Кирилл Лавров. Золотая эпоха БДТ

Виктор Кутуркин
     Он родился в Ленинграде в 1925 году в артистической семье. Как большинство ровесников юный Кирилл мечтал стать моряком, позже летчиком. А потом началась война и мечты рухнули. В 1943 году ушел добровольцем, но в действующую армию не попал - оказался в Астраханском военном авиационном училище; окончив которое в 1945 году был направлен на Курильские острова и отслужил там пять лет. Однообразная и монотонная жизнь на острове Итуруп, зажатом между Охотским морем и Тихим океаном,  была расписана буквально по минутам, увольнений не было и единственной отдушиной стала "художественная самодеятельность". Кирилл так и прошел бы мимо своего призвания, если бы не затащили его товарищи в театральный коллектив руководимый Семеном Монаховым. Это человек, влюбленный в театр и знающий его изнутри, начинавший когда-то у А.Я. Таирова в Камерном театре. Все делали сами: декорации, шили костюмы, cтавили свет... И вскоре Кирилл Лавров вышел на подмостки в спектакле "Русский вопрос". Быть может, именно тогда перед ним и открылся мир кулис, припомнилось детство, походы к отцу и матери в театр.
          Демобилизовавшись летом 1950 он приехал в Ленинград и попытался показаться Товстоногову.  Встреча даже не состоялась - вряд ли режиссера театра Ленинского Комсомола мог бы заинтересовать непрофессиональный артист, да еще и без соответствующего образования. В это время в Ленинграде проходили гастроли Киевского театра Леси Украинки, в котором с середины тридцатых годов служил Юрий Сергеевич Лавров - отец Кирилла.  Проблески таланта и удивительное обаяние молодого человека были замечены режиссером театра К. П. Хохловым и Кирилл Юрьевич был принят во вспомогательный состав труппы театра,  хотя отец настаивал на военной карьере сына. 
           Юрий Сергеевич Лавров - отец Кирилла, с 1918 года был сотрудником, а потом стал актером Большого драматического театра; вращался в среде создателей театра - Блока, Горького, Юрьева, работал у Мейерхольда, снимался в кино - был известной фигурой в театральном Ленинграде, однако, отговаривал сына, не обнаруживая в нем особых талантов и переживая за него. Пройдет время и сын докажет отцу, как тот был не прав.
       Начинал Кирилл в Киевском театре с массовки, эпизодов, маленьких ролей и формировался как актер. Важным был тот факт, что молодой артист попал к талантливому режиссеру, педагогу по призванию Константину Павловичу Хохлову. Позднее Лавров вспоминал о нем: "Главный режиссер, Константин Павлович Хохлов, который в свое время работал со Станиславским, дал мне такое образование, какое ни один институт не даст!".
      Важным был и тот факт, что Киев не был для Кирилла Лаврова чужим, незнакомым городом. До войны мама Ольга Ивановна отправляла сына на каникулы к отцу и Кирилл не мог не влюбиться в удивительный город с его зеленью, бульварами, широким Днепром, уютными площадями. 
     Через пару лет Кирилл играл вместе с отцом в спектакле "Новые времена" - сказалась суровая школа режиссера и о Лаврове-младшем заговорили доброжелательно в Киеве. Он был переведен в основной состав, вырос оклад, но в труппе театра произошел раскол и в 1954 году режиссер Хохлов покидает театр, приняв предложение возглавить БДТ. Однако, с уходом режиссера конфликты и закулисные интриги в театре не прекратились, атмосфера накалялась.  Возникшая неприязнь молодого артиста и директора театра, которого Кирилл Лавров обвинил в непорядочности, привела к решению об уходе из театра. И в это самое время пришло предложение из Ленинграда от Хохлова перейти в БДТ, в театр, где когда-то выступал его отец, где работал учитель, в которого он верил, и хотел продолжать у него учиться. Так летом 1955 года Кирилл Лавров вместе с женой Валентиной Александровной Николаевой и только что родившимся сыном Сергеем вернулся в родной Ленинград.
       А через полгода случилась беда - 1 января 1956 года умер Константин Павлович Хохлов и в феврале этого же года порог БДТ переступил Георгий Александрович Товстоногов. Первым шагом нового руководителя было увольнение половины труппы, что было жестоко, но необходимо, ведь Товстоногов строил свой, новый театр.  Атмосфера в театре накалялась и стала настолько нервной,  что Лавров решил уходить - его пригласил Акимов в Театр Комедии. Однако, когда он явился к Георгию Александровичу с заявлением об уходе, то режиссер посоветовал не торопиться. Скорее всего ему пришлось по душе обаяние артиста, да и приглашение Акимова сыграло свою роль - что же такого смог разглядеть в Лаврове режиссер Театра Комедии.
      Именно в БДТ суждено было Кириллу Лаврову пройти настоящую актерскую школу и его индивидуальность стала быстро развиваться. Он много играет и не только молодых современников. Зрителей, которые помнят артиста в спектаклях "Шестой этаж", "Когда цветет акация", "Пять вечеров", "Иркутская история", "Четвертый", "Гибель эскадры", думаю, осталось немного, но сохранились воспоминания современников. Cамую высокую оценку дали зрители и критики работам Кирилла Лаврова в спектаклях "Океан" и "Горе от ума", где он сыграл в главных ролях. Благополучно складывается его жизнь в кинематографе.  Лаврова снимают много, но основные роли еще впереди. Именно в это время, в начале шестидесятых, артист осознает правильность своего выбора, верность Товстоногову и его театру.
      В большинстве своих ролей в театре и кино он играет положительных героев современности, проявляя свою жизненную позицию, гражданское чувство. Тем необычнее была его роль Городничего в спектакле "Ревизор" /о этом спектакле я подробно написал в мемуарах/.  В моем сознании, как впрочем и у многих зрителей, Кирилл Лавров ассоциировался не только как герой положительный, утверждающий правду и справедливость, ведь он уже играл роль Ленина, к которой тогда допускались только избранные. И вдруг он - Городничий из мира страха и угодничества! Тем и интересен для меня был этот спектакль, поставленный выдающимся режиссером и его звездной труппой.  Впервые роль Ленина Кирилл Лавров сыграл в спектакле "Защитник Ульянов" в 1970 году, затем в 1980 году в спектакле "Перечитывая заново", создавал и экранный образ вождя. Ряд поклонников артиста посчитали, что за роль вождя пролетариата он взялся из карьерных соображений, хотя зритель отнесся к этому проще и не осуждал артиста. Однако, после Ленина , артист уже не мог играть отрицательные роли, но только положительных персонажей с безупречной репутацией. Как говорил сам Кирилл Юрьевич,  бороться против этого неписаного правила не было ни возможности, ни энергии, ни сил.
       Листая старые программки, а их накопилось не один десяток, я вспоминаю все роли Кирилла Юрьевича в театре. "Это Мещане",  "Прошлым летом в Чулимске", "Три мешка сорной пшеницы", "Поднятая целина", "Тихий Дон".  "Перечитывая заново", "Дядя Ваня", "На дне" и многие-многие другие. 
      После увиденного "Ревизора", спектакль "Мещане" показался мне утомительно скучным и длинным.  Действительно, его нельзя назвать духоподъемным. Нил, которого играет Лавров, полон внутренней свободы, раскрепощен,  в спорах с Бессеменовым / Лебедев/ вскрывает мещанскую суть царивших в доме порядков.  И хотя этот спектакль считается одним из шедевров Товстоногова, после просмотра у меня осталось гнетущее впечатление.
     Cпектакль "Энергичные люди" по повести В.Шукшина,  где Лавров отметился ролью проходимца по прозвищу Курносый, можно назвать проходным.  Здесь блистал в главной роли Евгений Лебедев, а В. Ковель, П. Панков, О. Басилашвили, М. Волков и А. Гаричев ему талантливо подыгрывали.
       Я не ставил себе цель в этом произведении рассказать о всех спектаклях Кирилла Юрьевича Лаврова, поэтому расскажу лишь о некоторых из них.  Спектакль "Дядя Ваня" произвел на меня впечатление безнадеги и горести.  Доктор Астров /Лавров/ и Войницкий /Басилашвили/ - два друга, бывшие яркими фигурами в уезде, оказываются в жизненном тупике.  Предназначенный для больших дел Астров, несет в себе потаенную боль  и одиночество. Но эпоха безвременья не позволяет чувствовать ему удовлетворения от работы, которая кажется ему бессмысленной.  "Наше положение безнадежно..."- заявляет с тоской Астров Войницкому и в словах этих глухая тоска, боль и предельная усталость. Без лишнего пафоса Лавров играл человека уставшего, далеко не молодого, но остро чувствующего нашу беспросветную жизнь. И эта жизнь долго так продолжаться не может.  Cпектакль, характеризуется превосходной игрой всех актеров и стал одним из моих любимых в БДТ.
         Мне посчастливилось видеть последний спектакль поставленный Товстоноговым - "На дне", где Кирилл Лавров сыграл роль хозяина ночлежки Мишки Костылева; cыграл ярко фигуру подлую, глумливую, отвратительную и жалкую. Он смешон и забавен одновременно, глумлив и сладострастен.  Лавров сыграл роль, которую меньше всего ждешь от артиста сыгравшего и не раз нашего современника,  cыгравшего в театре, но чаще в кино; -которое эксплуатировало "типажность"  актера,  его обаяние, улыбку, "правильность". Будто самой судьбой Лаврову предназначалось играть людей надежных, честных, справедливых.  Вот так облик экранного героя сливается для большинства зрителей с человеческим обликом артиста. В итоге актер становится заложником созданных им ролей, ассоциируется у зрителей лишь с положительными героями.  Это хорошо понимал и решительно протестовал против подобного подхода Георгий Александрович Товстоногов, боявшийся, что в Лаврове может погибнуть многообразие таланта, проявившееся во многих спектаклях. Нравилось ли самому актеру, что зрители не могли воспринимать его иначе, чем абсолютно и беспрекословно положительного героя, каким он представал перед ними в подавляющем количестве фильмов? А может быть он искренно и сильно хотел другого - юмора, гротеска, "хулиганства" cвоих героев? Творческая биография артиста дает ответ на эти вопросы.  В одном из интервью Лавров говорил: "Нельзя же в наше время смотреть так: если актер сыграл Ленина, то вора в законе играть уже не может!..."    /Н. Старосельская ЖЗЛ Кирилл Лавров/
        Cчастье, что судьба объединила в одном театре талантливого артиста и великого режиссера.
         Он очень любил свой Ленинград и когда город переименовали выразился образно и точно: "Для меня Петербург...- красивейшее украшение Российской империи.  Я люблю Москву, люблю Тбилиси, а работать могу только в Ленинграде. Здесь сам ритм жизни способствует творчеству и я не мыслю себя вне Петербурга".
       Когда 23 мая 1989 года Георгий Александрович Товстоногов  скончался за рулем автомашины по дороге домой,  БДТ возглавил Кирилл Лавров.  Именно таким было единогласное решение всех артистов и сотрудников театра. На постановки в театр новый  руководитель приглашал талантливых режиссеров, не пытался быть единоличным правителем и сохранил театр вплоть до своего ухода из жизни в 2007 году. Недаром его называли "спасителем БДТ",  принявшим на себя все тяготы руководства после смерти Товстоногова. Cтроивший театр вместе с выдающимся режиссером те же 33 года, Лавров стал духовным лидером, сохранившим идеалы и верования Мастера, Учителя. Он был признанным артистом и общественным деятелем, человеком кристальной честности и ответственности за каждый свой шаг и каждое слово!

    1955 г - приглашен в БДТ
    1963 г - Заслуженный артист РСФСР
    1969 г - Народный артист РСФСР
    1972 г - Народный артист СССР,  Лауреат Государственной премии РСФСР
    1974 г - Лауреат Государственной премии СССР
    1978 г - Лауреат Государственной премии СССР
    1982 г - Лауреат Ленинской премии
    1985 г - Звание Героя Социалистического Труда
    1989 г - Народный депутат СССР
    1995 г - Почетный гражданин Санкт-Петербурга
    1997 г - Лауреат Премии Президента России
    2000 г - Лауреат Премии Президента России
Награжден орденами СССР и России

  Скончался 27 апреля 2007 года. Похоронен на Богословском кладбище.