Как Моцарт стал великим австрийским композитором

Игорь Барнет
Что великим, несомненно (предоставим Гульду витийствовать на тему, "как Моцарт стал плохим композитором"). Но вот что "австрийским"!..

Моцарт был коренным зальцбуржцем. Зальцбургское архиепископство - одно из примерно трёхсот немецких государств, как светских, так и духовных, номинально объединённых в Священную Римскую империю германской нации, императором которой по традиции являлся эрцгерцог Австрии и король Богемии. Захолустное архиепископство это ютилось между землями Австрии и Баварии. Первоначально Моцарт пытался устроиться в столичном Мюнхене. Для Мюнхенской оперы он создал "Идоменея". Но получилось лучше - ему улыбнулась удача в несравненно более привлекательной и блестящей соседней столице - Вене (как несколько позже и уроженцу другого имперского архиепископства, Кёльнского, - Бетховену). Моцарт находился на службе у императора (а также на вольных венских хлебах) лишь последние 10 лет жизни. Через его переписку красной нитью проходит фраза "мы, немцы (Deutschen)".  Сам-то он и подумать не мог, что когда-нибудь угодит в австрийцы! (Да и усматривал ли здесь вообще какое-то различие? В фундаментальном смысле существования каких-то там "австрийцев", разумеется. Отличных именно от немцев, но не от баварцев, саксонцев или зальцбуржцев, как он.)

Однако жизнь не стояла на месте. Зальцбургское архиепископство (в 1803-05 годах - курфюршество) оказалось аннексировано Австрией в 1805 году, 14 лет спустя после смерти Моцарта. А в 1896 году венцы торжественно открыли Mozart-Denkmal. Так великий композитор Моцарт стал к тому же ещё и "австрийским". (Напротив, прожив в Вене втрое дольше, Бетховен не стал. Ведь Кёльнское архиепископство не было аннексировано Австрией году эдак в 1840-41, а одного только памятника оказалось всё ж таки маловато.)

Великий австрийский композитор Моцарт, великий английский композитор Гендель... Притом англичан понять ещё можно, с их Бёрдами, Пёрселлами, Эльгарами и Бриттенами (при всём уважении к последним). Но Австрии-то чего уж там, грех жаловаться по этой части! Ибо по-настоящему австрийскими композиторами являлись великие Гайдн, Шуберт, Брукнер и Малер. Вполне можно было бы обойтись и без аннексии южного немца, пусть наивеличайшего.