Гллава 8

Эльвина Оленева
МОСКВА 1432 год Ноябрь


Начало ноября в Москве выдалось очень студённое,снежное с заморозками и метелями.Великий князь Василий Васильевич слонялся по тронной палате от одной стенки до противоположной стенки,от одних резных лавок до других.Он усаживался то на одну лавку,то на другую,помятая,что на этих лавках протирают штаны его родовитые бояре во время совещаний.Его одолевали всякие мысли,да такие,что на его величавом троне он с ними не мог бы совладать никак.Истомлённый думами князь рявкнул!
-Стража!!!
В низкой двери немедленно высунулась голова стражника с рыжими вихрами
-Изволите,что-нибудь,Господарь наш!
-Ивана Дмитриевича ко мне незамедлительно !Боярина Всеволожа!Чтобы со скоростью молнии перед моими очами светлыми предстал!
-Слушаюсь Великмй Господарь!Что то ещё поделаете?
-И квасу вели мне притащить вели!-сурово взглянул Василий Васильевич на стражника.
Стражника словно сдуло ветром!Через несколько минут дверь в палату опять заскрипела и вихрастый стражник заголосил,что есть мочи
-Боярин Иван Дмитриевич Всеволож пожаловал по вашему высочайшему повелению!!!
Меткий пинок стражнику от боярина заставил парня  вылететь за дверь
-Здорово,Ваня!-сердито рыкнул князь-Ты пошло моих людишек верных обижаешь?
Иван Дмитриевич снял соболью шапку,швырнул её на лавку,словно старую ветошь и погладил каштановую бородку пальцами,на которых блестнули золотые перстни с драгоценными камнями,рубинами,да изумрудами.
-Ой,некогда мне расшаркиваться,дружище ,и церемонии разводить!Давай лучше к делу сразу!Зачем позвал меня?
-Хочу я рискнуть на пару со своим дядей Юрием Дмитриевичем навязаться в Орду ехать!
-Да,что за нужда в этом была?-скривился боярин
-А нужда такая,чтобы дядюшка мой раньше Москвы Ярлык на великое княжение у Хана Улу-Мухаммеда не выторговал!
-Ну и задачка!-покатился от хохота боярин!-Ты,Господарь значит решил Звенигород своего дядюшки обскакать,хитрец?
-Дело правое!Ну,как справимся с этим?
-Да совершенно плёвое это  дело,Господарь!Тут что главное уразуметь?Те времена,когда Русь наша была между двух огней,зажата в тисках,с запада псы-рыцари тевтонские напирали,а с востока монголо-татары в лету канули!Сразу двух таких сильнейших врагов Руси не одолеть было!Слаба ещё Русь была .Но от татар можно откупиться,а от тевтонцеа нет!Это твой прадед Дмитрий Иванович Донской отлично понимал!Поэтому умасливал Хана Батыя всеми способами,дарами богатыми,дипломатией!Лишь бы Хан на Русь не шёл!Этого времени ему хватило ,чтобы тевтонцев под лёд на Чудском озере пустить!
-Да и закончилась его дипломатия тем,что его в этой Орде отравили!Живым из Орды только до местечка Городок доехал.
-Но он величайшее дело сделал!-перебил князя боярин.-Теперь нам осталось только татар скинуть,справиться!
-Ты не темни ,боярин,говори давай!
-А я и не темню!Любыми путями езжай в Орду и опереди дядюшку !А там….
-Вот там ты и позаботишься,чтобы Хан с поклоном Москве Ярлык на великое княжение вручил и ручки мне ещё целовал!Пусть видят все,кто на Руси старший!Со мной в Орду поедешь ,боярин!
-Ну,как же так?Смилуйся,Господарь,не губи мою душу грешную!!-захныкал боярин
-Я что напрасно свою сестру любимую двоюродную тебе в жёны отдал?Смотри,коли разочаруешь меня,голову тебе снесу!!Собирайся!Завтра с рассветом мы в Орду выезжаем!Надо опередить дядюшку!И ещё тебе приказываю,чтобы того негодяя ,который золотой пояс моего прадеда Дмитрия Ивановича Донского похитил из под земли мне выкопал!Да,смотри,в тайне вора ищи,чтобы не одна живая душа не ведала о том!
-Повинуюсь,Господарь!
-Вижу ты в шелках,да в парче щеголяешь,шапка соболья,меха ,на перстах кольца золотые с рубинами и изумрудами!Очен тебе к лицу,Ваня,просто картинка ты!Почём кафтан с золотом шитьём покупал,не подскажешь?
-У купцов заморских из Бурсы перехватил,выторговал!-покраснел боярин.
-Видимо,видимо,отлично отоварился!Только дошло до меня,что ,что этих купцов заморских ты бессовестно как липок обдираешь и как сыр в масле катаешься!Не будет у Москвы ярлыка, я тебе всё припомню,родственничек ,и за купцов заморских тоже ответ держать будешь!
-Понял я,понял!-опустил очи долу боярин
Василий Васильевич сдул с плеча кафтана боярина пушинку и похлопал его по спине дружески
-Ну,а тебя,Ваня,я жду завтра на рассвете тут!Ступай вещи собирай в дорогу!
-Понял,понял!-повторил боярин
-Вот и ладно!Теперь кваса отпей со мной вместе!
-Благодарствую,Господарь!Квас у тебя прямо ядрённый,вкусней нигде не пробывал!Эх,в баньку бы сейчас!

Обедал в этот день Василий Васильевич как всегда плотно.На столе покрытом скатертью радовало глаз изобилие всяческих чувств!Жаренный гусь с яблоками венчал этот праздник желудка!К обеду вышла и сама княгиня Софья Витовтовна,вплыла в трапезную палату сияя жемчугами в сопровождении двух девушек .
-Матушка,приветствующую!Прошу отобедать!Как здоровье Ваше?-обрадовался Василий Васильевич!
-Спасибо ,сыночек мой!По добру по здорову я твоими молитвами!-удлинённое лицо с большими синими глазами  и прямым тонким носиком княгини озарила улыбка!
-Маменька сегодня изволили посетить Вознесенский монастырь!Печётся о благополучии монашек аки мать родная!-доложила жена Василия Васильевича Мария Ярославовна.-Что-то маменька зачастила туда!
-У меня забот хватает,я одна умом осталась!-огрызнулась на невестку Софья Витовтовна-Душа за всех моих детей болит!Но пуще всего,Васенька,сестрица твоя ,Василиса,меня беспокоит.Весть я недобрую от неё из Суздаля получила нынче.Муж её помер,князь,вдова она теперь.А на днях вновь под венец отправилась!
-Так то мне ведомо!-рассердился князь-И что с того?Пусть что хочет ,то и делает!Не маленькая она!
-Тебе значит ,совсем не в домёк,что сестрица твоя Великой княгиней себя беличает,и меленька своего слабоумного на московский престол посадить удумала!
-Вот оно что?-засмеялся князь.
-Напрасно ты ,Василий Васильевич,недооцениваешь эту выскочку!Права маменька!-встряла Мария Ярославовна.
-Вот,что,бабы!-рассердился князь-Я Великий Князь Московский и Всея Руси Господарь!Я тут правлю!И мне решать Дио делать,без ваших барских соплей!
-Да,я так просто взболтнула,к слову пришлось-пробурчала Софья Витовтовнаи принялась вкушать печатный пряник.
-Слава Богу,мне моя родная жёнушка сыновей нарожает!-смягчился князь-Первым велю чтобы сын был,Мария Ярославовна!А то одни бабы в доме!Только чтобы мальчик во чреве твоём был!
-Аминь!!-быстро произнесла Анна Ярославовна!

ЗОЛОТАЯ ОРДА.Ноябрь 1431

Великий князь Московский Василий Васильевич вошёл в роскошную юрту Хана Улу-Мухамеда.За ним подобострастно семинил боярин Иван Дмитриевич.Хан восседал на золочёном троне в виде скамьи.Рядом с Ханом сидели две богато одетые женщины.Первый кого встретил в юрте Василий Васильевич был его дядя Юрий Дмитриевич.Дядя и племянник обменялись недобрыми взглядами.
-Ну,здравствуй,дядюшка!-промолвил московский князь.
-А ты что тут делаешь,племянничек?-буркнул Юрий Дмитриевич.
-Хан просит вас проходить!-пролепетал узкоглазый толмач
-Твой цветущий вид говорит,что у тебя все прекрасно и со здоровьем порядок!-ответил за дядю Василий Васильевич.
-Не жалуюсь-подтвердил дядюшка скрепя зубами.
-Проходите,настаивал толмач-Великий Хан угощать вас будет!
Князья ещё пару минут покривлялись друг перед другом.
-Только после Вас,дядюшка!-настаивал племянник,показывая свою воспитанность и вежливость.
Юрий Дмитриевич решился и сделал несколько шагов по направлению к Ханскому трону.Боярин Всеволод успел ловко подставить Звенигородскому князю подножку.Брий Дмитриевич споткнулся и рухнул прямо на ошалевшего от наглости русского гостя  Хана.К всеобщему смеху Юрий Дмитриевич,налетев на Зана опрокинул на Уоу-Мухамеда блюдо с кипящим Хашем из конины который не ожидавший такого Хан хлебал.
Кипящий мясной навар вылился прямо на халат и обнадённую грудь хана.Хан взвыл от боли,слуги кинулись спасать халат хана,а сам Зан недовольно что-то зашептал склонившему к нему визирю.Брия Дмитриевича оттеснили в дальный угол для гостей самого низшего ранга.Боярин Дмитрий Иванович продолжит представление.
Он заголосил во всё горло
-Великий Князь Московский и Господарь Всея Руси Василий Васильевич!!!!
Два дружинника расстелили перед князем красную дорожку.Красные сапоги Василия Васильевича гордо вступили на красную ковровую дорожку и он по ней прошагал до ханского трона и занял почётное место рядом с Ханом.
-Добро пожаловать!-перевёр толмач речь Хана!
Боярин Всеволож расписался же на полную катушку.
-Великий Хан,Господарь Всея Руси шлёт Вам дары богатые!
Другие дружинники князя уже тащили большие сундуки кованые с сокровищами.Крышки сундуков откинули .Глядя на богатства,которые в них хранились Хан зацокал языком от удовольствия


-