Рихард Вагнер - Бьянка и Джузеппе -

Юлиан Смирнов
                Рихард Вагнер
                (1813-1883)

                Бьянка и Джузеппе,
                или Французы под Ниццей
                (Перевод с немецкого.)
               

                Действующие лица:

Маркиз Мальви
Бьянка, его дочь
Граф Риволи, предназначенный ей жених
Джузеппе, охотник, сын стрелка в имении маркиза, молочный брат Бьянки
Винченцо Сормано
Бриджитта, арфистка
Клара, девушка-горожанка из Ниццы
Бонатти, капрал
Кола, нищий
Первый отшельник
Второй отшельник
Сельские жители и горожане, солдаты, заговорщики, пилигримы, гости, народ.

                Ницца и её окрестности.
               
                1793 год.

                *















                Первый акт


Открытая площадь сельского вида перед замком маркиза. Справа тянутся скверы, густо заросшие листвой.
 
                Джузеппе, Клара, Бонатти, Кола.
Сельские жители, горожане и горожанки из Ниццы. Солдаты из гарнизона Саорджио.

ВСЕОБЩИЙ ХОР.
Возрадуйтесь! возрадуйтесь!
Честны;е люди, пусть всех
До единого охватит веселье!
Сегодня состоится
Обещанное нам празднество, –
Пусть же все голоса
Сольются в единой
Ликующей песне!
Да здравствует наш 
Повелитель маркиз!
 
КЛАРА (слева, возле одной из групп сельских жителей; обращаясь к Джузеппе).
Отчего ты так печален, друг?
Неужели ты не желаешь
Принять участие в том
Праздничном веселии,
Которое ныне окружает
Тебя со всех сторон?

Джузеппе (он прислонился к стене, у него задумчивый вид) делает телодвижение, выражающее отрицание.

КЛАРА (в сторону).
И всегда-то он в унынии!..
Я с лёгкостью могла бы
Исцелить его, узнай он о том,
Как сильно его любит Клара.

ХОР.
Эй, вы! из замка!
Подайте ещё вина!
Живее, девушки!
Наливайте гостям!
(Провозглашая тост.)
Здоровье нашего
Повелителя маркиза!

КЛАРА.
Послушай, Джузеппе!
Да выслушай же!
Ведь ты единственный,
Кто мне нужен!..
Если ты будешь молчать,
То я не оставлю тебя в покое.
(Весело.)
Сегодня состоится полный
Блеска и веселия праздник, – 
Ответь, мой друг, примешь ли
Ты участие в танцах?

ДЖУЗЕППЕ (страстно выкрикивая).
Да! По праву!

КЛАРА (несколько испуганно, стараясь его успокоить).
Конечно!
Если бы я возбранила это,
Я поступила бы скверно…
Значит, ты танцуешь?

ДЖУЗЕППЕ (смущённо).
Но не с тобой… Я дал слово!

КЛАРА.
Дал слово? Горе мне! Дал слово!
Ты обещал другой? Отвечай!
Ты любишь другую? Не меня?

ХОР (как прежде).
Здоровье синьорины Бьянки!
Да здравствует Бьянка!

КОЛА.
Многое бы я отдал за то,
Чтобы повеселиться, как вы,
И воистину никогда бы
Не сожалел об этом.
Был бы я столь же молод, как вы,
Я тоже станцевал бы,
Но, к несчастью, я вынужден
Передвигаться ползком.

МОЛОДОЙ ГОРОЖАНИН.
Хотелось бы мне посмотреть,
Как он танцует!

СОЛДАТЫ.
Он хотел бы увидеть,
Как он танцует!

СЕЛЬСКИЕ ЖИТЕЛИ И ГОРОЖАНЕ.
Он хотел бы увидеть,
Как он танцует! Ха-ха-ха!

КОЛА.
Смейтесь!
Я же воистину не вижу
Ничего смешного в том,
Что вы не способны
Омолодить мои кости.
Я более не в силах танцевать –
И потому прошу у вас подаяния.

СОЛДАТЫ.
Ага! Чудак!

СЕЛЬСКИЕ ЖИТЕЛИ И ГОРОЖАНЕ.
Так вот к чему дело клонится!

БОНАТТИ (поднимаясь).
Умолкни!
Ты что, хочешь помешать
Всеобщему веселью?
Шёл бы ты отсюда
Подобру-поздорову!

ГОРОЖАНЕ.
Эй! Оставь его!


КОЛА.
Как прикажете, господин капрал?

БОНАТТИ.
Берегись! убирайся прочь!

СОЛДАТЫ.
Прочь, нищий!

СЕЛЬСКИЕ ЖИТЕЛИ (защищая Колу).
Оставьте старика в покое!

БОНАТТИ (хочет ударить).
Руки прочь!

Клара, некоторое время находившаяся в тяжёлой борьбе с собой, принимает внезапное решение, – бросив преисполненный отчаяния взгляд на Джузеппе, она стремительно приближается к группе спорящих, хватает Бонатти за руку и с силой тянет его, не понимающего, что с ним происходит, на середину сцены.

КЛАРА.
Глядите, этот отважный капрал –
Мой жених, мой избранник!

БОНАТТИ (он до крайности изумлён).
Как? Неужели?
Так быстро… счастье…

ВСЕОБЩИЙ ХОР (с весёлым удивлением прерывая запинающегося Бонатти).
Ура! ура! виват! капрал!
Виват! невеста! ура!
Стремителен был выбор!..

КЛАРА (незаметно от других, дрожа, обращаясь к Джузеппе).
Джузеппе, одобряешь ли ты этот шаг?

ДЖУЗЕППЕ (сохраняя спокойствие).
Прими мои наилучшие пожелания!

КЛАРА (вне себя).
Ах, я несчастнейшая!
Что я наделала!

ХОР (буйно).
В добрый путь!
В добрый путь!
Господин жених!

БОНАТТИ (всё так же изумлённо).
Пусть мне растолкуют,
Как такое могло произойти!
Всю жизнь мне не везло.
Должно быть, её сильно
Терзает любовь,
Ведь её выбор был
Столь быстр и стремителен.

КОЛА.
Лишь я один ясно вижу,
Почему это произошло
Столь быстро!
Зачем же он так сильно
Её мучил! Бедное дитя!
Она была так стремительна!..

КЛАРА.
Ах! Как мне вынести такую муку!
Я ясно вижу: он меня не любит!
Кому же мне, несчастнейшей,
Поведать о своей печали?
О горе! Всё моё счастье
Рассеялось во мгновение ока!

ХОР.
Всё произошло так быстро,
Что никто толком
Ничего и не понял.
Должно быть, её сильно
Терзает любовь,
Ведь её выбор был
Столь быстр и стремителен.

БОНАТТИ (разом громко выкрикивая).
Ура! ура! ха! Наконец-то
Я пришёл к самому себе!
Моё счастье!
Оно лишило меня чувств!
Я – жених!
Приятели, взгляните!
Ура! ура!
Ура! Я – жених!
О, приятели,
Взгляните на меня!
Ура! Прелестная
Клерхен любит меня,
Я – счастливый приятель!

СОЛДАТЫ.
Да здравствует!
Да здравствует жених!
Ура! ура!

БОНАТТИ.
Ура! Скоро состоится свадьба!
И вы, приятели, примете
Участие в празднестве!
Ура! Скоро милая
Клерхен станет моей!
А вы все будете
Моими гостями!

СОЛДАТЫ.
Да здравствует!
Да здравствует жених!
Виват! жених! ура! ура!

БОНАТТИ.
Вперёд! дети! люди!
Друзья! братья!
Отправляйтесь в трактир!
Вас ждёт моё угощение!
Когда здесь начнётся
Празднество, мы возвратимся
И перейдём от одного
Праздника к другому!

ВСЕОБЩИЙ ХОР.
Возрадуйтесь! возрадуйтесь!
Честны;е люди!
Пусть всех до единого
Охватит веселье!
Пусть же все голоса
Сольются в единой
Ликующей песне,
Ибо сегодня одно
Празднество сменяет другое!
Да здравствует наш
Повелитель маркиз!

Бонатти, держа под руку Клару, уводит её прочь; она бросает ещё один преисполненный муки взгляд на Джузеппе. Джузеппе остаётся, тогда как все остальные следуют за Бонатти.

Появляется Бьянка. Джузеппе стремительно спешит ей навстречу.

ДЖУЗЕППЕ.
О, благодарение Богу!
Я встретил тебя,
Когда поблизости никого нет!
Благодарю! Горячо благодарю
За проявленную ко мне благосклонность!

БЬЯНКА.
Остановись, Джузеппе! ах!
Старайся избегать меня,
Всё наше счастье навеки погибло!

ДЖУЗЕППЕ.
Ах! Бьянка! Бьянка!
Неужели с таким приветствием,
Ты обращаешься ко мне,
Несчастнейшему, после двух
Долгих месяцев разлуки?
И кто же намеревается нас разлучить?

БЬЯНКА.
Все и вся! ах!
Положение, звание, рождение –
Вот что нас разлучает!

ДЖУЗЕППЕ (после некоторой паузы).
Говоришь, нас разлучают
Положение, звание и рождение?
(Более мягко.)
О, Бьянка! Бьянка!
Разве нас разлучает природа?
                *
В младенчестве нас родственным союзом
Одна и та же грудь кормящая связала!
Неужто хочешь разорвать те узы,
Которые она нам благосклонно даровала?

     К чему законы? и к чему права?
     Нерасторгаемый союз природы выше!
     Я храбро заступаюсь за неё, она права,
     И лишь её я голос слышу!

БЬЯНКА (стараясь успокоить его).
В младенчестве нас родственным союзом
Одна и та же грудь кормящая связала!
Как я могу желать порвать те узы,
Которые она на радость и... на горе даровала?

     Законы и отцовские права всесильны,
     Противятся они природе – ах! –
     Мы против этих строгих сил бессильны.
     На них восставший обратится в прах!

ДЖУЗЕППЕ.
Скажи, как же
Ты намерена поступить?

БЬЯНКА.
Какова моя участь? 
Повиноваться и отказываться
От счастья мира!

ДЖУЗЕППЕ.
Ты никогда не должна
Этого делать, Бьянка!
Никогда! Ведь ты моя!
Я и сам – ха! – не понимаю,
Чего я предприму!
Лишь моя кровь, моя кровь
Сделает тебя свободной!


БЬЯНКА.
Джузеппе! Неистовый!
Чего ты замышляешь?

ДЖУЗЕППЕ.
Погибель, смерть
Похитителю моего счастья!
 
БЬЯНКА.
Умоляю тебя!
Взгляни на слёзы сестры!
Беги! беги отсюда!
Не оставайся
На сегодняшнем празднестве!

ДЖУЗЕППЕ (гневно).
Мне не быть на празднике?
Отлично!
Так как вы настаиваете
На соблюдении своих прав,
Я настою на соблюдении своих!

БЬЯНКА.
Что у тебя на уме?

ДЖУЗЕППЕ.
Сыну стрелка позволено
Пригласить тебя
На торжественный танец.

БЬЯНКА.
Несчастный!
И это произойдёт сегодня?

ДЖУЗЕППЕ.
Будь что будет, –
Сегодня на твоих глазах
Я настою на своём праве.

БЬЯНКА.
Безумец! Ты хочешь
Погубить меня и себя?

ДЖУЗЕППЕ.
Погибель на всех!
Погибель ему и мне!
К чему я спрашиваю:
Кто падёт в борьбе?
Джузеппе умеет показать,
Что он не трус!
Крепкой рукой я вдребезги 
Разобью преграды, которые
Так дерзко нас разделяют!
Называй меня разбойником, трусом, 
Всё равно: я стану упорствовать –
И я сохраню союз нашей любви!

БЬЯНКА.
Ты несёшь всем погибель!
Погибель тебе и мне!
Если ты желаешь,
Чтобы я пала жертвой,
То хотя бы спаси, несчастный, себя!
Преграды, которые так жестоко
Нас разделяют, насмехаются
Над союзом нашей любви!
Гляди, я плачу!
Ах! И причина этих слёз –
Счастье, которое
Навсегда нас покинуло.

               Они расстаются, направляясь в разные стороны.

                *

Раздаётся сигнал, даваемый колоколом. Сельские жители, горожане и солдаты снова собираются на сцене. Вместе с ними возвращаются Бонатти и Клара. 

ХОР.
Ха! Как весело один
Праздник сменяется другим!
Вот праздничный день, каких мало!

Вперёд выходят музыканты, они играют маленький марш; за ними – Мальви, Бьянка и Риволи, они занимают почётные, празднично украшенные места, приготовленные для них слева на авансцене.
ХОР.
Да здравствует
Наш повелитель маркиз!
Да здравствует милостивая
Синьорина Бьянка!
 
МАЛЬВИ.
Благодарю вас и приветствую!
Но прежде чем мы перейдём
К празднеству, которое я вам обещал,
Выслушайте важную, серьёзную речь!
Близок враг, и велика опасность, –
Не теряйте же сплочённости,
Твёрдо будьте на нашей стороне!
За вашу верность
Я ручаюсь перед королём,
И я отвечаю перед ним
За ваши добрые намерения, –
Будьте же достойны
Оказанного вам доверия,
Незыблемо храните покорность
И твёрдо исполняйте свой долг!

ХОР.
Мы будем верны королю
До самой смерти!

МАЛЬВИ.
Что ж! Начинайте!
Развеселите себя и нас!

Начинаются сельские церемонии: сельские жители маршеобразно проходят перед маркизом, юные девы увенчивают Бьянку венком, затем начинается характеристический танец савойских мальчиков, а после – большой заключительный танец.
                *
                Кола выводит на сцену Бриджитту.

КОЛА.
Не так застенчиво, милое дитя,
Подойди ближе! Богатый улов.
(Обращаясь к Мальви.)
Мой милостивый господин маркиз!
Дозвольте, чтобы в этом празднестве
Приняла участие и нищета!
Мы хотим отплатить за то,
Что мы принимаем.
Вы охотно подаёте нам, –
Внемлите же песнопению этой девы!

МАЛЬВИ.
Мы все во внимании.

КОЛА.
Бриджитта, мужайся!

Бриджитта застенчиво, не поднимая глаз, усаживается и, играя на арфе, поёт:

БРИДЖИТТА.
О, вы, богатые, окружённые
Блеском и радостью,
Внемлите песне нищенки!
Пусть ваша звезда
Никогда не погаснет!
Пусть ваше счастье
Вас никогда не оставит!
Крошечное подаяние
Радует нищего, который,
Кроме нищеты, ничего не знает, –
А тот, кто расстаётся
Со счастьем и блеском,
Непрестанно оплакивает то,
Чего он лишился.
О, золотые времена!
Пленительные грёзы!
О, дни счастья! Часы радости!
Мне никогда не обрести
Вас вновь, любимые места,
Ибо в моей груди
Живёт лишь одно:
Страдание, которое мне
Причиняет моя вина!

Вплоть до этого момента Риволи был занят одной лишь Бьянкой, теперь же его взор падает на Бриджитту; охваченный внезапной яростью, он покидает своё место и запальчиво набрасывается на неё.

РИВОЛИ.
Ты здесь?! Порочная!
Ты осмелилась
Показаться мне на глаза?
Недостойная! нечестивая! прочь!

Испуганная Бриджитта опускается на колени и пытается обнять колени Риволи. Тот отталкивает её от себя, и она склоняется на землю.

МАЛЬВИ (он поражён).
Что с вами, граф?

ХОР.
Ха! Какая жестокость!

РИВОЛИ.
Заберите её отсюда!

          Некоторые поднимают Бриджитту с земли и уводят прочь.

ХОР.
Бедная женщина!

МАЛЬВИ.
Говорите же!
Разрешите загадку!

ХОР.
Какое он имеет право
Так с ней обращаться?

РИВОЛИ (недоверчиво Мальви).
Маркиз, как?
Неужели вы её не знаете?

МАЛЬВИ.
Мне никогда не доводилось
Видеть её прежде!
Кто эта несчастная?

РИВОЛИ.
Бесчестная женщина.
Некогда она была моей сестрой.
ХОР.
Ха!

РИВОЛИ.
Один низкий человек
Покорил её сердце, –
И любовью к нему
Она запятнала
Своё происхождение.
Она была изгнана,
И для меня и моего круга
Она стала чужой!
Вам нетрудно понять,
Почему при её появлении
Меня охватил гнев.

БЬЯНКА (возмущённо).
Ха! Варвар!

КЛАРА.
Он ужасен!

ВСЕ.
О, ужас! О, стыд! О, позор!

МАЛЬВИ.
Что я должен думать?..
Что мне сказать?
Моё глубоко потрясённое
Сердце содрогается!
Не пожалей я несчастную,
Всё равно: мысль
О понесённом ею наказании
Пробуждает во мне боль.

БЬЯНКА.
Что я должна думать?..
Что мне сказать?
Боль глубоко
Пронзает моё сердце!
Ах, мне следует
Пожалеть несчастную,
Поступок её брата
Возмущает моё сердце!

КЛАРА, БОНАТТИ, КОЛА, ХОР.
Что же подумать?..
И что сказать?
Несчастная изгнанница!
Почувствуйте всю
Глубину её страдания!
Какое обхождение
Со стороны брата!
Воистину такой
Поступок говорит
Не в пользу его сердца!

РИВОЛИ.
Изгнанница!
Приблизиться ко мне!..
Ха! Какая наглость!
Какой позор!
Пусть же в горе и нищете
За ней вечно следует позор,
Превративший её в изгнанницу!

КОЛА.
Спешу к несчастной,
Дабы спасти её от отчаяния.

                Уходит.

РИВОЛИ (заставляя себя сделать весёлую мину).
Маркиз, я должен
Попросить прощение за то,
Что так опрометчиво
Омрачил празднество;
И дабы рассеять
Возникший диссонанс,
Нет ничего лучше,
Чем пригласить тебя,
Прелестная невеста,
На почётный танец.
Музыка! музыка!
Моя синьорина, вашу руку!

Джузеппе, который, скрывшись среди сельских жителей, видел предыдущую сцену, выходит, чрезвычайно взволнованный, вперёд и надвигается на Риволи.
ДЖУЗЕППЕ (обращаясь к Риволи).
Так поступать бесчестно!
Этот танец принадлежит мне!

БЬЯНКА.
О Боже!

КЛАРА.
Дорогой друг!

ХОР.
Джузеппе, горе!

РИВОЛИ.
Кто этот человек?

ДЖУЗЕППЕ.
Сын стрелка, и он по праву
Требует почётного танца.

БЬЯНКА.
Джузеппе!

ХОР.
Что затеял неистовый!

БЬЯНКА.
Ха! Я гибну…

РИВОЛИ (обращаясь к Мальви).
Скажите, чего добивается этот парень?

ДЖУЗЕППЕ.
Своего права! Своего права!
Почётного танца!

МАЛЬВИ.
Безумец!
Если ты намерен упорствовать,
То мне следует этому
Воспрепятствовать!
Прочь отсюда!

ДЖУЗЕППЕ (неистово).
Ха! Вероломство!
Обман и злодеяние!
Музыканты! за дело!
Играйте танец!
Музыка! музыка! танец!

   Музыканты стремительно вступают, исполняя танцевальную мелодию.

МАЛЬВИ.
Эй, вы! Остановитесь!

РИВОЛИ.
Что это значит?

МАЛЬВИ.
Ха! Какая дерзость!

ДЖУЗЕППЕ.
Ну же! играйте танец!
Музыка! музыка! танец!

Музыканты начинают играть снова; Джузеппе оттесняет Риволи в сторону, заключает Бьянку в объятья и намеревается ввести её в танец; на Джузеппе бросаются со всех сторон.

МАЛЬВИ.
Хватайте его, бешеного!

СОЛДАТЫ.
Отпусти её!

Солдаты пытаются одолеть Джузеппе, а тот, крепко держа Бьянку одной рукой, обороняется другой.

ДЖУЗЕППЕ.
Прочь, кому дорога жизнь!
Я не отпущу тебя, драгоценная!
У меня есть право, –
И лишь его одного я требую!

БЬЯНКА.
Я чувствую, как содрогается земля.
Меня охватило отчаяние.
Беги! Речь идёт о твоей жизни!
Безумец, спасайся!

МАЛЬВИ, РИВОЛИ, СОЛДАТЫ.
Что здесь происходит?
Освободите её! вяжите его!
Он поплатится за это жизнью!
Ну же! Не дайте ему скрыться!

КЛАРА, СЕЛЬСКИЕ ЖИТЕЛИ И ГОРОЖАНЕ.
Что здесь происходит?
Ха! Как он забылся!
Отпусти её!
Речь идёт о твоей жизни!
Безумец, спасайся!

Бьянку вырвали у Джузеппе. Сам же он хочет быть побеждённым солдатами. Среди скопления людей с быстротой молнии появляется Сормано, он прокладывает себе путь, размахивая кинжалом, Сормано стремительно уводит Джузеппе сквозь изумлённую толпу и в следующий миг исчезает вместе с ним в густо заросшем парке.

                Быстро падает занавес.


                *

















                Второй акт


Крайние вершины Морских Альп на границе между Ниццей и Францией. Близится наступление дня. Весь ландшафт окутан густым туманом.
 
          Из одного из ущелий поднимаются Сормано и Джузеппе.

СОРМАНО.
Мы в безопасности:
Здесь моё царство!

                Протягивает Джузеппе походную флягу.

Ты изнурён?
Вот, возьми и подкрепись!

ДЖУЗЕППЕ.
Прервёшь ли ты, наконец,
Своё молчание? Ответь, кто ты?

СОРМАНО.
Твой спаситель!

ДЖУЗЕППЕ.
Мне это известно!
И если я должен благодарить тебя,
То ответь, что; заставило тебя
Стать моим спасителем? Кто ты?

СОРМАНО.
Твой товарищ!

ДЖУЗЕППЕ.
Мне никогда не доводилось
Видеть тебя прежде.
У нас нет ничего общего.

СОРМАНО.
Мы разделяем с тобой
Одну и ту же ненависть,
И мы жаждем одной
И той же мести.
Разве ты не испытываешь
Ненависть к Риволи
Как к жениху твоей
Горячо любимой?..
Я ненавижу его
Как брата моей супруги!

ДЖУЗЕППЕ.
Несчастный!

СОРМАНО.
А теперь? Теперь
Ты знаешь меня, Джузеппе?
Ты должен узнать и больше!
Присядь!
Утренний ветер холоден –
Возьми мой плащ!

ДЖУЗЕППЕ (отказываясь от плаща).
Ба! Для охотника
Озноб давно не новость!

СОРМАНО (снова протягивая ему флягу).
Так подкрепись же!
Ещё сегодня тебя ожидает труд!
(После того как Джузеппе выпил.)
Что ж! Слушай, узнай мою судьбу!
                *
Я был ленником графа Риволи,
И его имущество, бывшее
Предметом моих забот,
Счастливо приумножалось.
Полный усердия,
Я прислуживал
Его прелестной сестре.
Она полюбила меня,
И моё сердце
Билось лишь для неё!
Тайком и без лишнего шума
Священник освятил
Чистый союз сердец, –
И она стала моей женой,
Моей венчанной
Пред Богом супругой.
                *
Нас предали, и её брату
Обо всём стало известно.
Напав на нас, он разлучил нас,
А меня, побеждённого
Превосходящей силой,
Подверг позорному истязанию!
С улыбкой он наблюдал,
Как меня по его повелению
Связали и на глазах
Моей супруги били плетью.
После этого он собаками
Прогнал меня со двора.

ДЖУЗЕППЕ.
А что же твоя супруга?

СОРМАНО.
Вскоре я узнал о её участи:
Она была лишена наследства,
И её, отторгнутую и отверженную,
Навсегда заперли в монастырь,
У неё забрали её имущество,
Отняли честь, состояние и имя,
И она стала зваться Бриджиттой!

ДЖУЗЕППЕ.
Бриджиттой!

СОРМАНО.
Но вскоре она сумела
Убежать из заточения.
Что; по своей силе
Может сравниться
С верностью женщины?!
Её любовь никогда
Не могла бы иссякнуть;
Её покинуло счастье,
Но она сохранила верность:
Пока её взор не угас от горя,
Она хочет ещё раз
Увидеть своего супруга:
Вместе с арфой
Она как нищенка
Странствует из края в край,
И она намерена отважно
Противиться несчастью и позору,
Противиться до тех пор,
Пока не разыщет его,
Своего супруга.
              *
Я же… я всё ещё
Не осмеливаюсь
Приблизиться к ней:
Недостойный её взора,
Я бегу от неё. –
Ты не должна меня видеть
До тех пор, пока
Я за тебя не отомщу
И не увижу погибель
Твоего горделивого рода!
Да! Ты будешь отомщена,
Свершится расплата
За твои страдания, –
И ни одна женщина на свете
Не сможет похвастаться тем,
Что за неё так отомстили
И так отплатили за её мучения!
Твои горькие муки
Заставляют меня
Вступить в борьбу, –
И я намерен добыть
Для нас богатейший улов!
Я желаю видеть тебя чтимой, –
Твой же род я хочу увидеть
Низвергнутым во прах!
И пусть я погибну –
Всё равно ты будешь отомщена!

ДЖУЗЕППЕ.
И что же ты намерен
Теперь предпринять?

СОРМАНО.
Выслушай же!
Ты видишь меня здесь
Предводителем изгнанников,
Которые все до единого
Поклялись совершить месть!
Мы находимся в союзе
С войском французов, –
И если его нападение
Увенчается успехом,
Мы все будем отомщены.

ДЖУЗЕППЕ.
Измена отечеству!
О, деяние достойное проклятия!

СОРМАНО.
Измена? Подвергнутый
Истязанию мстит за себя, –
Как же ты можешь
Называть это изменой?

ДЖУЗЕППЕ.
Храбро защищай себя
От подобного насилия!
Но пойми: ты открываешь
Страну общему врагу,
И ты разом предаёшь
Холопа и господина!

СОРМАНО.
Ха! Трусливый!
Сейчас не время
Для холодных умствований!
Разве то, что мы испытываем,
Не взывает к мести?!
Иди же! Возвращайся
В замок маркиза!
Позволь там связать себя,
Избить плетью по спине
И выгнать собаками со двора!
А затем посмотри, как твоя
Возлюбленная вступает в брак
С гнусным человеком,
Который насмехается
Над твоим гневом!

ДЖУЗЕППЕ.
О Боже!
Не лишай меня чувств!
О Боже!
Защити моё несчастное сердце!
Дозволь мне убежать отсюда!
Избавь меня от этой горькой муки!

СОРМАНО.
Будь же благоразумен!
Примкни к нам!
Благодаря этому
Храброму и отважному
Предприятию ты и я,
И все, кто нам подобен,
В ближайшее время 
Совершим полнейшую
Месть и тем самым
Смоем всякое бесчестье!

ДЖУЗЕППЕ.
Горе мне! Горе мне! Горе мне!
Как?
Видеть её похищенной у меня,
Видеть себя заключённым в оковы
И понимать при этом,
Что все надежды тщетны, –
Неужели я мог бы такое вынести?
Неужто, дорогая, я должен
Осквернить тебя
Запятнанными руками?
Куда, о, Боже, мне устремиться,
Дабы стать достойным её?

СОРМАНО.
Как?
Видеть её похищенной у тебя,
Видеть себя крепко
Закованным в оковы
И горестно гибнуть, –
Неужели ты мог бы
Такое вынести? Нет же!
Старайся освободить её
Крепкими руками!
И если ты примкнёшь к нам,
Она станет твоей!

ДЖУЗЕППЕ (поворачиваясь, чтобы уйти).
Но как же мне
Это осуществить?
Этого я ещё не знаю…
Она должна стать моей,
Но не благодаря тебе!

                Хочет уйти прочь.

СОРМАНО.
Ты хочешь убежать?

                Стреляет из пистолета в воздух.

Эй! Хватайте предателя!

Туман рассеялся; взору открываются все ущелья, они заполнены заговорщиками; по выстрелу Сормано все заговорщики бросаются вперёд, окружают Джузеппе и вытесняют его на авансцену.

ХОР ЗАГОВОРЩИКОВ.
Стой! Кто ты?

                Узнают его.

Как? Охотник?

СОРМАНО.
Оставьте его!
Отныне он наш товарищ!

                Сормано протягивает Джузеппе руку.

Ты остаёшься с нами –
И пусть дочь маркиза
Принадлежит тебе!

                Джузеппе отворачивается.

ХОР.
Джузеппе? Как?
Неужели он мог бы быть
Принят в наши ряды?

ДЖУЗЕППЕ.
Предательство!
Измена отечеству!

СОРМАНО.
Никто лучше него
Не знает тайных троп,
Ведущих через эти горы, –
Пусть же он станет
Нашим проводником!
Друзья! готовьтесь к бою!
Сегодня великий день,
И он предназначен
Для храброго
И отважного дела!
Тремя пушечными
Выстрелами нам сообщают:
За нами следует войско.
Вперёд, братья!
Пусть каждый
Крепится на бой!
Сегодня настало время
Отомстить за все
Нанесённые вам обиды!

ХОР.
Вперёд, братья!
Пусть каждый
Крепится на бой!
Сегодня настало время
Отомстить за все
Нанесённые нам обиды!

Наступило светлое утро, оно окончательно рассеяло туманы. Сквозь высокие, покрасневшие от солнца вершины скал взору открывается широкое раздолье. Из глубины сцены, из низины, доносятся звуки барабанов, которые бьют побудку.

СОРМАНО (он в глубине сцены, глядя в низину).
Ха! Какое прекрасное утро!
Как чист воздух!
Вы слышите барабанный бой,
Доносящийся из лагеря друзей?

ХОР (он устремился к открывшемуся виду).
Что за чудесное зрелище!

СОРМАНО.
Склоните колени!
Благоговейно приветствуйте
Прекрасный день решения!

Все опускаются на колени, дабы совершить безмолвную молитву. Из низины доносятся звуки французской военной музыки. Заговорщики поднимаются с колен. Джузеппе остаётся в одиночестве на авансцене; справа в стороне его очам открывается привольный вид, на который он устремляет свой грезящий взор.

ДЖУЗЕППЕ.
Там внизу, из светлой низины,
Мне улыбается родина дорогой…
О, призвал бы меня твой голос!..
Знать бы мне: верна ли ты мне?
Она должна стать моей.
Я её не оставлю.
Она для меня дороже
Всего на свете!
 
СОРМАНО И ХОР.
Какая радость будоражит грудь!
Звук устремляется в долину!
Слушайте, братья! слушайте!
Обнажите меч!
Вперёд! с силой в бой!
Пушка грохнула три раза –
Будьте же начеку!

С левой стороны доносится напев мужских голосов, он звучит всё ближе и ближе.

НАПЕВ ПИЛИГРИМОВ.
Будь милостив,
Господь, к несчастной,
Скорбь сокрушила её сердце,
О, будь к ней милосерден, –
И да будет она
Избавлена от позора!

Во время этого напева на сцену медленно выходят Кола и небольшое шествие пилигримов. На плетёных носилках они несут мёртвое тело женщины. Сормано преграждает шествию путь.

СОРМАНО.
Эй, вы! Остановитесь!
Кого вы несёте?
Кола, отвечай!

КОЛА.
Пусть при виде этого
Воспылает факел твоей мести!
Гляди же!

                Сормано узнаёт в мёртвой женщине Бриджитту.

СОРМАНО.
Моя супруга!
Господь всемогущий!
Это моя жена!

                Бросается на мёртвое тело.

ХОР.
О Боже! Это его супруга!

КОЛА.
Напрасно я разыскивал её всю ночь,
Я слишком поздно напал на её след…
Я нашёл её утонувшей
В скалистом ручье!
Несчастнейшая не смогла
Пережить те бесчестья,
Которые ей пришлось
Перенести от брата!

ПИЛИГРИМЫ.
Будь милостив,
Господь, к несчастной,
Скорбь сокрушила её сердце.

ДЖУЗЕППЕ.
О, бедный супруг!

ЗАГОВОРЩИКИ.
О, горе! О, боль!

СОРМАНО (склонившись над мёртвым телом).
Иной я надеялся тебя увидеть…
Я хотел бы приблизиться к тебе
Отомщённой, чтимой….
Я чувствую, как твою
Голову овевает смерть.
Зачем ты так
Со мной поступила?
Это я, Джованна!
Ну же! Пробудись!
О, открой свои очи!
Гляди, он наступил, день мести, –
Переживи один лишь этот день!
 
                Опускается на мёртвое тело.

Когда справа из низины, с той стороны, в которую вглядывался Джузеппе, доносится весёлая музыка, Джузеппе, который, окованный ужасом, наблюдал за предыдущей сценой, вскакивает.

ДЖУЗЕППЕ.
Кола, ты слышишь?
Это доносится из замка.
Как ты думаешь, что может
Означать эта музыка?

КОЛА.
В замок прибывают
Гости из Ниццы,
Дабы поздравить
Невесту графа Риволи.
Кто знает, быть может,
Свадебное торжество
Состоится уже сегодня!

ДЖУЗЕППЕ (впадая в величайшее отчаяние).
Вперёд! к оружию!

                Отрывает Сормано от мёртвого тела.

Ты, насмехавшийся надо мной,
Неужели теперь ты останешься
С женщиной? В бой!
Нужно свершить месть!
Промедление подобно смерти!

СОРМАНО (в страшном волнении).
Ха! Месть! Джованна,
За тебя следует отомстить!

СОРМАНО, ДЖУЗЕППЕ, ХОР ЗАГОВОРЩИКОВ.
Вперёд! на бой!
Товарищи, спешите
Совершить месть!
Пролитая сегодня кровь
Принесёт всем
Великую пользу!
Пощады не будет!
Пароль – смерть!
С радостью пожертвуйте
Своею жизнью,
Исполняя высокое
Повеление мести!

Под конец хора в глубине сцены, в низине, раздаётся три пушечных выстрела.

СОРМАНО.
Вы слышите сигнал?
Теперь нам самое время
Напасть на Саорджио!

Сопровождаемое кликом: «В бой!», начинается всеобщее выступление. Кола и пилигримы, с напевом: «Будь милостив!», уносят мёртвое тело. Из низины доносится отзвук приветствия французской военной музыки.
 

                Падает занавес.

               
                *


 

                Третий акт 


                Комната в замке маркиза.

БЬЯНКА (в одиночестве; откинувшись назад на стуле; разбитая тяжким страданием).
Значит, это правда?
И я должна этому верить?
Это решено, нет более
Никакого сомнения!
Пусть же один-единственный
День похитит у меня всё,
И пусть на меня
Обрушится погибель!
Джузеппе!
Горячо любимый!
Несчастный!
К какому падению 
Привело тебя твоё
Безрассудное мужество!
Ты пропал!
Твоя погибель неизбежна!
Горе! Нет у тебя надежды,
И нет тебе спасения!

                Врывается Клара.

КЛАРА (с трудом переводя дух).
Хвала тебе, мой Бог!
Я встретила вас
В одиночестве!
Скорее, Бьянка!
Прелестная синьорина!
Спасите его!
Джузеппе – ах! –
Заслужил смерть,
И его ожидает казнь!
Спешите ему на помощь!
Торопитесь!
Иначе будет поздно!
Так знайте же:
Джузеппе вступил в заговор,
И они, заговорщики,
С оружием в руках
Напали на Саорджио.
Они побеждены
Войсками нашего короля.
Джузеппе и его товарищ
Сормано пойманы.

БЬЯНКА.
О, небо!

КЛАРА.
Над ними состоялся
Военный суд, и он
Приговорил их к смерти!

БЬЯНКА.
К смерти!

КЛАРА.
Они умрут сегодня,
Как только зайдёт солнце!

БЬЯНКА (выкрикивая).
Ужас! Великий Боже, сжалься!

КЛАРА.
Всё в ваших руках:
Вы одна в силах спасти
Пропащему жизнь,
Смыть с него позор
И избавить его от смерти!

БЬЯНКА.
Я слышу, как вокруг
Моего раненого сердца
Оглушительно хлопают
Крылья отчаяния.
Ах, где же тот ангел,
Который принёс бы
Избавление в этой 
Смертной, преисполненной
Страха муке!


КЛАРА.
Подумайте о том, как бы
Вы могли, подобно ему,
Принести спасение!
Как же вы намерены
Поступить? Время не ждёт!

БЬЯНКА.
Как мне разбить его крепкие цепи?
Где мне найти верных друзей?

КЛАРА.
Значит, ему, беспомощному,
До;лжно погибнуть?
Солнце склоняется, –
Его смерть близка.

БЬЯНКА.
О, ниспошли озарение, Боже!
Явись, Боже! и окажи помощь!

КЛАРА (с воодушевлением).
Подвергнем же свои жизни
Опасности ради него!

БЬЯНКА (охваченная внезапным решением).
Всё в моих руках:
У меня есть средство
Спасти пропащему жизнь,
Смыть с него позор
И избавить его от смерти!

КЛАРА (радостно).
Значит, в беде
У нас есть спасение?

БЬЯНКА (в сторону).
Только не он! не он!..
Свадьба и смерть!
Речь идёт о жизни и смерти,
Но его жизнь – нет!..
Прежде чем погаснет дневной свет,
Он должен обрести свободу!
                *
Всемогущий!
Честь и хвала
Твоему могуществу!
Мне указан путь к свету
Из могильного мрака!
Дабы сохранить
Верность нашему союзу,
Я готова безо всякого
Сожаления пожертвовать
Своей жизнью! Возьми её!

КЛАРА.
Всемогущий!
Честь и хвала
Твоему могуществу!
Ей указан путь к свету
Из могильного мрака!
Ах! Нерушимость их союза –
Ради неё я готова
Безо всякого сожаления
Принести в жертву свою жизнь!
                *
Не ведаю, каким образом
Вы намерены его спасти,
Но время не ждёт –
И я спешу к нему!
Я должна увидеть его
Спасённым от смерти
И избавленным от оков;
И если его спасительницей
Будете не вы, то ею,
Быть может, стану я!

                Стремительно удаляется.
 
БЬЯНКА (в одиночестве).
О, дай мне силы,
Непорочный ангел!
Возьми меня под свою защиту!
Дозволь мне увидеть
Друга спасённым,
А затем позволь твоему дитя
Отправиться на покой!

Хочет удалиться, но ей навстречу, в сопровождении знатных гостей, выходят Мальви и Риволи; у Риволи на руке повязка. 

МАЛЬВИ.
Постой, моё дитя,
И выслушай своего отца,
Намеревающегося
Торжественно
К тебе обратиться!
Грядут суровые,
Нешуточные времена,
Искра тлеет, и вскоре,
Быть может, вспыхнет пожар.
Возрадуйся, кто ныне
Связывает себя узами,
Ведь буря могла бы
Сломать и рассеять ветви!
Так что, не медля долее,
Вступай в брачный союз
С мужчиной, предлагающим
Тебе свою любовь
И покровительство!

                Бьянка выводит Мальви на авансцену.

БЬЯНКА (в стороне).
Ответь, мой отец!
Какова участь Джузеппе?

МАЛЬВИ.
К лицу ли тебе, моя дочь,
Подобный вопрос?

БЬЯНКА (настойчивей).
Какова его участь?

МАЛЬВИ (холодно).
Изменника ожидает смерть!

БЬЯНКА (тайком).
Так знай же:
Он тот, кого я люблю!


МАЛЬВИ.
О, небо!

БЬЯНКА.
Вдумайся: могу ли
Я допустить, чтобы он умер?

МАЛЬВИ (резко; украдкой).
Замолчи, злосчастная!
Неужели ты хочешь
Нас обесчестить?

БЬЯНКА.
Если ты не дашь обещание
Освободить Джузеппе,
Я во всеуслышанье
Объявлю о том,
Что я его люблю!

МАЛЬВИ.
Негодная! О Боже! Что я слышу!

БЬЯНКА.
Если ты устроишь помилование,
То пусть убийца сестры
Забирает меня как невесту,
Как супругу, как рабыню,
Как ему будет угодно.
Дай мне своё слово!

МАЛЬВИ.
Обесчещен!
Какой страшный удар!

          Риволи выходит на авансцену и приближается к Бьянке.

РИВОЛИ.
Если мне позволено
Приблизиться с этой раной,
Которую я получил,
Сражаясь за короля…
Умоляю ускорить
Наступление того часа,
Которого я столь
Долго добиваюсь
Как величайшего блага.

БЬЯНКА.
Я покорна воле отца.
Примите его ответ за мой.

РИВОЛИ.
Значит, я могу надеяться?..
Назовите же мне час!

МАЛЬВИ.
Пусть уже сегодня
В кафедральном соборе Ниццы,
В блеске и великолепии,
Состоится свадебное торжество!
Покажем надвигающейся буре,
Что наши рода цветут
Всё так же мощно и гордо!

РИВОЛИ (обращаясь к Бьянке).
Примите мою благодарность,
Славная, прелестная невеста!

БЬЯНКА (тайком Мальви).
Ты даёшь своё слово?

МАЛЬВИ (обращаясь к Бьянке).
Слово, которое вовеки нерушимо!

ХОР ГОСТЕЙ.
Да здравствует
Благороднейшая чета!

                Риволи ведёт Бьянку, все удаляются.

               
                *
               




                Сцена меняется.

              Перед фортом Саорджио, образующим задний план.
Передний план представляет собой открытую площадь, огороженную справа густым кустарником. По-военному выставлены караульные посты. Вокруг длинного стола сидят Бонатти и солдаты. Они пьют. 

ХОР СОЛДАТ.
Пейте, храбрые товарищи!
Славьте короля!
Лихой был бой!
Победа венчает
Отважных солдат!
Всегда бодрствовать
На посту,
Сабля никогда
Не должна ржаветь!
Сказано – сделано!
Мужество!
Мужчина за мужчину!
Да здравствует война!
Победа наша!

БОНАТТИ.
Глядите в оба!
Бдительность прежде всего,
Иначе нам вместе
С фортом несдобровать.

ХОР СОЛДАТ.
Всегда бодрствовать
На посту,
Сабля никогда
Не должна ржаветь!
Сказано – сделано!
Мужество!
Мужчина за мужчину!
Да здравствует война!
Победа наша!

Появляются Клара и Кола; Кола несёт на спине огромную корзину, позднее он опускает её в кустарник.


БОНАТТИ.
Ха! Моя невеста!
Добро пожаловать! Как?
Чем это он так навьючен?
Чего вы несёте?

КЛАРА.
Дабы усладить
Отважных воинов,
Все с радостью
Приносят то, что имеют.

     Кола вынимает из корзины еду и питьё и ставит их на большой стол.

КОЛА.
Хоть я и нищий,
Но я отдаю все свои доходы.

ХОР.
Ха-ха! Забавно!

КЛАРА (повисая на руке Бонатти).
Скоро я приглашу вас
На свадебный пир,
Когда я назову его
Своим супругом.

КОЛА.
Отодвиньте-ка стол в тень!

                Стол выносят на самую авансцену.

КЛАРА (наливая).
Так налейте же и выпейте!

ХОР СОЛДАТ.
Здоровье супруги капрала!
Ура! Чокнитесь,
Храбрые товарищи!
Восславьте войну!
Лихой был бой!
Победа венчает
Отважных солдат!
Всегда бодрствовать
На посту,
Сабля никогда
Не должна ржаветь!
Сказано – сделано!
Мужество!
Мужчина за мужчину!
Да здравствует война!
Победа наша!

КЛАРА (в сторону).
Время не ждёт,
Срок истекает.
О Боже!
Неужели Бьянке
Ничего не удалось?!

                Появляются два отшельника.

ОТШЕЛЬНИКИ.
Приветствуем вас!

СОЛДАТЫ.
А мы вас!

БОНАТТИ.
Вас вызвали к преступникам?

ОТШЕЛЬНИКИ.
Мы явились, дабы исполнить
Их последнюю волю.

БОНАТТИ (кричит стражникам, находящимся в глубине сцены).
Пропустите благочестивых братьев!

КЛАРА (тайком Коле).
Кола, настал
Решительный момент!

КОЛА.
Положись на меня, моё дитя.

       Держа в руке бокал вина, преграждает дорогу отшельникам.

Господа! Ваш долг в чести,
Но вы не можете нам отказать,
И прежде вам должно вместе
С нами опрокинуть бокал,
Осушив его за победу
И за здравие победителей!

ОТШЕЛЬНИКИ.
Господа! Нас зовёт наш долг.

СОЛДАТЫ.
Нет! В самом деле!
Вам от нас не уйти!

КОЛА.
Верно! Даже кающийся
Не отказался бы испить
Вместе с нами полный бокал
В честь столь великой
Победы и осушить его
За здравие победителей!

ОТШЕЛЬНИКИ.
К тому же у нас нет времени.

СОЛДАТЫ.
Время! Время!
Будьте благоразумны!

    Солдаты увлекают обоих отшельников к столу и практически насильно усаживают за него.

КЛАРА (с нарастающим страхом).
О, мой страх!
Верно, Бьянке
Ничего не удалось!..

   Кола достаёт из кустарника спрятанную в нём корзину со свежим вином.

КОЛА.
Во имя этого прелестного дитя
Добро пожаловать на пир!

КЛАРА (наливая вино отшельникам).
Выпейте за здоровье
Отважных победителей!
Осушите кубок до дна!

ОТШЕЛЬНИКИ (пьют за здоровье солдат).
Да будут благословлены
Отважные победители!

КОЛА.
Ура! ура!
Пейте же смелее!

ХОР СОЛДАТ.
Чокнитесь,
Храбрые товарищи!
Восславьте войну!
Лихой был бой!
Победа венчает
Отважных солдат!

КОЛА (пока солдаты пьют).
Всегда бодрствовать
На посту,
Глотка никогда
Не должна ржаветь!

БОНАТТИ (обращаясь к Кларе).
Мы так веселы.
Дорогая невеста,
Как было бы здорово,
Если бы ты
Что-нибудь нам спела!

СОЛДАТЫ.
Вот что восхваляет людей!
Ну же! Спойте песнь!

КЛАРА.
Как вам угодно.
Я спою вам
Весёлую песнь!

КОЛА.
Отлично! Вот это дело!

СОЛДАТЫ (пьют за здоровье отшельников).
Долгих ей лет жизни!

ОТШЕЛЬНИКИ.
Ура!

КЛАРА (в сторону).
От страха у меня
Перехватило дух.
               
(Властно принудив себя к веселью.)
               
Моё сокровище – солдат,
Он мой избранник, он мне рад,
Меня он любит день и ночь,
Всех остальных гоню я прочь.

     Тра-ла-ла! Тра-ла-ла!

Когда нагрянет вновь война,
За ним я хлыну, как волна,
И принесу в бою победу –
И доброе вино к обеду.

     Тра-ла-ла! Тра-ла-ла!

Готов воитель ринуться в свирепое сраженье
И храбро биться до изнеможенья,
С задорным мужеством, неистовый, он вновь и вновь
За родину отважно проливает свою кровь.

    Тра-ла-ла! Тра-ла-ла!

Он верен милой,
        беззаветно предан королю, –
Вот почему от каждой
        слышит он: «Люблю!»

     Тра-ла-ла! Тра-ла-ла!

Страх пронзает её голос. Во время небольшой паузы, наступившей при её внезапной остановке, из форта доносится долгая приглушённая барабанная дробь.

БОНАТТИ (серьёзно).
Близится час!

КЛАРА (в сторону).
Это вестник смерти!
Помоги мне, мой Бог,
Пока не поздно!

ОТШЕЛЬНИКИ (намереваются продолжить свой путь).
Будьте здоровы!
Нас зовёт наш долг!

КОЛА (удерживая их на их местах).
Нет-нет!

СОЛДАТЫ.
Вы остаётесь тут!

КОЛА.
Кто здесь выпил,
Тот должен и спеть!

ОТШЕЛЬНИКИ.
Что же нам спеть?

КОЛА.
Что хотите.

СОЛДАТЫ.
Пока не споёте,
Отсюда не уйдёте!

КОЛА И КЛАРА (наливая).
Так налейте же и выпейте!

СОЛДАТЫ.
Ура! ура!
Пойте же! пойте!

КЛАРА (в величайшем отчаянии; в сторону).
Боже! Бьянка…
Ей ничего не удалось!
Смягчись, небо,
От моей молитвы!

  Она незаметно встаёт на колени возле кустарника и безмолвно молится.

ОТШЕЛЬНИКИ.
Так как вы хотите…
Песенка на наш лад.
              *
Меня призвал несчастный греховодник,
     Бедный, жалкий человек!
Стоял на виселице он, негодник,
     И готов окончить был свой век!

Не чуждо милосердье наше, как известно, добрых дел,
Но… знаете ли вы, чего он, греховодник, захотел?..
               
Несчастный, бедный грешник перед смертью мне сказал:
«Сокровище своё я слишком мало целовал,

Поэтому отбрось сомнения, любезный, не тоскуй,
И передай ей этот звонкий, сочный поцелуй!»
               
Представьте, чтобы волю грешника последнюю свершить,
Какие силы должен был для этого я приложить!..
               
И вот теперь, когда я миловидных девушек встречаю,
Я каждую из них о своём праве вопрошаю!

Что велено, то сделано (так завещал негодник!), –
Покойся с миром, бедный греховодник!

СОЛДАТЫ (заливаясь раскатистым смехом).
Покойся с миром, бедный греховодник!

Кола вместе с Кларой скрылся в поросшем густой листвой кустарнике. Под конец песни отшельников они оба – в одеяниях отшельников – появляются позади группы солдат, жадно слушающих песнопение отшельников, и направляются к задним воротам, находящимся в глубине сцены. Стражи их пропускают. 
                Из форта доносится звон колокола.

ОТШЕЛЬНИКИ (прислушиваются к звону).
Настало время!

                Намереваются продолжить свой путь.

СОЛДАТЫ (они несколько пьяны).
Останьтесь! Кто знает,
Какое тягостное завещание
Ожидает вас снова!

                Смеются.

БОНАТТИ (он крепко набрался).
Ну как песня?

СОЛДАТЫ.
Спойте нам её ещё разок!

БОНАТТИ.
Быть может, для того,
Чтобы мы смогли помочь
Вам в ваших поисках!
Пойте! Спойте
«Бедного грешника»!

СОЛДАТЫ.
Спойте! Спойте
«Бедного грешника»!

БОНАТТИ.
Сперва выпейте!

ОТШЕЛЬНИКИ (выпив).
Меня призвал несчастный греховодник,
     Бедный, жалкий человек!
Стоял на виселице он, негодник,
     И готов окончить был свой век!

Не чуждо милосердье наше, как известно, добрых дел,
Но… знаете ли вы, чего он, греховодник, захотел?..
               
Несчастный, бедный грешник перед смертью мне сказал:
«Сокровище своё я слишком мало целовал,

Поэтому отбрось сомнения, любезный, не тоскуй,
И передай ей этот звонкий, сочный поцелуй!»
               
Представьте, чтобы волю грешника последнюю свершить,
Какие силы должен был для этого я приложить!..
               
И вот теперь, когда я миловидных девушек встречаю,
Я каждую из них о своём праве вопрошаю!..

Солдаты, которым вино всё сильнее и сильнее ударяет в голову, подхватывают песнь; под конец песнопения отшельники видят, как две фигуры, – Сормано и Джузеппе, – облачённые в одеяния отшельников, проходят мимо них. От ужаса отшельники раскрывают рты.

Явившись из форта, Сормано и Джузеппе медленно шагают мимо группы пьющих.

СОРМАНО И ДЖУЗЕППЕ.
Приветствуем вас!

ОТШЕЛЬНИКИ (содрогаясь).
Прочь от нас!
Ах! Наши двойники!

                Отшельники усердно молятся и удаляются.

                Джузеппе и Сормано ушли через авансцену.

СОЛДАТЫ (придя в себя от первоначального изумления).   
Что произошло? Кто они?

Бонатти внезапно трезвеет и видит, как в тюремной башне, в глубине сцены, в зарешеченном окне развевается белый платок.               

БОНАТТИ.
Что это?
Клара, нищий…
Где они?

Из форта доносятся пушечные выстрелы. Стражи кричат друг другу: «Узники бежали!»

СОЛДАТЫ.
Вперёд! к оружию!

Со всех сторон раздаются звуки барабанов, бьющих тревогу; из форта выступают отдельные военные подразделения.
БОНАТТИ, СОЛДАТЫ.
Вперёд! вперёд!
Во все стороны! в погоню!
Они не должны улизнуть!

                Солдаты спешат в разные стороны.

                Падает занавес.

                *



































                Четвёртый акт 


Большая улица в Ницце, ведущая к городским воротам в глубине сцены. Вдалеке открывается вид на форт Саорджио. Слева, в центре авансцены, – портал кафедрального собора.

                Ночь.

Кафедральный собор озарён светом. Глубину сцены заполняют отдельные группы народа.

Джузеппе и Сормано, по-прежнему в одеяниях отшельников, осторожно крадутся позади групп народа, собравшегося в глубине сцены, и выходят на авансцену.

СОРМАНО.
Благодарение ночи, спасшей
Нас от преследователей!
Как ловко нам удалось
Провести стражей!
Верь же отныне в нашу звезду!
Ты видишь: нам не суждено
Принять позорную смерть.

ДЖУЗЕППЕ (мечтательно).
Ангел спас меня от смерти! –
И что же теперь?

СОРМАНО.
Для начала нам следует
Раздобыть новые одеяния,
Ведь, должно быть,
Уже давно известно о том,
Что мы скрылись
В этих нарядах.
Кроме того, нам
Необходимо оружие.
Идём! Я потребую
Того и другого у одного
Из наших друзей.
А затем прочь отсюда
Ещё этой ночью!
Если день застанет нас
В Ницце, то мы погибли!
Во Францию!

ДЖУЗЕППЕ (уныло).
Бьянка… больше никогда
Тебя не увидеть!..
Моя родина…
Больше никогда
Не приветствовать тебя!..
К чему мне сохранена жизнь,
Если её покинул всякий
Луч надежды, а ужасные
Силы судьбы лишили
Меня любви и отечества?

СОРМАНО.
Мужайся, и у тебя
Останется и то и другое.
Во время нашего побега
Я услыхал важную весть:
Французы перешли границу!

ДЖУЗЕППЕ (как прежде).
Ах, любимая,
Как бы мне хотелось,
Ещё раз взглянуть на тебя,
Прежде чем наступит разлука!
Разве ты не должна глубоко
Скорбеть обо мне?
Разве мой позор
И моё исчезновение
Не принесут тебе
Тяжкие страдания?

СОРМАНО
Мужайся! Вперёд!
Устремимся отсюда прочь!
Долее нам находиться
Здесь опасно!

ДЖУЗЕППЕ (всё время про себя).
Как? Неужели
Ты простила врага,
Разлучившего меня с тобой?
Неужто в его объятьях
Ты позабыла о том,
Что твоя верность
Принадлежит мне?

СОРМАНО.
Скорее! Скорее отсюда!
Будь милосерден к самому себе!
Неужели тебя ослепила ревность?..

ДЖУЗЕППЕ.
Почему это была именно Клара,
С радостью готовая пожертвовать
Жизнью ради моего спасения?
Клара, которой я за её любовь
Платил насмешкой, готова
Принять грозящую мне смерть!
Поступила ли бы так Бьянка?..
И при этом я прикован
К ней сладостной мечтой!

СОРМАНО (крепко хватая Джузеппе за руку).
К нам вали;т народ.
Неужели все сговорились
Действовать против нас?
Если ты будешь
Грезить и дальше,
То мы погибли!

Тянет Джузеппе за собой, увлекая его прочь. Оба удаляются, исчезая в переулке, находящемся по правую руку.

                *

Сцена всё более и более заполняется народом. Раздаётся колокольный звон. Появляются факельщики. Они выстраиваются шпалерами на заднем плане, справа, поперёк всей сцены, по направлению ко входу в кафедральный собор. Празднично разряженные девушки усыпают дорогу цветами. Блестящее свадебное шествие движется через сцену в собор, в шествии – Мальви, Риволи и Бьянка, она бледна и идёт нетвёрдым шагом. 

ХОР НАРОДА.
Глядите, какой блеск!
Взгляните на это великолепие!
Ночь превратилась
В ясный день!

ДЕВУШКИ.
Любовь в сердце,
Радость в уме, –
Ступайте на цветы!
Ступайте!

Всё свадебное шествие вступило в собор, группы народа остаются снаружи. Спешно являются Клара и Кола.

КЛАРА.
Боже, сделай так, чтобы 
Мы с ними не разминулись!

КОЛА (обращаясь к группам народа).
Скажите, не видели ли вы
Двух благочестивых братьев?

НАРОД.
Двух благочестивых братьев?
В смысле?

КЛАРА.
По их виду…

КОЛА.
Мужи, которых мы ищем…

КЛАРА.
Джузеппе, охотник…

КОЛА.
И Сормано.

НАРОД.
Мятежник!

КЛАРА.
Они помилованы,
И отныне они свободны.
И знайте: я несу Джузеппе
Важное поручение.

ОДИН ИЗ НАРОДА.
Сдаётся мне,
Я видел их обоих.

КОЛА.
Куда же они направились?

ОДИН ИЗ НАРОДА.
На ту улицу.

КЛАРА И КОЛА.
Хвала и благодарение небу!
Скорее устремимся за ними,
Дабы рассеять их заблуждение!
Джузеппе, я несу тебе
Свободу и счастье,
Надежда возвращается к тебе.

НАРОД.
Рассейте их заблуждение.
Спешите! Не теряйте времени!

                Клара и Кола удаляются.

Группы народа облепляют окна кафедрального собора и смотрят внутрь храма.

НАРОД.
О, глядите!
О, взгляните на это
Великолепное венчание!
Пусть могущество маркиза
Приведёт вас в изумление!

Появляются Джузеппе и Сормано. Они переоделись, закутаны в плащи, и у них на головах широкие шляпы. Они выходят с другой улицы, не с той, куда они удалились ранее.

СОРМАНО.
Ты сам слышал
Из уст наших друзей:
Французы приближаются
К Ницце, и это правда!
(Указывая на ворота.)
Через эти ворота
Мы встретим войско!

НАРОД (глядя в собор и размахивая шляпами).
Да здравствует!
Да здравствует граф!
Да здравствует маркиза! ура!

ДЖУЗЕППЕ.
Ха! Какой крик!

СОРМАНО (обращаясь к одному из народа).
Что происходит?

ОДИН ИЗ НАРОДА.
Граф Риволи и Бьянка
Мальви венчаются.

ХОР.
Слава чете!

ДЖУЗЕППЕ (в ужасе отшатывается).
Измена! предательство!
Гнусная тирания!

СОРМАНО (дико смеясь).
Только попадись он мне
Ещё раз на пути!..
Джузеппе! скорее!
Что ты намерен делать?

Джузеппе выхватывает кинжал и намеревается устремиться ко входу в собор.

ДЖУЗЕППЕ.
Отомстить за себя!

СОРМАНО (с яростью удерживает его).
Безумец! сюда! ко мне!


ДЖУЗЕППЕ (неистово).
Кто же меня удержит?!

СОРМАНО.
Твой товарищ!

НАРОД (глядя только в собор).
Да здравствуют
Жених и невеста!
Да здравствует
Благородная чета!

СОРМАНО.
Останься здесь
И твёрдо будь
На моей стороне!
Скоро шествие
Направится обратно…
А затем… в давке…

ДЖУЗЕППЕ.
Ха!

СОРМАНО.
И всё как нельзя лучше!..

ДЖУЗЕППЕ И СОРМАНО (клянутся на своих кинжалах).
Клянёмся: грешник
Должен умереть,
Должна свершиться месть,
И свершиться именно тогда,
Когда ему, охваченному
Радостью, улыбается счастье.
Мы безо всякого страха
Увидим чёрную кровь,
Струящуюся из его сердца.

Факельщики выходят из собора и светят впереди. Шествие возвращается на сцену. Джузеппе и Сормано скрываются среди народа, который, с необузданным ликованием, напирает на шествие, из-за чего в нём начинается дикая сумятица.


ХОР НАРОДА.
Да здравствуют
Жених и невеста!
Слава! слава
Благородной чете!

РИВОЛИ (в страшнейшей давке издавая предсмертный крик).
На помощь! убийца!

Толпы народа в ужасе расступаются. Риволи лежит мёртвым на земле. Бьянка, смертельно бледная, лежит на руках у Джузеппе. Сормано стоит возле Риволи.
                Всеобщий ужас.

НАРОД.
Убийца! убийца!

Вдалеке раздаётся канонада. Барабанный бой и французская военная музыка слышны всё ближе.
                Спешно являются Клара и Кола.

КЛАРА.
Господи Боже!
Что произошло?

НАРОД.
О горе!

БЬЯНКА (умирая).
У меня есть яд…
Джузеппе… прощай!
Иди же, сразись за отчизну
И с честью прими смерть!

                Джузеппе опускается вниз.
                Бонатти и солдаты обращаются в бегство.

НАРОД.
Неприятель! враг!
               
БОНАТТИ.
Французы!
Саорджио конец!

НАРОД.
Заприте ворота! беда!

ДЖУЗЕППЕ (выпрямляясь во весь рост).
Вы убегаете,
Трусливые бабы!
О, стыд и срам!
Следуйте за мной!

                Вырывает меч из рук у стоящего справа.

Пока мой взор не угас,
Ничто мне не преграда!
Раскаиваясь, я возвращаюсь
Под знамёна моего короля,
И на кровавом пути я ищу
Своего единственного
Счастья – смерти!

НАРОД.
Раскаиваясь, он возвращается
Под знамёна своего короля,
И на кровавом пути он ищет
Своего единственного
Счастья – смерти!

Солдаты во главе с Джузеппе устремляются к воротам, сквозь которые рвутся французы. Они открывают друг по другу огонь. При первом выстреле Джузеппе падает.


                Опускается занавес.


                *   *   *   *   *





                Перевод с немецкого Ю.Е.С.
                11.11.2023.

                Примечания


*  К стр.?: Произведение Вагнера носит и иное – альтернативное – название: Die hohe Braut («Высокая невеста»), – «высокая» то есть «благородная», «благородного, аристократического происхождения».

*  К стр.?: «…молочный брат Бьянки» – то есть мать Джузеппе была кормилицей Бьянки, дочери маркиза.

*  К стр.?: С порога немецкий драматург затрагивает ту тему, которая, надо признать, вовсе не была характерна для его творчества: социальную тему сословного неравенства; и в связи с этим нам надлежит вспомнить трагедию Фридриха Шиллера «Коварство и любовь» и музыкальную драму Рихарда Штрауса «Гунтрам»… («Гунтрам» – перевод и комментарий переводчика –  в кн. Германский Аполлон. Оперные либретто и тексты вокально-симфонических произведений. – Санкт-Петербург: Издательский проект "Quadrivium"; издательство «Деметра», 2015 (стр. 241-316).)

*  К стр.?: Вычурно и манерно изъясняющийся нищий Кола – своего рода «резонёр», но и не только: дальнейшее развитие сюжета убеждает в том, что он, как и девушка-горожанка Клара, носитель нравственной идеи.

*  К стр.?: В чертах Бонатти проглядывают черты бездушного тирана Бурелло из трагедии Вагнера «Сарацинка» (WWV 66) (см. кн. Сарацинка. Опера в пяти актах / В.Р.Вагнер; пер. с нем. и примеч. Ю.Е.Смирнова. – СПб.: Алетейя, 2023.), а также черты «хрестоматийного злодея» немецко-австрийской музыкальной сцены – Писарро из оперы Л. ван Бетховена «Фиделио» (см. кн. Германский Дионис. Музыкальные драмы немецких и австрийских композиторов. – Санкт-Петербург: Издательский проект "Quadrivium"; издательство «Алетейя», 2017 (стр. 5-71)).

*  К стр.?: «Зачем же он так сильно / Её мучил! Бедное дитя!» Он – то есть Джузеппе. 

*  К стр.?: «Я ясно вижу: он меня не любит!» Он – Джузеппе.

*  К стр.?: Клерхен – то есть Клара.

*  К стр.?: Любовному союзу Бьянки и Джузеппе препятствуют сословные предрассудки: Бьянка – дочь маркиза, а Джузеппе – «всего лишь» охотник, сын стрелка в имении маркиза. 

*  К стр.?: «Близок враг…» Враг – французские войска.

*  К стр.?: Король – имеется в виду последний император Священной Римской Империи Франц Второй (даты жизни: 1768-1835; даты правления: 1792-1806), король Венгрии и Богемии (с 1792 года).

*  К стр.?: Подобно мавру из республиканской трагедии Фридриха Шиллера «Заговор Фиеско в Генуе», нищий Кола принимает участие в ключевых событиях разворачивающейся драмы. («Заговор Фиеско в Генуе» – перевод и пояснения переводчика – см. в кн. Германский Орфей. Либретто опер и вокально-симфонических произведений немецких и австрийских композиторов. Санкт-Петербург: Своё издательство. Издательский проект "Quadrivium", 2013 (стр. 432-534).)

*  К стр.?: «Один низкий человек / Покорил её сердце…» Из дальнейшего становится ясно, что этот, по выражению графа Риволи, «низкий человек» – Винченцо Сормано.

*  К стр.?: С точки зрения графа Риволи, – этого Яго Вагнера, – происхождение и сословный статус выше любви.

*  К стр.?: Постепенно нашему умственному взору открывается любовный пятиугольник: Клара – Джузеппе – Бьянка – Риволи – Бонатти: Клара любит Джузеппе, Джузеппе любит Бьянку, Бьянка любит Джузеппе, Риволи же по-своему любит Бьянку, а Бонатти – Клару.

*  К стр.?: Ненависть порождает жажду мести; odium generat desiderium vindicationis; жажда мести – движущая сила дальнейших поступков Винченцо Сормано и Джузеппе.

*  К стр.?: Что находится во фляге Винченцо Сормано – неизвестно.
 
*  К стр.?: Вообще говоря, ленник – вассал, обладающий леном – земельным владением, полученным им от своего сеньора, и служащий своему сюзерену (господину). С XII века лен – владение наследственное. В ином смысле лен – повинности ленника. В любом случае, Винченцо Сормано – вассал, человек подневольный, и он, как и Джузеппе, – жертва сословного неравенства.
 
*  К стр.?: «И она стала зваться Бриджиттой!» Таким образом, нищая арфистка, выступавшая под именем Бриджитта, – несчастная супруга Винченцо Сормано, сестра графа Риволи. В дальнейшем выяснится и её исконное имя: Джованна.

*  К стр.?: «Ты не должна меня видеть…»  Начиная с этих слов, Винченцо как бы обращается к своей супруге.

*  К стр.?: «О Боже! / Защити моё несчастное сердце! /Дозволь мне убежать отсюда! / Избавь меня от этой горькой муки!» Джузеппе готов мстить, но он не готов, вступив в ряды заговорщиков, примкнуть к врагам отечества – к французам.

*  К стр.?: Джузеппе оказывается перед тяжелейшим выбором: или несчастье, или же счастье ценой измены отечеству. Любовь и долг вступают в его душе в противоборство. Душа Винченцо Сормано подобных сомнений не ведает.

*  К стр.?: Заговорщики-итальянцы переходят на сторону французов, и вместе с заговорщиками на сторону врага, как видим, переходит и Джузеппе.

*  К стр.?: «Я нашёл её утонувшей / В скалистом ручье!» Можно предположить, что несчастная изгнанница покончила с жизнью.

*  К стр.?: «подобно ему» – то есть ангелу. Клара готова сравнить Бьянку с ангелом.

*  К стр.?: Клара тоже любит Джузеппе; но любовь этих (если использовать выражение Ф.М.Достоевского) «шиллеровских душ», Клары и Бьянки, не ведает ревности.

*  К стр.?: В напряжённом – и истинно театральном – диалоге дочери и отца, Бьянки и маркиза Мальви, отчётливо слышны шиллеровские интонации: подобно многим героиням произведений Фридриха Шиллера, Бьянка ради высокой цели готова на самопожертвование…

*  К стр.?: «убийца сестры» – граф Риволи. 

*  К стр.?: Как и у Шекспира, у Вагнера комическое органично вплетено в ткань трагического, и сцена попойки – яркое тому подтверждение.

*  К стр.?: Клара и Кола стремятся помочь попавшим в беду Джузеппе и Винченцо.

*  К стр.?: Бонатти, заметим, влюблён в Клару.

*  К стр.?: «Бьянка! Бьянка… / Ей ничего не удалось!» Клара рассчитывала на то, что Бьянке удастся, повлияв на своего отца, заступиться за осуждённых.

*  К стр.?: Кола и Клара в одеяниях отшельников (которые Кола, очевидно, принёс в той же корзине, что и вино) пробираются в форт. Стражи принимают их за отшельников и, повинуясь отданному распоряжению Бонатти, пропускают их в форт.

*  К стр.?: Спаивание солдат, Бонатти и отшельников, как и отвлекающая песнь Клары, помогло устроить побег осуждённым.

*  К стр.?: «Верь же отныне в нашу звезду! / Ты видишь: нам не суждено / Принять позорную смерть». Сормано, как покажет грядущее, оказался прав.

*  К стр.?: «Они помилованы, И отныне они свободны». Принимая на веру слова Клары, можно с уверенностью предположить, что Джузеппе и Винченцо помилованы благодаря заступничеству Бьянки.

*  К стр.?: «Месть» (die Rache) свершена. Винченцо Сормано отомстил злодею, графу Риволи, за страдания и смерть своей супруги, за трагическую кончину Джованны, нищей арфистки Бриджитты…

*  К стр.?: Барабанный бой и французская военная музыка слышны всё ближе. Следует отметить, что Вагнер, в сущности, не даёт никаких этических оценок французскому народу, представленному здесь, в трагедии «Бьянка и Джузеппе…», как наступающее на Ниццу вражеское войско.

*  К стр.?: Бьянка отравилась.

*  К стр.?: При первом выстреле Джузеппе падает – и… очевидно, умирает. Таким образом, в смерти итальянец Джузеппе примирился со своей отчизной. Нет никакого сомнения: в том, что Джузеппе с оружием в руках выступил против неприятеля, в значительной мере искупает его вину перед Ниццей…

*  К стр.?: 1793 год. Французские войска занимают Ниццу, – итальянский город, входивший в состав Священной Римской Империи, переходит под власть революционной Франции.



                *   *   *   *   *