Первый самостоятельный полёт

Геннадий Чергизов
     Первый самостоятельный полёт, это, наверное, самое значительное событие в жизни пилота, лётчика. Совершив его, человек не только приобретает специальность, но и бесповоротно переходит в новый этап своей жизни, весь сам переходит в новое качество. И в глазах остальных людей и в своих собственных он становится представителем особой категории людей. И никто никогда с этим не спорит. Умение управлять самолётом, умение ЛЕТАТЬ, это такое качество в распространённом понятии людей, которое воспринимается как особая данность, особо оцениваемая и неоспариваемая. А всё потому, что желание ЛЕТАТЬ была испокон веков мечтой человечества, с особым восторгом, наблюдавшим за полётом птиц, за их свободным перемещением в воздушном пространстве. И мечта эта долгое, почти бесконечное время, считалась несбыточной. Великое множество легенд и сказок было создано об этой мечте, о ПОЛЁТЕ!

     И, вдруг, человек ПОЛЕТЕЛ! Вдруг преодолел, объяснённое Ньютоном, земное тяготение, оторвался от земли и стал парить в воздухе. Сначала при помощи воздушного шара, а потом и с помощью летательного аппарата, аэроплана, самолёта. Это было одним из самых значимых открытий человечества, если не самым значимым. С каким удивлением и восторгом смотрели люди на первые полёты ЧЕЛОВЕКА. На тех людей, которые ЛЕТАЛИ! Определённо, первых пилотов считали какими-то небожителями.

     Мои личные впечатления вообще от полёта и от первого самостоятельного были, конечно, сложными, как думаю, и у всех. Самый первый полёт с инструктором на Л-29, когда сидишь в передней кабине и прямо перед тобой впереди через стекло фонаря кабины само небо. Самолёт разбегается на взлёте, всё гудит и вибрирует. В кабине много новых звуков и даже запахов, самолёт разгоняется, а вместе с ним и ты несёшься вперёд, в небо. Самолёт на грунтовой полосе трясёт, стучат колёса. Вдруг самолёт отрывается от земли, пропадают многие звуки. Остаётся лишь гул, скорее свист двигателя, жужжание всяких агрегатов. Пропадают стуки и вибрации, наступает относительная тишина, ты видишь уходящую вниз землю, все предметы на ней становятся всё меньше и меньше. Ты понимаешь, что ЛЕТИШЬ!

     Инструктор управляет самолётом, ты пока только участник полёта, скорее зритель. Инструктор убирает шасси и закрылки, слышны звуки их уборки, какие-то стуки. Самолёт набирает высоту, теперь небо у тебя не только вверху, как всегда, но и внизу и со всех сторон. Это так непривычно и здорово. Гудит двигатель, жужжит самолётное оборудование, прямо перед тобой приборная доска и на ней горят разные сигнальные лампочки, двигаются стрелки приборов. Хотя ты изучал всё оборудование кабины и знаешь, что происходит с самолётом и, что показывают приборы, но сейчас ты воспринимаешь одну общую картину кабины и всего того, что за кабиной. И думаешь, неужели я когда-нибудь научусь этим управлять?! Всё происходящее с тобой и вокруг тебя так ново и удивительно, тебя переполняют вопросы и впечатления. Инструктор предлагает тебе взяться за ручку управления и попробовать управление самолётом. Ты пробуешь двигать ручку и с удивлением и восторгом видишь и ощущаешь, что самолёт слушается тебя! Он начинает крениться и разворачиваться, когда ты отклоняешь ручку вправо или влево, опускает нос, когда отклоняешь ручку управления от себя, задирает нос и начинает лететь вверх, когда берешь ручку на себя. А когда двигаешь РУД, меняется звук двигателя, самолёт тормозится или начинает набирать скорость. И тут понимаешь, что ты УПРАВЛЯЕШЬ САМОЛЁТОМ.

     Это впечатления от самого первого полёта, когда ты в самолёте с инструктором. Потом были так называемые вывозные полёты, когда узнаёшь, что вообще может самолёт и учишься этому в меру сил и способностей. И, наконец, приходит момент самостоятельного вылета. Здесь, конечно были самые яркие впечатления.

     Первый самостоятельный вылет начинается с самого яркого впечатления, - ты садишься в кабину ОДИН! Тебя уже всему научил инструктор, ты запускаешь двигатель и начинаешь свой первый самостоятельный полёт, вроде, как и все предыдущие, уже привычно орудуя органами управления самолёта. Особо некогда отвлекаться на впечатления, самолёт летит, надо им управлять и ни о чём другом думать некогда. Но в какой-то момент привыкаешь к полёту, вспоминаешь, что ты в самолёте один. И тут тебя разбирает удивлённое любопытство, - так и хочется обернуться, заглянуть в заднюю кабину, – Там точно никого нет?

     Когда после четвёртого разворота вышел на посадочную глиссаду, увидел впереди полосу, узкую и маленькую, похожую на карандаш. Подумалось, – Неужели я на неё попаду? Раньше, в полётах с инструктором, почему-то такого вопроса не возникало. Но тут же все вопросы и сомнения пропали, – просто некогда было. Каждую секунду надо было что-то делать, - выдерживать скорость, курс, глиссаду и направление на полосу, выпускать закрылки, контролировать высоту прохода Дальнего и Ближнего Приводов, вести радиообмен.

     Снижение по глиссаде, подход к полосе, сама посадка проходили как на автопилоте, всё делал, как учил инструктор. И только после опускания носового колеса на полосе, вдруг понял, - Я СЛЕТАЛ САМ!!!

     Первая посадка обычно бывает лучше последующих. Говорят, это от инструктора. Последующие посадки уже твои…

     После этого будет много разных полётов, будут другие самолёты, но этот первый самостоятельный вылет навсегда останется в памяти на особом месте!

     В последние годы приобщиться к ЛЕТАНИЮ стало проще. Появилось много доступных летательных аппаратов. Это дельтапланы, парапланы и прочее, прочее. Даже самолёты стали доступнее и немало людей стали владельцами летательных аппаратов и пилотами, не делая это профессией. Многие люди получили счастливую возможность ощутить состояние полёта. Даже просто пассажир ощущает это незабываемое состояние полёта. Как ты отрываешься от планеты, перемещаешься над ней, паришь в пространстве. А если ты ещё и управляешь этим перемещением, то есть управляешь полётом, то это вообще полный восторг, к которому трудно привыкнуть. Вот здесь ты можешь сравнить себя с птицей, парящей в небе. Смотришь на привычный мир сверху, он становиться маленьким и каким-то хрупким. Ты начинаешь оценивать его по-другому, именно ценишь его как бы со стороны, тебя охватывают самые причудливые ощущения и мысли, ты отрываешься от обыденности, даже от действительности, ты ЛЕТИШЬ!!!

     Совершая полёты, отрываясь от ЗЕМЛИ, находясь в воздухе, ты становишься немного другим человеком, ты оцениваешь земную жизнь со стороны и задумываешься над ней, понимаешь, как она хрупка, начинаешь ценить её. Задумываешься глубже о земной жизни, о своём месте в ней, о людях, находящихся рядом. Начинаешь ценить и свою жизнь, и чужую.

     И после окончания полёта, долго ещё не отпускают тебя те ощущения, те мысли и переживания, что наполняли тебя в полёте и хочется вернуться в то состояние, хочется снова окунуться в ПОЛЁТ. И ты уже не можешь жить без ПОЛЁТА. Тебя тянет в небо снова и снова. И это называется – ЗАБОЛЕТЬ НЕБОМ!!!

     Ни один полёт не бывает рядовым, обыденным, привычным. Каждый полёт неповторим. Начиная полёт, никогда нельзя знать, как он пройдёт и чем закончится. Каждый, самый простой полёт неповторим. Хотя само слово «простой», наверное, нельзя применять к понятию «полёт». И сознание неповторимости полёта, его непредсказуемости, его особенности накладывает отпечаток на каждого человека, совершающего его. Будь это хоть пилот, лётчик, хоть просто участник полёта.

- на фото: - 11.09.1974г. аэр. Слепцовск, под Грозным - после первого
самостоятельного вылета

11.11.2023 – Севастополь.