Сответствия монг. числительному три

Магомед Мусаев 2
Сответствия монг. числительному три


Какими могут быть соответствия монг. числительному "три" в нахско-дагестанских языках.

1. Наиболее вероятной формой того числительного, которое в ав. ЛЪАБ-(диал. гьаб-), дарг. ГЬАБЛ, возможно, является халха-монг. название среды - ЛХАГВА.

2. Для чеченского языка ничего искать не надо, оно и так близко к монгольскому.

3. Другая основа сохранилась в ауарском как КЬЕРЦИСА "в позапрошлом году", т.е. это КЬЕР "цвет, краска" (диал. КIЕР). Здесь включается выведенный нами т.н. "закон четвёртого латерала", на сновании которого, всякое ауарское КЬЕ (T'Lh) отражается в индоеропейских языках как TR/DR, вместе с тем как в некоторых языках, так и некоторых случаях qr/kr. Вкратце, ауарское КЬИБИЛ "корень, род" - это латинское TRIBUS, TRIBA "родовое подразделение", нем. TREIBE "пдемя", ауарское КЬАБИЗЕ "бить, ударять, вколачивать" - это нем. TREIBEN "бить, ударять, вколачивать", TREPPE "лестница", сербо-хорватское ДРАПИЖИ "разбор, грабёж". Список можно значительно расширить и продолжить". К этой теме нами также соотносятся фракийские этнонимы ТРЕРЫ, ТРИБАЛЫ.


Дагур. ГУАРБЭ (гуарбэн "третий день недели"), халха-монг. ГУРАВ "три", дагурское ГОРБИД "три звезды", ГОРБИЛГУ "недоваренное, сыроватое мясо" (т.е. "среднее, не то-ни сё"), ГОРЬБЛААГУ "треножить лошадь", ГОРЬБЛААН "триада, втроём- всё это должно быть связанным с основой, которая представлена в ауарском как "скрипучая аффриката с корональным твёрдонёбным упором"- "КЬ" (произносится как T'Lh). На этот факт указывают вышеприведённые формы, а также дагур. ГОРБИГУ "скручивать верёвку из трёх частей". В ауарском же одна из лексем со значением "крутить, скручивать" - КЬУР-ИЗЕ. В лакском эта форма отражена как КIУРА даллан "крутиться", ККУРККИСА "круглый". В дагурском ГОРБ-ИГУ можно выделить эту лакскую форму КIУРА, которое соответствует ав. КЬУРИ "поворот, кручение (также "обрыв, ущелье в горах").

Монг. обозначение ислительного "три" имеет тношение к ауарской основе с четвёртым латералом, а в индоевропейских языках она отражена как dre/three "три". Мы видим как дагурское ГУАРБЭН "третий день недели" - максимально близко подошла к ауарскому ЛЪАБ-го (диал. ГЬАБ-го), даргинскому ГЬАБЛ "три". Но у нас нет лексического материала, чтобы докрутить этот момент. Вполне может быть, что ауарского ЛЪАБ- есть производное от гипотетической праформы что-то вроде *КЬИРБА. Но мы не занимаемся сочинительством праформ, мы можем лишь наметить общий контур, дать черновой эскиз, основанных на наших предположениях. Это как своего рода "почерк преступника" в криминалистике.

Здесь следует выделить следующий момент: в ауарском ГЬОРКЬО-Б (диал. кьор-об "в середине", ГЬОРКЬОСА(Н) "из середины" также содержит четвёртый латерал- скрипучую аффрикату "кь". Если учесть, что число три годится на указание "золотой середины", "троицы", то всё сходится. Ав. КЬОР, которую мы видим в ав. диал. КЬОР-об "в середне, между" и может иметь отношение к дагурскому ГОРЬБЛААН "триада, втроём", ГОРБИГУ "скручивать верёвку из трёх частей" (ср. ав. КЬУР-изе "крутить, скручивать").