Антология И-стиха, Предисловие

Александр Бубнов
НА ИНТЕГРАЛЬНОМ РАССМОТРЕНИИ...

«Для простоты мы будем именовать это совокупное рассмотрение всех внутренних категорий античного историзма уже не дифференциальным, но рассмотрением интегральным, для которого необходимо привлекать совсем другие и гораздо более целостные категории, чем те отдельные и частичные, о которых у нас шла речь до сих пор»
А.Ф. Лосев. Античная философия истории.

«Почему лес, такой разобщённый, многообразный, кажется единым существом?.. Не происходит ли это от врождённой потребности человека объединять, интегрировать?..»
Лев Славин. Арденнские страсти.

"Учись естественности фразы
у леса русского, братан..."
Денис Новиков


Действительно, что такое лес с его деревами для поэта, который всматривается в этот лес, лёжа на поляне на левом боку?.. Стволы – строчки. Выравнивание по левому краю. Однако незадача – никакого, простите, изосиллабизма. Тут строчки короткие – кусты и молодняк. Там строчки длинные – высокие сосны. Да, разобщённость, неровность стиха, но какое многообразие метража и форм… И какая стройность – рифменность – тех же корабельных самых длинных сосен на фоне свободного неба… А в целом – загадочное стихотворение в единстве своего природного многовекового поэтического естества, когда «тенистые ряды дерев как будто говорят стихами…» [1], где стих (др.-греч. и есть "ряд", "строй").

Не будем заходить так уж далеко во времена формирования поэзии и стиха, в нашем контексте нас больше интересует Серебряный век, когда в русской поэзии начинается расшатывание доселе стабильных силлабо-тонических форм… Наступает такой момент, когда обязательная регулярная последовательность слогов и ударений "стесняет балагура" [2], когда просто надоедает четырёхстопный ямб[3]... Поэту становится неловко ходить с приседаниями по подобным верёвочкам[4], да и по канату на высоте, наверное, тоже было бы не лучше, разве что в поисках большей свободы рискнуть, махнуть на всё и… рухнуть в пропасть?.. чтобы почувствовать некий особый поэзии мир - "хоть на миг, а иной"[5]?.. Получить шанс высказаться иначе, чем раньше…

Впрочем, если "оковы тяжкие падут"[6], то ещё надо суметь правильно воспользоваться этой свободой, а тут и стиховеды вас поведут, и критики некий инструмент вам подадут на выходе или у входа в новые комнаты (дворец ли это или, опять же, темница)… Какие бы ни были комнаты более свободные, более просторные, они имеют и тут свои ограничения пространства в виде стен… Другое дело - лес, свободно развивающаяся природа, та же поляна, лёжа на которой, поэт смотрит на этот лес и, возможно, благословляет его[7] как символ новой свободы, хотя есть опасность и заблудиться, будучи в этом лесу[8]… Впрочем, условная дверь в обратную сторону - сторону большей строгости и регулярности - не запирается - возвращайтесь, ищите, заходите в гости в новые комнаты и даже дворцы, к новым формам… Творцы, добро пожаловать в новые Дворцы!.. Это уже по Велимиру Хлебникову, который в последние годы жизни искал и действительно находил свои новые Дворцы в этом смысле…

(...)

Александр В. Бубнов,
2022.

[работа по (пере)публикации текста предисловия
продолжается; обновление страницы ПОСЛЕДУЕТ]

ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] Н.Языков. Волшебный сон.

[2] …И мало горя мне, свободно ли печать / Морочит олухов, иль чуткая цензура / В журнальных замыслах стесняет балагура… (А.Пушкин. Из Пиндемонти)

[3] Четырёхстопный ямб мне надоел: / Им пишет всякий. Мальчикам в забаву / Пора б его оставить… (А.Пушкин. Домик в Коломне)

[4] Салтыков-Щедрин, убеждённый прозаик, шутил, что писать стихи - всё равно, что ходить по разостланной по полу верёвочке, да ещё на каждом шагу приседая (В.Е. Холшевников. Мысль, вооружённая рифмами)

[5] Счастлив, кто падает вниз головой: / Мир для него хоть на миг - а иной (В.Ходасевич. "Было на улице полутемно…")

[6] Оковы тяжкие падут, / Темницы рухнут - и свобода / Вас примет радостно у входа, / И братья меч вам отдадут (А.Пушкин. Во глубине сибирских руд…)

[7] Благословляю вас, леса, / Долины, нивы, горы, воды, / Благославляю я свободу… (начало известного романса П.И. Чайковсого на стихи А.К. Толстого)

[8] Земную жизнь пройдя до половины, я заблудилась в сумрачном лесу (реплика сотрудницы типографии Лизы из фильма А.Тарковского "Зеркало", изменённая в одном слове известная цитата из "Божественной комедии" Данте Алигьери в переводе М.Лозинского)

=

ИЗ ХРОНИКИ

Март 2017. VI арт-лит-фестиваль "Курский Контекст". "Школа-студия стиха" Курской областной библиотеки им. Н. Н. Асеева (основатель и руководитель школы-студии Анатолий Афанасьев, Курск). Первое обсуждение концепции Интегрального стиха, представленной Алесандром Бубновым, основателем и куратором арт-лит-фестиваля "Курский Контекст".

20 февраля 2019 года. Москва. Библиотека № 175 ("на Академической"). Клуб "Образ и мысль" (куратор Анна Котова). Первые "Интегральные чтения". Именно такое название предложила Татьяна Бонч-Осмоловская, приславшая из Сиднея видеозапись своего чтения. Представлено 19 авторов И-стихотворений (ок. 3 часов видеозаписи)

29 мая 2020 года. "Майские Интегральные чтения" в рамках ZOOM-проекта
"В. Л.А.Б.оратории слова", кураторы Вязмитинова Людмила (В.Л.) и Александр Бубнов (А.Б.), техническое сопровождение - Андрей Цуканов. Около 25 участников (ок. 3 часов видеозаписи)

6 и 9 августа 2020 года. Вторые "Интегральные чтения" в рамках II Фестиваля Литературного Эксперимента (ФЛЭ) и Второго "РеФЛЭксикона". Москва, КЦ академика Д.С. Лихачёва. Кураторы Александр Бубнов и Владимир Кисаров. Основатель и куратор ФЛЭ и "РеФЛЭксикона" Александр Бубнов. Около 12 участников (ок. 2 часов видеозаписи)

2019-2020 гг. Создание первой электронной версии "Антологии Интегрального стиха", размещена на сайте "Антиподы". Редактор сайта и первой электронной версии Антологии - поэт и филолог Татьяна Бонч-Осмоловская (Сидней, Австралия). Представлены подборки 19 авторов. Предисловие и комментарии А.Бубнова.

6 августа 2022 года. III "Интегральные чтения" в рамках III Фестиваля Литературного Эксперимента (ФЛЭ). Москва, КЦ академика Д.С. Лихачёва. Кураторы Александр Бубнов и Владимир Кисаров. Основатель и куратор ФЛЭ А.Бубнов.

В 2023 году состоялись два  конкурса И-стиха, оба по инициативе авторов уже вышедшей к моменту конкурсов "Антологии И-стиха" (Вып.1). Первый из конкурсов организовала Ингрид Кирштайн в содружестве с Институтом русского языка РАН им. В.В.Виноградова (июнь 2023) и Московской организацей литераторов ("МОЛ") Союза литераторов РФ (победители - Наталия Лунёва и Сергей Нещеретов); второй - более масштабный - Конкурс Интегрального стиха памяти Людмилы Вязмитиновой - предложила и провела Ирина Чуднова на сайте "ПоэмБук" (июль 2023), победитель - Ника Виноградова. 

=
Некоторые авторские публикации на тему И-стиха:

Бубнов, А. Интернационал - Интеграл - Игра // Журнал поэтов. - Москва, 2018. - №4-5 (79). - С. 48-51.

Бубнов А. В лаборатории свободного слова // Южное сияние. - Одесса, 2018. - №2. - С. 199-215.

Бубнов А.В. В двух словах (о двух словах Дмитрия Гвоздецкого): Игра форм и смыслов // Чёрные дыры букв: Альманах творческой лаборатории "Территория диалога". - Самара, 2021. - №10. - С. 191-217.

Бубнов А. Буквологические игры в интегральных стихах Сергея Бирюкова // Тонкая среда. - [Тула], 2021. - №2 (18).

=
к СОДЕРЖАНИЮ Антологии И-стиха
http://proza.ru/avtor/bubnov
=
Редакционный совет Антологии И-стиха:
А.Бубнов, И.Бурдонов, К.Каменский, Н.Лунёва, И.Чуднова.
=
Интегральный стих (И-стих) - нерегулярный по своим компонентам стих, в котором эти компоненты (метрика, рифма, строфика, длина строки, различные приёмы и т.п.) находятся в тесной интеграции, без явного преобладания силы и объёма того или иного компонента над другими.
=
Интегральный - неразрывно связанный, цельный, единый.
Интеграция - объединение в единое целое каких-либо частей.
=
Автор концепции и составитель Антологии (современного) Интегрального стиха -
Александр Владимирович БУБНОВ,
филолог (доктор филологических наук), критик, эссеист, поэт.
AL-DrBubnov@Ya.ru
vk.com/DrBubnov
Телеграм: @DrBubnovAV