Казахстан в годы войны

Александр Нижников
Великая Отечественная война , оставившая неизгладимый след в истории наших стран, сегодня стала предметом исторических  фальсификаций и фейков.  Казахстана это коснулось тоже. Особенно в период отделения от СССР. Из уст и публикаций некоторых историков и политиков начали раздаваться голоса, что это была «не наша война», что казахи понесли неоправданные жертвы, что без вклада Казахстана  не было бы победы и т.д.             
 Вопрос о  том, что это « не наша война» закрывается просто. Казахстан  тогда был составной частью СССР, в 30 годы его усилиями всех республик развивали, вкладывая немалые средства из союзного бюджета и присылая кадры, машины и материалы из других республик. Уже поэтому не участвовать в общем деле он не мог, а тем более в таком, как война.
По вопросу о вкладе в победу  стоит поговорить отдельно. Многое зависело от руководящего звена.
В годы войны Казахской ССР руководили Николай Александрович Скворцов и Нуртас Дандыбаевич Ундасынов.
Первым и главным был, конечно, Николай Скворцов. Он был направлен сюда ЦК ВКП(б) в 1938 году и избран Первым секретарём ЦК Компартии Казахстана.  В годы войны его первым помощником и Председателем  СНК Казахстана был Нуртас Ундасынов
 В краткой  характеристике   Скворцова пишут:  Выходец из крестьян. Участник  гражданской  войны.  Крепкий  хозяйственник. Жесткий  волевой  человек. В годы войны  сумел  организовать  работу  тыла,  устроить  эвакуированных,  запустить  оборонное  производство.  Поддерживал  национальные  кадры. При нем  выдвинулись Д  Кунаев, И. Омаров,  Ж. Шаяхметов  и  многие  другие, позже ставшие руководителями республики. Репрессиям  не  подвергся.  Умер  своей  смертью в 1974  году.
    Он    был  из    партийных  кадров,  прошедших,  как говориться,  "Крым и Рим и медные  трубы". К  моменту  принятия  должности   первого  руководителя компартии  Казахстана,  кем  он  только не был.  Родившись  в 1899 году  в крестьянской семье в селе под Астраханью,  он стал членом РКП(б)  в 1919 году, будучи  красноармейцем каспийско- кавказского  фронта.   Затем заведовал  финансами уисполкома, был  военкомом  штрафной  части,  руководителем  комиссии по  борьбе с бандитизмом и дезертирством,  заведующим  агитпропом, и отделом  народного образования в  уисполкоме и округе…
Он  из  тех, кто мог работать и  маузером, и языком, и  пером. 
В  1930-1934  годах  закончил  Московский  плановый  институт,  а  затем  был  взят в ЦК ВКП(б) в отдел  руководящих  партийных органов, где к  1938 году  стал заместителем  заведующего  отделом.

      Бытует  мнение, что   первые большевики и комиссары, ставшие  после революции руководителями разного уровня, партийные  кадры довоенного и послевоенного времени это тип  горластых руководителей из народа, которые, как правило, не имели хорошего  образования и  воспитания, которые  во  всем  разбираются  поверхностно, Они якобы  способны  лишь  давить,   нажимать, усиливать,  вносить  политический  ажиотаж, что  нередко только  мешает  делу.   Мнение  сложилось  на  основе  действий  всякого рода уполномоченных в годы  коллективизации,   и  времен  сдачи  казахстанских  миллиардов, да героев  фильмов  вроде  Бывалова из " Волги-Волги"  и других. 
   Конечно, были и такие, но чаще  всего это  не соответствовало действительности. Всякий разумный человек понимает, что быстрый переход «из грязи, в князи» не может проходить идеально. Да, бывшим крестьянам, рабочим  сплошь и рядом не хватало образования, культурных навыков, «политеса». Однако эти проблемы при желании и настойчивости решаются, а самое главное в простом народе, на который сделали ставку большевики,  есть море талантов.  Революция, гражданская война, индустриализация выявили в народе множество  прирожденных лидеров, организаторов, ораторов  и  даже политиков.

     В советское  время  сложился  новый  тип  руководителей. Это  не  только  организатор, находящий правильные  технические  и  кадровые  решения, но и воспитатель. Это человек близкий простому  народу, умеющий возбудить самоотверженность, а то и героизм ради  партии, государства и общества, а если  нужно, то мог  и  надавить,  заставить,  показать  личный  пример в общем  деле.   Один  из  секретов  побед  Красной  Армии в  гражданской  и  Великой Отечественной войне, успехов в годы индустриализации и восстановления заключался  в том, что  руководители, командиры и   политработники умели  поднимать бойцов на  подвиги через "невозможно" и  " не  могу", создать  атмосферу, когда наилучшим  выходом  будет  победа и выполнение  планов.  Таких  руководителей  появилось  немало, в том  числе  и в Казахстане. Техническую  неграмотность  и  культурную отсталость, связанную с низким происхождением,  они изживали  уже  в  ходе  дела по прямому приказу той же  партии.
 Руководителем  нового  типа  редко  мог  стать  интеллигент  старой  школы, когда  все  за  деньги и льготы, когда  нужно  ломать  свою  психологию и становиться  в одну  очередь с  простыми  работягами, а то и  подчиняться  им,  когда тебя  умного и культурного  специалиста  будут   публично обсуждать и оценивать на  партийном или  рабочем  собрании. Или когда   нужно  забыть  о  своей  национальности ради  общесоюзных  дел  и  интересов. Думается, поэтому, а не  по ненависти к  классовому  врагу  и  шла  последовательная  замена  старых  кадров, не  сумевших  вписаться  в  новую  жизнь,  на  рабоче-крестьянские.
       Н. Скворцов был  из тех, кто  правильно понял  поставленные  задачи, учел  промахи  и  ошибки  предшественников.
Как показали  дальнейшие  события, Н. Скворцов оказался не только верным сталинским порученцем, но и  крепким  хозяйственником, незаурядным  организатором.  Он  умел  расположить к себе людей, нацелить  их на  работу и  строго  с них  спросить.  Его  улыбка  могла быть открытой  и  доброжелательной, вспоминал Д. Кунаев, бывший тогда  директором Коунрадского  рудника. " Говорил  он  толково, по делу, что  поражало, до тонкостей знал  технологию добычи  и обогащения  руд, плавки  и  выпуска  металла". " Он отлично знал экономику  и людей  Казахстана...и, без  сомнения, очень  много  сделал  для  развития  республики, особенно  в период войны.  Важна  его  роль в воспитании  и  росте  национальных  кадров.  Самую добрую  память  оставил  он о  своих  делах в Казахстане."
Это не просто слова  выдвиженца той  эпохи.  Это слова уважения и признательности.
Нуртас Ундасынов( Ондасынов)  тоже прошёл серьёзную жизненную школу. Родившись в 1904 году в ауле Учкуюк около Туркестана в простой семье, он с 12 лет работал в Ташкенте и лишь в  1927 году окончил лесной техникум. Позже выучился на ирригатора , а  недюжинные организаторские способности позволили ему стать председателем Восточно-Казахстанского облисполкома. В 1938 году его 34 летнего коммуниста  выдвинули на пост Председателя Совета Народных Комиссаров Казахской ССР, где он проработал до 1951 года

    Казахстан, особенно  в годы  войны  стал во многом  благодаря  Скворцову и Ундасынову крепким  тылом  страны. За годы войны здесь было сформировано 20 стрелковых дивизий, которые доблестно воевали и под Москвой, и под Сталинградом , Курской дуге и последующих битвах.  На войну был призван каждый пятый казахстанец. Заметим, не казах, а казахстанец. Это означает, что более половины призванных были представителями русской и других национальностей. Это отразилось даже на   соотношении героев Советского Союза.  Из 497 казахстанцев, получивших это  высокое звание ,  казахами были  97. Но казахи внесли свой весомый вклад в победу. Именно казашками были первые в Средней Азии женщины -герои Советского Союза Маншук Маметова и Алия Молдагулова. Все помнят панфиловцев . защищавших Москву, а  лейтинант Р.Кошкарбаев был одним из первых, кто водрузил знамя над Рейхстагом
Казахстан потерял в годы войны, судя по официальным данным, 410 тысяч человек. И это тоже не только казахи… Книги памяти показывают, что большую часть погибших составляли переселенцы, приехавшие  на стройки Казахстана из других краёв.

  Казахстанцы достойно показали себя и в тылу. В первый период войны в  кратчайшие сроки были введены в  действие и перепрофилированы 460 заводов, фабрик, рудников, шахт, в том  числе 220 эвакуированных, которые  выпускали  самую нужную для  фронта  продукцию.  Треть всей производимой в стране  меди(35%) выплавлялась в Казахстане, здесь же  производилась основная масса   свинца (85%), вольфрам, молибден,  нефть и уголь и многое  другое, без чего победить в великой войне было бы намного сложнее. Для нужд фронта населением было собрано свыше 43 миллионов рублей, на которые построено 10 танковых колонн.  Это при  том, что Казахстан  принял  сотни  тысяч эвакуированных, разместил и  накормил  их, лечил раненых, приютил беспризорных детей. Кроме того здесь были размещены высланные 336 тысяч немцев, 102 тысячи поляков, 507 тысяч кавказцев, 110 тыс. турок-месхетинцев, 180 тысяч крымских татар.

    Сегодня  любят  говорить о  широкой  доброй  душе  казахов, которые  приняли, как  свои, беды  всей  страны, откликнулась  на них добрыми делами. Это правильно. Такое происходило и в других  тыловых республиках. Таковы были правила проживания в единой семье народов и советское воспитание.  Однако не  надо  забывать,  что за  всем  этим  стоит огромная организаторская  и  политико-воспитательная  работа, которую проводили партийные и советские  органы.
Сегодняшним  руководителям-акимам  с  их  транспортом, связью, средствами информации и не  снится тот объем работы, который проделывали в годы войны тогдашние руководители районов и областей. Нужно было наладить   расширенное производство продукции в условиях  дефицита времени, восполнить нехватку рабочей силы, техники, квалифицированных специалистов, организовать  учёбу и бесперебойную  работу женщин, пенсионеров, детей при 11-15, а  то  и  18 часовом  рабочем  дне без  выходных и отпусков.. Одновременно велась и  подготовка молодых бойцов  на фронт, организовывались добровольные  отчисления части  зарплаты в  фонд обороны…  И при этом требовалось осуществлять жесткий  контроль за  расходованием ресурсов, удержание высокого  патриотического  настроя у  основной  массы  населения . Это крайне тяжелые задачи, которые, тем не  менее, были  успешно выполнены. Помимо всего прочего это показывает, что  у казахов после тяжелых голодных лет начала 30 х годов сохранилась вера в Советскую власть и социализм.

    Тут есть ещё одна сторона, о которой националисты предпочитают умалчивать и забывать. В годы  войны Казахстан  стал не только резервом и  кладовой  всей  страны, из которой  выкачивали   материальные и людские  ресурсы на  военные нужды. Он  немало и  приобрел… Так, несмотря на  солидные  размеры  мясопоставок, общее поголовье скота в республике за период войны выросло на миллионы голов. В 1945 году по сравнению с 1940 годом, к примеру,  производство чулочно-носочных изделий выросло в 11.3 раза, трикотажа –в 4 раза, тканей хлопчатобумажных в 7 раз, тканей шерстяных- в 2 раза, обуви кожаной в 1,3 раза.
 Все эвакуированные  предприятия, возвращённые после победы на  довоенные места, оставили   в республике  свои филиалы, перешедшие  на  выпуск  мирной  продукции. Остались заводы, фабрики,  шахты, рудники, железные  дороги, средства  связи, электростанции. 
 Лучшие учреждения  культуры из Москвы, Ленинграда и других крупных центров культуры, эвакуированные в Казахстан, оставили  здесь  свой  след, обучая, воспитывая  казахскую  молодежь, руководящие  кадры.  Это  тоже  многого  стоит.

 При  всех   трудностях  суровой  сталинской  эпохи  и войны все-таки  не  стоит  упускать  главного. Казахстан постепенно, но  по  историческим  меркам в  очень  короткий  срок, из кочевой  животноводческой    окраины  превращался в современную аграрно- индустриальную  республику.  Да,  пока  с  перекосом  в  сторону  тяжелой  индустрии и  добывающей  промышленности,  которые  возводились  под руководством  приезжих  рабочих, инженеров  и  техников.  Да, с еще  низким  культурно-образовательным  уровнем  коренного  населения, всеобщего начального образования которое  добьётся лишь к концу 50 х годов. Но  уже  подросли  десятки  тысяч  молодых  казахов,  прошедших советские  школы, производственно-технические училища, рабфаки, институты и техникумы, знавших  современные  науки,  технологии и  культуру,  позже  ставшими  на  рулевой  мостик.  Шел  обыкновенный  исторический  процесс  становления  и роста  нового  государства;  с  ушибами,  потерями,  наращиванием  скелета  и  мускулов. Это позволило в период распада СССР быстро стать самым развитым независимым государством Центральной Азии.
( Из книги  «Казахстан и Россия. Трудная дорога к дружбе»)