Иловайские

Харитон Егорович Сарамливый
Русский дворянин, потомок голштинских гастарбайтеров, Борис Унбегаун, авторитетнейший исследователь русских фамилий пишет следующее.

«Русские фамилии, восходящие к географическим названиям, принадлежат к одной из групп наиболее древних фамилий.
Белинский от деревни Белынь,
Красносельский — от деревни Красное Село,
Иловайский — от деревни Иловай».
© Унбегаун. Русские фамилии.

Белинского все знают как критика. Вкратце об Иловайских.

Один из правых притоков реки Воронеж называется Иловай. Всего 68 километров длиной, эта маленькая речка дала название нескольким селениям. Начинается она в Рязанской области, и впадает в Воронеж около города Мичуринска.

От названия реки Иловай происходят как минимум три различные ветви фамилии Иловайский. Первая, главная и наиболее древняя линия - это фамилия донского дворянского рода, казачьих атаманов. Вторая линия - священники. И третья - фамилия совершенно разных слоев населения Козловского уезда Тамбовской губернии. Судя по метрическим книгам Козлова и уезда, встречались среди Иловайских купцы, мещане, дворяне.

Некогда наиболее известен был дворянский род казачьих атаманов Иловайских, в советское время незаслуженно забытых.

Приведем фрагмент казачьей песни:
"Никто-то про то не знает, да никто не ведает,
Отчего же наш славный тихий Дон возмущается.
Воскрутился, возмутился славный тихий Дон от трех генералушек;
Как от первого генералушки - от Гудовича,
Как от второго генералушки - князя от Черкасского,
Как от третьего генералушки - князя Иловайского".

Мы видим, что казачьи атаманы носили фамилию Иловайский. Таким образом, Иловайские оставили свой след не только в истории, но и в фольклоре.

Выдающийся русский историк Дмитрий Иванович Иловайский, погибший в московской ВЧК, прямо выводил происхождение донских казаков от жителей рязанского княжества, земли которого простирались до Червленого Яра, который считается колыбелью хоперского казачества.

Согласно созданному в 1571 году  "Уставу о сторожевой и станичной службе", сторожи и станицы учреждались на русских рубежах для того, чтобы "воинские люди на государевы украйны безвестно не приходили" по так называемому «приговору».  Говоря Языком социалистического строительства, по оргнабору.
"...пригоже быти на поле четырем головам: первой стояти на Волге... а другой голове стояти из Шатцкого на Дону, на ногайской стороне, в Вежках, выше Медведицы и Хопра... А людям с теми головами быти из разных украинных городов детям боярским и казакам по росписи... Из Темникова, да из Кадома, да из Шацкого двенадцать человек детей боярских, да десять человек татар, да десять человек мордвы, из Шацкого ж двадцать человек казаков...».
Одна из этих четырёх застав находилась в современной станице Вёшенской на Дону, где много лет спустя родится писатель Шолохов. Вёшенская застава состояла из 120 человек, набранных в Шацке, Ряжске, Данкове, Кадоме, Темникове и Алатыре.


Исследователь донской ономастики Л. М. Щетинин. пишет: «...фамилии казачьих офицеров, принимавших участие в кампании 1812 года. Свыше пятидесяти старших офицеров и генералов носили «нумерованные фамилии». Первое место занимали представители двух наиболее плодовитых семейств Иловайские (1-й, 3-й, 5-й, 8-й, 9-й, 10-й, 11-й и 12-й) и Грековы (1-й, 3-й, 5-й, 8-й, 17-й)». ©

Из словаря Брокгауза и Ефрона известно, что дворянский род Иловайских ведёт начало от Мокея Осиповича Иловайского. ««Иловайские - русский дворянский род. Предок их Мокей Осипович Иловайский, старшина Войска Донского, пожалован за службу золотым ковшом. Его сын Иван, донской полковник, с отличием служил против шведов и командовал полком своего имени...» ©

Дед Мокея, Андрей Иванович, городовой, то есть, служилый рязанский казак был войсковым старшиной в ополчении героя смутного времени рязанского боярина Григория Ляпунова. Отец Мокея, Осип Андреевич, городовой казак, нёс службу службу в городе Темников. «По приговору» он прибыл на сторожевую службу на Дон. А сын его был за заслуги перед отечеством, произведён уже в дворянство. Иловайским принадлежало большое количество поместных земель в Области Войска Донского.

По имени Мокея Иловайского названы города Макеевка, Иловайск и множество донских станиц и сёл. Впрочем, изначально это были не города, а селения. Городами они стали после открытия на землях донского казачества угольных месторождений.

Некий тутошний автор, на основании того, что его бабушка согрешила с негром, утверждает, что все казаки имеют не только русские, но и негритянские корни. Как видим, этого никак не может быть. Не густо было негров в Ряжском или там, Темниковском уездах.

О казачьих атаманах Иловайских можно много ещё рассказать. Надеюсь, это удастся  сделать позднее. Теперь же несколько строк о великом историке.



В отличие от донских атаманов, историк Иловайский родился на коренной своей земле, от которой и происходит фамилия. Из метрической книги Воскресенской церкви города Раненбурга: «11 февраля 1832 года у мещанина г. Козлова Тамбовской губернии Ивана Михайловича Иловайского и его законной жены Варвары Александровны родился сын Дмитрий».

Вот что пишет о нём Марина Цветаева.

«Это был красавец-старик. Хорошего роста, широкоплечий, в девяносто лет прямей ствола, с косым пробором и кудрями Тургенева и его же прекрасным лбом, из-под которого – ледяные большие проницательные глаза... Дмитрий Иванович был женат два раза. Первая жена и все трое детей от первого брака умерли... Последняя же дочь, Оля, для Иловайского – хуже, чем умерла: бежала в Сибирь к человеку еврейского происхождения, где с ним и обвенчалась... Вторым вопросом к нам с Асей Иловайского было: «Мой «Кремль» читала?» – «Да». «А что я в нем пишу?» – «Про евреев». – «А что я в нем пишу про жидов?» – «Вы их не любите»... Помню, в молодом дневнике матери такую запись: «Была на докладе Д. И. о призвании на царство Михаила Романова, в присутствии высочайших особ. По Иловайскому выходило, что Михаил Романов был избран на царство за ничтожество. Смело, но в присутствии родных – неловко». Улыбки на лице Иловайского я не видела никогда. Сомневаюсь, чтобы видели и цари. Но правду – слышали». ©
Цветаева называет своего «дедушку Иловайского» Старым Пименом, подчеркивая его величие как историка. Интересно то, что собственный дом Иловайского в Москве находился в Пименовском переулке. В списке жителей Москвы 1906 года числится «Иловайский Дмитрий Иванович, действительный статский советник, Арб. ч. 2 уч., Пименовский, собственный дом Комит. по Устр. Муз. Изящн. Искусст.; Имп. О-во для Содейств. Русск.       Торг. Морех. Дмвл.».

Как видим, упорным трудом сын козловского мещанина получил дворянский чин статского советника, заимел собственный дом в столице. Историк был в это время уже в преклонном возрасте, но, как видим, занимался обширной общественной деятельностью. Кроме указанных в приведенном документе роде занятий, Иловайский был еще и почетным членом Рязанского исторического общества.
По сведениям из «Исторической записки 1-й Рязанской мужской гимназии», выпускник 1849-50 года Иловайский Дмитрий выпущен с правом на чин 14 класса, а также с правом поступления в Московский университет без экзаменов. На момент составления «Записки»  он был профессором Московского университета.
А после окончания университета, в 1854 - 1858 годах Д. И. Иловайский - преподаватель истории в родной гимназии.

А вот что говорят Брокгауз и Ефрон:
«Образование получил в Московском университете. Получил степень магистра за "Историю Рязанского княжества" (М., 1858), степень доктора - за "Гродненский сейм 1793 г." (М., 1870). Недолго состоял адъюнктом по кафедре всеобщей истории в Московском университете. Взявшись за изложение общего хода русской истории, Иловайский выступил решительным противником норманнской теории... Обширная "История России" Иловайского стала выходить с 1876 г. (5 томов, 1876 - 1905). Отказавшись за старостью от ее продолжения, Иловайский очерком "Петр Великий и царевич Алексей" начал в "Кремле" печатание серии эпизодических очерков из истории петровской и послепетровской эпох. Учебники Иловайского по всеобщей и русской истории выдержали десятки изданий; они написаны живым языком. Как публицист, Иловайский настроен очень консервативно и крайне националистически. В 1897 г. он приступил к изданию собственного органа "Кремль", исключительно наполняемого его произведениями. Он осуждает немецкое влияние и немецкие браки русских государей. Крайности полемики, чрезмерная смелость в решении сложнейших вопросов истории и политики повели к непопулярности Иловайского в ученых и общественных кругах и к забвению его значительных заслуг в области русской истории».

Да, не нравилась властям правда-матка!


Дмитрий Иванович получил дворянский чин за заслуги перед отечеством в 50 лет. К богатейшему дворянскому роду Иловайских он не имеет никакого отношения, разве что, как минимум в седьмом колене.
Дмитрий Иванович, мещанский сын, казеннокоштный студент, гимназический учитель, получивший  дворянство собственным долгим трудом, никак не может быть близким родственником донских аристократов.

Пока всё.