Старец Антоний, беседа 1990 года

Сергей Туляков
— …Йэнсон. Да? Отец Антоний, приехавший к нам из Англии. Они живут на острове Ман, в Англии. И живут вместе (я думаю, они ещё расскажут). И Андрей Николаевич Зелинский, сын академика Зелинского, культуролог известный, с супругой — Юлией Григорьевной Шишиной, психиатром и писателем.

У меня интересные сразу возникают размышления по поводу, что мы как-то попали одновременно, как гости, на российский съезд писателей, писателей России… (а судьбы России — это наша боль вся, каждого из нас…) и находимся в таком странном здании — Театре Армии. Он называется “Советской армии”. Но вот я знаю, что отец Антоний — ему 81 год, и у него трудная была судьба… и вот мы с Олегом Васильевичем Волковым разговаривали по этому поводу — что вот ему и пришлось сидеть, 15 лет, и 20 лет скрываться… и потом опять сидеть… И вот теперь он живёт в Англии… И он воспринимает себя как… а пусть лучше он сам скажет, как он себя воспринимает…

— Вопрос?

— Ну… батюшка, отец Антоний… У меня вот такой вопрос, и я, в общем-то, шёл на эту передачу именно для того, чтобы спросить об этом…

Меня, как священника, очень волнует состояние российского народа. Я в нём служу, Богу служу в этом народе. И… я понимаю, конечно, изломанность нашего народа, его такую… именно психическую изломанность… но меня волнует, например, что наша иерархия Русской Православной Церкви современной ничего не говорит ни о конце света, ни об антихристе. Вопрос серьёзный, вопрос сложный, и Церковь никогда от этого вопроса не уходила… Я понимаю, что, может быть, они исходят из того, что народ устал… Но всегда вопросы поднимать нужно, потому как Церковь всегда воспринимала себя как столп утверждения истины, как апостол Павел говорит…

— Видите… Когда я ехал… летел сюда… у меня было желание говорить как раз по этому вопросу… Потому что впечатления мои — что в Советском Союзе именно замалчивают эту проблему. А проблема эта очень серьёзная. Потому что в 1962 году президент и создатель Израиля Бен-Гурион объявил по радио, что машиах родился. При обрезании его назвали — получил имя Эммануила. Что о нём много пророчеств есть, и пророчества, между прочим, о том, что он будет таким реформатором, который введёт единую религию для всего мира. Всё это совершенно ясно говорит о том, что… о будущем Церкви. Если он будет вводить единую религию для всего мира — то это ясно, что религия не будет Христова. Следовательно (и кроме того), если он будет диктатором мира (а его так и называют в прессе в американской — “наш диктатор”), то он займётся созданием такой религии. Созданием вводимым диктаторской волей. И вполне понятно, что мы, православные, попадаем в число неугодных.

Насколько это серьёзно — что он уже рождён (что именно он рождён) — свидетельствует факт, что уже заложен был в позапрошлом году…

— В прошлом.

— …камень основания Храма Соломонова. Кроме того, уже сообщалось, что приготовлены животные для убоя в храме (у них будет жертвоприношение кровавое). Кроме того, дважды главный раввин Израиля (т.е. это как бы патриарх [у них]) объявил, что действительно машиах рождён.

Спрашивается: насколько это твёрдо?

А вот факт: что понтификальная комиссия Католической церкви, состоящая из трёх кардиналов (в то время Вилли Брандес был председателем её), обратились с воззванием ко всем католикам мира — вместе с израильтянами встречать мессию.

Но Мессия уже давно пришёл — 2000 лет тому назад… Но они, обманутые раввинизмом, называют Христа-Спасителя “обманщиком”. А следовательно своего обманщика — выдадут за истинного. Говорят, что он начнёт действовать, когда ему исполнится 30 лет (30 лет ему исполнится в 1992 году). Что для него уже приготовлено какое-то руководящее место в обществе народов… ассамблеи…

— В Организации Объединённых Наций, наверное…

— Да, Объединённых Наций. Я не совсем точно знаю эту терминологию… И будет иметь отношение к организации, которая находится в Брюсселе, в этом…

— Электронный…

— …вот этот самый “Зверь”. “Зверь” этот… этот компьютер, величайший компьютер в мире, в котором всё человечество зафиксировано будет. И подготовлена уже система жизни (я её не понимаю совершенно) электронных денег: что все деньги, существующие в мире, будут удалены, что это создаст благоприятные условия к работе полиции, что не будет уже краж, и так далее… Но для меня это неубедительно — что не будет краж… Кражи будут более огромными, но только не будет у частных лиц, а ведь это такое будет выше… [неразборчиво]

— И как вот Вы видите в свете вот этого всего, то, что Вы нам сейчас рассказали, роль России, судьбу России, будущее России, и боль России? Вы ведь русский человек…

— Видите, в чём дело… Я лично уповаю на то, что Русский народ должен стать против этого возвещённого евреями мессии. Я надеюсь, что Русские в какой-то степени, в каком-то проценте будут верными Христу. Дай Бог, чтобы это были миллионы. Но! События в Католической церкви в какой-то степени затрагивают и нас. Я лично сам… я как-то считал, что расхождение с католиками перед лицом антихриста может быть отодвинуто на второй план, что они всё же будут верными Христу… Но теперь… а теперь совершенно нельзя ничего сказать об этом. Католики официально… т.е. это не значит, что католики… так сказать, частные лица… но во всяком случае, верхушка католического мира — папа и кардиналы (ку;рия) — оказывается, уже приспособляются к тому, чтобы изменить Христу. Как они думают разрешить этот вопрос — быть Христу верными и быть антихристу также верными? Не знаю, как они решат этот вопрос…

— Понимаете, батюшка… Дело в том, что для советского человека то, что Вы говорите сейчас — очень “твёрдая” пища. Он живёт совершенно в другом мире: про антихриста почти ничего не знает, кроме ругательств (“ах, ты, антихрист!”, — если бабушка, там, ругала)… и мучается в каких-то неразрешимых проблемах, когда пропадают… при изобилии, как нам говорит, например, наш президент: у нас есть всё — ничего нет… И вот эти вот постоянные его раздрызгивания, и по тому, что у нас происходит уже пять лет удивительная “говорильня” (которая до этого тоже происходила, только с другими словами), отсутствие дела, отсутствие такой вот… ну, я-то понимаю, что это болезнь мировоззренческая, глубинная, душевная болезнь… Ему очень трудно всё это, как бы, услышать… Как он (вот эта если передача всё-таки пойдёт в эфир) вот как он всё это восприимет? Ведь Русская Церковь… вот я знаю, что Вы были и в Болгарии… кадетом, ещё 11-летним мальчиком (батюшка рассказывал), Вы как пошли по льду — ушли через Дон (пояснение всем: батюшка [Антоний] из донских казаков) и жили в Болгарии, да? Там хранили архив… вот кстати, я хотел, чтобы Вы об этом рассказали, и о архиепископе Феофане Полтавском…

— Да.

— …который был духовником Царской семьи до 1911 года, до “дела Распутина”… Который воспринимал своё архиепископство как особое служение, и батюшка рассказывал то, что старцы ему давали… И что отец Антоний считает себя обязанным опубликовать этот архив (почему он и приехал). Цель его приезда — опубликовать архив владыки Феофана. И опубликовать его «Добротолюбие», собранное в 15-ти томах. Причём не только греческое (у нас и «Добротолюбие» греческое в переводе Феофана Затворника, пятитомник). И я всё время думаю: а где же русские отцы? Где же русские богословы? Где они? Кто бы собрал? А оказывается, есть уже собранное. И в рукописи всё это хранится, и отец Антоний это бережно до нас донёс. И пытался (ну он сам расскажет), пытался там всё это как-то издать… Но вот, сейчас надеется…

— А у нас ещё и Йэнсон…

— Да, а вот ещё Йэнсон. Мама — англичанка, а отец — … [неразборчиво] Он говорит по-русски без акцента, но мало. Он воспитывает четырёх детей. Супруги нет, он воспитывает мальчика и трёх девочек. Православных.

— Отец Антоний, может быть, Вы скажете несколько слов об этом издании, которое Вы хотите осуществить? Может быть, «Добротолюбия» нам всем не хватает сейчас? Ну, я имею в виду в нашей жизни?

— Умение это делать.

— Да… Видите, нужно вам сказать, что архиепископ [Феофан] предвидел вот этот конец советской власти, и мне кажется, что это всё же признак, что советская власть уже претерпевает какую-то трансформацию, и он приготовил свой архив. Он и говорил, что архив этот будет необходим народу, для того чтобы он из язычества перешёл бы к вере во Христа. Но архив этот в моём объёме уже очень пострадавший. В нём нету, быть может, самых ходких материалов против митрополита Евлогия, против митрополита Сергия (Страгородского). Правда, он оставил черновую работу (примерно 120 страниц его почерка), из которой ясно, как он понимал это сергианство, как реагировал на него.

Нужно вам сказать, что у Феофана особый метод изложения учения святых отцев. Он почти совершенно исчезает из своих писаний, уходит в тень, а даёт только святых отцев большие цитаты с маленькими замечаниями своими. Для чего это он делал? Обычно всякий пишущий старается учение святых отцев пересказывать своими словами. Архиепископ Феофан старается всячески избегать своими словами, а только — святоотеческими словами. И это проходит красной нитью. Если бы он писал старым способом, т.е. от себя, то многочисленные противники могли бы оклеветать его интерпретацию. А в этом случае (когда он даёт: такой-то, страница такая-то, и т.д. — точно указывает, откуда он взял это) — нельзя возражать против Феофана. Нужно возражать против святых отцев. И противники, собственно, поставлены в тупик: как же нападать на Феофана? Так они решили очень просто: обвинили его в прелести и в сумасшествии. [А что] он в сумасшествии, доказательство очень простое: раз он против Антония — значит, он сумасшедший.

— Антоний Храповицкий имеется в виду, первоиерарх.

— А Антоний Храповицкий переворачивает всю догматику Православной Церкви. Пример: о пролитии крови Господом Иисусом Христом на Голгофе, о Кресте — он выражается так, что это имеет второстепенное значение. Если Крест, Христовы страдания, если смерть — то что остаётся от Таинств наших? Если это второстепенное значение, то какой-нибудь реформатор на основе цитат из Антония может доказать: раз это второстепенное, то мы откажемся от второстепенного. Зачем нам нужно? Мы будем брать только первостепенное. А первостепенное он даёт любовь Божию. Любовь Божия нас спасла от первородного греха. А святые отцы говорят, что не только Крест и Христовы страдания на Кресте и Кровь спасительны для нас, но прямо указывают в нашем литургическом богословии (литургическим богословием называется богослужебное богословие — как оно отражено в богослужении) в богослужении совершенно ясно, что святые отцы говорят постоянно о клятве, наложенной на человечество.

Митрополит Антоний заявляет, что никакой клятвы не было на Адаме и Еве и на всём человечестве. И говорит: с какой мы стати будем отвечать на грехи Адама и Евы?

— Но Адам тоже сказал: с какой стати я буду отвечать за грехи Евы? Она яблоко съела, мне дала…

— Да. А Ева скажет, что: с какой стати я буду отвечать за…


— Я хочу вот ещё что Вам сказать… Дело в том, что всё-таки, так как мы, вот, на писательском съезде, хорошо было бы и нам с Вами поговорить и о судьбах России конкретных, наших… И как они Вам видятся из Англии?

— Я утешаю себя словами архиепископа Феофана… Он говорит: я не буду говорить вам на основании своего собственного разумения, я скажу вам то, что говорили мне благодатные старцы. Что Россия — будет, что в России будет восстановлена монархия, что будет гениальный царь, великий по уму, по вере пламенный, железной воли человек. Он всё возьмёт в свои руки. Из епископата останется только два епископа, которые признают, что они верные, остальные все будут деградированы. И новый епископат будет. Этого я ещё не говорил вам.

Он это очень часто повторял…

— Граница, Вы ещё говорили, что будет… [неразборчиво]
 
— Да. Что касается объёма государства, то государство будет меньшего объёма, чем было до сих пор, до революции.

— Это он говорил давно ещё?

— Ну, это… это говорил… ну, в тридцатые годы. В тридц… в тридцатом году, уж скажем, он говорил это… в [19]29-м…  Ну он часто возвращался к этому вопросу, потому что у Русских был этот вопрос всегда на устах.

Ещё что он говорит… Он говорит, [царь будет] реформатором Сибири. Что он восстановит плодородие Сибири.

— Царь?

— Да. Между прочим, Сибирь является прародиной индоевропейских народов. В науке такая точка зрения. А потом произошёл какой-то катаклизм, и природа погибла — ушла в землю, как бы сказать. Там были деревья… скажем, большие массивы были, как бы… клёна… и… берёз. Сейчас нету этого. И он возвратит России плодородие в Сибири.

В проповеди о конце мира Феофан сказал так: но всё это произойдёт на малое время, а потом начнутся эсхатологические события, описанные в Апокалипсисе.

Следовательно, сейчас нужно готовиться к семилетию, как говорит великий Варсонофий. Ему задали вопрос, он обмолвился о том, что в семилетие будут трудные времена, и нужно бежать в горы. Что это значит? — ему задали вопрос ученики. Он ответил: это имеет отношение… “горами” названа Богородица. Пресвятая Богородица — это как раз и будут те горы, куда нужно бежать. Т.е. другими словами — особое заступление Богородичное будет.

— Но Россия называлась “Домом Богородицы”…

— Да.

— …слава Богу. Будем надеяться…


— Отец Антоний, скажите, пожалуйста, а что говорили или говорят старцы о роли Русского воинства в возрождении России?

— Вот по этому вопросу [владыка] Феофан неоднократно повторял, что события будут развиваться так, что все человеческие усилия не дадут никакого плода, что Россия будет накануне полного краха, и в этот момент произойдёт переворот — армия возьмёт в свои руки и спасёт.

Я всё время спрашиваю о том, в каком состоянии армия? Мне все говорят, что — ну-у, знаете… Я помню, ещё я был в Катакомбной Церкви, и я говорил об этом, и мне сказал один из верующих (между прочим, вот… а Вы знаете — отец Андрей Иванович… Иван Андреевич… Андрей Иванович, который с Вами знаком…)

— Ну я отца — его не знаю, к сожалению…

— Ну да… Ну, в общем… отец. Я как раз у них в этот момент жил…

И он устроил следующее… Я был под замком, а он пригласил одного из подофицеров старой службы (как это… я не знаю, как это называется в советское время… в общем, он добровольно был на службе в армии; по-моему, он даже из Москвы, с гарнизона Москвы) и он (я слышу весь разговор) задаёт вопрос (он близок был с этим): «Ну, ты скажи… ваши генералы собираются переворот делать или нет?» (мой вопрос) — «Что ты…! Что ты говоришь…! Это нельзя и говорить…! Это могут услышать…!» — «Да ты брось это… Ты не скажи прямо…» — «Да что ты говоришь… Что ты говоришь… Ты знаешь, что генералы только тем и занимаются, что подсиживают один другого, для того чтобы занять место?.. А о спасении России и не думают…»

Вот ответ.


— Отец Антоний, простите меня… Я хочу Вас вот что спросить, всё-таки конкретно, для того, чтобы если передача пойдёт в эфир, простые люди услышали бы конкретный совет… Вот как им, простым советским людям, мало что понимающим, мало что знающим, мыкающимся бедным… как им...? Вот они ведь при думе об апокалипсисе будут в ужасе и будут в унынии, что очень гибельно для души. Вот как им, глядя в глаза грядущему, пребывать не в унынии и отчаянии, а в радости?

— Видите… Это, между прочим…

— Святости они не знают. Они не догадываются…

— Видите… Это, по-моему, недоразумение. Нужно понимать, что после эти мрачных событий произойдут радостные события для верующих христиан, придёт Христос. И кто провёл жизнь в борьбе со своей греховностью, тот возрадуется. Но уж если человек был ленив на борьбу с грехом, то это уж ничего нельзя сделать. Печалься сейчас, жди антихриста, но не унывай, потому что за антихристом следует Христос! 


— Если бы сейчас Вам задали вопрос «Благословляете ли Вы Русское воинство на защиту своего Отечества (как Сергий Радонежский в своё время)?», что бы Вы ответили на это?

— Ну, во-первых, я ответил бы просто: что я — никто и ничто. А просил бы Господа, чтобы Господь благоволил помиловать Русский народ, и дать ему силу и возможность быть верным. И пусть каждый из населения России будет подобен нашим [святым] отцам, и каждый на своём месте делал бы богоугодное дело, и боролся бы по-своему, по своей специальности: т.е. военный — был бы воином, монах — монахом, супруга — че;стной супругой…

Но самое главное, я говорил нашим верующим катакомбникам... Я им говорю так: что сейчас остаются считанные годы и считанные дни до пришествия антихриста. Будем надеяться, что Господь помилует, быть может, мир из-за России, из-за других государств, которые пережили ужасы коммунистического владычества. Но! Если Господь не помилует — то по всему видно, что на сей раз действительно придёт антихрист. И нужно быть готовым к этому, и просить Господа и молить — чтобы нам оказаться верными, и не бояться смерти, действовать (как говорит Даниил: “но люди, чтущие своего Бога, будут действовать”). И другое: это из одной из статей владыки Феофана, он пишет (выписку делает из одного древнего сказания), что: конечно, можно бежать от антихриста в горы, в пустыни, это спасительно, но выше (лучше, чем убегающие) поступят те, которые останутся, и будут бороться и примут смерть от антихриста. Хороши те, что будут убегать, но лучше те, которые останутся и будут бороться, и примут смерть.