Язык Ноя и теория Лазаридиса-Райха

Мачигов Альберт
Западные учёные профессора Райх и Лазаридис на основе глубокого анализа междисциплинарных научных данных недавно опубликовали целый ряд статей указывающий на истоки всех Индоевропейских языков в общности Кавказских охотников собирателей (1).

Но выдающийся лингвист Сергей Анатольевич Старостин утверждал, что и многие языки Евразии, а так же и некоторые языки индейцев Северной Америки, тоже имеют истоки в северокавказских языках (сина-кавказская или дене-кавказская гипотеза).

Можно посмотреть в Ютубе отрывок выступления этого признанного во всем мире учёного на НТВ "Старостин о чеченцах" о первом глобальном надплеменном языке первых земледельцев Загороса.

Мы же многие годы утверждаем, что кавказские охотники собиратели дали импульс языковым семьям как ностратического круга, включающим индоевропейцев, так и многих неностратов. Речь отнюдь не о самом первом праязыке первых кроманьонцев, но о Первом Международном надплеменном языке неолита.

Это не был первый язык вообще, племенные языки были и раньше, но это вероятно был Первый международный язык, как сегодня английский или в средние века латынь в Европе и тюркский в Азии.

Гаплогруппа J2a на карте даёт точные контуры ареала Плодотворного полумесяца, и сегодня она более половины только у чеченцев и ингушей.
С другими гаплогруппами картина другая.

Между двумя вайнахскими ветками гаплотипов J2а более восьми тысяч лет разницы, а есть ещё и реликтовая ветка гаплотипа J2a* которая имеет место у чеченского тайпа мялхи, у кшатриев Индии и у грузин мохевцев, и она же обнаружена палеогенетиками с древностью в десять тысяч лет назад в Грузии.

У первых Индоевропейских народов Анатолии обнаружена та же самая J2a, как и на первом месте, пусть и меньше половины у Парсов Пакистана, прямых потомков ариев Ирана ушедших от арабов.
J2a обнаружена также у Майкопцев, самых первых земледельцев Северного Кавказа, которые первыми и ввели в нашем регионе традицию владения землёй, у хуррито-урартов, у куро-аракса, у Урукцев Шумера. И майкопские нашхойские линии гаплогруппы J2а сохранялись на Кавказе, в отличие от большой вайнахской ветви гаплогруппы J2а, которая вернулась сначало на прародину на Ближнем востоке, а потом опять к своим родственникам нашхойцам на Северном Кавказе, где сохранялся самый архаичный вариант языка с Шумерского Урука, утраченный на месте его возникновения.

Кроме того, у северокавказских народов и в частности у чеченцев обнаружен очень высокий процент ямного компонента и мтДНК характерные для северо-западной Европы. Ниже мы покажем, что и корневые связки указывают на выводимость многих языков из нахских, из языка Ноя Ноаха.

Эрбины были и до Ямников в Анатолии, но ямная субклада R1b Z2103 появилась гораздо позже Хеттов, и связана, возможно, с Киммерийцами и меотами-тарпетами из Приазовья. Кентум греков и Сатем армян тоже не укладываются в один только Балканский маршрут первых индоевропейцев к югу от Кавказа.
И эрбины до Киммерийцев и до Хеттов в Анатолии были неиндоевропецами по языку. Смотрите басков с их НЕиндоевропейским языком и доминирующими эрбинами, которые ранее прошли через Анатолию на запад Европы. Кроме того, Хетты больше были связаны с Майкопом, чем с Балканами.

Мы ещё в 90-е годы ввели новый термин ("корневые связки") доказывающий идею нынешнего синтеза двух разных теорий (Старостина и Лазаридиса-Райха). Высказывание Александра Моисеевича Пятигорского относительно максимальной древности чеченцев, как первого народа вышедшего из племенной ограниченности палеолита, тоже нельзя сбрасывать со счетов. Схожую позицию занимал и Вячеслав Всеволодович Иванов. Исключительная древность генезиса Чеченцев как народа подтверждается недавними исследованиями как генетиков, так и лингвистов. Это совсем не полторы тысячи лет от жизни отца-основателя народа, и не сборная из не понимавших вплоть до середины ХХ века друг друга разноязыких племён.

Примеры корневых связок:
У чеченцев и ингушей, а также Хурритов и урартов Мар-Майр-марианна это мужчина-муж-воин. Шумерский теоним Мардук производен от этой хурритской-северокавказской основы Мар, о чем писали ранее Старостин и Дьяконов.

По одной фонеме Мар как центрирующий образец даёт ответвления в немецкий Ман мужчина, с изменением одной фонемы в конце.
А у иранцев Нар мужчина, и меняется тоже одна фонема, но уже в начале.
У итальянцев, возможно, от Хурритов через этрусков, марито муж, с добавочной флексией, тоже как производное от нахско-хурритского Мар.
Есть ответвления и в финно-угорском (ман-человек у манси), и в ряде других, но Нахский вариант Мар центрирует все эти варианты и без флексий.

Утро-Вечер у хуррито-урартов Хур-Сур (откуда и Сирия-Сурия как страна на закате) или точнее Солнце на восходе и закате, а у чеченцев и ингушей парная корневая связка означающая Утро-Вечер Уьйре-Суьйре.
Даже фонетически эта пара близка.

По отдельности Суар вечер романских народов, Сурья солнце индусов, а у Иранцев солнце Хур.
Но корневая связка Хур-Сур между двух Индоевропейских языков почему-то в нахско-хурритской связке. Даже сам термин арии обнаруживается ещё в Угарите, как и целый массив слов индо-арийского происхождения в более древней хурритской Митаннии, чем в самой Индии.

Бог солнца Утт в Шумере и уьте солнечная открытая часть улицы на норвежском и чеченском, утро на русском. Хусм семья у норвежцев и чеченцев от ху-семя.

Цен чистый у чеченцев, Цин ясный светлый у китайцев, и Сен чистый святой у римлян.
Нахские варианты центрируют не только корневые основы внутри Индоевропейских языков, но и между ностратами и неностратами.

Амбу вода у Тамилов и в чеченском языке Ам бу озеро есть дословно. А у Маньчжур омо озеро и ям море на семитских языках. Бер ребенок у вайнахов и шведов. Пелг палец у нас и Полак у полабских славян.

Парная корневая связка кюг-ког рука-нога на чеченском.
Отсюда, по Фасмеру, более архаичный вариант Кога нога в языке коми, и Кога основа для перехода в Нога, что видно по паре коготь-ноготь, по всё тому же Фасмеру.
В чеченском варианте пара кюг-ког рука-нога даже звучит как однокоренная, в отличие от рука-нога. Кар-ладонь, кер-на ладонь, в руки на чеченском, и керувать, управлять руководить на украинском. Ингушский вариант кульг-рука уходит в тюркские варианты.

Корневая связка щил-чил холод от Ша лёд в нахских языках.
По отдельности в английском языке чил и колд тоже означает холод.
Чили от чил-холод у индейцев араваков Южной Америки!
Щил холод у адыгов и литовцев.
Щил вода у реликтов Гималаев бурушаски, ведь вода в горах берёт начало от горных ледников.
Шу и Су вода у лакцев, тюрок и Шумер как производное от нахской хурритской основы. Шовда родник у чеченцев и ингушей отсюда же, от Ша.

Города Шумера и Элама имели более древнюю хурритскую этимологию, близкую к нахской. А большая архаичность именно нахских языков, чем даже у хурритов Хасан Бакаев обосновал наличием в нахских четырех классов.

Хуан-Хэ жёлтая вода у китайцев по Старостину от чеченского Хы-вода, а Хоан-яичного желтка (цвета). И Гиндукуш от чеченского хин дукъ водораздельный хребет. Хинд индусов, хидрос греков и даже гидроним Химки в Подмосковье. Ха вода у индейцев майя.

По А.Дирру Чи окончание означающее человека. Мы бы уточнили, ведь в чеченском это окончание означающее вообще всякое одушевлённое существо от чеченского Ци кровь.
Отсюда и самоназвание Нохчи народ Ноя у чеченцев.
У славян вятичи, русичи, кривичи. У немцев дой-че, у тюрок Нефти-чи, у индейцев арауканов че-человек тоже, и везде от Европы до Чили че или чи окончание означающее человека. А у китайцев ци кровь и энергия циркулирующая в теле человека.

Темная часть в Инь и Ян на китайском инь, от теневой стороны горы. И на Чеченском ин и индаг1 тень. Тешуб и Тор боги грома в Анатолии и у германцев, и тъес гроза у чеченцев. Бури теоним у хурритов и викингов. Ту бык у нахов и Торо бык у романоязычных народов.

Столица Элама Шешан или позднее название Сузы, от лилий которые росли в окрестностях города.
У лилий шесть-шеш лепестков, отсюда и числительное шесть-шеш в Индоевропейских языках и не только в Индоевропейских.
Сесаг-Зезаг цветок в нахских языках и похожие понятия у древних египтян, у тюрок и в иврите, по Р.Бакарову.
Как топоним ахалтеки дал название породе коней, так и Шешан столица Элама дала название первым коневодам ашшушанам хурритам из Митаннии.

Дэ возможность энергия у китайцев и чеченцев, Дэ также и день у чеченцев, отсюда Дэй день у англичан, и день у русских, от чеченского де делай, до делаю (do-делать у англичан!), а делахь сделай, Дэла бог Творец. Но в нахских есть все четыре класса этого глагола, что доказывает корневой характер нахских вариантов. Корневая связка нахских теонимов Эла-Сэла-Дэла, отсюда Элохим евреев, Сели-гер дословно Сэлы остров на чеченском, а Дали теоним у Сванов.

Яха-Ваха живи на чеченском и Яхвех живой на иврите. Хаел открыть в нахских и у Хаттов. Наб дремота у нахов и нап сон у англичан, а у палийцев Индии сон нибба. Карбон от кор бу уголь (сажа) есть. А кур дым на чеченском и курить на русском от этого, ведь кур-дым встречается ещё у Хурритов. Кара черный у тюрок отсюда же.

Чо волос на чеченском, и близкое по семантике Ча сухая трава, сено тоже на чеченском, отсюда и китайский чай от ча сухая трава, но уже на древнекитайском. От сухой травы ча производное чишк хворост, сухой валежник на чеченском и Чишки аул в Чечне. Отсюда и три топонима Чишки в Прикарпатье.

Джокер в английском и Джухарг в чеченском шут. Г1уо иди на Чеченском и гоу на английском иди. Ваен пришёл на Чеченском и вент на английском.

Ларс топонимы в Шумере, на Кавказе и антропоним в Швеции, от Чеченского Лар - беречь, хранить. Отсюда же и Лары римлян и ларец у русских.

Акка топоним в Израиле (от Хурритов) в Чечне и в Швеции. По Зелимхану Мусаеву четыре классных формы глагола быть из нахских образуют целый каскад аналогичных глаголов в самых разных языках мира!

Целый каскад чеченских местоимений как корневых Цо-Цер-Цун перевод Он-Их-Ему, и соответствие цер-цзер-их в Чеченском и Английском, как одно из ответвлений от корневой связки.
Важны не просто похожие слова, что может быть случайным совпадением, но система корневой связки, что указывает на движение от какого языка к какому шло заимствование слова. Четыре класса архаичного чеченского языка тоже дают основания в этом выводе на множестве других примеров.

Са душа, зрение и свет у чеченцев и ингушей. Это так же и местоимение мой от парной связки ас-со я на чеченском. На ингушском аз-я. Отсюда и Саг человек у чеченцев и ингушей, Саг голова у Шумер, са сердце у Хаттов и у Хеттов. А саса-община (архаизм) на чеченском языке, по Абу Исмаилову, откуда и аул Сесан в ЧР.

Некто у чеченцев хенех-минех, отсюда хурритский вариант местоимения манну, мин у тюрок и мне у русских. Нахская парная корневая связка ха-ху кто-что, очень схоже с английским вариантом. Хен-цер чей-их вопрос-ответ на чеченском, и цзер-их на английском. Так же и чеченские падежные окончания в древнегерманских на -эр, что это отмечал ещё и майор Властов в 19м веке, служивший в Чечне. Чери рыба у коми и чеченцев, и чара бу рыба есть переходит в рыбу. Конечный глагол есть очень похож на архаичную латынь с конечным глаголом есть и на конечные би-есть у индейцев апачи и народа Гималаев бурушаски.

Ло ду снег есть на чеченском и отсюда же лёд. А лам гора на нахских языках, отсюда Дайлам область в Иране, дословно горы отцов. Ломхи горная река на чеченском. Отсюда Ломехи-Терек и снежная река Лиахви в Цхинвале, как и производное лим вода у аварцев и влага у римлян (лимфа, лиман). Лам это не просто гора в нахских языках, но гора снежная, которая может дать воду. Основа же ло-снег, как и в слове лёд. При этом как и в случае с Ам бу и с ло ду (лёд) совпадают и классные показатели с чеченскими вариантами! А.Касьян, Ю.Дешериев и И.Сигарури неслучайно Нахские языки выделяли в отдельную группу, даже от дагестанских, ведь в них есть более архаичные формы, чем это у наших соседей(тот же пример с Хы-вода).

Йис иней на чеченском и отсюда айс лёд у германоязычных народов.Вал-умереть,велла-умер,вийна-вий-убил. Отсюда ВалГхалла дословно смерти город на чеченском. Вина у русских, по Х.Чулаеву, отсюда же, и Вий у украинцев.Велес теоним славян от велниса духа смерти у литовцев и чехов. Если считаете, что я нагло пользуюсь незнанием Вами чеченского языка, вспомните Лермонтова с его Валериком Речкой смерти, а точнее это Валарг-хи. Вал умереть у шведов, но уже как архаичный вариант. Также и Ле умирает у вайнахов, возможно, отсюда и духи умерших у римлян лемуры. Аналоги с ле-умер по всему миру можно найти в самых разных языках. Но корневые связки четырех классов всегда в Нахских языках.

Гхал город, дворец и башня у нахов, огал у Шумер, отсюда кала город у тюрок, холл, Гхал город у германоязычных народов. Цаъ один у вайнахов и целый единый у русских. Барт Берт договор согласие единство у нас, Бир-лик единство у тюрок от Бир один, у чувашей вместо Бир Пер один, отсюда первый, а у римлян прима. И у семитов Беер шев Согласия родник (по Х.Закриеву). Барт также переходит и в брат. На Чеченском Берте шовд согласия родник, и на 18 лет договор Авраама, на чеченском берит шо. Махпела на чеченском буквально Цену дал (по С.Дидигову).

Бож козел у чеченцев и газ коза. Отсюда бозе козел у иранцев. Бок козел у шведов. Бык у славян и бугай у тюрок, ведь КРС одомашнили позже. И бага богатство у индусов первоначально означало скот. Буц трава у чеченцев и Буш куст у англичан. Сено от сийна, что в нахских языках означает и синий и зелёный, а так же Син  зелень травы (Син буц). Синий как Син у чеченцев, ингушей, русских, эстонцев и финнов. Но движение могло идти с большей вероятностью от центра Первой цивилизации. Как и в случае с салаз сани и челюсть, ясно, что заимствование не могло быть из русского языка, а наоборот, из Чеченского языка эти слова попали в русский, ведь в нахских языках это и анатомический термин, что отмечено ещё А.Вагаповым.

Говр лошадь у чеченцев и бурушаски и говядо-скот у славян, Гом буйвол у нахов и гамаль верблюд у семитов. Возможно, английское ков-корова от нахского ка-баран, ведь домашние овцы на южном Кавказе появились значительно раньше, чем в степях Ямной культуры. Исходя из этого вытекает и направление заимствований в языке. (При этом ка это ещё и сила, возможность в нахских и в древнеегипетском).

Самые первые зафиксированные доиндские Арии Митаннии не имели никаких R, как ни пытаются их найти, но есть J. Может быть не стоит натягивать сову на глобус, в конце концов? Даже количество рёбер описанное в Ригведах совпадает с количеством рёбер у ближневосточных лошадей, а не скифских.

Берг у норвежцев, берег у русских и Берд-гора, обрыв у чеченцев, Урартцев и гуцул. Мег можно в нахских и мейк в английском, а в шумерском понятие ме разрешённого законом. Возможно русское один ближе к корневому, чем Уно один у ие, ведь Онда крепкий у нахов, Дин целый, а один единый у русских. Реконструкция пра-ИЕ, иногда носит спекулятивный характер и является порою чистым измышлением. Примеры ляпов в этих реконструкциях известны, а наш данный пример с дин один, объясняет большую близость к корневым позициям русского, чем даже санскрита, не говоря уже о других языках ие.

Латт земля на нахских языках и Латвия отсюда же у балтийских народов. У римлян латифундия и Лаццио, Лейт у ирландцев.
Нитт крапива на чеченском и английском, и отсюда же нить в русском языке, ведь самые первые нити делали из крапивы.
Диг топор переходит в диг копать в английском. Неаре к двери у порога переходит в близко в английском. Букъ спина (на чеченском) переходит в бэк в английском. Хьэт на лоб у нахов, и Хэд голова у англичан. И само название древних англичан Сасанах, где нах народ как и у нас вайнахов (чеченцев и ингушей) до сих пор. Яц отрицание в нахских языках в четырех классах с конечной Ц, и междометие отрицания в русском с цоканием, а в армянском как че. S в английском и Sh в нахских окончания множественного числа.

Конечно, у русских совпадений с английским гораздо больше. Оно и понятно, ведь и английский и русский внутри одной и той же Индоевропейской семьи.
Но чеченский язык не только не Индоевропейский, но даже не ностратический, и поэтому схождения эти более интересны с точки зрения их происхождения! Чеченский филолог С.Джамуханов ещё в 80-е годы прошлого века в своем каталоге насчитал более двух тысяч схождений между чеченским и древнеанглийским, включая сходство между падежными окончаниями (в современном английском падежи утрачены).

Таких примеров тысячи и тысячи. Мы пишем об этом с девяностых годов прошлого века.

Появление первой цивилизации неолита привело к переходу языка Первого народа земледельцев в статус первого Международного языка.

Когда Библия говорит, что был на всей Земле один язык, возможно, речь не об одном единственном, но о первом Едином международном, первом надплеменном языке.

Когда в Европе ещё не отступили льды километровой толщины ледникового периода, к югу от Кавказа в Анатолии уже были города. И язык в итоге вышел за пределы одной генетически родственной группы. И это не была какая-либо разновидность гаплогруппы R в те времена и в том районе. Уже тогда там была в центре Плодотворного полумесяца именно мужская J2a. Как английский язык не всегда предполагает носителя в потомках англосаксов, так и тогда произошло распространение за пределы носителей J2a гаплогруппы. Десять и даже пять тысяч лет назад языки распространялись вместе с людьми с их гаплогруппами, ведь тогда не было интернета и телевидения.Эрбины (племена с северо-востока) в те времена только ещё подходили из холодных просторов Азии к Первому Центру Первой цивилизации, где уже был надплеменной язык.
Если бы наш сценарий был бы ошибочен, эрбины баски были бы по языку индоевропейцами, но это как раз не так.

К схеме Лазаридиса-Райха можно ещё добавить и наличие общей гаплогруппы J2а у ариев Ирана, Индии и хурритов Митаннии. При этом у митаннийцев вообще не было R1a, и мизер R1a у вышеупомянутых Парсов Пакистана, и в то же время R1a максимальны в Индии у всех каст, вплоть до юга Индостана, с минимумом эрбинов. J2a Y-гаплогруппы общее и для индских ариев и для митаннийцев, но никак и никакие R1a (которых нет в Митаннии) и не R1b (которых нет в большей части Индии).

Язык скорее социальное явление, но носители генов тоже имеют влияние. В Китае при минимуме J2a они всё же прослеживаются. Важно определить, откуда шли первые неолитические технологии, ведь и в современном мире влияние промышленной революции в Англии 19го века отразилось на народах не являющихся потомками англосаксов. В этом смысле Загрос и Плодородный полумесяц вне конкуренции, как центр первых городов с древностью более десяти тысяч лет. Чатал-гуюк и Гебекли-тепе уходят в древность вплоть до палеолита, ещё до появления земледелия, как это не парадоксально. В сравнении с Чатал-гуюком и Гебекли-тепе Балканы и Триполье поднимаются гораздо позже и именно за счёт миграций из Анатолии.

У самых древних доиндских ариев - хурритов Митаннии, есть J2a, и полностью отсутствуют  до сих пор в палеогенетических образцах, как эрбины, так и R1a! Элита как раз лучше сохранялась, благодаря более пафосным захоронениям, но данных с любыми R в них нет, хотя единичные миграции с севера должны были быть (и скорее всего были) в этот регион Ближнего востока. Технологии первых земледельцев Загороса тоже шли из этого региона в другие регионы мира по мнению Вавилова.

Опять же, отцовская гаплогруппа J2a есть у разных народов мира, но более половины от протестированных только у чеченцев и ингушей т.е. у вайнахов, у потомков народа Ноя (а.с.). С учётом теории Старостина и Лазаридиса-Райха чеченский язык является наиболее близоким к гипотетическому надностратическому Борейскому языку.

Я понимаю, что некоторые оппоненты захотят привести примеры из лекций профессора Зализняка против, как им кажется, "народной этимологии" идеи корневых связок. Но почему то явные ляпы лингвистов академической среды не находят такого же отпора. Миллеровская школа может всерьёз считать нормальным для имён вождей скифов такие "достойные имена"как "Нетронутый утром" или "Тёмно-серый Осёл", а для названия столицы "ираноязычным" Алан Магас, что и на восточных и на западных иранских языках означает Муха.
Но мы не хотим делать здесь оценочные суждения в чей-либо адрес, и у нас есть вполне практическое предложение: во всех языках мира кроме русского, белая европеоидная кавказская раса это синонимы. После открытия сделанного в прошлом году группой Лазаридиса-Райха можно было бы и в русском языке ввести эту синонимию, ведь она вполне уже обоснована мировой наукой. Это наше предложение к очередному форуму Кавказоведов, которое было озвучено нами ещё в 90-е годы прошлого века









Литература:

1."The genetic history of Southern Arc: A bridge between West Asia and Europe".
Science, 2022, I.Lazaridis