20. 3 Как реальное стало феноменальным

Лариса Болотова
 «Как западная, так и восточная философии, - говорит М. Мюллер, - начинаются от одного общего исходного пункта, именно из  убеждения, что наше обычное знание ненадёжно и неверно или даже совершенно ложно. Это восстание человеческого ума против самого себя есть первый шаг во всей философии».

«На нашем собственном философском языке мы можем поставить вопрос так: «Каким образом реальное стало феноменальным, и каким образом феноменальное может стать опять реальным»? Или другими словами: «Каким образом безконечное превратилось в конечное; каким образом вечное превратилось во временное, и каким образом временное вернётся к своей вечной природе»? Или высказывая это более привычным языком: «Каким образом был сотворён мир, и каким образом он опять может прийти к небытию».

«Незнание или Авидия признаётся причиной феноменальной видимости».

«В Упанишадах меняется значение Брамы. Иногда это почти объективный Бог, существующий отдельно от мира. Но затем мы видим Браму, как сущность всех вещей… и душа, не чувствуя себя более отдалённой от этой сущности, учит высший урок всей доктрины Веданты:  Tat tvam asi; Ты есть То, то есть ты, который в течение известного времени казался чем-то отдельным, самим собой, на самом деле не есть что-либо отдельное от божественной сущности. Знать Браму – значит быть Брамой».

«Почти теми же словами, греческие философы элеатической школы или немецкие мистики четырнадцатого столетия, ведантисты доказывают, что было бы противоречиво допустить существование чего-нибудь, кроме безконечного или Брамы, который есть Всё во Всём, и что поэтому душа не может быть ничем отличным от него, не может требовать себе отдельного и независимого существования».

«Браму можно мыслить только как совершенного и поэтому неизбежного – поэтому и душу нельзя мыслить, как реальное видоизменение или ухудшение Брамы»

                То есть существует Мировой Дух безконечный и вечный (Браман?), который воплощается (?) в Мировую Душу, обладающую Мировым Разумом. И таким образом создаётся Проявленная вселенная. Человек же имеет индивидуальную душу, которая оживлена индивидуальным духом (искрой Божией), благодаря созданию физического мира. Физический мир дуален. Борьба Светлых и Тёмных сил. Светлые силы стараются вернуть душу и её дух к её истоку, а тёмные силы удержать в физическом мире. Так ли это?

«И затем, раз Брама не имеет ни начала, ни конца и не может иметь частей, - душа не может быть частью Брамы, но весь Брама должен присутствовать в каждой индивидуальной душе. Это тоже самое, что учение Плотина, которой утверждал с равной основательностью, что Истинное Существо в целом присутствует в каждом части вселенной (дух?).

«Философия Веданты стоит на том, что душа и Абсолютное Существо или Брама едины по своей сущности» …

«Основной принцип философии Веданты заключается в том, что в действительности не существует и не может существовать ничего кроме Брамы, что Брама есть всё»…

«В Индии, как и везде, человек сначала воображает, что он индивидуально, телесно и духовно есть нечто существующее, и что все вещи внешнего мира также существуют как объекты. Но идеалистическая философия поколебала этот старый, как мир предрассудок в Индии более основательно, чем где либо».

«Незнание (создающее разделение между индивидуальной душой и Брамой) может быть побеждено только знанием. И это знание или видия даётся Ведантой, которая показывает, что всё наше обычное знание есть просто результат невежества или незнания, что оно неверно, обманчиво и бренно или, как мы можем это выразить, феноменально, относительно и условно. Истинное знание или полное проникновение не может быть достигнуто путём чувствительного восприятия (имеется в виду низшие чувства?) – или путём умозаключений (имеется в виду земной рассудок?). Согласно ведантистам только Шрути или откровение может дать истинное знание и удалить незнание, свойственное человеческой природе».

«О Браме ничего не может быть сказано, кроме того, что Он есть и вследствие нашего незнания кажется тем или другим»

«Когда одного великого Индийского мудреца попросили описать Браму, - он замолчал и сидел, молча. Это был его ответ».

                То есть словами это нельзя передать, можно ощутить своею душой.

«Ничто, что существует (в нашем, чувственном смысле этого слова), не может быть названо Брамой, потому что оно может не существовать, а Брама не может не существовать».

«Мы не можем, - говорит М. Мюллер, - не признать метафизической смелости и логической последовательности этой философии. Если Брама есть всё во всём, Единое без чего-либо другого, то ни о чём, что существует, нельзя сказать, что оно не есть Брама. Нет места для чего-либо вне Безконечного и Всеобщего, и нет места для двух безконечностей, для безконечного в природе и для безконечного в человеке. Есть только одна Безконечность, один Брама. Это начало и конец Веданты»

«Часто цитируется, как самое краткое изложение идей Веданты, две строчки комментатора и толкователя Веданты Шанкара.

Брама – истинен, мир – ложен.

Душа есть Брама и ничто иное.

«Это действительно всё содержание Веданты. Оно значит, что то, что истинно и реально существует, есть Брама, Единое, Абсолютное Существо; мир ложен; или скорее не есть то, чем кажется; то есть всё то, что представляется нам нашими чувствами, феноменально и относительно, и не может быть иным другим. Душа каждого человека в действительности есть ничто иное, как Брама».

Источник информации книга П.Д. Успенского «Ключ к загадкам мира» (стр. 195).