Ветер перемен -1

Анна Федоровна Волкова
               

   В  вестибюле  знаменитой  клиники  Н. М. Амосова  в  Киеве  когда–то  висело  объявление:  «У  нас  подарков  не  берут».  Этим  же  принципом  руководствовалась  всегда  и  я.  За  50  лет  работы  я  не  взяла  у  больных  ни  копейки.  Моральные  установки  поддерживались  и  обстоятельствами:  в  клинике  Института  профзаболеваний  подарки  приравнивались  к  взяткам,  а  в  Системе  Среднего  Машиностроения  была  полувоенная  дисциплина  и  контроль. 
    В годы перестройки медперсоналу часто задерживали зарплату и больные  зная  об  этом, старались  хоть  чем–то   «отблагодарить».  В конце концов мне это надоело, я собрала  своих  больных -  все  20  палат и «толкнула» небольшую речь. «Прошу  вас  и  ваших  родственников  не  приносить  мне  подарков.  Почему?  Объясняю:  те,  кто  «благодарит»,  рассчитывают  на  особое  внимание  врача. А те,  кто  не  имеет  такой  возможности,  могут  предположить,  что окажутся обделены  вниманием. Для  меня же все мои больные равны, оказывая помощь каждому из вас я  вкладываю  все свои знания  и  всю  душу».
    Однако,  был  случай,  когда  я  «поступилась  принципами»: заполняла  истории  болезни,  кружилась  голова,  так как   с  утра  ничего  не  ела,   дома  было  «хоть  шаром  покати».  И  вдруг  в  кабинет  вошла  целая  делегация -  родственники  выписанного  больного.  Черноглазая  улыбчивая  женщина,  армянка,  поставила  на  стол  передо  мной  очень  красивый  торт:  «Доктор,  не  обижайте,  я  его  для вас  полночи  пекла!».  И я не  устояла. Правда с одной маленькой оговоркой: торт отнесут на пост медсестре,  чтобы  им  полакомилась  дежурная  смена,  а мне принесут один маленький кусочек…   
    А  вот  от  сувениров, которые больные мастерили своими  руками, я  не  отказывалась.   Это  были  поделки  из  дерева,  макромэ,  акварели. Они  до сих пор украшают  стены  моей  квартиры, напоминают  о  трудных,  но  счастливых  годах,  когда  я  нужна  была  моим  больным,  а  они  -  мне.  Когда  «спасибо»  было  дороже  денег.  Когда  моя  работа  называлась   «медицинская  помощь»,  а  не  «услуга»  и  не  являлась  «товаром».   
               
***
               
               
      В  тот  день  я   отправилась  в  лес, в надежде найти (собрать)  хоть  что-то  съестное.    Ничего  не  нашла, все, что можно, собрали  до  меня….
  Решила  идти  домой, как вдруг  за  кустами  услышала  отчаянное,  будто  призыв  о  помощи,  блеяние. Выйдя на  опушку, я увидела  незнакомого черноволосого   мужчину, похожего на разбойника. Одной  рукой  он  держал  руль велосипеда,  другой  прижимал  к  себе  маленького  козленка.
  – Это  ваш  козленок? –  грозно  спросила  я.
  «Разбойник»   повернул  голову  и  злобно  уставился  на  меня.  Я  похолодела,  заметив  у  него  за    ремнем  небольшой  топорик. А вокруг - безлюдный   лес. Было  очень  страшно,  тем более  недавно  именно  в  этом  лесочке  нашли  труп  убитой  девушки.
. К  счастью,  от  неожиданности «ловец козлят» потерял  равновесие и,   чтобы  не  упасть,    схватил  руль  двумя  руками,   уронив  на  землю  своего пленника.  Тот  вскочил  на  ножки  и  бросился  прочь.  То  же  самое, не    дожидаясь  дальнейшего    развития  событий,  сделала  и  я… 
   А на  следующий  день моя     медсестра    рассказала о   пропаже  и  счастливом  возвращении  домой  ее  козленочка. 
Как  хорошо,  что  я  оказалась  в  нужное  время  в  нужном  месте!  Это дало мне возможность лишний  раз  убедиться,  что  нельзя  оставлять  в  беде  никого:    ни  человека,    ни  животное.               
          
***