Рецензия

Владимир Шилин
В интернете после каждого опубликованного произведения стоит надпись: рецензия.
Что это значит? А это значит, что любой автор, прочитав данное произведение, может написать своё мнение о нём. Именно может, а не обязан. Но как раз этого и не замечают или не учитывают авторы. Получая от меня отрицательный отзыв они обычно сердятся.

Их реакция чаще всего выражается двумя способами: кто вам дал право критиковать, или я не просил разбирать мои стихи. Тут я должен заметить, что право на разбор
произведений ни у кого не спрашивают, читатель это делает по собственному желанию.
Даже когда его просит администрация, он может на это промолчать. Но бывают случаи, когда автор сам просит меня оценить его труд. Это говорит только о том, что человек мне доверяет, верит в мою добросовестность и непредвзятость. Такое отношение надо очень ценить!

Но бывают и такие замечания на плохой отзыв: вы не понимаете образности. А как можно понять образность там, где её нет? Что такое образность, знают или должны
знать те, кто серьёзно занимается литературой или те, кто внимательно читал теорию литературы. Образность нельзя свести  только к метафоризации, она достигается также с помощью ритмики и мелодики.

А что такое ритмика и мелодика? Для этого надо изучать теорию! А многие авторы, кому я советую изучать теорию, обижаются. Я часто слышу замечания: вы думаете, что мы не знаем теорию литературы? Я не просто думаю, а твёрдо знаю, что теорию литературы если вы и знаете, то не твёрдо, а, судя по задаваемым мне вопросам, вообще о ней не имеете ни малейшего понятия.
А теория имеет очень важное значение для работы в области литературы. Там собран весьма большой, серьёзный и интересный материал, накопленный многовековым опытом многих авторов. Теория впервые была создана в древней Греции учёным Аристотелем, потом свою лепту в неё внёс Гораций, Буало и многие русские мастера: Тредиаковский, Ломоносов и др.  Каждая из этих теорий отражала уровень, которого достигла литература в её время. Но некоторые вещи важны и в наши дни.

Я понимаю, что авторы хотят всё получить именно сейчас, поскорее, но так не бывает. Даже Пушкин просил, чтоб его научили.

Кроме того, авторы должны понимать, что критика -- это не выискивание недостатков, у неё очень много разных функций. И это также объясняет теория литературы. Искусство не стоит на месте, оно развивается, а вместе с ним развивается и теория.  Писали по этому вопросу не только в Европе, но и на Востоке. Но знать хотя бы теорию литературы современной --надо!

Иногда некоторые читатели недовольны тем, что я не так использую слова, как их учили в школе. Но в той же теории есть раздел "Поэтическая вольность", где говорится, что  допускается изменение фразы или слова с целью сохранения
ритма или рифмовки. Можно изменять написание слова: мгновение --мгновенье (Я помню чудное мгновенье.. Пушкин). Можно вставить лишнюю букву, изменить ударение, но во всём этом нужны мера и вкус.

Но вот, что меня особенно удивляло. Иногда я, в ответ на то тли иное замечание,
ссылался на мнение Пушкина. Читатель, или не замечая, или нарочно, заявлял: "Как вы можете сравнивать себя с Пушкиным?" А разве я сравниваю себя с кем-то? Нет!
Такие критики забывают, что и Пушкин не сразу стал в России авторитетом для всех. Его тоже упрекали в тех или иных отклонениях от норм русской грамматики.
Но он, как человек с широким кругозором, всегда ссылался на авторитет народа.
Ведь наш язык не просто был некогда создан народом, но и до сих пор продолжает им создаваться. Стоит только вспомнить, сколько разных слов внесли в язык наши писатели. И это не только неологизмы, но и слова, прочно занявшие место в словарях и в языке. Но есть ещё и такое понятие в теории, как "Поэтическая стилистика". Это создание особого знакового пространства, авторское
распределение знаков препинания. В результате стиль приобретает дополнительную значимость.

Хочется сделать ещё одно замечание. Пока произведение автора лежит у него на столе, он за него отвечает только перед самим собой. Но как только оно появилось в интернете, то он теряет над ним власть. Теперь оно принадлежит читателям, и автор должен ожидать самых неожиданных для себя отзывов без права их обжалования.

И я не зря советую многим читать книги классиков. Они не только учат работе над словом, но и помогают красиво строить фразы, красиво думать и грамотно писать.
Русская литература, как стало известно в последнее время, зародилась на много лет раньше "Слова о проку". Знать об этом не только надо, но хорошо и познакомиться с ней. Так как же мы должны ценить и продолжать её многовековую историю! Не просто создавать рифмованные строки вроде "Чижик-пыжик", а настоящую поэзию, достойную нашего времени!
09. 11. 23.