О символике наличия кос у монг. знати

Магомед Мусаев 2
О СИМВОЛИКЕ НАЛИЧИЯ КОС У МОНГ. ЗНАТИ

"В огне нет прохлады, в стихии природы нет вечности"
            Ойратская пословица

Афг. OR "грива, огонь, пламя"


Мы знаем, что в отличии от рабов,бривших голову, монгольская знать оставляла косы, в том числе они были у аваров-вархонитов. Типичной для аваров причёской явл. подбривание висков и оставление волос в центре на затылочной части. Волосы сплетались в косички, а в них нередко ленты. Увидев аварских послов с косами от кагана Баяна в Константинополе в зале приёма послов прошёлся громкий шёпот:" гунны, гунны..." Хазаров же источники сравнивают с "гнусной безресничной толпой с распущенными волосами наподобии женщин".Интересно,что византийские источники не уподобляют гуннам ни хазар, ни тюркютов ( древних тюрок). 



Чингисхан и Батый на китайских рисунках изображёны с косами. Насколько нам известно, количество косичек должно было быть нечётным. Судя по скудному изобразительному материалу,дошедшим до нас из Аварского каганата, усы авары брили, но могли оставлять бороды.

Нигде в специализированной литературе мы не нашли ответа на вопрос о смысловом восприятии кос монголами, что они могли означать? То,что некоторые древние народы полагали, что в волосах - сила, как дошло до нас ещё из Ветхого Завета - недостаточный ответ.

Точно так же как это было в случае с этнонимом "монгол" (МОНгГЪОЛ/МОНгГЪОЛЪ) мы "вычислили" их значение по монгольской и нахско-дагестанской лексике.Косы должны быть связаны у племён монгольского круга с культом ОДХАНА-ГАЛАХАНА "огненного бога войны и побед". Косы символизировали стихию огня, языки пламени.Приводим результаты нашего исследования


Ав. ГЪАЛ (ghal) диал. гъвал, гъалакI "коса, связка, плеть". Словарь нас отсылает к ав. диал. ЖАЛ, ГЪАЛАКО "чуб", ГЪАЛАР-АБ, гъал-гъалур-аб "лохматый", ГЪАЛБАЦI "лев" (букв. "гривастый волк", дагур. арслэн "лев" также указывает на волосяной покров).Среди значений приведённых в статье почему-то забыто "грива", оно явно присутствует в слове "гъал".

Следует остановить внимание на 2 лексемы:

1. ав. диал. ГЪАЛИН-АБ "свалявшийся (о волосах, шерсти)"

2. диал. ЖАЛ "грива".Таким образом, ав. ГЪАЛ имеет также дупплетную форму ЖАЛ, (ср. перс. ЯЛ, тур. ЙЕЛЕ "грива").

Почему мы выделили значение "свалявшийся (о волосах, шерсти)? Потому что это "факел, фитиль, пучок чего-л." использующийся для сохранения огня.  ЖАЛ в качестве дупплетной формы мы выделили, чтобы просмотреть семантические сдвиги этой основы, на что они указывают?

Проследим ситуацию по нахско-дагестанским языкам:

"КОСА". В чеч. и анд. совпадений нет. В цезских яз. ГЪЕЛIО,ГЪИЛУ "расчёска", но по значению "коса" совпадений нет. Есть в лакском хIаллу, гьялду.

Ойратское Синьцзяна hAЛ (произн. ГЪАЛ) "огонь",hAЛВА (произн. ГЪАЛВА) "катастрофа, стихия", hAЛДАХА "жечь, сжигать", предавать огню.

Заметьте, что в рассматриваемых нами монгольских языках согласного "h" не существует. Таким образом, если бы монголы, например, заимствовали совр. ав. ГЬАЛИЗЕ "кипеть", ГЬАЛДЕЗЕ "кипятить", то они из него сделали бы "ГАЛ-" (ГЪАЛ) или на халха-монгольский манер - ХАЛ (халуун "горячий, горячность").

Зайдём на халха-монг. словарь, где сразу обнаруживаем уже знакомое нам ГАЛУУ "гусь, гусинный", ср.  дагур. ГЪАЛОО "гусь": ав. диал. ГЪАЛО "галка". Таким образом, мы не перепутали куда нам заходить. Здесь всё правильно.

Далее обнаруживаем халх. ГАЛЧ "истопник, кочегар". Мы подозреваем, что вышеприведённые птицы как-то связаны с культом огня, но фактов никаких. Следуем дальше.

ГАЛТАЙ (чит. гъалтай) "горящий, живой, энергичный", ГАЛТ "огненный, горящий", ГАЛЛАХ "топить печку, разводить огонь", ГАЛЗУУ "бешенный, сумасшедший", ГАЛДАХ "жечь, сжигать, поджигать", ГАЛ "огонь, пожар", ГАЛ ОД "планета Марс". Другим вариантом этой основы явл. форма с анлаутным "х-", это ХАЛУУН "горячий, горячность".

В вышеприведённом списке мы зафиксировали изменения, связанные с отсутствием в монг. языках h. Складывается следующая картина- или в ауарском обособились лексемы, имевшие форму ГЪАЛ (GhAL) на две группы- одна группа с "гъ" (gh), а другая с "гь" (h), или монгольские языки, за отсутствием в их языках этой согласной, объединили всё в одну кучу. Такое же раскачивание можно наблюдать в украинском и южнорусских диалектах. Русское твёрдое "г" в украинском и южнорусских диалектах отражается как гъ (gh), так и близкой по звучанию к h.

Дагурский материал

ГАЛЬ "огонь", ГАЛЖОО "бешенство, бешенный, неукротимый, яростный", галжооргу "беситься, неистовствовать".

Все эти и им подобные лексемы в монгольских языках имеют отношение к ав.

ГЬАЛИЗЕ (halize), ГЬАЛИ "кипение, кипячение", ГЬАЛДЕЗЕ "кипятить, прокипятить".

Посмотрите теперь на то, как реагирует  монг. формы с начальным "Ж-": ЖООЛ "божество домашнего очага" (Жоол баркэн). Это слово связано с дагурским ЖОЛ 1 "темя, макушка", "родничок (у грудных детей"; ЖООЛ 2 "лампадка, жировая лампа", ЖУАЛ "лампада, факел". А вот ауарское отражение этой формы: ЖУЛАМ, ЖУЛАН "кизил", ЖУЛ "метла". Всё это указывает на "лучину", "сноп", "фитиль". Под видом "метлы" мы здесь видим "пучки", материал для "факелов" и т.п. Мы ещё в начале статьи предупреждали о наличии в ауарской диал. формы ЖАЛ, которое тоже "грива",сопоставимое в свою очередь с дагур. ЖУАЛ "лампада, факел". На конкретно ЖУАЛ нам указывает в том числе ав.диал. ГЪВАЛ "коса, грива, связка,плеть"

Мы предпологаем, что в более отдалённую эпоху- монг. "огонь" означало также "сноп", "связка", пучок". Косы у монгольской знати указывают на языки пламени и отражают более арахаичную фазу функционирования монг. языков. В изначальном варианте "коса, локон","чубатость", "грива" и т.п. у них ассоциировалось с огнём. Со временем языки изменились и эта семантика для них самих потеряла актуальность и узнаваемость.

В иврите "луч" и "рог" звучат одинаково - keren. Ав. цIцIе "коза" (ср. нем. Ziege) и цIцIва "звезда" схожи между собой не случайно. Ещё одной ипостасью рогов являлись косы. Они - манифестация огня. Мы знаем также много примеров рогатых божеств у разных народов. Рога могли украшать в том числе и шлемы воинов. Одно из отличий монг. языков от тюркских и индоевропейских - хорошая сохранность огненных маркеров в языке. Стихия огня для монголов была и ритуальной чистотой, и отпугиванием злых духов, и самой силой. Общетюркское od "огонь, костёр" в монг. "звезда".