Неизвестные светлые маяки одессы

Людмила Новокрещенова
Людмила Новокрещенова , С.Шкинёва
               
               
Уходят люди. Век минувший
Уходит с ними. И вдали
Их незапятнанные души,
Как в синем море корабли,
Всё тают в призрачной дали.
И  голоса их глуше, глуше.

Забыты их  мечты, труды
Их вера, горечь  и утраты.
Страданья, боль, сомненья святы,
Когда они светлы, чисты.

Ушёл двадцатый скорбный век,
Оставив груды страшных мифов,
Забытых истин, ложных вех,
Слёз матерей и детских криков.

Уходят люди. И вдали
Бледнеют тени, огоньки.
Нх души ввысь устремлены,
И их уносит горний ветер.
Но остаются в этом свете
Их душ высоких родники.      С.Онущенко          
               
                1
                1   
     В 2024 году исполняется 150 лет со дня рождения Анастасии Васильевны Теодориди (1874 — 1959), которая внесла неоценимый вклад в духовную и музыкальную жизнь города Одессы в первой половине ХХ столетия.
Гречанка по национальности А.В.Теодориди родилась в семье очень музыкальной: все три дочери обладали прекрасными голосами и  впоследствии стали певицами. Первоначальную постановку голоса Анастасия Васильевна восприняла у  артиста Императорского театра М.Л.Василенко, а затем для усовершенствования отправилась в Италию. В Милане она получила образование у известного композитора и дирижёра Цезаря Росси, а потом выступала камерной певицей в Лондоне в симфонических собраниях. В дальнейшем стала артисткой Итальянской оперы, гастролировала в Афинах, Константинополе, различных городах Италии.
Анастасия Васильевна с детства помимо музыкальных способностей  обладала даром ясновидения, яснослышания, предвидения. Необычные способности девочки беспокоили мать.   Поэтому она с дочерью поехала в Грецию к очень почитаемому в то время старцу. Он долго беседовал наедине с матерью, после чего она стала первым другом и защитником  дочери.  Необычные способности не пропали с возрастом, а наоборот, развивались. Анастасия Васильевна стала осознавать духовное руководство, общалась с Высокими Учителями.

     Однажды ей было сказано, что надо ехать в Одессу. Всё в ней воспративилось: бросить удачные гастроли, любимую мать. Да никто её и не звал туда! Но вскоре ей с сестрой предложили контракт в Одессу, она  медлит. Вдруг у Анастасии Васильевны пропадает голос!Вот тогда она поняла, что ехать придётся. Подписали они с сестрой контракты и сели на судно, плывущее в Одессу. Но чтоб поберечь голоса, сёстры договорились всю дорогу молчать. И здесь не обошлось без курьёза. Молодые, интересные, умеющие себя вести, артистки не могли не привлечь внимания мужчин, которые пытались с ними познакомиться. Однако, на каком бы языке они к ним ни обращались, девушки показывали, что не понимают. Тогда разочарованные кавалеры принялись беззастнчиво обсуждать их внешность и жалеть о том, что они немые. Только по приезде в Одессу сёстры обратились к смущённым попутчикам на их языках и объяснили причину своего молчания.

     У Анастасии Васильевны был голос широкого диапазона, она  обладала бельканто. По воспоминаниям концертмейстера Одесского оперного геатра  З.П.Садгеевой-Чувашовой А.В.Теодориди исполняла арии Аиды, Чио - Чио Сан и другие.
В Одессе Анастасия Васильевна с 1912 года стала заниматься педагогической деятельностью. Она оказалась талантливым педагогом и вскоре приобрела широкую известность. Вспоминаю рассказ моих родных, что приезжали итальянские маэстро и удивлялись, что  женщине А.В.Теодориди удаётся ставить не только женские, но и мужские голоса. В газетах того времени («Театр и кино» №8, 1917) отмечаются два основных достоинства её деятельности:
1) высокий уровень преподавания и любовь к своему делу,
2) организация выступлений её учеников и учениц, что тогда редко делали преподаватели пения.

     Сохранились программы вечеров опер и концертов вечеров учеников и учениц артистки итальянской оперы госпожи А.В.Теодориди в 1916, 1917, 1918, 1919 годах.
Анастасия Васильевна открыла совместно с Нотар оперную  студию, потом частную школу пения.  Очень недолгое время она преподавала в консерватории. В дальнейшем вплоть до самой смерти Анастасия Васильевна давала частные уроки на дому.
Соседи по дому (Троицкая, 23) вспоминают, что к ней приходило очень много учеников. Среди них были певцы-профессионалы (А.Базарченко, А.Коваленко, Арье, В.Катков, К.Шинская),  которым она помогала улучшить постановку голоса, а подчас и исправить её. Так было, например, с А.Шевченко (меццо-сопрано), которая в дальнейшем пела в Кишинёвской опере.  Приходили преподаватели пения и аккомпаниаторы (Н.Л.Карпинская, О.А.Чичкина), концертмейстер оперного театра З.П.Садгеева-Чувашова, студенты консерватории,  молодёжь, готовящаяся к поступлению в музыкальные учебные заведения, участники самодеятельности (Н.Поздняков, солист хора самодеятельности Одесского порта, солист краснознамённого ансамбля Одесского военного округа Г.Овчинников, Н.Д.Еленева и др). Подготовка, полученная у Анастасии Васильевны, позволила Р.М.Стрельцову поступить в институт Гнесиной и петь в ансамбле Александрова. Уроки у Анастасии Васильевны брали многочисленные представители интеллигенции Одессы: врачи (В.З.Вайншток и др.), инженеры, директора предприятий (директор завода Т.И.Мартыненко, директор магазина посуды С.Леонтьев, который был в восторге от её занятий и даже вёл конспект их).   

     Несмотря на большое количество учеников Анастасия Васильевна жила небогато. Плату за уроки она брала небольшую, а подчас и вовсе не брала. Так, она безвозмездно обучала пению монахинь, одарённую, но бедную девочку Тамилу Александрову. Артист Одесского театра музкомедии Эмиль Абрамович Силин  вспоминал, что платил ей символическую плату — 2 рубля.

     Это была внешняя сторона жизни А.В.Теодориди. Внутренняя её жизнь, духовная,  в Одессе необычайно активизировалась. Благодаря своим необычным способностям ей удавалось духовно воздействовать на людей, очищая и поднимая их. Анастасия Васильевна обладала даром во время молитвы подниматься в высокие сферы и общаться там с высшими Сущностями. У себя на дому до Октябрьской революции она проводила общие молитвы, на которые мог прийти каждый желающий: двери всегда были открыты. Это был единственный «дамский салон», который посещал будущий академик В.П.Филатов. Ясновидящие, присутствовавшие на молитвах,  видели Великих Учителей, святых. У людей, бывших на молитве, часто проявлялись способности, о которых они не догадывались: музыкальные. художественные и другие. У некоторых открывалось духовное зрение,  слух. Люди уходили с молитв потрясённые и просветлённые. Её влияние ускоряло духовный рост человека. Так, моя бабушка К.В.Мухина начала видеть ауру. Интересно, что вокруг головы Анастасии Васильевны были фиолетовая и золотая полосы. Многие начинали видеть значащие сны. По словам Анастасии Васильевны посвящение женщин  происходит в основном во снах.

     Жила Анастасия Васильевна, или как её любовно называли ученики «мама Настя», с двумя женщинами, связанными с ней духовно, а не родственно:  Е.П.Ивановой - Ганской (1888-1951) и О.П.Березанцевой (1886-1980). У всех трёх женщин была общая духовная работа, но Анастасия Васильевна взяла на себя наитруднейшую: «Провести через земное сознание женщины все этапы духовного женского посвящения,  и на заре Софийного века связать прошлое с настоящим наступающим днём, помочь разобраться женщинам в своём внутреннем мире».

     В 1922 году Анастасия Васильевна очень заболела, уже умирала, когда ей приснился сон. Будто приходит к ней мужчина в чёрном костюме и белой рубашке и говорит:

     - Вы должны умереть, но у нас здесь нет человека для работы. Если Вы согласитесь с нами работать, мы постараемся продлить Вам жизнь. Анастасия Васильевна всей душой была предана Христу и поэтому ответила:

     - -Я вас не знаю -Я только с Христом!

     Мужчина улыбнулся и спросил:
    
     - А почему Вы думаете, что мы не с Христом? Мы — Розенкрейцеры!

     Дальнейшего разговора я не знаю, в конце его Анастасия Васильевна согласилась на совместную работу. Но так как было очень трудное время, попросила помочь материально. К удивлению врачей и всех окружающих она выздоровела. С этого момента её духовная работа шла под руководством Розенкрейцеров, главой которых был Р.Штейнер.

     Время было трудное, уроки пения мало кому были нужны, семья бедствовала. Но неожиданно приходили из-за грашицы посыдки без обратного адреса, на улице находились деньги, уезжавшая ученица с радостью отдавала оставшиеся непоменянные деньги, а как-то  вечером после горячей молитвы Анастасии Васильевны отец Иегудиил из мужского монастыря принёс хлеб. Иногда подрабатывала медсестрой Ольга Петровна. Потом иногда  удавалось продавать картины Е.П.Ганской. Конечно, их тематика была такова, что  ни выставлять их, ни продавать официально нельзя было.
Удивительные способности  А.В.Теодориди стали известны членам теософского общества, которые приглашали  её на собрания. Она некоторое время посещала их.
Интересный случай рассказывала мне бабушка. Один из членов теософского общества рассорился с женой, безуспешно пытался создать новую семью. Отчаявшись и разочаровавшись в женщинах, он обратился к Учителям с просьбой показать ему хотя бы одну светлую настоящую женщину и получил ответ:
 
     - «Она подарит тебе розу».

     На одном из торжеств он увидел входящую женщину, которая направилась в центр зала, вынула розу из букета и протянула ему. Это была Анастасия Васильевна. Своим друзьям она впоследствии рассказывала, что совершенно не помнит, как вошла в зал и что было потом. Пришла она в себя, когда протягивала  розу потрясённому мужчине.

     Но посещала Анастасия Васильевна  теософское общество не долго. Своих ближайших учеников она потом предупреждала:

     - Никаких обществ. Там больше политики, чем чего-нибудь другого.

     Отход  Анастасии Васильевны вызвал у некоторых членов общества волну недоброжелательства, пошли разговоры об отсутствии у неё духовных способностей и тому подобные. Однако некоторые сохранили с ней дружбу до конца жизни. Так,  часто к  Анастасии Васильевне приезжал академик В.П.Филатов. Соседи по дому говорили, что он обязательно приезжал на все большие религиозные праздники. Ученики вспоминают, что у  Анастасии Васильевны висел портрет Владимира Петровича.

     У  Анастасии Васильевны был кружок ближайших учеников. Помогала она и другим ищущим. Все свои силы, все способности она отдавала в помощь людям. Это особенно важно было в тяжёлые для нашей родины  времена. Она лечила людей, предупреждала о грозящей опасности, указывала пути спасения, защищала молитвами. Часто из духовного мира Анастасия Васильевна получала молитвы в помощь данному человеку в его обстоятельствах. Так, когда в 1937 году мою бабушку К.В.Мухину должны были выслать из Одессы как жену репрессированного,   Анастасия Васильевна сказала ей непрестанно повторять: «Посол Великой Матери Софии,  принесший нам глаголы мира и любви, Ты претвори их в жизнь!» и «Огонь Божественной Софии, скорей на помощь к нам иди!» Это спасло бабушку.
Очень многих  Анастасия Васильевна  спасла в оккупацию Одессы и в послевоенные годы.

     Георгий (Егор) Осипович Вольский, главный редактор дореволюционноц газеты «Одесский гудок», в  1907 году пережил духовный кризис. Состояние было столь
   тяжёлым, что он «не имея сил вести дальше борьбу в теле, решил, помолившись, отойти в мир эфира».В это время он попал в дом Анастасии Васильевны Теодориди. С её помощью Егор Осипович преодолел кризис и понял свою жизненную задачу. Из её дневника следует, что Г.О.Вольский был воплощением Фалеса Аргивянина, высокого посвящённого Фиванского святилища, пришедшего на Землю «для написания работ,  которыми он участвовал в великой борьбе Светлых Сил за очищение человеческого разума, насаждение в него Христа, слияние его с религией духа, с Христом».
- Тяжела была та задача, которую возложил на меня Отец. Не всегда приходит человек в тело для исполнения Его велений в полном вооружении своих знаний, приобретённых им раньше… Да будет благословенна та минута нашей жизни, когда Руки  Матери привели меня в дом твой, и ты приняла меня! - скажет он впоследствии.
С этого времени началась совместная духовная работа Вольского и Теодориди. Часто  Георгию Осиповичу для написания работ нужны были «страницы света из мира высшего», которые добывала Анастасия Васильевна, что было по его словам «жертвой любви и самоотвержения».

     Но иногда нужные знания приходили иначе. Так, одно время к А.В.Теодориди  стал приходить человек, назвавший себя Дон Ярый. Он постоянно беседовал с Вольским, никогда не подходя к Анастасии Васильевне, чем всех удивлял. Однажды, ложась спать, она увидела Дона Ярого в ногах своей постели.

     - А вы что здесь делаете?- воскликнула она.

     - Я — воплощённая мысль Р.Штейнера. Я кончил свою работу и ухожу, - ответил он.

     Действительно, после этого  он никогда не появлялся.

     Вскоре после Октябрьской революции Г.О.Вольский,  как и многие другие представители интеллигенции, был арестован. Анастасия Васильевна, молясь о его освобождении, задала в Высший мир вопрос:

     - Что нужно сделать для его спасения?

     - Если он будет жить у тебя, то спасётся, -  был ответ.

     Она согласилась, не испугавшись тех великих страданий, которые добровольно взяла на себя. Действительно, этим поступком Анастасия Васильевна  согласилась взять на себя ответственность за жизнь Вольского. А ведь выше той любви, где человек согласен дать ответ за жизнь любимого, и быть не может!

     -Ты помогла мне, взяв весь мой крест на свои плечи, - сказал Георгий Осипович впоследствии.

     Далее события развивались так. Произошла смена следователя, ведшего дело Вольского; новым следователем оказался давний его знакомый. Понимая нелепость обвинения, предъявленного Георгию Осиповичу, он вызвал его и пообещал освободить с условием, что Вольский уедет из города. Но куда мог уехать Георгий Осипович, если тут была жена и пятеро детей?!
О
     днажды под покровом темноты освобождённый из тюрьмы Георгий Осипович тайно пришёл к Анастасии Васильевне и остался у  неё жить до своей смерти. Часто к нему приходила жена, а сам он выходил только под покровом темноты.
Теперь Анастасия Васильевна жила с Е.П. Ганской, О.П.Березанцевой и Георгием Осиповичем. Время было трудное, полуголодное существование, а ведь нужно было ещё помочь жене и детям Георгия Осиповича! Когда заболел младший сынишка Егор, Анастасия Васильевна взяла его к себе и самоотверженно ухаживала за ним. Мальчик очень полюбил её, называл мамой Настей. К великому сожалению, спасти его не удалось.

     Во время постоянных обысков Анастасия  Васильевна представляла Вольского душевнобольным, что обычно спасало. Но однажды его арестовали, посадили в комнату, дали бумагу, карандаш и со словами

     -Пишите всё, -оставили на ночь.

     Георгий Осипович написал:

     - Верую во единого Господа Иисуса Христа!
Затем он положил голову на руки и  благополучно проспал до утра.
     Утром после разговора следователь освободил его как душевнобольного.

     В этих тяжелейших обстоятельствах возобнавляется совместная духовная работа Георгия Осиповича и Анастасии Васильевны. В дальнейшем он писал:

     - Я заживо был упрятан в дом твой для исполнения работы своей.

     Анастасия Васильевна принимала апокрифические  послания, часть которых опубликована. К ним относятся «Мистерия Христа», переданные Фалесом Аргивянином (Сфера.М.,1997);  «Огонь Божественной Софии» (Путь познания. Одесса, 1999); «Дом Эллады» (Чорномор я, Одесса, 2003).

     Одна из дочерей Вольского — Галина Георгиевна была ученицей Теодориди в консерватории. Когда Анастасия Васильевна вынуждена была уйти оттуда, Галина Георгиевна тоже покинула консерваторию в знак солидарности, хотя ей оставался один год до окончвния. Добрые отношения сохранились у них до конца жизни. Об этом рассказала мне Н. Селенская, чья мать была дружна с Галиной Георгиевной и принимала её в своём доме.

     Из дневников А.В.Теодориди мы узнаём, что одна из работ, написанная Вольским , называлась «Артос». Известные нам работы Георгия Осиповича опубликованы в книге «Из  дневника...»(Одесса.  Экология. 2010). В них описываются ступени посвящения Фалеса  Аргивянина, а так же встреча  его с Иисусом Христом и последующие события.

     Как следует из дневника, в последние годы жизни  А.В.Теодориди духовное руководство ею перешло  к Мория и другим Учителям.
Умерла Анастасия Васильевна в 1859 году. На её похороны  монахини принесли особое покрывало, которое полагается только чистым девственницам.

                11    
               
     Е П .Иванова-Ганская происходила из старинного дворянского рода. По воспоминаниям Т.Б.Золотовой, племянницы художницы, семья Ганских связана с Новороссией со времён императрицы Екатерины Второй. Гоздано - Ганский приехал из Франции с герцогом Ришелье то ли в качестве его адъютанта, то ли управляющего его делами. Его сын Стефан поселился окончательно в Херсонской губернии. Сын Стефана Пётр Степанович принял православие, женился на дочери помещика Курдиманова, имел пятерых детей, младший из которых Павел Петрович — отец Е.П.Ганской. «Согласно семейному преданию отец приехавшего в Новороссию  Ганского был в свите Марии Лещинской, будущей жены Людовика ХV1, но корни приверженности Ганских к Франции уходят вглубь истории. По неподтверждённой легенде Ганские были феодалами французских королей. Единственное свидетельство этому — две лилии на их гербе. Ганские были участниками крестовых походов.

     Отец художницы Павел Петрович Ганский (1837 — 1912) был помещиком Херсонской губернии (ныне Одесская область), Ананьевского уезда, около усадьбы находилась деревня Николаевка. Из-за его болезни Ганские в 1870 году переезжают в Одессу. Семья была культурная, в доме постоянно бывали художники, представители интеллигенции. У Павла Петровича было девять детей, к сожалению, известна судьба немногих из них.
     Старший сын Пётр Павлович Ганский (1867 — 1942), был известный одесский художник, жизни и творчеству которого  посвящено недавно вышедшее издание. Он жил в Париже, летом приезжал в имение отца и участвовал во многих художественных выставках.

     Брат художника Алексей Павлович (1870 — 1908) был видным учёным, астрономом, работал  в Пулковской обсерватории, являлся создателем её Симеизского отделения. Он тувлекался альпинизмом и работал в Медонской обсерватории на вершине Монблана, участвовал в экспедициях на Шпицберген и др. Он был талантливым популяризатором науки и обладал широкими взглядами на науку, жизнь и социальный строй, как писала в своих воспоминаниях Е.П.Иванова-Ганская.

     Ещё один брат художницы, Сергей Павлович Ганский (1889 -1919), учился в Новороссийском университете, изучал древние языки, философию. По воспоминаниям Т.Б.Золотовой он ездил с Е.П.Блаватской в Гималаи.

     Екатерина Павловна обладала художетвенными способностями, сохранилась её ранняя работа маслом, автопортрет или портрет сестры. Как и вся семья  она была культурной женщиной, интересовалась философией.

     Революция 1917 года оказалась трагической для семьи Ганских. Имение было сожжено. Мать, скрывавшаяся у крестьянки, после приезда в Одессу была арестована. Последние дни она, очевидно, провела с Екатериной  Павловной, которая подле неё «совершила подвиг любви и самоотречения». Старший сын был арестован и приговорён к расстрелу. Но в это время Одессу заняла добровольческая армия, которая его освободила.  В 1919 году он навсегда на французском корабле уехал в Париж. В последние годы Пётр Павлович к удивлению всей православной семьи, перешёл в католичество, стал монахом иезуитского  ордена, священником, предварительно окончив теологический факультет в Лионе. В его обширном архиве есть философские заметки о жизни, о путях развития истории, о высшем смысле. В 1919 году умер и Сергей Павлович. Многие из родственников Екатерины Павловны эмигрировали.     Екатерина Павловна стала жить с А.В.Теодориди, потом к ним присоединилась Ольга Петровна Березанцева (1886 — 1980). Семья образовалась исключительно по общности духовных интересов, Это «была ячейка идейно связанных сердец,  верностью своей  следующих друг за  другом и трудящихся для общего блага».
 

     Такова была внешняя жизнь этой необычной семьи, но главной была внутренняя духовная жизнь. У А.В.Теодориди были духовные ученики помимо Е.П.Ганской и О.П.Березанцевой.  В конце жизни  Анастасия Васильевна написала дневник, в котором указала,  что первым плодом её духовной работы на Земле стала жившая с ней Екатерина Павловна Ганская. О духовной высоте Екатерины Павловны говорят передачи, полученные Анастасией Васильевной. «Все знания, все достижения так ничтожны, их даже нельзя назвать пылинкой по  отношению ко всему космосу, только любовь и действенная любовь даёт определённые ценности. Любовь без эгоизма, любовь-отдача, любовь жертва. И ты, и Катя вы богаты. Вы очень богаты».  «Катя несёт свой крест со смирением, и Христос с любовью откроет ей глаза в минуту смерти… и она воскреснет в жизнь вечную, в жизнь Света». Екатерина Павловна вошда в круг Розенкрейцеров и  оказалась готовой, чтобы «через неё дали огромный труд - её картины. Сознательная работа взята ею на себя для того, чтобы помогать оставшимся на Земле»: «дивные образы Олимпа из храма богов запечатлелись у вас на Земле». Под Олимпом здесь понимается не гора, где жили боги греческих мифов, а та «область»  духовной реальности, где происходит слияние  логосов О и М (Отцов и Матерей — прим. автора).

     На картинах Е.П.Ганской «изображены образы, относящиеся к области высшей женской энергии, которая может низвести в материю храм  Неизреченной  Агни — Софии».  По вполне понятной причине картины Е.П.Ганской не выставлялись. Впервые часть их была выставлена в фонде Греческой Культуры в 2002 году. Тогда же Одесским филиалом  Греческого фонда Культуры был издан каталог выставки «Духовные образы ХХ века» (Друк, Одесса),
     В  2003 году была вторая выставка в музее Западного и восточного искусства, а затем третья выставка рисунков и картин  Е.П. Ганской в муниципальном музее личных коллекций имени А.А.Блещунова.

     Образы Высших миров — светящиеся, искрящиеся, полные жизни и энергии. Краски их не имеют аналогов в земном арсенале красок. У Н.К.Рериха мы читаем, что «... обитатели Тонких миров сами светятся, освещая собой то пространство, где находятся. В Мире Огненном «светоносность всех частей… даёт непрерывное свечение».  Р.Штейнер пишет, что цвета в духовном мире можно разделить на яркие, через которые как бы просачивается свет, и  искрящиеся светящиеся. Екатерина Павловна рисовала свои картины акварельными красками, передавая ими тончайшие цветовые переходы. Иногда она использовала штрихи различных цветов. Волны энергии изображала периодически меняющейся густотой штрихов,
Цвета картин говорят об их явной причастности к астральному плану. Однако чёткость и симметрия рисунка уже соответствуют менталу. Гармоничность изображаемых образов свидетельствует о высоком уровне изображаемых сущностей, так как все  духовидцы-святые  отмечают  необычайную светоносность и красоту видений.
На многих картинах изображены лики (архетипы) в различных убранствах. И тут на память приходят слова Жанны  д Арк на допросах инквизиции. «Голос говорил мне о спасении души, он научил меня хорошо себя вести и часто ходить в церковь. Это голос св. Екатерины и св. Маргариты. Их  лица увенчаны прекрасными венками очень богато и очень роскошно. Я всегда вижу их в олном и том же облике. Об их одеждах я не знаю ничего. Я вижу лицо. Не знаю,  есть ли у них руки и другие  образные части тела».

     Интересно, что фотографии торсионных полей людей, обладающих больщой духовной силой, показывают только их головы, остальное исчезает в потоках энергии. Да и на многих иконах высокие духовные сущности изображены ввиде голов с крыльями.

     Убранство ликов, очевидно, соответствует ауре Сущности. На убранстве часто  изображаются цветы. У Н.К.Рериха пишется: «сияние аур, как своды облачные, лучи — как потоки и водопады.                               
     Цветы огненные отличаются сиянием, их можно сравнить со строением роз — малые вихревые кольца образуют как бы сочетание лепестков».

     Картины глубоко символичны. Из общности  духовной работы Анастасии Васильевны и Екатерины Павловны следует, что  раскрытие этих символов нужно искать в работах А.В.Теодориди. Так, на многих картинах изображены крылья. О них в работах пишется: «На заре человечества все мудрые наставники людей всюду, где только могли, строили либо статую Сфинкса, либо статуи крылатых животных вплоть до крылатого дракона и змея. Все эти фигуры символизировали данный момент истории Земли: пришла Мать и своими чистыми крыльями поднимает тяжёлую материю.

     На многих картинах изображён крест. Положение лика относительно его перекладины  указывает на духовный уровень  Сущности.
По краям многих картин видны как бы обрывки слоёв, через которые поднимались авторы. Подобная символика используется в иконописи и отражает факт наличия границ тонких миров.

     Два лика, расположенные один над другим, соответствуют  различным планам проявления духовной Сущности.

     Ромб символизирует дверь в Высший мир.

     Некоторые картины изображают чувства. По Р.Штейнеру они являются сущностями в тонких мирах.

     Кроме картин Екатерина Павловна рисовала иллюстрации к работам Анастасии Васильевны, а также духовные портреты.

      Для глубокого понимания картин Е.П.Ганской у зрителя  должно быть определённое духовное развитие. В Гранях Агни Йоги мы читаем: «Думают, что лицезрение полотен даст желаемый результат, но забывают о соответствии, то есть способности сознания созвучать с тем, что оно видит. Без соответствия нет созвучия, а без созвучия — понимания и  восприятия внутренней сущности явления. При наличии в сознании элементов, способных дать созвучия, последние зарождают процесс ассимиляции и вызывают рост и углубление взаимопонимания. Как бы искра попадает в сознание и зажигает всё, что может гореть, дать огонь, а затем свет. Для кого-то этот процесс может стать целым откровением и раскрытием своей собственной сущности смотряшего, и тогда просыпается сердце к явлению непосредственного понимания…. Когда уже не нужны слова — лишь сердце трепещет ощущением Света».

      Р.Штейнер пишет,  что даже простой интерес к высокой духовной литературе спосоьствует  духовному развитию человека. Каково же должно быть воздействие образов, изображённых на картинах Е.П.Ганской! С глубокой благодарностью склоним головы перед Человеком, достигшим в своём Смирении и Любви к людям возможности не только увидеть, но и принести нам картины Высших миров!

                111
   
     Совместная работа духовно связала Георгия Осиповича и Анастасию Васильевну.  После его смерти связь временно прервалась, но потом А.В.Теодориди  начала принимать от него послания. В одной из передач есть такие слова.

     - Перемена центра жизни из мира Земли в мир эфира заставила меня много поработать над установкой проводов между мною и тобой. Провода эти приходят в действие только тогда, когда живущий на Земле является сознательным Розенкрейцером, когда начинают работать эфирные центры мозга. Тебе надо было прожить так одной целый год, даже больше, чтобы закончить своё испытание. Я знаю, что этот год был наиболее тяжёлым в твоей жизни, но ты его изжила, испытание кончено, экзамен сдан… Я жду и работаю в том направлении, чтобы  скорее явилась возможность уйти тебе от Земли. Ты понимаешь теперь, что радость нашей встречи так велика, так необъятна, как вечность, и эту радость мы получаем благодаря Смерти.

     В посмертной передаче Георгий  Осипович накладывает «veto на Артос и на свои работы. Не трогать их до той поры, пока  ты жива… Не надо сейчас делать ничего — такова воля Отцов и Матерей. Этим вас хотят уберечь от излишних нападений. Ещё не пришло время».
 
      Большой интерес представляют посмертные послания Вольского, касающиеся его личных отношений с Теодориди, которую он называет своей духовной половиной. (Вспомним маленькую Марию, о которой Серафим Саровский  сказал, что она его небесная невеста, Богом назначенная, а также работу Н.К.Рериха о духовных половинках). Приведённые ниже цитаты взяты из дневника А.В.Теодориди.

     - Прошу очень тебя понять то обстоятельство, что мы с тобой были связаны ещё на заре жизни Земли… Не забывай, что ты и я — одно… сердце и мозг у нас один. Циркуляция крови идёт полным ходом и таким образом, только одна малая часть уходит на твоё земное тело. В  остальном… жизнь твоя  вся отныне со мной здесь… Во время моей жизни на Земле тебе приходилось деятельно общаться с миром Высшим, чтобы помочь мне, ибо я был в теле и не окончил свой урок на Земле… Теперь, когда я беру все нити твоей жизни в свои руки, я вижу, как я был во многом неправ и теперь ещё раз приношу тебе свою великую благодарность за всё, сделанное тобой… Твоя чистая любовь всегда была крепкая нить, держащая меня прикованным к золотой цепи любви космической. Жертва всегда остаётся наибольшей заслугой для Высшего мира. Кто жертвует собой, тот постигает форму высшей любви и проводит её в жизнь.

     - Милая, родная, вовсе минуты жизни я с тобой. Твой крест — мой крест...Вся твоя тяжесть — моя тяжесть Твоё бремя — моё бремя, только разница в том, что раньше всё тяжёлое было на одной тебе… Теперь же наши роли переменились: я забочусь о тебе… Каждое твоё душевное состояние передаётся мне моментально… Теперь ничто пусть не пугает тебя, каждый момент я готов… охранить тебя задолго до того, как ты узнаешь о неприятности… Плотные стены окружают тебя. И через них ничто не приблизится к тебе злое. Но когда ты уйдёшь от Земли, то опять наши роли переменятся, ты пойдёшь вверх, и я буду жить в тебе.

     - Поскорее освобождайся от желания облекать всё тебе дорогое в формы Земли. Не в образе человека жди меня, ибо я уже не человек, а духовная сущность, слитая со всеми своими родственными мне атомами духа, и поскольку я это осознал, приобретаю могущество этой Сущности. Ты живёшь ещё на Земле, но всё равно мы нераздельны, всё равно и моя сила — твоя сила… Не удивляйся теперь, что разум твой преобразился и слился с сердцем. Весь разум свой Фалеса я вложил в сердце твоё, как мой дар тебе, моя любимая половина.

     Послания Георгия Осиповича к Анастасии Васильевне помогают нам приблизиться к пониманию Любви в её высшем смысле на примере любви людей, стоящих духовно выше нас.

     - Каково моё отношение к тебе, невозможно описать словами. Я не назову это любовью, ибо любовь очень опошлена на Земле. Я горю тем чистым пламенем, которое длинной дентой тянется к тебе и, сжигая всё на пути, готовит тебе свободную дорогу ко мне… Я могу гореть только потому, что твой порыв ко мне создаёт вихрь, раздувающий моё пламя. Без твоей любви я горел бы тихим светом. Пойми же,  как мне нужна твоя любовь, пойми, что только этими стремлениями друг к другу мы создаём движение-вихрь, и новое тело наше формируется. Все остальные виды любви, отца, матери, сына, дочери — они только создают мапенькие волны в мире физическом и его окружении. Это есть те лёгкие ветерки, которые колеблют поверхность воды жизненного моря и не дают ему застаиваться. Но раз грани пройдены, сюда в наш мир проникает только любовь, прошедшая Голгофу, любовь, рождённая и окрепшая в жертвенных мучениях.

     - Я жду тебя и в час смерти твоей буду около тебя. Я не оставдю тебя, как и ты была со мной и одна не оставляла меня… Наша встреча будет полна такой радости и света, столько тепла и любви ты получишь от нас, что твоё измученное сердце согреется и оживёт для жизни в  нашем мире. Ты здесь отдохнёшь… облекут тебя  в новое тело эфира… У нас в наших сферах полнота бывает тогда, когда соединившиеся две половины составят одно целое для перехода на более высокий этап работы… Мы с тобой уйдём в иную сферу и даже в другую солнечную систему. Там далеко за созвездием Ра-Ка есть чудная планета — имя ей Аифосана. Туда приходят на временную жизнь люди, которые нашли себя на  Земле,  которые упорно стучали в мир духов. Здесь будет нами изхита долгая эизнь, которая в противоположность нашей земной жизни, даст нам полное удовлетворение в том смысле, что на Земле мы с тобой вобрали в себя те семена, которые здесь только дадут дерево, цветок и плоды. Если жизнь наша была полна мук, то этими  муками, уплатив все долги за себя и за других, мы крепко и глубоко укрепили семена в нашем духе И жизнь наша польётся плавно, гладко, как река, пройдя все горы, пропасти, ущелья, водопады, наконец доходит до русла и свободно льётся дальше по широкой равнине и в конечном результате вливается в гигантский океан. Все семена начнут распускаться и всё, что мучило своей недосказанностью. даст здесь полный ответ.

     - Самое тяжёлое и смаое трудное для людей — это вырвать себя из когтей пола, но не искусственно. как пытаются сделать на Земле, а естественно, через познание Любви, научиться любить так, чтобы эта любовь была бы для тебя всё: и жизнь, и смерть, и источник, питающий дух твой.

     - Любите ближнего, как самого себя, - сказал Христос.

     Этим Он дал нам указание, как начать  своё познавание Любви. «Любите врагов, ненавидящих, проклинающих», прощайте их, это всё способы познавать Любовь. Когда ты стараешься любить так, как говорил Христос, ты напоминаешь пловца, который работает руками, чтобы подойти к месту, где протекает течение Любви Матери ко всему сущему. Ты попадаешь в это течение, и оно несёт тебя к цели.  Тогда Любовь Матери и Христа тебя спасают и ведут к тому состоянию, когда ты сам, наконец, начинаешь любить для того, чтобы в конечном результате самому стать Любовью и, слившись воедино со своей половиной, вступить в новую фазу своего бытия  в теле ангела.

     Жизнь и деятельность столь высоких сущностей, как Г,О.Вольский,  А.В.Теодориди, её духовные ученики, как Е.П.Ганская, и других, свидетельствует о том, что Одесса — действительно благословенный город. Мы, живущие в нём, можем только сказать:

     Спасибо вам, осмеянным толпою, 
     Уже поднявшимся на небеса,
     За труд, омытый Светом и Любовью,
     Самоотверженный, без денег и венца!     (Л.Н.)