9. 1 Природа человеческого сознания

Лариса Болотова
                Рассмотрим то сознание, которое изучает наука.

  «Сознание является высшим уровнем отражения человеком действительности (земной?), если психику рассматривать с материалистических позиций, и собственно человеческой формой психического начала бытия, если психику трактуют с идеалистической позиции».

                Какие же бывают состояния сознания человека?

«Индийская философия разделяет четыре состояния сознания. («Древняя мудрость» Анни Безант. Введение). Сон, сновидение, бодрствующее сознание и состояние абсолютного сознания – турийя.

По нашей терминологии эти четыре состояния сознания будут: потенциальное состояние сознания, сознание в возможности (сон); иллюзорное состояние сознания, (видение снов), то есть неразделение Я и НЕ я, объективирование своих образов представления; затем: «ясное сознание» (бодрственное состояние), разделение Я и Не я и, наконец, неизвестное четвёртое состояние сознания, о котором наша научная психология имеет очень смутное представление, экстаз». (Из книги П.Д. Успенского «Ключ к загадкам мира» стр. 166).

                Следовательно, наука изучает бодрствующее состояние сознания и немного касается сна и сновидений.

                Рассмотрим  способности или характеристики сознания.

«Независимо от того, каких философских позиций придерживались исследователи сознания, с ним неизбежно связывали так называемую рефлексивную способность, то есть готовность сознания к познанию других психических явлений и самого себя. … Без рефлексии человек не мог бы иметь даже представления о том, что у него есть психика.

Психологическая характеристика сознания человека включает ощущение себя познающим субъектом, способностью мысленно представлять существующую и воображаемую действительность, контролировать собственные психические и поведенческие состояния, управлять ими, способность видеть и воспринимать в форме образов окружающую действительность».

                Получаем, что земное сознание запрограммировано? В чём это выражается?

«Ощущение себя познающим субъектом означает, что человек осознаёт себя как отдельное от остального мира существо, готовое и способное к изучению и познанию этого мира, то есть к получению более или менее достоверных знаний о нём. Человек осознаёт эти знания как феномены, отличные от объектов, к которым они относятся, может сформулировать эти знания, выразив их в словах, понятиях, разнообразной иной символике, передать другому человеку и будущим поколениям людей, хранить, воспроизводить, работать со знаниями как с особым объектом. При утрате сознания  (бодрствующего?), сон, гипноз, болезнь и т.п. такая способность теряется.

Мысленное представление и воображение действительности – вторая важная психологическая характеристика сознания. Она, как и сознание в целом, тесным образом связана с волей. О сознательном управлении представлениями и воображением говорят обычно тогда, когда они порождаются и изменяются усилием воли человека.

Здесь, правда, есть одна сложность. Воображение и представление не всегда находятся под сознательным волевым контролем, и в этой связи возникает вопрос: имеем ли мы дело с сознанием в том случае, если они представляют «поток сознания» - спонтанное течение мыслей, образов и ассоциаций».

                А не происходит ли вторжение высшего сознания (поля информации) при этом?

«Думается, что в данном случае правильнее было бы говорить не о сознании, а о предсознании – промежуточном психическом состоянии между безсознательным и сознанием.

Представление действительности, отсутствующей в данный момент времени или вовсе не существующей (воображение, грёзы, мечты, фантазия), выступает как одна из важнейших психологических характеристик сознания. В данном  случае человек произвольно, то есть сознательно, отвлекается от восприятия окружающего, от посторонних мыслей, и сосредотачивает всё своё внимание на какой-либо идее, образе, воспоминании и т.п., рисуя и развивая в своём воображении то, что в данный момент он непосредственно не видит или вообще не в состоянии увидеть.

Сознание тесным образом связано с речью и без неё в высших своих формах не существует».

                Так ли это? Разве человек отключается от сознания, когда испытывает высшие чувства: любви, восхищения, восторга, радости и другие.  Для испытания самих чувств слова не нужны, а вот чтобы рассказать об них другим да. Но через слова нельзя испытать чувства, только если сам их не испытаешь.

«В отличие от ощущений и восприятия, представлений и памяти сознательное отражение характеризуется рядом специфических свойств.
 
Одно из них – осмысленность представляемого, или осознаваемого, то есть его словесно-понятийная означенность, наделённость определённым смыслом, связанным с человеческой культурой.

Другое свойство сознания состоит в том, что в сознании отражаются не все и не случайные, а только основные, главные, сущностные характеристики предметов, событий и явлений, то есть то, что характерно именно для них и отличает их от других, внешне похожих на них предметов и явлений.

Третья характеристика человеческого сознания – это его способность к коммуникации, то есть передаче другим лицам того, что осознаёт данный человек, с помощью языка и других знаковых систем.   Коммуникативные возможности есть у многих высших животных, но от человеческих они отличаются одним важным обстоятельством: с помощью языка человек передаёт людям не только сообщения о своих внутренних состояниях (именно это является главным в языке и общении животных), сколько о том, что знает, видит, понимает, представляет, то есть объективную информацию об окружающем мире.

Ещё одной особенностью человеческого сознания является наличие в нём интеллектуальных схем. Схемой называется определённая умственная структура, в соответствие с которой человеком воспринимается, перерабатывается и хранится информация об окружающем мире и о самом себе.

Схемы включают правила, понятия, логические операции, используемые людьми для приведения имеющейся у них информации  в определённый порядок, включая отбор, классификацию информации, отнесение её к той или иной категории».

                Опять программа в сознании? Можно ли её избежать?

«Обмениваясь друг с другом разнообразной информацией, люди выделяют в сообщаемом главное. Так происходит абстрагирование, то есть отвлечение от всего второстепенного, и сосредоточение сознания на самом существенном. Откладываясь в лексике, семантике в понятийной форме, это главное затем становиться достоянием индивидуального сознания человека по мере того, как он усваивает язык и научается пользоваться им как средством общения и мышления. Обобщённое отражение действительности и составляет содержание индивидуального сознания. Вот почему мы говорим о том, что без языка и речи сознание человека немыслимо.

 Язык и речь как бы формируют два разных, но взаимосвязанных в своём происхождении и функционировании пласта сознания: систему значений и систему смыслов слов.

Значением слова называют то содержание, которое вкладывается в них носителями языка. Значения включают в себя всевозможные оттенки в употреблении слов и лучше всего выражены в различного рода толковых общеупотребляемых и специальных словарях. Система словесных значений составляет пласт общественного сознания, которое в знаковых системах языка существует независимо от сознания каждого отдельно взятого человека.

Смысл слова в психологии называют ту часть его значения или то специфическое значение, которое слово приобретает в речи употребляющего его человека. Со смыслом слова кроме ассоциированной с ним части значения связано множество чувств, мыслей, ассоциаций и образов, которые данное слово вызывает в сознании конкретного человека.

Сознание, однако, существует не только в словесной, но и в образной форме. В таком случае оно связано с использованием второй сигнальной системы, вызывающей и преобразующей соответствующие образы. Наиболее ярким примером образного человеческого сознания является искусство, литература, музыка. Они также выступают как формы отражения действительности, но не в абстрактной, как это свойственно науке, а в образной форме».

                Имеем, что сознание может существовать в мысленной, чувственной и образной формах.   

Источник информации книга «Психология» Р.С. Немов (стр. 113).