Ох, уж эти старики

Анна Ковалёва 49
           Начну с того, что же такое старость? Это определенный возраст, который наступает  после зрелого  возраста. Пожилой возраст, согласно официальной статистике -60-74 года, старческий 75-90.Лично я еще  остаюсь не на долго  в пожилом возраст, а муж мой, только что вступил  в старческий возраст. Но он во всех отношениях превосходит меня, у него молодой и задорный смех, он часто смеется, живой подвижный и на дерево  может залезть, ветку отпилить, и в лес за грибами хоть сегодня и на рыбалку. Он мой, и я   сама себе по доброму завидую, что он именно такой, а не другой. Заболела у него нога, он пролечился уколы, физио, вроде боль ушла, а хромота немного осталась. Пошли с ним в магазин, я же  держусь за него и говорю - Слушай муж, мы с тобой точно лиса Алиса и кот Базилио. Он чуть не упал  от смеха. Говорит – ну ты молодец точно подметила. Теперь, мы так себя и называем, и дома смеемся над собой.  К своему возрасту, я отношусь  спокойно, меня не расстраивают морщинки и седина моих волос. Ну время пришло, которое без твоего согласия меняет  внешность, твой характер, привычки, желания-проще  сказать весь уклад жизни. А кто то сказал, что наш возраст  хуже предыдущего? Нет, все этапы жизни по своему  хороши, просто  все постепенно  кардинально изменяется. И в нашем старческом возрасте можно  вести  активный образ  жизни. Можно и нужно, именно в нашем возрасте,  обязательно, посильно  своему  здоровью  трудиться.  Убираться в доме,   готовить кушать, стирать, ухаживать за растениями - это все на благо нашего здоровья. Проще сказать - просто жить, а не ждать…Не зря же говорят - движение это жизнь.
            Одни люди принимают старость как - дряблость, увядание и немощь. А вот другие как - развитие, взросление, мудрость, опыт.  Так получается, люди что  планируют, или  по другому можно сказать, что хотят то и получают. Еще в 16 веке французский филолог Анри Этьен  писал-Если  бы молодость знала, если бы старость могла! Что, именно, хотел он сказать этими красивыми словами досконально не известно. Но, думаю, каждый человек интерпретирует  это выражение по своему. Я бы сказала так - если бы молодость знала, что она самая  прекрасная  пора в жизни каждого  человека, для исполнения своих планов, своей  мечты, когда, все дороги открыты, только дерзай претворяй их в  жизнь! Если бы она знала, как быстротечна жизнь, она бы относилась к ней более рачительно и ничего бы не откладывала  на завтра, которого может просто не быть. Если бы старость могла - жизнь  повернуть назад  и время остановить хотя бы на миг. Но увы… Это смысловые  слова из стихотворения «Старинные часы» И.Резника. Старинные часы - еще идут… Старинные часы - свидетели и судьи… Свидетели и судьи!
            А, кто-то считает, что старость благословенное время жизни. Уже многое знаешь, уже многое можешь. Такой подход к этому вопросу, для нас с мужем более всего приемлем, по крайней  мере мы стремимся именно к такому трактованию старости. Мне муж говорит – Ты, то бежишь, то лежишь. Это действительно так и такой образ жизни, я считаю правильным. Есть силы - беги  т.е. работай,двигайся,нет сил полежи отдохни, никакого насилия над организмом не делай, но и лениться не позволяй.
            Что же надо старикам в жизни, прежде всего забота и внимание. Они должны знать, что они не обуза  друг для друга, для своих детей и внуков, а жизненная необходимость общения. И, кто бы, что  не говорил, а у родителей есть жизненный опыт, как говорится, его не купишь, и не пропьешь. Родители   поделятся опытом, подскажут, если, конечно, это детям интересно. Часто дети не  понимают, что этот опыт родительский им пригодится в жизни  и не проявляют никакого интереса. А, вот когда родители ушли, он им крайне необходим, но уже поздно, исправить ничего нельзя. И наступает сожаление, укор  самому себе, почему не поговорил, не спросил. Это я испытала на собственном опыте, очень жаль…Если бы только можно вернуть то время, я бы исписала много тетрадей, записывал  каждый совет , каждый мамин рецепт. Они  пригодились бы в жизни, и  помогли  не допустить  многих ошибок.Однако, понимаем  мы это, когда ничего изменить нельзя.
              Мое осознанное  заключение, - нужно учиться на чужих ошибках, но большинство  из нас предпочитают учиться на своих.    
              В старости дедушки и бабушки становятся сентиментальные, ранимые, впечатлительные и слезливые. Течет  слеза по щеке и от обиды и от радости.  Происходит какой-то жизненный  круговорот, старики становятся как дети, радуются пустякам, обижаются по мелочам. Обнимут дети или внуки, пришлют весточку - уже счастье, скажут слова невпопад - уже обида. Сложно жить со стариками, но зато нигде и никогда вы не получите столько тепла, любви и  такой положительной   и  светлой ауры, как от них. Вам-  самым родным,самым любимым,родители отдают  кусочек своего сердца и их душа всегда рядом с вами, как оберег.
               Старики в основном, люди - добрые, бесхитростны,  доверчивые и наивные, а этим  часто  пользуются  разные  люди  в т.ч. и мошенники, но увы, иногда и близкие и родные. Но чужие – это где-то понятно, всякие отморозки бывают, а вот  когда родные, это  уже за гранью…
               Чуть отвлекусь и опишу случай, который меня потряс до глубины души и оставил неизгладимый след, о котором я вспоминаю  до сих пор с болью. Я с детьми отдыхала в Геленджике, дочери  было 15 лет, а сыну- 6 лет. Мы гуляли по набережной и зашли в универмаг. Рассматривали игрушки и вдруг услышали шум  и плач, но как все люди пошли посмотреть, что случилось. В универмаг пришли супруги еще молодые, им примерно было лет по 35 с ними дочка 5 лет. Но, дело в том, что эти молодые люди оба были совсем  слепые, и дочка была им поводырем и еще для помощи  у них были палки. Они купили игрушку девочке, за ними стояла молодая девушка, когда они отошли от прилавка  жена обнаружила, что  у них украли деньги. Это были все их деньги и на проживание и на билеты. Вызвали милицию, она начала опросы и т д. Я не могу до сих пор понять, что за нелюдь была та девушка, каким нужно быть отморозком, чтобы так  поступить  жестоко с  обиженными судьбой людьми? Это о человеческой жестокости.
             Но все же я хочу, затронуть вопрос об отношении стариков  с детьми.
             Есть у меня одна знакомая  старушка - Ольга, ей 76 лет, переехала она в деревню нашего района с дочерью  из Рязанской области, почему не знаю. Там  они жили  тоже  в деревне. У  Ольги был свой небольшой домик, у дочери Татьяны квартира. Они продали свою недвижимость и решили вместе жить на новом месте. Бабушка  Оля продала свой домик за 600 тысяч рублей,200 из них отдала внучке, а остальные ,как она сказала, разошлись , еще и дочке давала. Осталась  она совсем  без денег. Дочь купила 2х комнатную квартиру и они стали жить вдвоем. Дочери 44 года, и ее личная жизнь, о которой   мечтает чуть не каждая женщина в таком возрасте, совсем не ладилась. Она матери так и сказала-Ты мне мешаешь, давай снимай себе комнату. Конечно, она ее на улицу не выгнала, нашла съемную комнату за 12 тыс. рублей и 3 тысячи за коммуналку, а пенсия у нее 15 тыс. рублей. Денег на продукты, лекарства и  прочие расходы у нее нет. Тогда дочь нашла  выход  позвонила брату и сказала, чтобы он присылал матери деньги. Тот ни слова, ни говоря, стал ежемесячно присылать ей по 5 тыс. руб., сам - инвалид 3 группы. Я спросила  Ольгу,  почему  она не купила себе  хотя бы комнату в  общежитии . Ответ  был  такой- не подумала,  допустила ошибку. Когда в пятницу  Ольгу выписали из больницы, она позвонила дочери, чтобы та ее забрала. Татьяна ответила - Ну никакой личной жизни с тобой, скажи пусть тебя подержут до понедельника. Не  комментирую…
             Другая знакомая Галина, ей 75 лет, очень приятная старушка, тоже несчастливая, но делала вид, что счастлива. Муж давно умер, у нее есть два сына, живет в своей трехкомнатной квартире с младшим  сыном и его семьей - женой и двумя детьми. У нее есть  дача, земли 6 соток   и домик, очень ухоженный и уютный, с ее слов. Старший сын  живет в областном  городе, у него  семья, жена и двое детей. Живет в своей квартире, как он приобрел  квартиру, она не сказала, но   в приобретении жилья сыну они с мужем не участвовали.
             Рассказывала, сажала картошку, уродилась хорошая, говорит  еле выкопала. Наша третья собеседница  Мария спросила ее - А что дети не помогли, тебе же нельзя тяжело работать у тебя ведь почки больные. Эти две бабушки знают друг друга с молодости. Да некогда им, а ждать нельзя дожди пойдут. Тут зазвонил телефон у Галины,  и она стала говорить - Мое ты солнышко, моя красавица, моя умница, т.е. рассыпалась в  комплиментах. Мария у нее спросила –Что  внучка звонила? Галина ответила, что звонила невестка. Афигеть, и чего ты перед ней лебезишь-- возмутилась   Мария. Галина сказала, что они ее любят, сын придет , спросит как дела и поцелует, правда невестка говорит ,ты  б ее еще в задницу поцеловал.  О, и правда они тебя очень любят, особенно невестка, высказала свое  мнение  Мария. Дальше  Галина продолжала, а я ведь им все переписала и квартиру и дачу, у меня теперь ничего нет. Она была очень довольна собой, им не надо будет бегать и оформлять  все это. Мария не унималась- Ты чему радуешься, ты же там теперь никто и звать тебя никак. А ,вдруг, что случится с тобой или с сыном? Глупая ты, зачем? Все равно по завещанию  детям все досталось бы. Мария еще задала ей вопрос- А старший сын, тебе не родной, ты почему его обделила? Чего еще придумала- обидевшись, сказала Галина. У него ведь квартира есть. Квартира у него есть бормотала Мария, да тебе какое дело до его квартиры, ты  ему  деньги на нее давала?. Хоть бы дачу на него оформила, все бы память о матери у него осталась. Странная  ты Галка. Не подумала ,я не пойму как так получилось, зачем я все это сделала- сокрушалась  Галина.
              После этого разговора, настроение у Галины испортилось окончательно, ей очень захотелось исправить  свою  ошибку и переписать хотя бы дачу на старшего сына, но  «поезд»  уже ушел. Мария ей посоветовала поговорить с младшим сыном, может он  подарит  дачу старшему брату. Навряд, невестка не даст- горько ответила Галина. Села  на  кровать и горько заплакала- приговаривая-  Что же я наделала, мой сыночек как же получилось, что я тебя обделила..
             Через два дня скорая увезла ее в  Областную больницу…   
              Если бы молодость знала , если бы старость могла