Проблема не только Дагестана

Альберт Иванович Храптович
               

                Вопрос: «Почему в Англии нет
                антисемитизма?»
                Ответ: «Да потому, что мы,
                англичане, не считаем себя
                глупее евреев!».
                (Автор  неизвестен).

                Не помню, где и от кого услышал этот короткий спич, как не собираюсь и утверждать, что в Великобритании нет антисемитизма. Тема такового в мире и особенно в России, на мой взгляд, действительно постепенно сходила на нет. И вдруг в один момент всплыла снова!
                В мире – после того, как Израиль, в ответ на внезапную кровавую, омерзительно жестокую, диверсию террористической организации ХАМАС против  его мирного населения, ответил Палестине еще более жестокой акцией мести  всему населению сектора Газа. С убийством там, наряду с боевиками ХАМАСа,  мирных  жителей и их детей, разрушением их домов и всей инфраструктуры под корень.
 
                В принципе, по-человечески,месть Израиля Газе за причиненное, несомненно, большое зло со стороны ХАМАСА, можно понять. Но такую месть всем палестинцам без исключения, оставляющая за собой полную разруху в Газе, своей жестокостью, особенно по отношению к детям, вызывает возмущение многих народов во всем мире...
                Подобное не было редкостью в древние времена и в прошедшие века. Но сегодня  такой способ мщения Израиля за бесчеловечную выходку ХАМАСА, всем палестинцам в Газе, мировое сообщество не приемлет. И потому во многих странах общественное мнение, в первое мгновение осудившее ХАМАС и ставшее на сторону Израиля, позже перешло на сторону Палестины и осудило Израиль.

                Отсюда и то, что произошло в России. Как известно, в Дагестане в конце октября, часть не совсем сознательного населения, под влиянием врагов России извне (с Запада и Украины), собравшись толпой, пошли громить аэропорт в Махачкале, куда должен был прилететь рейс из Израиля, якобы с беженцами-евреями.(Фактически там были беженцы из сектора Газа, граждане разных стран). Как бы там ни было, еще совсем недавно подобное в России представить себе было трудно, если вообще возможно.
                Правительство России и Президент, во-первых, быстро и эффективно приняли меры к прекращению любых безобразий, всё и всех быстро успокоили. Так что больших неприятностей удалось избежать.
                Во-вторых, руководители России и Дагестана дали слово всем россиянам, дагестанцам и всему миру, что происшедшее в Дагестане будет тщательно расследовано. И зачинщикам, и каждому участнику безобразной выходки будет дана соответствующая оценка, и определена степень ответственности по Закону. Обществу будет представлена полная информация.
                Нет сомнений, что своё слово они сдержат.

                У меня в том нет сомнений тоже. И я не собирался что-то добавлять к  тому, что сказано руководством России и властями Дагестана. Но на этих днях мне прислал письмо  мой хороший знакомый по выступлениям на «Прозе» Максим Германович Пересецкий. Я позволю себе привести здесь некоторые цитаты из его письма, а моими краткими ответами и комментариями к ним, ввести читателей в суть нашей беседы и услышать их мнение о сказанном. Мне кажется это важным.

                Максим Германович: «В детстве мне не повезло, я встретил одного идиота, который дразнил меня жидом. Было особенно обидно, потому что я еврей только на 1/2. Меня дразнили, а одноклассника Яшу Гольдберга — нет. Потому что он был не похож [на еврея]. А я выгляжу, как высокий Троцкий. <...>   Дразнил один и тот же белобрысый мальчик-хулиган. Видимо,  евреецентричная картина мира в его мозгу нарисовалась трудолюбивыми руками его отца и матери. Не знаю, кем была его мама, но папа был пожарным. Вот так бывает: днем тушишь, вечером — разжигаешь».

                Да, видимо, Максиму Германовичу в детстве действительно не повезло. Ваш покорный слуга, украинец например, ни в школе, ни в каком другом заведении, где приходилось учиться, нигде не встречал какого-либо предвзятого отношения ни к себе, ни к каким-либо по национальностям школьникам, студентам, курсантам. У меня у самого были друзья из числа и русских, и евреев и других национальностей, во дворе, в школе, и в Военно-морском училище. Я никогда о том не думал, кто они по национальности.  Главным было другое – верность в дружбе, взаимовыручка, взаимопомощь.  Честность и искренность.

                На флоте, когда начал службу в младших должностях, своих товарищей, сослуживцев в экипаже мы ценили по их знаниям, трудолюбию и усердию в службе, по отношению к сослуживцам и гражданскому населению вне её. Уже будучи командиром атомной многоцелевой подводной лодки, (позже атомного ракетного подводного крейсера стратегического назначения), ваш покорный слуга имел в своём подчинении матросов, мичманов и офицеров самых разных национальностей. Никто из нас, командиров кораблей, командиров боевых частей никому иначе, как по личным заслугам и качествам, предпочтение ни в дружбе, ни в продвижении по службе не отдавал.
                Но, поскольку здесь речь о конкретной национальности, я могу сказать отдельно  -  среди моих подчиненных были и евреи.  Так вот не было среди них ни лентяев, ни неучей. Это были настоящие моряки, мичмана, офицеры, под стать, а порой и в пример остальным. На которых я мог полностью положиться. Отсюда и моё уважение к ним.

                Могу добавить еще один весьма поучительный пример. Семья моей жены (русские отец, мать, четверо детей) после выхода отца на пенсию, по рекомендации друзей, приехали с Дальнего Востока в тёплую, родную тогда всем нам, советским гражданам, Украину, в поисках места для дальнейшей жизни. Попали в Очаков, поближе к морю. Требовалось найти временное жильё. И вот здесь оказалось труднее всего – к кому ни обращались, никто не хотел принять семейство с четырьмя детьми!
                Когда совсем уж было отчаялись, случайно обратились к семье евреев в частном секторе. Вот здесь им было сказано: «Милости просим! В вашем распоряжении пол-дома, располагайтесь и живите». Их всех приютили, накормили и уложили детей отдыхать с дороги. Всё остальное, было сказано – потом. (Жена рассказывает о том времени с большим теплом и благодарностью к приютившим их людям).

                Мне кажется, этого достаточно.  А вот продолжение и окончание письма Максима Германовича, с  небольшими сокращениями, приведу. С ним, на мой взгляд, познакомить читателей я просто обязан:

                «Говорить гадости про другую нацию — это, прежде всего, позорить свою. Ну хоть у одного человека родилась мысль после недавнего погрома в Дагестане: "О! Класс! Поеду в Дагестан, отличное место, там нет никаких евреев!" <...> Нет!  Наоборот, все подумали: что там такое происходит? Почему люди там так себя ведут?
                Это, мой каперанг, не автобиография, что было, то было <...> Но это не было системно. Это, скажем так, творческое осмысление программы "Вести недели". Все, что там говорил Киселев - верно и по стилю и по сути».

                Будучи полностью согласным с Максимом Германовичем, не могу не отметить еще одну, очень важную на мой взгляд, деталь.
                Не только Киселёв, но многие другие политики, политологи и аналитики в российских и зарубежных СМИ оценили события на Ближнем Востоке, войну между Израилем и Палестиной, по-разному, но, в целом, правильно. Мне, например, запомнилось выступление в передаче у Соловьёва известного видного деятеля Израиля Якова Иосифовича Кедми (Яков Кедми, урождённый Яков Иосифович Казаков; род. 5 марта 1947, Москва). Он известен еще и тем, что беспощаден к врагам еврейского народа эсэсовцам Рейха и вообще к нацистам. (В то же время, по-моему, ему принадлежит известное выражение: «У каждого народа, в том числе и у евреев, есть право иметь несколько мерзавцев и негодяев в своём составе»).
                Он, как еврей, в передаче у Соловьёва вынужден был отстаивать право Израиля на месть ХАМАСУ, в том числе и палестинцам, его поддерживающим. Так вот он делал это очень осторожно, и лицо у него при этом выражало не обычную непреклонную решимость, а было как-то необычно мягким... Видимо, человек в нем остается, и он понимает всё, что касается пределов необходимой обороны и защиты. Как и превышения их пределов.

                В общем, мне кажется, всё понятно. Приведу только окончание письма Максима Германовича:
               « Мы - граждане Великой России! Посему не пристало нам пачкать себя мерзкой ксенофобией. Мой отец, отдавший службе всё, никогда не скрывал своих корней, как не скрываю их и я.
           Как писал Евгений Евтушенко: "... всем антисемитам - я еврей, и потому, я - настоящий русский!".
                С уважением, ваш М.Г. Наполовину украинец, наполовину еврей».
 7.11. 2023 г.