Кубанские казаки и иногородние. часть 2

Новосельцев Григорий Петрович
Ментальные особенности Кубанских казаков в аспекте отношения к иногородним часть 2(2) Автор: Емельянов Юрий Николаевич - кандидат исторических наук В целях сохранения сословной обособленности в казачестве постоянно культивировалось презрительное отношение к иногородним. В формировании негативного образа инородца участвовала официальная пресса. Так, например, в «Кубанских областных ведомостях» от 27 августа 1911 г. пишется: «У нас туземцы акушерки, врачи, юристы - русских меньше, даже суд заполнен туземцами. Не раз приходилось слышать, что раз в суде поляк судья, то казаку жестоко достанется. Сейчас персу легче живется в России, чем русскому человеку...». Казачья общественность, интеллигенция всеми силами старалась сохранить сословную ментальность кубанского казачества. Публицист П. Орлов на этот счет в газете «Кубанские областные ведомости» предлагает даже особую программу: «Сохраняйте, оберегайте казачество, ибо разрушение его это одно из затаенных желаний врагов России, особенно внутренних <...>. Твердите ему, разъясняйте, что смысл казачества в сохранении воинского уклада во всей его жизни <…>. Укрепляйте его в сознании, что казак - не солдат, что станица не деревня, что у него всюду и во всем должен быть воинский дух, воинский оттенок <...>. Утверждайте казака в сознании, что здесь в войске, он хозяин, ему всюду первое место, ему и почет <...>. Гоните разговоры о замене казачьего платья пиджаком. Зажгите в казаке любовь к черкеске». Кубанские казаки, особенно в западных станицах, любили «ридну мову» - своеобразный диалект, основанный на смешении украинской и русской речи. В середине XIX в. идее утверждения, наряду с литературной, диалектной традиции письма, на так называемой, «черноморской мове» была посвящена деятельность атамана и писателя Я. Г. Кухаренко и его сторонников - видных представителей интеллигенции Кубани: прозаика В. Мовы-Лиманского, поэта и актера Д. Дмитриенко-Буга, публициста С. Шарапа, драматурга М. Стеценко-Нордеги и других. Они сосредоточили свою деятельность в двух направлениях: изучение и всестороннее развитие родного языка и использование всех возможностей для его литературного закрепления. Уже на современном этапе представители казачьих обществ, желая подтвердить свое казачье происхождение, в общении друг с другом пытаются разговаривать («балакать») на кубанском диалекте. До сих пор среди коренных кубанцев существует полушутливый способ отличать «своих» от «чужих» по манере говорить, который заключается в том, что испытуемому предлагается произнести фразу «билэньке тылятко». Казак - эмигрант станицы Ильинской Гавриил Солодухин в своих воспоминаниях рассказывает о том, как он, подражая иногородним, отпустил себе длинные волосы, а мать-казачка ревнивая хранительница обычаев заставила его остричь кудри. Далее автор приводит фразу матери, которая довольно ярко отражает сословную ментальность казаков: «Давно бы так. Теперь ты настоящий парень. А то «мужиком» хотел заделаться, не пойму в кого ты у меня уродился? Ведь отец твой такой был гордый казак, и всех этих пришельцев мужиков терпеть не мог…» . Казакам очень не нравилось, когда иногородние пытались в чем-то подражать им. В газете «Кубанские областные ведомости» за 1911 г. приводится рассказ пожилого казака П.П. Булавинова: «Мальчиком еще, помню я, как у нас в станице на свадьбах целую неделю перед венчанием, ежедневно «бояре» гарцуют по улицам ..., сопровождая повозки, насажанные девушками, которые с песнями собираются к невесте на вечеринку для работ <...> А теперь! Куда все это девалось?» Далее автор приводит наблюдения свадьбы у одного казака: «Тяжело было смотреть, когда четыре-пять повозок, наполненные девушками, сопровождались десятком казачат-бояр, вяло двигавшихся перед или за повозкой. Невольно спрашивал себя, где этот дух, где эта лихость? А когда узнал, что невеста была иногородняя, что между «боярами» наполовину было иногородних в казачьем костюме, то картина стала ясною». Таким образом, в результате эволюции казачьих общин, составивших основу кубанского казачества, сформировалось замкнутое военно-служилое сословие, в самосознании и самовыражении которого присутствовало чувство гордости за принадлежность к казачьему социуму и пренебрежительное отношение к иногородним.