Как дружить со СМИ и журналистами?

Анастасия Павленко
Как дружить со СМИ и журналистами? Нужно ли это вообще?

Сразу отвечу на второй вопрос. Если вы представитель госоргана, если талантливы и тщеславны либо хотите помочь обществу в решении каких-либо проблем, то обязательно нужно дружить. Можно, конечно, быть самопупом, вести блог в «Инстаграм», «Телеграм» или «Тик-токе», но, поверьте, делать это постоянно самому ужасно надоедает. На поддержание интереса аудитории, которую необходимо регулярно подпитывать чем-нибудь эдаким, уходит уйма драгоценного времени. Конечно, если есть лишние деньги, то нанимаются специальные люди, пиар-менеджеры, и они, погружаясь в вашу жизнь с головой, преподносят вас, любимых, умных и красивых, в самом лучшем виде. При этом аудитория, безусловно, догадывается, что работают пиарщики, объективностью и независимым мнением здесь не пахнет. СМИ и журналисты –кухня другая…

У СМИ и журналистов, в первую очередь, есть стабильная аудитория, которая зачастую накапливалась не за один день и месяц, есть определенные нормы профессиональной этики, которым они обязаны следовать, есть редакционная политика – нравится она кому-то или нет. В конце концов, их деятельность регулируется специально разработанными законами. Поэтому за свои слова редакции и журналисты всегда несут ответственность перед законом, в отличие от пиар-менеджеров или пресс-служб. И понятное дело, что доверие к СМИ и журналистам всегда чуточку, но больше, особенно у публики с авторитетом, статусом, определенным образовательным и культурным уровнем. Логично предположить, что профессиональные журналисты это понимают и знают, какова иной раз цена их сюжету или слову, как оно отзовется в сердцах и отразится на общественном мнении.

Так как же теперь привлечь этих «снобов» к своей персоне, проблеме, делу, идее? Что нужно сделать для того, чтобы обо мне – талантливом, семи пядей во лбу, благороднейшем из благородных, единственном из единственных, которого возносят коллеги и друзья, родные и близкие – эти чертовы журналисты сняли вшивый телеролик или написали жалкую статью?

Что ж, работая на информационной ниве уже более 20 лет, перечитав массу профессиональной литературы по журналистике и издательскому делу, приняв участие в десятках тренингах по работе масс-медиа, отвечаю:

УНИВЕРСАЛЬНОГО СРЕДСТВА ПРИВЛЕЧЕНИЯ К СЕБЕ ВНИМАНИЯ СМИ НЕ СУЩЕСТВУЕТ!

Всё зависит от сотен нюансов, начиная от позиции учредителей издания и пристрастий редактора и заканчивая настроением журналиста. Со мной, конечно, могут поспорить, но журналист – не робот, клятвы Гиппократа не давал, спасать весь мир и тешить чье-то самолюбие не обязан. Он информирует общественность о событиях и людях, но в век информационной вседозволенности и вседоступности может этого не делать вообще, но делает. Почему? Потому что в силу своей внутренней позиции, широты кругозора и профессионального уровня считает это важным для общества, истории. И делает это зачастую добровольно, отождествляясь иной раз с темой, персоной, о которой пишет. Поэтому творческий настрой очень важен для журналиста. Ведь постоянно держать руку на пульсе планеты, быть в курсе мировых и местных новостей, знать законы государства и людей, - это непросто. Журналисты выгорают эмоционально, у них может элементарно не хватить времени, сломаться техника или машина, а в нашем случае – тупо вырубиться свет, Интернет.

Тем не менее есть определенные правила, которым должны следовать все желающие обратить на себя внимание СМИ:

1. Уметь быть вежливым и соблюдать нормы этикета. Универсальное правило любого воспитанного человека, о котором сегодня почему-то забывают. Однако приходится напоминать об этом, потому что сама часто сталкиваюсь с хамством, причем исходит оно иногда от людей, считающих себя интеллектуально выше остальных, с определенным положением в обществе. Можно соглашаться или не соглашаться с мнением кого-либо, но переход на личность, попытка задеть достоинство по признаку пола, возраста, национальности, веры, социального статуса, места проживания, профессии – недопустимо! Если это происходит прилюдно (соцсети – это общественное пространство), недопустимо вдвойне. Лично я с хамами, которые не признают, что они хамы, стараюсь не общаться.

2. Уметь контактировать со СМИ, при этом информируя их кратко и по сути. Это ближе к теме, так сказать. Если хотите, чтобы СМИ написало о вас, проблеме или мероприятии, которое вы организуете, в редакцию или редактору напишите заявление или письмо-приглашение. В них кратко представьтесь (если есть свой сайт, страничка в соцсетях, то обязательно укажите адрес), опишите суть проблемы или задачу проводимого мероприятия. Никто не обязан следить за действиями вашей персоны, даже если вы суперизвестная личность в своих кругах – круги бывают разными. Кроме того, мы же не ходим на свадьбу без приглашения, так и журналисты редко ходят на мероприятия, куда их не приглашают.

3. Быть благодарным. Нет, это не о подарках и тем более денежных вознаграждениях! Подарки и деньги за сюжет или статью – это всегда взятка. Благодарность – это элементарное «спасибо», которое не положишь в карман, но которое мотивирует и вдохновляет. Ты тратишь свое время на лучший ракурс, на дополнительную информацию, чтобы было интересно читателю или зрителю, ломаешь голову над построением текста и фразы, и ждешь оценки хотя бы от героя своего творения. А в ответ пренебрежительная тишина, типа ты вернул свой долг «звезде» и радуйся, что снизошли до тебя, убогого. Ок. Но завтра, как писал Файнберг, «дверь мою не торкай»…

Есть, конечно, и другие правила, но выбрала основные. У меня пока всё. А теперь кидайте то, что припасли)))