Табак, фрейдизм и аншлюс

Антон Боровиков
«Мой друг Зигмунд Фрейд» / Der Trafikant, 2018, Австрия (по роману-бестселлеру Роберта Зееталера)

«Женщины в чем-то как сигары – торопливая затяжка может испортить всё удовольствие»

Австрийский кинематограф продолжает преподносить приятные сюрпризы - вспомним «Перевал» или «Королевские игры», в свое время я писал о нуарном триллере «Хинтерлянд» (http://proza.ru/2022/04/13/395 ). Поэтому появившийся в стриминге фильм «Мой друг Зигмунд Фрейд» безусловно заинтересовал. И снова чудеса доморощенного кинонейминга - в оригинале фильм называется «Trafikant», что означает «владелец табачной лавки», что гораздо лучше передает суть фильма. Ну да Бог им судья, горе-маркетологам.

Семнадцатилетний парень Франц Хухель (Симон Морзе) живет в австрийской деревушке у озера. Мама (Регина Фритч) его не отличается особо примерным поведением и высокой социальной ответственностью. И вот в один прекрасный день очередной ее любовник тонет в озере в грозу. Мама решает, что нечего Францу делать в этой глуши и отправляет его в Вену. Там табачную лавку (или Trafik, отсюда и название фильма) содержит один из ее бывших «друзей»  инвалид Первой Мировой Отто Тршнек (Йоханнес Криш). К нему и поступает в помощники наш герой.

Франц быстро осваивает нехитрую науку торговлю табаком и еще кое-чем - Отто из-под полы продает порножурналы. Как обычно, в лавке обслуживаются в основном постоянные клиенты, которых Отто, а теперь и Франц знают по именам. Один из постоянных клиентов - не кто иной, как профессор Фрейд (Бруно Ганц). Франц, будучи наслышанным о достижениях доктора, пытается наладить  с ним контакт и стать если не его пациентом, то хотя бы тем, кто может получить совет от профессора.

Францу семнадцать лет, естественно, его организм исполняет тему «Играй, гормон». Доктор Фрейд настоятельно советует ему завести девушку. Ну, и регулярно получая от Франца эксклюзивные кубинские сигары, соглашается стать его советчиком.

А меж тем атмосфера в Вене не самая благоприятная - растут нацистские настроения. Один из убежденных наци - сосед Отто мясник Россхубер (Райнер Вёсс), который строит всяческие козни, называя Отто «еврейским прихвостнем».

Франц таки находит девушку - чешку Анежку (Эмма Дрогунова) из Богемии. Анежка - своего рода гастарбайтер, экзотическая танцовщица в клубе «Чёрная кошка». Франц со всей страстностью, которая только возможна в семнадцать лет, влюбляется в Анежку, она вроде бы отвечает взаимностью и становится первым сексуальным партнером парня. Одновременно, по совету доктора Фрейда, Франц тщательно отслеживает свои сны. В них мало приятного - постоянно фигурирует озеро, в котором Франц периодически тонет, гибнут близкие люди, Анежка ускользает от него. Надо отметить, что сны сняты с изрядной долей изобретательности и весьма живописны.

Понятно, что, будучи ослепленным страстью, Франц не хочет замечать, что, в общем-то, Анежка не сильно увлечена им, так, проходной мальчик. Вполне типичная ситуация, вне зависимости от того, в какой стране происходит действие, не так ли? Пылкий юноша и уже умудренная опытом женщина - сколько таких примеров, не только в литературе и кинематографе.

Это, наверное, одна из основных линий фильма - взросление, причем не только сексуальное, но и жизненное, тем более что обстоятельства, окружающие нашего героя, увы, способствуют быстрому взрослению и избавлению от розовых очков.

Несмотря на вынесенное в название фильма имя основателя психоанализа, все-таки доктор Фрейд здесь - не то, чтобы второстепенный персонаж, а скорее отражение, иногда ироничное, иногда сочуствующее, переживаний взрослеющего героя. Да, Франц из мальчика становится мужчиной, способным брать на себя ответственность и принимать очень серьезные решения.

Вторая линия - это то, что происходит вокруг. Ближе к финалу фильма происходит тот самый аншлюс Австрии, шутить про ефрейтора Шикльгрубера уже опасно для жизни, масса людей (этот феномен массового психоза до сих пор, мне кажется, до конца не изучен) срочно становятся убежденными наци, что, конечно, ничего хорошего не приносит Отто и его лавочке. «Здесь обслуживают евреев» - пишет кто-то краской на вывеске магазинчика. Атмосфера тревожности передана очень хорошо, почему-то мне вспомнились финальные кадры «Кабаре» Боба Фосса - помните, Tomorrow belongs to me?

В этом, возможно, и состоит главная идея фильма - как возможно остаться собой, остаться человеком в условиях, которые становятся все более бесчеловечными. Ну, и процесс становления личности, через неудачи, неразделенную любовь и жизненные испытания показан очень хорошо.

Посему, если вам эти темы интересны или вы просто хотите посмотреть хороший, драматичный фильм с выразительным видеорядом - добро пожаловать в лавочку Tabak Trafik Отто Тршнека в предвоенной Вене.

Photo courtesy of  Renate Koeppel / pixabay.com