Личность, свойства и природа

Сергей Пометнев
Тема «Личности» достаточно популярна в современном мире.
В том или ином контексте слово «личность» мы можем услышать из уст и ученого и домохозяйки, врача и его пациента, учителя и студента…. Все и вся,  в попытке показать значимость человеческого «Я», с легкостью употребляют слово «личность», не слишком вникая в то, что стоит за этим, казалось бы простым понятием.

Так что же такое «Личность»?
Ответ на это вопрос могло бы дать богословие, но, парадокс в том, что вопросом «личности», применительно к человеку, богословие практически не занималось. Поэтому, если мы и имеем какие либо рассуждения на эту тему, то это более рассуждения из сферы философии, которая, как известно, несколько «ущербна» сама по себе, так как философия, хоть и является «мудростью», но эта мудрость только житейская, человеческая.

Тем не менее, столетия активных поисков в данном направлении, не могли не дать хоть каких-то результатов.
Почти все, что человек может сказать о «личности», будет касаться ее свойств: разума, свободы, воли…
Но, нас интересуют не столько свойства личности, или ее «качества», а сколько ее природа.

Обратимся к современному «глобальному» источнику информации и посмотрим, что на эту тему пишет, например «Википедия»:
«Личность — субъект социокультурной жизни, самораскрывающий свою индивидуальность в контексте социальных отношений, общения и предметной деятельности. Понятие «личность» неразрывно связано с социальной природой человека»

Если попробовать осознать, что конкретно стоит за этим общим философским определением, то можно придти к выводу, что без «социальных» отношений личность существовать не может. Говоря простым языком, «личность» это и есть отношения, без которых она просто не может быть «определена» как таковая.
Нет «отношений», нет «личности».

Осталось сделать простое логическое заключение: личность, это не субъект, а состояние субъекта.
«Я» может быть «личностью», а может ею и не быть.

Если «субъект», то есть человек, родился и возрастает в социуме, то есть, находится в социальных отношениях с другими людьми, то он является «личностью». Из этого можно заключить, что разум является основным участником и «католизатором» процесса рождения человека как «социальной (нравственной) личности».

Примером тому, как это работает (или, не работает), могут являться дети «маугли», которые «воспитывались» животными вне человеческого социума. По возвращении в человеческую среду, такие дети, практически не поддаются социальной адаптации. Они не стали личностями, или же их «социальная личность», без развития разума, была подавлена на стадии становления, без возможности восстановить свои функции в будущем.

Мы не случайно ввели понятие «социальной личности».
Дело в том, что человек, это не только социальный субъект, то есть «нравственное» существо, но еще и субъект религиозный, или существо «духовное».
А это значит, что наряду с «социальными» отношениями, человек имеет возможность вступить в отношения «религиозные», или «духовные».

Все это говорит о том, что в человеке, посредством отношений могут себя проявить две «личности»: душевная (социальная) и духовная (религиозная).
«Социальная» личность интересна лишь в контексте временной, земной жизни, так как с момента смерти человека, лишаясь социальных отношений, такая личность перестает существовать.
«Духовная» же личность изначально призвана к жизни вечной, поэтому и интерес к ней должен быть особый, как со стороны Бога, так и со стороны самого человека.

Для определения «духовной» Личности, мы попробуем адаптировать под нее определение личности «социальной».
Получится, примерно так:
«Духовная Личность (Человек, в Писании) — субъект духовной жизни, самораскрывающий свою индивидуальность в контексте духовных отношений, общения и духовной деятельности. Понятие «духовная личность» неразрывно связано с духовной природой человека»

Сложно сказать, насколько верно данное определение «духовной» личности, но давайте допустим, что это определение истинно, и посмотрим, к чему все это может привести.
Если приведенное определение верно, то в таком случае становится понятной «загадка» Троичности Бога.

Без божественных «отношений» не могло бы быть Божественной Личности. И мы видим, что внутри Божественной Троицы, такие отношения существуют: это предвечные отношения Отца и Сына. Встает вопрос о Святом Духе, который в этом случае, может быть «результатом» (да простит нас, Господь, за столь вольные определения) внутрибожественных отношений, и «носителем» Божественной «Личности».

Все приведенные нами определения и выражения достаточно условны, так как, проникнуть в сущность Бога, по крайней мере, в этой жизни, нам не дано. А потому, просто продолжим размышлять и более пристально рассмотрим то, что мы определили «духовной» личностью человека.

В отличии от «социальной», «духовная» личность человека не лишается своего бытия со смертью тела, так как и после смерти тела бессмертная душа человека не прекращает общения с Творцом, и является потенциальной наследницей обещанной человеку блаженной вечности.
Для того, что бы человек мог именоваться Личностью (с «большой» буквы), ему необходимы отношения с Богом. И не просто отношения, а отношения «родственные» - сыновни, подобные внутрибожественным отношениям Отца и Сына.

Для этого, в момент зачатия, Господь подает («вдувает» (Быт.2:7)) человеку свой божественный личностный потенциал, то есть душу, которая при соединении с плотью несущей в себе знание (от родителей) благого и лукавого, должна будет сделать свой единственный свободный выбор между добром и злом.
Если душа вступает в «отношения» с Духом Святым (потянулась к Истине, как младенец к матери), то тем самым она проявляет себя, идентифицируется Богом как Личность, и предопределяется к спасению, то есть к обОжению.

Если же Истина оказалась не «интересна» душе, то и рождения духовной личности не происходит. И если для рождения социальной личности критически важными являются первые месяцы и годы жизни человека, то рождение духовной личности определяется мгновением, что вполне логично на фоне вечности, к которой, промыслом Божьим, такая личность предуставлена.

Очевидно, что в рождении духовной личности, разум не принимает непосредственного участия. Тем не менее, разум играет основополагающую роль в процессе становления духовной личности и в реализации ее духовного потенциала.
В случае же, если человек не имеет духовных отношений с Богом, то он останется, только личностью «социальной», если, конечно же будет пребывать и воспитываться в среде человеческий взаимоотношений.

А что это значит?
А это значит, что в «глазах» Бога, такой «социальный» человек будет лишь живым существом, которое умеет разговаривать. И этот «статус» не может быть изменен ни учеными степенями, ни творческими, политическими, или какими либо иными заслугами перед человечеством.

Теперь стоит несколько «материализовать» наши теоретические выкладки и посмотреть, каким образом это работает на практике, то есть в жизни.
Рассмотрим возможные «личностные» состояния человека.

- Человек, одновременно может быть личностью и социальной и духовной.
Это обычный человек, который вырос и живет среди людей, душа которого способна слышать, и желает слышать голос Бога. В случае соработничества двух этих личностей («социально» и «духовной»), человек имеет возможность максимально раскрыть и реализовать себя как в социуме, так и в духовной сфере.

- Человек может быть только личностью социальной.
Такой человек активный или пассивный член социума, душа которого индифферентна к духовному и не откликается на зов Истины. Это может быть высоконравственная, социально активная личность: гениальный ученый, писатель, музыкант или политик. Но, какими бы нравственными качествами не обладал такой человек, все это уйдет в небытие со смертью, и в отсутствии личности «духовной», блаженную вечность будет просто некому наследовать.

- Человек может быть только духовной личностью.
К этой категории можно отнести тех людей, которые в силу болезни (психически больные), или обстоятельств (дети «маугли»), не заимели или лишились опыта человеческих отношений, но душа которых, способна и готова слышать голос Бога. Духовная личность такого человека, в силу объективных причин, скорей всего так и не раскроет своего потенциала, но как Личность, такой Человек для Бога существует, и имеет возможность обожения (спасения).

- Человек может не быть ни социальной, ни духовной личностью. Такой «безличностный» тип людей образуется при наложении крайнего неразумия на полное духовное безразличие.

Это только рассуждения, с которыми читатель вправе не согласиться.
Тем не менее, данные рассуждения, и теория о «двух» личностях человека, позволяют нам ответить на те библейские недоумения, которые казалось бы, априори не могут иметь решения.
Это, например, вопрос «предопределения» о котором говорит апостол Павел (Рим.8:29-30).

Всякий человек, душа которого однажды «выбрала» отношения с Богом, от момента зачатия является духовной Личностью, и далее, промыслом Божьим, жизнь такого человека направляется к стяжанию Небесного Царства. Это может быть как путь праведника вроде Авраама, царя Давид или апостола Павла, так и путь грешника, наподобие жизни евангельского разбойника, который обрел вожделенное спасение только в страданиях на кресте рядом со Христом.
Но, каким бы ни был промысел Божий о том или ином Человеке, итогом для всякой духовной Личности, станут чертоги Небесного Царства.

Тем же человекам, душа которых изначально отвергла отношения с Богом, Небесное Царство, как и сам Бог, не нужны по определению. Таких людей Господь лишь использует в своем промысле о спасаемых, примером чему могут служить истории египетского «фараона», или Иуды Искариота.

Другим вопросом, который мы можем решить с помощью теории о «двух личностях»,  является вопрос ответственности Бога, например, за наведенный им Всемирный Потоп:
«И сказал Бог Ною: конец всякой плоти пришел пред лице Мое… Я истреблю их с земли… Я наведу на землю потоп водный, чтоб истребить всякую плоть, в которой есть дух жизни, под небесами» (Быт.6:13-17),

или, сожжение Содома и Гоморры, и гибель в этих катаклизмах, множества людей, в том числе и младенцев:
«И пролил Господь на Содом и Гоморру дождем серу и огонь от Господа с неба, и ниспроверг города сии, и всю окрестность сию, и всех жителей городов сих» (Быт.19:24,25)

С учетом нашей теории, ни в Потопе, ни в сожженных городах, Господь не погубил ни одного Человека, то есть, ни одной духовной Личности. В наведенных Богом катаклизмах, погибли лишь личности «социальные» (плоть), которые, по слову свт. Иоанна Златоуста, ничем не отличались от животных.
Всех Человеков, предопределенных ко спасению, Господь спас: Ноя с семейством, в Ковчеге, а Лота и его семью, вывели из города Ангелы.

В свете приведенных рассуждений, мы можем назвать Бога не только «Жизнодавцем», но и «Личностнодавцем».

Личность, это тот «талант», который Господь в виде духовного потенциала даровал всякому рожденному на земле человеку.
Реализовать данный Богом потенциал, или зарыть его в землю, это и есть то, что называется свободным выбором Человека.   

Иерей Сергий Пометнев
2023г.