Рецензия на фильм Люка Бессона Ангел-А

Вес-На
Фильм Люка Бессона «Ангел-А» 2005 г, я посмотрела только в 2023 году. Узнав год создания картины, задумалась: испытала бы я 18 лет назад те же эмоции при просмотре, что и сейчас?! Читая отклики на фильм маститого режиссера, можно встретить мнения о простоте картины. Простоте, доходящей до примитивизма, способного удовлетворить только самого нетребовательного, неискушенного, не умудрённого зрителя.

Начать рецензию хочется именно с ответа тем, кто видит в «Ангел-А» подростковую попсовость. Хорошо помню времена, когда хотелось смотреть тяжёлым умудрённым взглядом. Так, чтобы все думали, какой перед ними умный, серьёзный, успешный человек... Сегодня я понимаю: чаще всего успешный — это тот, кто мало думал и ещё меньше задумывался, и совершенно не отягощён какими-то моральными, этическими рамками. Переступив сорокалетний барьер, спокойно признаюсь в непонимании мирового порядка. Меня мало что устраивает в современном мире. Со многими нормами современного общества я не согласна, отказываюсь от успешности, которая манила меня ту с наивным сияющим юным взором, ту, которая торопилась всем доказать, как она мудра.

Несодержательную простоту наверно и видят в «Ангел-А» те, кто смотрят, как я раньше — с напускной умудрённостью, а в сущности — наивно веря в собственное величие.

Сегодняшняя я вижу в «Ангел-А» серьёзную зрелую режиссерскую работу на контрастах. Сразу хочу обратить внимание на скрытый слой, который не заметил ни один из авторов, прочитанных мной рецензий. В первой трети фильма Ангела говорит, что ГГ (Андре) больше женщина чем мужчина, в конце фильма произойдет трансформация: главный герой наполнится мужественностью, в то время как Ангела станет женственной ещё больше.

Теперь по порядку обо всём. Черно-белый фильм Люка Бессона про двухметровую ангелицу, взявшуюся поправить дела однорукого жулика, задолжавшего денег сразу нескольким парижским гангстерам, рекомендую смотреть. Фильм имеет маркировку «+14», а значит, в нём нет кровищи, наркотиков, насилия, впрочем, и спецэффектов тоже нет.

Чем же держит зрителей, привыкших к ярким упаковкам, картина в черно-белых тонах?!

Своей однозначностью. В «Ангел-А» добро — это свет, зло — это тьма. Добро — хорошо, зло — плохо. Должен — отдай. Хочешь жить — живи. Хочешь любить — люби. Весь фильм герои озвучивают простые истины и эти незыблемые истины работают, а не являются бутафорией, как уже давно стало в мире за кадром.

В отличии от нашей реальности, в фильме Люка Бессона любовь — это любовь — чистая бескорыстная и одновременно сложная, недостижимая, но она случается, получается и живёт. Забота — это действительно забота, а не услуга за определённую плату. Доброта, справедливость, ответственность — не пустые слова. Главное сюжетное основание — прописные истины признаются героями. Не оспариваются, не искажаются, не наполняются какими-то извращёнными смыслами. Юмор не сортирный, не ниже пояса и плинтуса — уровня большой публики, мнящей себя умудрёнными профессионалами. Он вполне зрелый, рассчитаный на понимание, а не тупой "ржач".
В «Ангел-А» юмор поддерживает ощущение реальности, а реальность представлена стильно. Стильный французский юмор, стильная реальность, стильная картинка на контрастах. Кажется, вот-вот сейчас перевернется кадр и Париж поглотит нуарщина, на зрителя польётся психологический поток, сознание лопнет, и случится тот самый задуманный автором взрыв эмоций... Но. Ничего этого не происходит.

Весь фильм зритель балансирует на грани света и тени, стиля и простоты, юмора и психологизма. Весь фильм «Ангел-А» построен на контрастах. Параллели проводить легко, ведь все мы знаем, что такое хорошо и что такое плохо, как говорится: «Даже самый отъявленный лжец верит в справедливость...»

Стараясь получить прибыль — главный постулат современного мира, главный герой не понимает, по каким правилам функционирует общество. Андре старается вести себя по-конформистски, что делает его лживым притворщиком, неспособным сказать правду даже самому себе. Оказавшись в положении жертвы, загнанной в долги, герой обращается сначала в полицию, а потом и в американское посольство с просьбой о помощи, но ему везде отказывают. Режиссер запечатлел политический срез эпохи: Андре гражданин Марокко, выигравший Грин Кард, а США стало союзником малого государства Африки. Перед нами яркий пласт двуликой реальности современного мира, где политический союзник — это скорее враг, чем друг.

Во всем Париже не нашлось ни одного человека, который бы посочувствовал герою. Окончательно отчаявшись, герой решается на самоубийство. Однако и здесь ему не удается сделать то, что решил он, а приходится делать то, что сложилось в силу обстоятельств. Обстоятельства в этот раз таковы, что неудачника, лжеца, должника, опередила другая самоубийца. Герой вместо реализации собственного прощания с жизнью, спасает девушку.

В этой сцене зрителю подан нетривиальный юмор, но вместе с тем происходит передача характерной черты героя, неспособного к самостоятельности. Это и есть виртуозная режиссерская работа. Такие ходы радуют зрителя на протяжении всего фильма.

Не сказать, что спасение утопающего плохо, но совершенно не по-мужски оказываться в конце очереди постоянно. Особенно, когда стоять в очереди уже нет смысла. Подобная нерешительность не допустима для мужчины, живущего в мире мужчин. Как я и сказала ранее, Ангела даст определение, что в Андре больше женского, чем мужского.

На протяжении фильма происходит трансформация — становление характера главного героя. В конце фильма зритель будет награждён чисто мужским поступком от Андре бывшего лжецом и мямлей. Главный герой бросает вызов вселенским правилам, написанным от основания мира. Во благо зрительского катарсиса этот вызов увенчался успехом. Теперь Андре нельзя называть мямлей и неудачником. Он у самого Бога смог отстоять право иметь свою женщину!

Драма не только в том, что герой мямля, дошедший в своей слабости до самоубийства, но и в том, что ангел — высшая часть души, которая пробуждается в момент фатального поражения героя, страдает от непонимания кто она и почему служит в небесном мире.

Андре, как истинный мужчина принимает решение: «Я знаю, что у тебя нет прошлого. Позволь мне предложить тебе будущее».

Взгляд на ангелов в фильме — не христианский. Вероятно, церковь осудила бы такое вольное обращение с ангельской темой. Но давайте будем откровенны: сегодняшних представителей церкви самих можно осудить за многое греховное. Обойдя церковные каноны Люк Бессон создал фильм о любви, которая дарит свободу и будущее. Однако надо отметить и совершенно христианскую героиню — Ангел-А, которая ничего не хотела для себя, не имела ни страха, ни сомнений, ни самолюбия. Я думаю, это редкость для европейских женщин, для русских (способных на многое, как мы помним на примере коня и избы) — такая самоотверженность скорее норма.

Приятная романтическая светлая мелодрама от заслуженного режиссера. После просмотра картины понимаешь сколько тепла и доброты есть в тебе. Сколько сил можно приложить к решению навалившихся проблем... А еще, после просмотра фильма хочется смотреть вокруг и видеть... Видеть родной город, свет звёзд, Луну...

Фильм Люка Бессона «Ангел-А» 2005 г. рекомендую посмотреть, испытать море искренних эмоций, улыбнуться хорошему юмору и понять, оценить серьёзное содержание.