Русский характер. Гоголь, Тургенев, Достоевский, Л

Михаил Шульгин 2
Литературный анализ.
М. Шульгин, 2023

1. Н.В. ГОГОЛЬ. Мертвые души. Том 1; Т.2. (1842)

Некоторые особенности в национальном характере:

а) для русских свойственны: неустрашимость, расторопность, прямота, прозорливость, философствование;
доверчивость, богобоязненность, надежда на чудо и Бога
б) но и хвастовство, угодничество, леность, беспечность, слабоволие, взяточничество, аполитичность, бесхозяйственность, неряшливость; слабая гражданская позиция и предпринимательство.

Н.С. ЛЕСКОВ. Роман «Некуда» (1864)

а) Русские люди тихие, умные, снисходительные, уступчивые, склонные к социализму
б) но они часто непредсказуемы, распущенны, лживы с проявлением беспричинной злобы, безвольны и невежественны.
         Многие из них стремятся к знатности, богатству, милости имущих, а не к честности и справедливости.

Ф.М. ДОСТОЕВСКИЙ: по романам Идиот, Бесы, Подросток, Братья Карамазовы, Зимние записки (1844-1880)

а) люди в России страстные добродушные сострадательные и отзывчивые;
умелые неторопливые и богобоязненные;
широкие натуры правдолюбивые и философствующие
б) но и увлекаемые легковерные непредсказуемые лживые; безвольные злобные подленькие и невежественные нигилисты;
несдержанные, принижающие себя и гордятся своей незавидной жизнью.
 
И.С. ТУРГЕНЕВ: по романам Дворянское гнездо, Дым, Отцы и дети, Новь, Рудин (1834-1883)

а) по мнению Тургенева люди в России правдолюбивые идейные и самокритичные философы; 
привязчивые добродушные и приветливые;
надеются на чудо и Бога
б) но сонливые от скуки вялые хвастливые и неряшливые;
вороватые пьяницы бесхозяйственные и необязательные;
непредсказуемые хвастливые и упрямые.

5. Основываясь на исследованиях Б.С. Гершунского (1999), академика Российской академии образования, выходца из Украины, к положительным качествам русских американцы относят:
а) высокий интеллектуальный потенциал, изобретательность и воображение, надежность в дружеских отношениях, эмоциональную теплоту и общительность;
б) к отрицательным:
неорганизованность, низкий уровень деловой культуры; обидчивость, смешение личностных и деловых отношений; мечтательность, непродуманность обещаний, склонность к иждивенчеству, слабую инициативность.

6. Россиянин, по мнению Г.Д. Гачева (д.ф.н. Института славяноведения РАН), исповедующему междисциплинарный подход (единство местной природы, характера народа и его склад мышления), русский человек сродни философу, не знающему ни права, ни экономики с высшими ценностями, который всегда жил на минимуме потребностей (серия работ: Национальные образы мира. Курс лекций, 1991).
     По его мнению, в «России наблюдается очевидное несоответствие шага пространства шагу времени» (огромного пространства и скоротечному времени). Это вечная трагедия и рок России.
     Действительно, медлительный русский народ был вечно подгоняем каким-либо ускорением: реформами Петра, социальным революционным движением, индустриализацией, коллективизацией, соревнованием с Америкой, горбачевской перестройкой, шоковой терапией Чубайса.

 Итак

        Уважаемый читатель, изучив эту работу с карандашом в руке, вы сами сделаете выводы о нашем национальном характере. Найдете те качества, которые подходят вам, вашим близким, начальникам, стране. Но обобщать, вероятно, не следует.
        Отметим, что многие из нас, русских по духу и крови, склоны к философствованию, самокопанию, выискиванию негативных качеств, мешающих нашему движению к счастью , прогрессу, развитию или Богу. И наоборот, мы более склонны к умалению позитивного, обычного, неприметного в характере: спокойствию, послушанию, простому труду, привязанности к семье и др. Нам все хочется развиваться, быть креативными чтобы подпитывать свои амбиции в стремлении достичь чего-то в млечном пути самореализации. Надо обязательно достичь чего-то? Но исключая духовное развитие -  освоение пути к благочестию. Основными качествами которого являются послушание, терпение, раскаяние, сострадание. Но данные качества для амбициозных, смелых и креативных - это что-то из области инфантилизма. 
     По словам Достоевского: «Мое развитие началось только тогда, когда я осознал, что я трус и лакей» (роман Подросток). Некоторые из успешных в бизнесе людей в ходе СВО потеряли собственность за рубежом, были ущемлены в свободе передвижений. Часть из них ухали, другие остались, затихли, и накапливают злобу против власти и Путина, стали злобными раздраженными людьми.
     Как пишет Н. Гоголь (в романе Мертвые души, т.2), "раздражительный сотрудник, начинает острее замечать недостатки и придавать большое значение разным несущественным мелочам (сегодня это разные вбросы о бесчинствах власти, диктатуре, коррупции, несправедливости судов). Притворство, придирки или некомпетентность начальника начинают вызывать в нем нервическое раздражение и становятся поводом оставить карьеру, вместо того, чтобы образумиться, отринуть гордость и самолюбие".
        Избежать такой позиции, по мнению Гоголя, возможно так: «Следует не оскорбляться на несправедливость начальника, на грубость, надменность его, а уместно подавить в себе честолюбие. Надобно иметь трудолюбие и самоутверждение для продвижения по службе». Подчиненному также «следует примеряться к нраву начальника, нежели наоборот. Он один, а нас много».
        Чего больше в нас, позитивного или деструктивного по отношению к власти и стране показала спецоперация на Украине. И это зависело он гражданской позиции человека (за денацификацию или против), его оптимистичности, веры в Бога, доверию к людям, открытости, честности, склонности к материальному или духовному. И Это стало тестом для каждого. Поддерживать СВО или нет.

        Данная тема, как и публикация, требует дальнейшего более детального анализа с использованием современных работ в области национальных характеров, менталитетов, ценностей. Так, наш анализ романов Н. Лескова, Н.Гоголя, 
И.Тургенева, Ф.Достоевского  показал, что люди в России на протяжении 150 лет сохранили некие инфантильные качества, характерные более для людей из глубинки: доверчивость, покладистость, терпеливость, неприхотливость. Эти неблаговидные с позиции креативного псевдолиберального толка заточенного на всемерное развитие личности "народа", фактически явились стержнем, скрепами страны от распада и скатывания в либеральное болото вседозволенности.
       Однако русские люди сохранили традиционную леность, сонливость, иждивенчество, надежду на авось, на наследство,  семью и склонность к взяточничеству. Девяностые и двухтысячные годы качнули социальный маятник к деформациям характера в сторону материальных ценностей и денег. Стремление к честности, глубоким знаниям и справедливости снизилось,но семья осталась в приоритетах школьников и студентов (Шульгин, 2011). Спецоперация по сути уберегла
страну от распада по национальному признаку.

Литература

Гачев Г. Национальные образы мира. Курс лекций. Весленский университет США, 1991 (интернет ресурс).

Гачев. Г. Ментальность народов мира, 2008 (интернет ресурс).

Гершунский Б. Россия и США на пороге третьего тысячелетия. М: Флинта, 1999 -599с.

Шульгин М. Сущность менталитета и его влияние на экономическое поведение населения. Вестник Иркутского государственного технического университета, № 1, 2007. – С. 112-120.

Шульгин М. Устойчивость и изменчивость ценностных предпочтений. Сибирский психологический журнал,2011, №39

Шульгин М. Проза ру. Православие. Инфантилизм. Новая идея. История и политика, 2023