Шагреневая кожа еврейского кладбища в Виннице ХII

Нил Крас
   Когда я решил, что пора взяться за статью об истории Старого еврейского кладбища, расположенного уже несколько веков на обращённом к Южному Бугу склоне, на когда-то  большом участке овражистой земли вне города, а теперь - очень даже внутригородской и заманчивой для застройки, я понимал, прежде всего, следующее: в одиночку —  со сверх всякой меры запутанной историей этого последнего приюта неисчислимого количества винничан — я не справлюсь.
   Среди желанных помощников мне в этой работе одним из первых предстал в памяти Борис Коляда [большинство винничан знают его под псевдонимом Иван Комаров (Facebook)]. Мы знакомы заочно, немного переписывались — и я всегда ценил обстоятельность, с которой он относится к теме исследования и добытым им фактам. Учитывал я и его опыт работы на местности (полевой работы - practical fieldwork). Добавлю ещё, что ему - единственному - удалось интервью с человеком феноменальной судьбы, уроженцем Барского района Винницкой области Юрием Филипповичем Луценко (Интервью с участником сопротивления - Komariv — LiveJournal).
 
   Среди моих просьб к Б. Коляде была одна, с которой я мог обратиться только к нему (учитывая его возраст, физическое состояние и былые достижения): сделать панорамные снимки кладбищенской территории (лучше всего — сверху). Было это в начале лета сего, 2023-го года. Получил ответ: много зелени, землю не будет видно; вот в конце осени обойду, мол, кладбище и постараюсь сделать всё возможное. Заранее поблагодарил его, но вместе с другими помощниками работу не приостановил — и в сентябре опубликовал «сагу» в десять статей с 55-ю иллюстрациями.

   Не скажу, что поспешил, потому что, получив в конце октября с. г. первое сообщение от Б. Коляды, понял, что писал он его с оглядкой на уже обнародованные мною десять частей. Тем самым видел он недоработки как мои, так и названных мною или пожелавших остаться не упомянутыми моих других помощников. Так само собой получилось, что все означенные выше мои публикации просматривались им как бы (употребляю психологическую терминологию) с позиции супервизора (супервизия от лат. supervidere — обозревать сверху). Это не только допустимо, но и желательно для любого критика, а уж для специалиста со значительным опытом работы на местности — тут и рассуждать не о чём.

   Такова была необходимая вводная часть, а теперь — конкретно. Но сперва — ещё одно небольшое замечание. Б. Коляда ни разу не «тыкал пальцем» в наши упущения. Он объяснял свою методику работы, приводил результаты и весьма осторожно (не опровергая и не - как бы снисходительно - комментируя написанное мною) делал выводы. Поэтому и я о его промахах не обмолвлюсь ни единым словом, тем более, что их — кот наплакал и в процессе нашей переписки Б. Коляда сам их находил и тут же исправлял. В общем и целом система его работы и осмотрительность при формулировке выводов могут служить примером для многих из нас.

***

Начну с моего промаха, который я сам обнаружил с первых слов Б. Коляды. Он, прилагая к тексту фотографии, указал, что они им сориентированы по сторонам света (как на географических картах, где всегда указаны направления юг-север). Там, где я прежде спутниковые карты Google поворачивал в нужные мне - для лучшего обзора некоторых деталей - стороны, читатели были мной об этом предупреждал. А другие фото, появляющиеся на экране после завершения поиска по заданному мною тому или иному адресу, я принимал как уже сориентированные нужным образом. Это моё представление оказалось ошибочным: есть, например, в Google Earth специальный ромбик, напоминающий стрелку компаса, для правильной ориентации карты. Изначальная территория еврейского кладбища оказалась - на самом деле - в большей степени вытянута с запада на восток, чем, как я отмечал, например, на фотографиях аэросъёмки или на не сориентированных в нужном направлении других фото — с севера на юг.

***

   Уже — пользительно, но это только начало «Моих университетов», как сказал бы М. Горький, не будь он сброшен «с парохода современности», что рекомендовали ещё футуристы в своём Манифесте «Пощечина общественному вкусу» (1912) и на что (на такое безумие) «в натуре» решились первыми - лишь спустя столетие - ультра-патриоты Независимой. Я уже этому удивлялся и ужасался: речь-то о лучшем друге нашего М. М. Коцюбинского, гостевавшего месяцами в доме ныне сброшенного, и наличие книг которого в домашнем шкафу хотя пока ещё не карается в Виннице как криминальное преступление, но считается моветоном (в переводе на украинский язык - поганим тоном, несмаком). Была же, дескать, официальная рекомендация: «Русскую литературу — в макулатуру», так чего же ерепениться и мешкать с этим? Берите пример с общественных библиотек! [У Вінниці стартувала акція “Російську літературу - на макулатуру” (myvin.com.ua); ibuhgalter.net | «НОВИЙ БЮДЖЕТНИЙ ОБЛІК»:Російську літературу — на макулатуру: обов’язок чи право?]

***

   К сообщению Б. Коляды были приложены несколько фотографий различных участков кладбища, но, главной из них была вот эта (рис. 1) от 22.10.23, на которой (цитирую Б. Коляду) «обозначены:
- красными линиями фактические современные границы кладбища, которые прошёл лично;
- жёлтыми линиями приблизительные современные границы, к которым приблизиться возможности не было из-за зарослей кустарника;
- белыми многоугольниками области, которые ранее относились к кладбищу, но в одном случае просто оказались южнее его ограды, в другом - область внутри кладбищенской ограды, используемая владельцем соседнего дома в качестве добавки к саду;
- белыми линиями современные границы кладбища, которые, по моему убеждению, не являются историческими, то есть сдвинуты от исторических в сторону уменьшения территории.»
   Уже из этой фотографии с наложенной на неё схемой виден серьёзный подход Б. Коляды к
выяснению истинного прошлого и настоящего, что касается границ кладбища.

   Далее следуют не менее важные и новые для меня (побывавшего в 2015-м году только на малой части кладбища, тогда ещё не огороженного) заключения:
   «При этом кладбище находится на самой высокой точке окружающей местности, от которой севернее и южнее идут крутые обрывы. Поэтому если границы севернее и южнее кладбища сдвинуты, то не намного. Возможно, на исторической территории кладбища возведены церковь, детский сад, и дома южнее детского сада. В данный момент установить это уже не представляется возможным. [Далее, в процессе нашего диспута, Б. Коляда откорректировал последнее предложение: "В ходе полевого исследования доказательно установить границы кладбища на территории церкви и детского сада не представляется возможным."] Сделать панорамное фото с высокой точки также не представляется возможным, поскольку крыша общежития [см.: длинное здание, расположенное выше Детского садика, у жёлтой линии — Н. К. ] находится не выше уровня кладбища, а колокольня церкви и крыша детского сада незначительно выше его. Спутниковый снимок не передаёт перепадов рельефа. Реально отснять границы кладбища считаю возможным только с применением квадрокоптера либо специальной мачты.»

   В следующем письме Б. Коляда, как он выразился, раскладывает «по полочкам» своё мнение о бывших и нынешних границах кладбища:
« …- севернее кладбища крутой обрыв, потому если от него и "откусили" кусок на огороды, то в пределах десятков метров;
- северо-восточнее, за жёлтой линией, тоже обрыв;
- восточнее детский сад, вот там могли "оттяпать" сколько угодно;
- юго-восточнее тоже сколько угодно;
- южнее не более десятка-другого метров, там обрыв и Палиев Яр;
- юго-западнее "откушенный" кусок обозначил белым многоугольником, южная сторона этого многоугольника читается на местности по остаткам старой подпорной стены;
- западнее территория церкви, тоже могли "откусить" сколько угодно;
- северо-западнее до обрыва недалеко, там отрезали от кладбища мало.»
… По данным, полученным при помощи гугл-карт, нынешняя территория кладбища насчитывает примерно 2,97 гектара.»
   [В более ранних статьях мною упоминались несколько другие величины: 3,3 га (IV-я часть статьи) и 3,5 га (Х-я часть), но я нигде не утверждал точность моих измерений, скорее, отмечал их приближённость.]

    Далее Б. Коляда — как было мною подчёркнуто, хорошо знакомый с работой на местности, описывает кладбище как бы с позиции геодезиста:
 «То, что писал ранее, результаты полевого выхода. Сейчас же поделюсь размышлениями.
Кладбище находится на выступе, "языке", который выдвинут с востока и юго-востока в сторону Южного Буга. С других сторон, кроме востока и юго-востока, границы кладбища ограничены обрывами. При такой конфигурации местности очевидно, что на самом "языке" кроме кладбища ничего быть не могло, поскольку строить что-либо на возвышении, в основном занятом кладбищем, бессмысленно.
   Я измерил при помощи гугл-карт площадь "языка", ограниченную с востока и юго-востока современной границей кладбища, а со всех остальных сторон обрывами. Получилось примерно 4 - 4,5 гектара - это площадь кладбища плюс площадь церковного участка плюс площади домохозяйств вблизи плюс пустыри и подъездные дороги.
   Если бы мы знали фактическую площадь кладбища, то следовало бы отнять от неё упомянутые 4 - 4.5 гектара, и полученная в результате площадь это и оказалась бы тем, что "съел" детский сад и участки южнее него. Однако повторюсь, что это только мои размышления.»
   И к сему — дополнительное пояснение к рис. 2:
«Красным обозначены современные границы кладбища. Жёлтым - возможные исторические границы кладбища, которые я очертил исходя из рельефа местности [прошу обратить внимание на содержащийся в последних четырёх словах совершенно новый акцент! - Н. К.]. Насколько кладбище могло простираться на восток, правее жёлтого пунктира на рисунке, установить можно разве что в ходе раскопок. [Б. Коляда прислал мне письмо с рис. 2 до опубликования мною XI-й части статьи с картой 1963-го года. Я не просил его убрать или изменить последнее предложение, потому что мне желательно было ещё раз показать продуманность заключений Б. Коляды. — Н. К.]
Площадь кладбища в современных границах около 3 га. Площадь в границах, очерченных жёлтым, около 4,3 га.»

   5-го ноября пришла от Б.Коляды новая фотография (рис. 3) со следующей припиской:
   «Вчера общался с местным жителем. Он вспоминает, что при строительстве спортплощадки у общежития была срезана часть склона с могилами. Спортплощадку я обозначил на снимке. Какая часть кладбища была при этом утеряна - непонятно.
   Мне думается, что никто ради спортплощадки скальную породу бы не рушил, и речь идёт не о срезе склона, а об облагораживании территории и снятии слоя земли, который с дождями мог бы быть смыт вниз. Так что захоронения были уничтожены, но именно площадь кладбищенской территории изменилась не сильно.»

   [Вам ясно, что, например, мне (с моими «навыками» работы на местности) такие мысли не могли бы прийти в голову и там остаться. Мой гонор успокаивается лишь после того, как я его убеждаю, что при взгляде Б. Коляды на электрокардиограмму у него тоже мысли разбежались бы так далеко, что возвратить их в голову было бы невозможно.]

   Заключая свои наблюдения, Б. Коляда отмечает:
«По крайней мере, статья с моей схемой даст фактические границы кладбища на данный момент. Что касается пунктирной линии, то потому я и сделал её пунктирной - границы изначальной территории кладбища за ней я не могу прикинуть на местности даже примерно.
Если считать доказанным тот факт, что изначальная территория кладбища занимала 5,6 - 6 га, то это означает, что из них примерно 4,3 га приходятся на "мои", гипотетические размеры, а разница в 1,3 - 1,7 га - находится за пунктирной линией, больше им быть негде.
Если я в своих оценках где-то ошибся и завысил "свои" гипотетические размеры, то остаток площади за пунктирной линией будет больше, но не сильно.»

   От себя замечу: статья Шагреневая кожа еврейского кладбища в Виннице - ХI (Нил Крас) / Проза.ру (proza.ru) с приданой к ней картой кладбища 1963-го года вносит определённую ясность в «запунктирную территорию», особо оговоренную выше. Но ни в малейшей мере не привносит даже малейшие сомнения в результаты и выводы по ним Б. Коляды.

   Я считаю, что данной статьей удалось подвести итог всем архивным исследованиям и измерениям на местности и по картам, которые доказывают, что территория Еврейского кладбища советской властью и её продолжателем в Независимой Украине - «истинно демократической местной винницкой властью» - была ОПОЛОВИНЕНА. Если ранее я писал об этом в какой-то степени предположительно (IV-я часть статьи), то теперь это можно summa summarum считать доказанным.

   У многих появятся при прочтении этой статьи «ревностные» мысли: ополовинили, но хотя бы остаток оградили и как-то благоустраивают, а вот католическое кладбище на территории нынешнего Центрального парка (и прочие напрочь забытые и заброшенные кладбища) полностью смели с лица земли или случайно оставили на них лишь следы (часовенку, как в парке) …
   Мысли правильные, мысли праведные. Написал бы и об этих кладбищах, но сколько краеведов Винницы смогли бы провести такие исследования лучше меня! На них и надеюсь. И вам растормошить их желаю!