Охотничий притон

Тамара Шелест
отрывок из романа "Рождённый выжить"

В Самарово (ныне Ханты-Мансийск) поселился я на частной квартире у одного татарина-охотника. Снимал у него маленькую комнатку, где были только полки, похожие на нары и столик. Вместо постели на моих нарах лежала подозрительной свежести старая кошма. Татарин этот, Марат, оказался одиноким мужчиной. Он часто уходил за добычей на несколько дней, а когда оставался дома, к нему приходили его друзья охотники. И тогда дом оживал. Поднимался шум и гам. Мужчины пили водку, играли в карты и рассказывали всякие истории из жизни.
Много я тогда услышал интересного, но самые увлекательные истории были о кладах. В этих краях время от времени люди находили то горшок с золотом, то шкатулку с драгоценными уральскими камнями.
– Расскажите о кладах, – попросил я как-то охотников, когда в очередной раз собралась их тёплая компания.
На мою просьбу отозвался бородатый, крупный, молодой мужчина по имени Назар.
– Был один интересный случай. Отец сказывал, – оживился рассказчик. – Давно это было, очень давно. Плыл самаровец на лодке, кажись, с покоса. Глядит, а  наверху Городищенского мыса горит большая свеча. Испугался он:
– Что за напасть? Пока живу, такого дива не видывал.
Приехал в село, созвал народ и рассказал как дело было. Покачали головами самаровцы:
– Если бы он пьян был, – говорят, – а то мужик трезвый, основательный.
Побежали на гору – там ничего нет. Возвратились назад, посмотрели с реки: в самом деле, свеча горит. Опять на гору – там опять ничего нет, и так каждый раз. Прошло восемь дней, ехал мимо другой самаровец с перемётов (рыболовные ловушки) – глядь, а на Городищенском мысе, на том самом месте, где видели свечу, белая девка на золотом коне сидит. Приехал он в село:
– Так и так, ребята!
– Да ты не врешь, парень?
– Что вы, братцы! Зачем врать?
Поглядели с реки – и впрямь девка на коне. Побежали на гору – ничего нет. Смекнули, что дело нечистое. Думали да думали, судили да рядили и решили миром: зарыт здесь клад, и клад очень большой! Но клад, известное дело, просто не даётся. Послали за знахарем: как быть? Что делать? Тот погадал-поворожил.
– Надо, – говорит, – выкуп белой девке дать: или девичью голову, или куриную. Самаровцы предпочли отделаться куриной головой. Убили на том самом месте под заклинания знахаря курицу и принялись отрывать клад. Много дней копали яму (а копать, по словам знахаря, можно было только днём, до заката солнца) и выкопали яму глубокую-преглубокую.
– Ну, – сказал знахарь, – сегодня больше работать нельзя. А завтра придёте и закончите. Всего какой-нибудь аршин докопать осталось!
И попутай в эту ночь нечистый одного из копавших клад! «Если я дождусь до утра, – подумал он, – мне достанется одна только часть, а пойду сейчас – заполучу весь клад».  Пошел он на Городищенский мыс, спустился в яму и принялся за работу. Лопата вдруг звякнула о что-то металлическое. В ту же минуту над его головой раздался громовой удар. Он поднял голову и обомлел: белая девка на золотом коне стояла над ямой, зловеще сверкая очами. Конь ударил копытом в верхний край ямы, и на голову алчного ослушника обрушились глыбы земли. Когда наутро самаровцы пришли докапывать яму, она оказалась засыпанной, и знахарь заявил им, что белая девка теперь осерчала, и потому вторично копать клад бесполезно: он не дастся в руки. И остался тот мужик в земле навеки вечные. Много лет спустя пробовали самаровцы еще раз копать городищенский клад, но и на этот раз как-то не подфартило.

– Это была хозяйка тайги, – заключил охотник с морщинистым и обветренным лицом по кличке Копчёный.
– А что, правда, здесь много кладов? – поинтересовался я.
– Есть, наверное. Но сами мы не видели. Когда богатые отсюда бежали, то много добра зарыли в этих местах, да только хозяйка тайги такие клады стережёт и никого не подпускает, а когда человек находит их, лишает рассудка, – ответил Копчёный.
– А сам-то ты знавал таких? – спросил хмурый на вид охотник по имени Пантелеймон.
– А как же! Брат родный Петька, царство ему небесное, нашёл клад в мешочке за холмами. А в мешке золотые камешки. Когда нашёл, так тут же услышал женский голос:
– Оставь, Петя, не трогай! Что в земле лежит, не отдам!
Ну думает: «Померещилось, вчера много выпил на поминках». Взял мешочек домой. Уверился, что с пьяни услышал тот голос. А хозяйка тайги во сне явилась к нему и потребовала:
– Верни моё золото!
Проснулся он в ледяном поту и заглянул в мешочек, а там черви вместо камней ползают видимо-невидимо! Вот тогда и рассказал он мне про женщину в белом и про клад. И стала она к нему каждый день во сне приходить. Он спать боялся, а потом я узнал, что он умом-то и тронулся, да вскоре и помер со страху.

Дом охотника Марата оказался притоном для картёжников. Народу набивалось здесь тьма! Накурят, наплюют, напьются. Матерятся на чём свет стоит! Стали они заманивать меня в свою игру.
– Идём, Харитон, играть. Тебе понравится.
– Я не умею.
– Научим! Слезай с нар.
Я научился и не заметил, как пристрастился к игре. Было интересно и заманчиво. В первое время выигрывал кучу денег. То проиграю, то выиграю. Помню, один день мне здорово везло, я обыграл буквально всех. На моём счёте куча денег. Купил себе всякой одежды, унты, валенки, полушубки и даже швейную машинку. Хотел было бросить играть, стал отказываться, но Марат жёстко предупредил меня:
– Ты что, Мишка, слезть решил? Так не пойдёт, получишь перо в бок от моих друзей. Я их знаю. У картёжников такой закон – никого с круга не отпускать. Будешь играть, пока свою жизнь не проиграешь, или твою кто-то не проиграет. Копчёный, Пантелеймон и я – бывшие сидельцы. Я знаю, что говорю. Надумаешь сбежать с долгами, везде найдут. Не успокоятся, пока не найдут.
Ну, думаю, попал в бандитскую компанию! Из огня да в полымя! В один день проигрался в чистую и даже залез в долги, но потом отыгрался. Марат многому тогда меня научил, рассказал о шулерских подставах, крапленых картах и объяснил правила шпанских игр.

Вскоре встретился я с земляками, с которыми приехал сюда: Яковом и Степаном.
– Мишка! Какой ты стал! – Степан восторженно оглядел меня со всех сторон. – Принарядился. Откуда деньги? Ты что, много стал зарабатывать? А нам мало платят.
А я им возьми и скажи:
– Так я клад нашёл!
Они-то не знают, что я шутник и что в карты выиграл целое состояние.
– А что тут клады имеются? Где?
– Во-о-он там, за холмами, – показал я в сторону холмов.
– Расскажи, как нашёл и что? Много?
– Камни-самоцветы! Уже продал. Вот набрал вещей, – похвастался я.
– А ты не брешешь? Просто так пошёл и нашёл?
– Нет, мои знакомые охотники место показали.
– А нам покажешь?
– Хорошо, покажу!
Обрадованный Степан обратился к другу:
– Яшка! Давай попробуем клад найти.
– Но кто знает, может я последнее нашёл, – с серьёзным выражением лица сообщил я.
– Скажешь тоже последнее. В воскресенье идём!
– Как зимой искать? До земли не докопаешься, – усомнился Стёпка.
– Попробуем!
– Хорошо, покажу вам это место - снисходительно согласился я.
В воскресенье и пошли. Ткнул я пальцем, где им рыть и ушёл. А через две недели они ко мне заявились. Усталые, замёрзшие.
– Ничего не нашли. Может, обманул ты нас?
– Я же говорил: последнее видать нашёл.
– Два воскресенья рыли холм под снегом. А местные нам говорят: «Мы здесь кладов никогда не находили».
– Не слушайте никого, - уверял я парней, - Они специально так говорят, чтобы их клады никто не трогал.
Прошла ещё неделя. Приходят они ко мне счастливые и довольные.
– Нашли! Кольцо!
– Покажи.
– Старинное. Узнать бы золотое или как?
Мы показали дяде Марату. Он подтвердил, что золотое. Вот так я пошутил! А ребята и правда нашли клад.
– Летом всё там перероем, – решили они.
– Вы не больно-то старайтесь. Государство за это и посадить может, – предупредил ребят Марат.
– За что?
– Всё что лежит в земле принадлежит государству, если найдёте, надо сдать, за это вам дадут процент. Да, может, это не клад. Просто летом кто-то обронил это кольцо.
На этом мы и расстались, искали ли они потом клад или нет, не знаю, потому что вскоре я смог сбежать из Самарово. От картёжников надо было избавляться. А тут подвернулся случай я и воспользовался. Затянули они меня в свои сети. Хорошо, что долгов за мной не числилось…

В полной версии роман вы можете прочитать в ЛитРес
 https://www.litres.ru/tamara-shelest/rozhdennyy-vyzhit/