Я зажёг свой костёр... Рождение поэта Есенина

Татьяна Сергеевна Дмитриева
На фото -выпускники церковно-учительской школы в Спас-Клепиках, 1912 год.



Вероятно, нет ни одного литературного критика, кто бы ни пытался писать о личности русского поэта Сергея Есенина.

Я не литературный критик, и даже не литератор. Но тема рождения ПОЭТА Сергея Есенина меня всегда интересовала.

Ещё и потому, что он мой земляк, и пропитаны мы с ним одним воздухом...

-------------------

Ни для кого не секрет, что становление личности, закладка мировоззрения происходит в самом раннем детстве. Это семья, образ жизни, суждения и размышления, вид из окна...

Вот именно с этого времени и начинается самый ранний период становления поэтической натуры будущего поэта.

Этот мальчик родился в травяном одеяле на лугах широкой поймы Оки, напитался соком и талантами от самой земли.

А далее - становление личности подростка Есенина во время обучения в церковно-учительской школе в Спас-Клепиках, что в 20 км от села Константиново.

По сегодняшним меркам - это педагогическое училище, колледж.

В школе был интернат для детей из отдалённых сёл и деревень. На выходные дети разбредались по домам, а среди недели посещали занятия и были на полном пансионе.

Следует помнить, что это было начало ХХ века. Дорога от Константинова в Спас-Клепики - через реку, а потом через глухой сосновый бор. И хорошо, если кто-то подвозил на лошади. Чаще приходилось идти пешком.

... Зимний лес, раскрашенный лучами восходящего солнца, укутанные снегом ели, трескучий мороз и перебегающие дорогу лесные обитатели. Тогда лес был живой, полон всякой живности.

Это всё вдохновляло поэтическую натуру 13-летнего подростка. Здесь и родились его самые чистые стихи: "Выткался на озере алый свет зари...", "Поёт зима - аукает"... и ещё несколько десятков стихов. Которые в 1914-1915 годах и были опубликованы в Московских и Питерских журналах.

Но что же происходило в стенах школы в период обучения его с 1909 по 1912 годы?

-------------------------

Старинное село Спас-Клепики, ставшее для Есенина местом, где прошло становлениие его личности, расположено в центре Мещерской низменности, в 165 км от Москвы и 70 км от Рязани.

Со всех сторон село окружено болотами и лесами. Первое упоминание о нем относится к 1676 году. Это было богатое купеческое село с каменными амбарами и крытыми железом домами, с обширной базарной площадью в центре, своей библиотекой и театром.

"За школьной усадьбой протекала маленькая речка Совка, и наши ученики зимой устраивали на ней каток. Есенин любил кататься. Как только кончались уроки, он направлялся на каток и там оставался до ночи, пропускал обед, чай — все забывал", - вспоминал учитель Евгений Михайлович Хитров, ставший впоследствии и его наставником.

Школа готовила преподавателей для сельских начальных училищ и церковно-приходских школ, поэтому особое внимание уделялось изучению церковной истории и церковнославянского языка. На все три года была рассчитана и программа общеобразовательных дисциплин. Свободного времени у тогдашних учеников почти не было.

Класс, в котором учился Сергей Есенин, был неоднородным по своему составу. Приятельские отношения связывали Есенина с некоторыми одноклассниками, например с Григорием Черняевым.

Но настоящим другом для него стал Григорий Панфилов, учившийся на год старше.

Гриша – сын местного приказчика - был свободен от интернатского режима и жил в родительском доме. Он, как и его отец, был страстным книголюбом и сильно отличался от других учеников своими духовными запросами, манерой поведения.

Есенин и Панфилов, несмотря на разницу в возрасте, быстро сошлись и привязались друг к другу. За хорошие успехи в занятиях Сергей часто получал от учителей увольнительные записки и приходил домой к Панфилову.

Там бывали и другие ученики. Образовался своего рода кружок, в котором делились мнениями, читали книги, обсуждали разные вопросы. Вот как об этом вспоминал один одноклассник Есенина Григорий Черняев:

"Здесь мы много читали Горького, Чехова, Никитина, Лермонтова... В этом доме Есениным было много задумано и написано стихотворений того времени, особенно под конец его учебы в школе… Наш ученический кружок у Панфилова образовался почти стихийно.

Вначале мы собирались, чтобы сообща развлечься, поговорить о школьных делах, поспорить о книгах, потом, когда ближе узнали друг друга, мы в наших беседах и спорах стали касаться вопросов тогдашней общественной жизни.

Читали и обсуждали роман Л. Толстого „Воскресение“, его трактат „В чем моя вера?“ и другие книги писателя. Мечтали побывать в Ясной Поляне (поездка не состоялась из-за денежных затруднений). Толстовские идеи сильно захватили тогда и Есенина".

Вероятно, Толстой сильно захватил начинающего поэта! Последней женой поэта стала внучка графа Л.Н.Тослтого - Софья Андреевна Толстая-Есенина. Но это уже другая тема.

Безусловно, большое влияние на становление Сергея Есенина оказали преподаватели.

Руководил учебным заведением с 1910 года священник Алексей Асписов. Он преподавал Закон Божий, общую церковную историю и специальный предмет "церковный раскол".

В.А. Гусев учил арифметике, дидактике, геометрическому черчению и рисованию, практическим урокам в "образцовой школе".

Д.И. Головин занимался с учениками историей отечественной и церковной, географией и церковнославянским языком.

Все они были разными по возрасту, жизненному опыту и отношению к окружающей действительности.

Но самое большое влияние на Есенина оказывал Евгений Михайлович Хитров, он обучал русскому языку, литературе, чистописанию и церковному пению.

В третьем классе Есенин раскрылся перед учителем как пытливый читатель и любитель поэзии.

Как вспоминал Е. М. Хитров:

"... в школе было в обычае сначала задавать ученикам для прочтения те или иные литературные произведения, а потом прочитывать те же произведения самому в классе. Так я делал и с большими произведениями, вроде "Евгения Онегина", "Бориса Годунова" и пр.

Читал я в течение нескольких часов и всегда почти все произведение целиком. Ребята очень любили такое чтение и часто просили меня об этом.

Но думаю, не было такого жадного слушателя у меня, как Есенин.
Он впивался в меня глазами, глотал каждое слово. У него первого заблестят глаза и потянутся слезы в печальных местах, первый расхохочется при смешном.

Сам я в особенности любил Пушкина. Пушкиным больше всего занимался с учениками, читал его, разбирал и рекомендовал как лучшего учителя в литературе, Есенин полюбил Пушкина".

Е.М.Хитров стал литературным наставником будущего поэта. Сергей продолжает писать и показывать свои опыты учителю.

Наиболее сознательно Есенин начинает писать стихи в 1911-1912 годах, в последний год пребывания в школе.

Все свои стихотворения Есенин сначала читал товарищам, а потом шел к учителю Хитрову, который любил Есенина и всегда ему помогал, когда последний обращался к нему.

Одноклассники вспоминали, что Есенин все свободное время отдавал стихам. Писал, советовался с Панфиловым, показывал Хитрову, исправлял, выбрасывал, начинал заново. Свои произведения читал друзьям в самой разной обстановке, иногда даже встретив на улице или в школьном коридоре.

"За время учебы Сережа Есенин много читал литературы, писал стихи. Смотришь, бывало, все сидят в классе вечером и усиленно готовят уроки, буквально их зубрят, а Сережа где-либо в уголочке класса сидит, грызет свой карандаш и строчку за строчкой сочиняет задуманные стихи", - вспоминал один из учеников школы А.Аксенов.

Все события своей жизни, мысли, чувства, размышления Есенин переносил в свой поэтический мир, стихи раздавал всем, писал еще и еще.

В ноябре 1911года Есенин приносит Хитрову стихотворение "Звезды":

Звёздочки ясные, звёзды высокие!
Что вы храните в себе, что скрываете?
Звёзды, таящие мысли глубокие,
Силой какою вы душу пленяете?

Частые звёздочки, звёздочки тесные!
Что в вас прекрасного, что в вас могучего?
Чем увлекаете, звёзды небесные,
Силу великую знания жгучего?

И почему так, когда вы сияете,
Маните в небо, в объятья широкие?
Смотрите нежно так, сердце ласкаете,
Звёзды небесные, звёзды далекие!


"Первое произведение, которое меня поразило у Есенина, было стихотворение "Звёзды". Помню, я как-то смутился, будто чего-то испугался. Несколько раз вместе с ним прочел стихотворение. Мне стало совестно, что я недостаточно много обращал внимания на Есенина. Сказал ему, что стихотворение это мне очень понравилось, что его можно даже напечатать",- вспоминал потом Е.М.Хитров.

В это же время будущий признанный поэт увлёкся творчеством Семёна Яковлевича Надсона. Взяв за образец кумира неврастеничных юношей стихотворений поэта.

Но чувства одиночества, уныния, давящей грудь тоски, выраженные в стихах, заемными, конечно, не были. Есенин действительно страдал, как страдают миллионы подростков, впервые сталкиваясь с необходимостью жить осознанно, хотя им еще непонятно, - как и зачем?

Тем более, что в это самое время у 15-летнего влюблённого Есенина чувство уныния вызвала несостоявшаяся любовь с Анной Сардановской.

Мотив смерти, появившись в первых стихах, пройдет через творчество Есенина красной нитью до финала в виде написанного в "Англетере" кровью "До свиданья, друг мой, до свиданья…"

Тем не менее, именно в период учебы в Спас-Клепиковской школе происходило становление личности поэта.

Вдали от родного дома формировались лучшие черты его характера: верность в дружбе, целеустремленность, открытость, тонкое восприятие мира.

В Клепиках он поверил в свой поэтический талант, начал много и серьезно заниматься стихосложением. К лету 1912 г. он создает цикл стихотворений "Больные думы", где уже начинает вырисовываться его поэтический стиль, опирающийся на фольклорные традиции.

Исследуя архивы Рязани и Москвы, изучая воспоминания одноклассников поэта и бывших учеников школы, отмечается, что в стихах именно этого периода отчетливо проступают основные мотивы, которым предстоит развиваться в зрелом творчестве поэта:
   1.«тоска по родной стороне», и любовь к «родине милой» («Слезы»),
   2.мотивы покаяния («Вьюга апреля»),
   3.предчувствия преждевременной смерти («Пребывание в школе»),
   4.устремленности к духовному идеалу («Мои мечты»),
   5. любви («Отойди от окна»),
   6.размышлений о своем жизненном пути («И надо мной звезда горит»),
   7. поэтического призвания («Я зажег свой костер»),
   8. любви к русской природе («Весенний вечер», «Зима»).

Все указанные факты свидетельствуют об исключительной значимости Спас-Клепиковского этапа в творческой биографии Есенина, вполне сопоставимого с ролью лицейского периода в становлении таланта Пушкина.



По материалам экспозиции музея С.Есенина в Спас-Клепиках.