Развитие сельского туризма в современных условиях

Михаил Евдокимов
Развитие туризма, в т. ч. внутреннего, в последние годы находится под влиянием многих негативных факторов, экономических, социальных, политических. Это и "ковидные" ограничения, и социально-экономические показатели регионов, и снижение уровня жизни населения.
В то же время можно отметить и положительные тенденции. Ограничение выездного потока повлияло на смену направления и вызвало рост интереса ко внутренним маршрутам и видам туризма, хотя и в значительной мере вынужденного. Одним из факторов стала транспортная доступность мест отдыха (проблемы с авиатранспортом на фоне внешних санкций, расширение услуг железнодорожного транспорта (относительно недорогие, скоростные поездки, «сидячие» вагоны, разрешенные поездки с домашними животными), рост числа личных автомобилей, многочисленные сайты транспортных услуг (типа «Нам по пути», «BlaBlaCar», «Едем.рф, «Poputchik», «Perevozka24»), онлайн-сервисы по заказу и покупке билетов на поезд, самолет, автобус даже на муниципальные маршруты (Ржд.ру, автовокзалы.ру, ), бронированию отелей, туров, экскурсий).
На фоне этих тенденций выросло число индивидуальных, семейных, мини-групповых поездок, ориентированных в т. ч. на сельский туризм.
В классическом понимании он рассматривается как вид туристской деятельности, осуществляемой в сельской местности или населенных пунктах, включая прием, проживание, питание, проведение досуга и прочее обслуживание, ориентированной на использование местных природных, культурно-исторических и других ресурсов. Однако в последние годы сельский туризм сочетает в себе элементы экологического, познавательного, промыслового, агротуризма, разграничение между которыми довольно условно, а границы размыты. Скорее его можно рассматривать комплексно с привязкой к сельской местности и сельской культуре.
К элементам познавательного туризма можно отнести посещение различных историко-культурных и конфессиональных объектов (старых усадеб, парков, монастырей и церквей, мемориальных комплексов, захоронений, «святых» источников, водоемов) .
Интернет-ресурсы позволяют самостоятельно находить и планировать экскурсионные поездки на интересные объекты в 2-3-х часовой транспортной доступности.
К элементам сельского туризма можно отнести размещение в сельской местности – в гостевых домах, дачных домиках, арендованных и приобретенных домах с самостоятельно организованным проживанием, питанием, досугом, инфраструктурным обеспечением в условиях доступности услуг заказа и доставки продуктов и товаров (сеть точек доставки известных маркетплейсов типа «Озон» и «Wildberries» распространилась вплоть до муниципальных населенных пунктов.
Изменился технологический уклад сельского дома, приближая его по условиям, инфраструктуре к коттеджному типу (электричество, газ, водоснабжение и канализация, сотовая связь и Интернет).
К элементам агротуризма можно отнести проживание в агроусадьбах или частном секторе с возможностью трудового участия в сельскохозяйственной деятельности. За рубежом популярностью пользуются экскурсии на сельскохозяйственное производство, во время которых можно познакомиться с процессом производства, продегустировать и приобрести готовую продукцию.
Также популярны различные промыслы, ремесла, особенно, в Германии, Польше, Беларуси. Там были мастерские, в которых можно было заняться кузнечным промыслом, кожевенным, гончарным, свить веревки. Теперь это появилось и в российских регионах. Однако в России это преимущественно можно сделать лишь в рамках организованных туров [2].
Так называемую «моторизованность» населения  можно рассматривать и как элемент транспортной доступности, и как элемент организации досуга (электро- и обычные велосипеды, самокаты, квадроциклы, бураны, лодки, буера на Кармановском водохранилище в Гагаринском районе, сплавы на плотах по Днепру).
Современная специфика сельского туризма и сельской жизни в целом проявляется в возрождении объектов развлечения и досуга (мини-рестораны, кафе, мини-рынки, места продажи сувенирной продукции, оборудованные пляжи на местных водоемах, совместные посиделки типа «на шашлыки».
Среди услуг сельского туризма – резьба по дереву, капы, сбор и заготовка ягод, грибов, лекарственных средств, спортивная рыбалка, лыжные прогулки, катание на лошадях, езда на собаках, сельские бани, бани-бочки, бани по-черному, купание в проруби, спортивные сооружения для детей (батуты, бассейны, горки).
Характерными особенностями сельского туризма стали разведение достаточно экзотичных видов животных и выращивание интродуцированных  растений.
Многие стали разводить птиц, интересных для просмотра и знакомства (павлины, цесарки, утки-мандаринки, фазаны, мохноногие и голошейные куры, страусы, голуби). Другие специализируются на редких породах коз (вислоухие, или нубийские), кроликов, которые раньше не разводились из-за сложности и дороговизны содержания, ухода, выкармливания. Некоторые стали покупать пони, которые вызывают у детей повышенный интерес. Появились небольшие террариумы с привезенными с Кавказа черепахами, появились необычные породы кошек и собак. В таких сельских зоопарках стали появляться и многие другие виды экзотичных животных.
Среди интродуцированных растений – персики, абрикосы, инжир, виноград, декоративные цветы, например, масличная роза.
Усадьбы предлагают различное оборудование (мангал для шашлыков, коптильни – горячего, холодного копчения, автоклавы для приготовления тушенки), сушилки для грибов, ягод, трав, фруктов и овощей), дрова, веники для бани (березовые, можжевеловые, дубовые).
Специфика современного сельского  туризма – использование различных интернет-приложений для развлечения и самовыражения, блогерство, видеоролики, фото, отражающие красоты природы и личные события.
На фоне возросшего интереса расширилось и предложение объектов и событий так называемого событийного туризма, в т. ч. на региональном и муниципальном уровнях [8].
Большой популярностью пользуются объекты и события неоязычества, например, праздники – Иван-Купала, Яблочный спас, Медовый спас, а также  праздник семьи (считается христианским), свадебные юбилеи. Неоязычество наиболее ярко проявляется в северо-западной части Смоленской области (территория Национального парка и в восточной части – Темкинский район (дальнее Подмосковье).
Таким образом, сельский туризм выступает одним из факторов развития сельской местности, формирования новых рабочих мест, альтернативным источником дохода для сельского населения, рынком сбыта местной сельскохозяйственной продукции, изделий народных промыслов, фактором смягчения проблем сезонности на селе, формой удовлетворения спроса на экологически «чистый» продукт.
Можно отметить, что сложившаяся ситуация в туристской отрасли показала переориентацию предпочтений потенциальных туристов в сторону «самодеятельного» и отход от организованного туризма.
Внутренний неорганизованный туризм показывает относительный рост, является элементом сохранения стабильности сельской местности, социальной стабильности населения в условиях новых вызовов.
В то же время его рост негативно влияет на инфраструктуру организованного туризма (туроператоры, турфирмы) в связи со снижением спроса на их услуги.