совершенно не похожи на законы и обычаи других людей.
У них не полагалось стараться продлить жизнь стариков или болящих, но всякий раз, как кого-нибудь из них поражала болезнь или старость, он обязательно должен был просить своих родственников возможно скорее устранить его из числа людей.

Тогда его родные, навалив большую и высокую кучу дров и положив этого человека на самый ее верх, посылают к нему кого-либо из герулов, но только не родственника, вооруженного ножом (полагается, чтобы убийца этого человека не был ему родственником)
Когда убийца их родича возвращается к ним, они тотчас же поджигают всю кучу дров, начиная с самого низу. Когда костер потухнет, они, собрав кости, тотчас же предают их земле.

После смерти какого-либо герула, если его жена хочет проявить свое высокое нравственное достоинство и приобрести себе вечную славу, она обязательно должна спустя короткое время удавиться у могилы своего мужа. Если она этого не сделает, то в дальнейшем ей предстоит позор, и со стороны родственников мужа она является отверженной.

С течением времени превзойдя окружающих их варваров и силою и многочисленностью населения, они, нападая на соседей, что и естественно, побеждали их поочередно каждого в отдельности, насиловали и грабили их.
В конце концов они подчинили себе лангобардов, ставших уже христианами, и некоторые другие племена и заставили их платить себе дань,— дело необычное для варваров, живших в тех местах. Сделать это их заставили жадность и бахвальство.

Когда же Анастасий вступил на престол римских императоров, герулы, не имея уже, на кого бы они могли дальше идти войной, сложили оружие и оставались спокойными.
В такой мирной жизни у них прошло три года.
И вот они, исполненные сильного гнева, без всякого стеснения бранили своего короля Родульфа и, постоянно приходя к нему, называли его впавшим в изнеженность и ставшим слабым, как женщина, и, насмехались, обзывали его другими неподходящими словами и  всячески поносили и ругали его.

Болезненно перенося эти оскорбления, Родульф двинулся походом против лангобардов, хотя те ни в чем не провинились против герулов - он не мог возвести на них никакой вины и не видел с их стороны какого-либо нарушения договора.
Однако ему пришлось начать с ними войну без всякой причины.

Когда слух об этом дошел до лангобардов, они отправили к Родульфу послов разузнать обо всем и просили сказать, ради чего герулы идут против них с оружием в руках, соглашаясь, что в случае если они чего-либо полностью не выплатили из дани, то заплатят долг тотчас с большими процентами.
А если герулы недовольны тем, что дань наложена на них слишком умеренная, то лангобарды не откажутся вносить дань в большем размере.

Когда послы лангобардов привели ему все эти доводы, Родульф с угрозами отослал их назад и продолжал двигаться на них.

Лангобарды же, вторично отправив к нему послов, продолжали настойчиво умолять его о том же самом. Когда и второе их посольство было отослано назад таким же образом, послы пришли к нему в  третий раз, убеждая, чтобы герулы не начинали с лангобардами войны совершенно без всякого основания.

Если же, говорили послы, герулы решили, несмотря ни на что, идти против них, то и они не по доброй воле, но под давлением крайней необходимости выступят против нападающих, призывая в свидетели себе Бога, самое легкое дуновение воли которого будет сильнее всякого человеческого могущества. Само собой разумеется, что Бог, исходя из причин войны, присудит и тем и другим соответствующий ее конец.
Так сказали послы, полагая, что этим они внушат страх нападающим.
Но герулы, не испугавшись и не отказавшись от своих намерений, решили вступить с лангобардами в бой.

Когда они оказались близко уже друг против друга, то часть неба над лангобардами покрылась по воле рока черной и густой тучей, а над герулами небо было абсолютно чистое. На основании этого всякий мог бы себе ясно представить, что герулы идут на это столкновение себе на погибель. Считается, что не может быть для варваров, идущих в бой, знамения более зловещего, чем это.

Тем не менее даже на это знамение герулы не обратили никакого внимания, но, как бы совершенно потеряв разум, с величайшим презрением двинулись против врагов, делая заключение об окончании войны по численности войск.
Когда же начался рукопашный бой, то много герулов погибло, погиб и сам Родульф, все же остальные герулы кинулись бежать со всех ног, не вспоминая уже ни о каком мужестве.
Лангобарды преследовали их, и очень многие из герулов были убиты - спаслись из них лишь немногие.

Поэтому жить так, как жили их отцы, они уже не могли, но, снявшись оттуда возможно скорее, они все время двигались вперед и вперед, блуждая с детьми и женами по всей той стране, которая лежит за рекою Петром (?)

Прибыв наконец в страну, где в древности жили руги, которые, соединившись с войском готов, вместе с ними ушли в Италию, герулы теперь обосновались здесь.
Но под давлением голода, так как страна была пустынной, немного времени спустя они поднялись оттуда и подошли близко к пределам гепидов.

Сначала гепиды, на просьбу герулов позволить им здесь поселиться и быть их соседями, дали им такое разрешение, но затем без всякого повода начали проявлять против герулов всякие незаконные действия: насиловали их женщин, угоняли быков и грабили их достояние. Они не останавливались ни перед какой несправедливостью и, наконец, беззаконно начали с ними войну. Не имея возможности дольше терпеть такое, герулы, перейдя Истр, решили поселиться там вместе с римлянами.
Императорский престол занимал тогда Анастасий.
Анастасий принял их с большой охотой и дал им разрешение устроиться здесь.
Но немного времени спустя эти варвары стали к нему во враждебные отношения, совершая безбожные поступки против  живших здесь римлян. Поэтому император послал против них свое войско.
Победив герулов в сражении, римляне многих из них убили, имея полную возможность уничтожить все это племя.
Тогда оставшиеся в живых герулы стали умолять [римских] военачальников и просили сохранить им жизнь и на будущее время принять их как подданных императора и верных его слуг.

Уведомленный об этом Анастасий дал свое согласие и, таким образом, остаткам герулов удалось сохранить свою жизнь.
Однако они не стали союзниками римлян и по отношению к ним не проявляли никакой доброй воли.

Когда на престол вступил Юстиниан, он одарил герулов прекрасной землей и другими богатствами. Он всячески старался привлечь их к себе, сделать дружественными и убедил их принять христианскую веру.
Поэтому, перейдя к более цивилизованному образу жизни, герулы, насколько смогли, приняли христианское учение и часто вместе с римлянами в качестве федератов ходили против неприятелей.

Однако и в этом случае они не всегда были верными союзниками римлян, а, побуждаемые жадностью, всегда старались насиловать своих соседей. И подобный образ действий не вызывал у них никакого стыда.
Они вступали в безбожные сношения, между прочим, с мужчинами и с ослами.
Из всех людей они были самыми негодными и преступными, а потому им суждено было позорно погибнуть.

Впоследствии лишь немногие из них, заключив договор с римлянами, остались здесь [на выделенных им землях] жить…
Все же остальные отказались от этого союза по следующей причине. Проявляя по отношению к своему королю (имя ему было Ох) чисто животное отношение, достойное сумасшедших, герулы внезапно без всякой вины убили этого человека, не выставляя никакой другой причины, кроме той, что в дальнейшем они хотят жить без всяких королей.

(Но и прежде их король носил это звание только на словах, не имея почти никаких преимуществ сравнительно с любым частным человеком. Любой герул мог сидеть вместе с ним и требовать права быть королевским сотрапезником. И беспрепятственно всякий, кто хотел, мог нанести королю любое оскорбление. Нет людей более недобросовестных и непостоянных, чем герулы)
 
Совершив это преступление, они тотчас же в нем раскаялись.
Они стали говорить, что жить в анархии, без вождей они не могут. После многих общих совещаний всем им показалось самым лучшим просить себе в короли кого-нибудь из людей королевского рода с острова Фула…

Предводительствуемые многими вождями королевской крови, они прежде всего последовательно прошли через все славянские племена, а затем, пройдя через огромную пустынную область, достигли страны так называемых варнов.
После них они прошли через племена данов, причем живущие здесь варвары не оказывали им никакого противодействия.

Отсюда они прибыли к океану, сели на корабли, пристали к острову Фула [Thule] и там остались. Этот остров Фула очень большой. Полагают, что он в десять раз больше Британии. Он лежит от нее далеко на север. На этом острове земля по большей части пустынна, в обитаемой же части живет тринадцать племен, очень многолюдных, и у каждого племени свой король»

[Иордан, кажется, смешивает Фулу со Скандзой (видимо – Скандинавия)
Некоторые считают что Фула – это Исландия, что, по мнению аффтора, -  крайне маловероятно.
Далее Прокопий описывает различные племена, населяющие Фулу, и, между прочим, пишет]:

«Они [жители Фулы] непрерывно приносят всякие жертвы мертвым и героям.
Из жертв они считают самой прекраснейшей принесение в жертву человека, который был их первым военнопленным.
Они приносят его в жертву в честь Ареса, так как этого бога они почитают выше всех. Они посвящают этого пленника богу, не просто убивая его, как приносят жертву, но вешают его на столбе или бросают на спицы или умерщвляют какими-либо другими особыми способами, вызывающими жалость к его мучениям.
Так живут обитатели Фулы.
Из них самым многочисленным племенем являются гёты (гауты, gautoi)[!], у которых и поселились пришедшие сюда герулы.

И вот герулы, которые жили в римских пределах, совершив убийство своего короля, послали некоторых из знатнейших своих людей на остров Фулу, чтобы они разыскали и привели с собой кого-нибудь королевской крови, если будут в состоянии найти такового.

Когда эти люди прибыли на остров, они нашли там многих людей королевского рода.
Выбрав одного, который им особенно понравился, они вместе с ним поехали обратно.

Когда они были в пределах данов, избранный умирает от болезни.
Поэтому послы герулов вновь вернулись на остров и взяли с собой оттуда другого, по имени Датия.
За ним последовал брат его Аорд и двести юношей из бывшей в Фуле герульской молодежи»

Любопытно, что на острове Фула живут гурулы, способные отправить своим собратьям на континент двести человек молодежи.

«Так как на все эти поездки было потрачено много времени, то герулам пришла в голову мысль, что они могут повредить себе, вызывая вождя из Фулы без согласия императора Юстиниана.

Поэтому, послав в Византий, они просили императора дать им короля, который был бы ему угоден.
Император тотчас же послал им в качестве короля одного из герулов, давно уже жившего в Константинополе, по имени Сваруаза.
Вначале герулы приняли его и подчинились ему охотно и слушались его, когда он приказывал, что полагалось.

Но несколько дней спустя прибыл человек с известием, что посольство с королем [с острова Фулы] находится уже близко.
Сваруаза велел выступить  против них, чтобы их истребить, и все герулы, одобрив это, тотчас последовали за ним.

Однако когда герулы ночью подошли к прибывшим на расстояние одного дня пути, все они перебежали на сторону пришедших, покинув Сваруазу.
Сваруаза, оставшись один, сумел бежать и вернулся в Византий.
Император всеми силами старался вернуть ему прежнее положение.
Тогда герулы, боясь могущества римлян, решили бросить их и снова удалиться в пределы гепидов»