Особняки Санкт-Петербурга! Особняк Клейнмихель!

Серж Пьетро
   Особняк – это особое здание,
Стоящее рядом с другими, но с другим назначением и названием.

    //Особняк – благоустроенный небольшой дом городского типа,
предназначенный для одной семьи или отдельного учреждения. 
(С.И. Ожёгов. Словарь русского языка.) //
    
    Особняк графини Клейнмихель, располагающийся в Санкт-Петербурге на прибрежье реки Крестовки, - это один из наиболее известных архитектурных памятников Каменного острова.
        Салон на даче Клейнмихель был одним из наиболее влиятельных в городе, его посещали императорская семья и высшая аристократия. Усадебный комплекс сложился в конце XIX — начале XX века.
    Помимо впечатляющей архитектуры старинного особняка, также стоит отметить и необычную решётку ворот.
Точнее, решетка абсолютно обычная, а вот орнамент украшающий прутья — особенный.
За ничего не подозревающими прохожими с решетки ворот наблюдает огненная саламандра.
   Саламандра - существо мифическое. По легендам она не горит в огне, а проходя по нему, гасит. Это существо украшает стальные прутья не случайно. Дело в том, что отец мужа графини в своё время проявил выдающийся героизм при тушении пожара Зимнего дворца, за что получил право изобразить на гербе рода объятый пламенем Зимний.
Саламандра же, стала напоминанием для потомков о подвигах графа П. А. Клейнмихель.
К сожалению, внутренняя отделка не сохранилась, хотя известно, что стены особняка были декорированы дубовыми панелями, а в Большой гостиной находился камин, изготовленный из белого мрамора.
        Внешне особняк похож на сказочный замок, неизменно привлекающий внимание прохожих. И современный облик строения - это результат творческих усилий многих архитекторов, каждый из которых привносил что-то в архитектуру здания на протяжении его истории.
   Первоначально дача Марии Эдуардовны Клейнмихель задумывалась в популярном тогда стиле модерн. Однако позже в облике здания появились элементы и других стилей. Особняк был украшен башенками, присущими неоготике, воротами с коваными элементами и фонарями, а также изящными решетками на окнах.
     История особняка
Дача М.Э. Клейнмихель, благодаря проводимым там балам и торжественным приемам, была широко известна не только в Петербурге, но и далеко за его пределами.
Изначально на месте роскошного особняка, прославившегося масштабными светскими мероприятиями, находился дом, выстроенный по проекту известного архитектора и профессора художественной академии - Штакеншнейдера А. И.
   В 1893 г. этот дом был приобретен, а точнее арендован на 90 лет, графиней Клейнмихель. Сама графиня оставила след в истории Санкт-Петербурга как устроительница грандиозных приемов и балов, а также как владелица великосветского салона.
К тому же графиня была членом редакции популярного тогда журнала «Столица и усадьба», а также, по воспоминаниям современников, интересным и умным человеком.
   При новой хозяйке строение было полностью перестроено. Периодические обновления постепенно привели к полному изменению общего облика постройки. И на месте прежнего архитектурного шедевра появился совсем другой особняк, не уступающий по красоте предыдущему.
   Так, в 1904 г. архитектором Прейсом во время строительных трансформаций был выделен парадный вход строения, предусматривающий вместительный вестибюль. Тогда же на здании появился картуш («орнаментальная окантовка в виде свитка со свёрнутыми углами», от итал. cartoccio «бумажный свёрток, кулёчек, мешочек для порохового ...) с гербом графини Клейнмихель.
   В том же 1904 год. другой архитектор Претро И.А. привнес в облик особняка элементы готического стиля. По его проекту была выполнена кровля с высоким игловидным шпицем, возвышающимся над основным двухэтажным объемом.
   Завершили облик постройки неоготические ворота, выполненные в 1912 г. по эскизу Мейбома.
К сожалению, полностью внутренние интерьеры дома не сохранились до сегодняшнего времени. Но мы можем их увидеть на старых фотографиях со страниц журнала «Столицы и усадьбы».
На фотографиях запечатлено, что стены дачи Клейнмихель были оформлены красивыми дубовыми панелями, в гостиной располагался мраморный белый камин, декорированный узорчатой плиткой, а перед камином - сфинксы на постаментах. Помещения украшали вылепленные декоративные фризы и коринфские пилястры.
   В 1918 году, в связи с революционными событиями, графиня навсегда покинула свой дом, перебравшись в Европу. Она продала изысканное строение, а затем уехала во Францию. Там она и умерла в 1931 году.
   В постреволюционной России дом национализировали и передали в распоряжение консолидированного клуба домов отдыха, предназначенного для рабочих. Особняк во многом сохранился до наших дней благодаря его посещению В.И. Лениным.
После этого бывшую дачу Клейнмихель причислили к перечню достопамятных ленинских мест. Это обеспечило зданию, ставшему с тех пор памятником истории, охрану со стороны государства. И, по мнению историков, именно этот факт спас дом от варварского разрушения.
   Однако в советский период были утеряны оригинальные интерьеры старинного особняка. В период 1986-1989 гг. в доме проводились реставрационные интерьерные преобразования по проекту Морозовой Н.В. А чуть позже в 1990 г. постройку передали в пользование Балтийского речного пароходства в целях обустройства там базы отдыха.
   Особняк знаменит и тем, что в нем снимался один из эпизодов культового продукта кинематографа про Шерлока Холмса.
     Особняк сегодня
С 2007 года особняк стал Домом приемов при Управлении делами российского Президента.
Фасад и внешний облик здания в целом отлично сохранились с учетом проведенных реконструкций.
Сегодня каждый желающий может посетить северо-западную часть петербургского Каменного острова, чтобы полюбоваться внешним видом этого известного памятника архитектуры и истории.

Адрес: наб. реки Крестовки, 12. Станция метро - Крестовский остров.