Библейское солнце

Владислав Плеханов
            1. Солнце Псалтири

В 18-м псалме Давид сравнивает солнце с прекрасным женихом, выходящим из брачного чертога:

          «Оно выходит, как жених из брачного чертога своего» (Пс.18:6).

Читатель догадывается, что чертог это заря, окрасившая восток багряно-золотистыми цветами. Что может сравниться с первозданной красотой этих  библейских образов, которым уже три тысячи лет? (Гомер родится только через сто или двести лет после них.)

Итак, солнце выходит из своего шатра чтобы затем как исполин  радостно и легко пробежать весь небосвод  от востока до запада.

         «радуется, как исполин, пробежать поприще:
         от края небес исход его, и шествие его до края их» (Пс.18:6-7).

 И далее описано могущество этого гигантского  воина:

          «и ничто не укрыто от теплоты его» (Пс.18:7).

То есть тепло это его "оружие", от которого никому невозможно укрыться.

Сотни поэтов Востока и Запада будут воспевать солнце, его восход, величественное  шествие по небу и закат, и никто не сможет даже отдалённо приблизиться к поэтической силе этих двух библеских стихов.

Только в этом псалме  Давида поэтически явлена целостность  всего солнечного движения от начала и до конца. У остальных поэтов мы находим лишь бесчисленные вариации на отдельные моменты этого единого чуда.

Но самое главное,  это поэтическое чудо воспевает величие Творца, создавшего этого исполина и определившего ему его путь, потому что

    «Небеса проповедуют славу Божию, и о делах рук Его вещает твердь» (Пс.18:2), ибо это

     «Он поставил в них жилище солнцу» (Пс.18:5).


               2. "Солнце правды" пророка Малахии и Святого Евангелия

Но и этого мало. Эти вдохновенные стихи Псалтири являются кроме того провозвестниками ещё большего чуда, о котором таинственно говорит Святой Дух устами пророка Малахии:

       «А для вас, благоговеющие пред именем Моим, взойдёт Солнце правды и исцеление в лучах Его» (Малахия 4:2).

То есть Иисус Христос и Его евангельское учение. И Он тоже явится Женихом чистых душ, которые сами уподобятся Ему как духовному Солнцу, последовав Его учению и

       «Тогда праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их» (Мф. 13:43).

И здесь уже Святое Евангели сравнивает не солнце с человеком, а человека с солнцем. Между двумя этими сравнениями тысяча лет, которые для Бога как один день.

Как кратко и возвышенно Священное Писание возводит читателя  по ступеням этих образов солнца к Главному! Осталось только раскрыть суть Его, и Евангелие делает это.


                3. Суть духовного Солнца правды

Как же человеку сподобиться такой благодати, уподобляющей человека духовному Солнцу? И на этот вопрос Библия  отвечает устами Христа:

       «А Я говорю вам: любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас,
        благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас,
       да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он повелевает солнцу Своему
        восходить над злыми и добрыми...» (Матфея 5:44, 45).

Повелевает "восходить над злыми и добрыми" не толко астрономическому солнцу, но и духовному.

Итак, суть этого духовного Солнца правды в безусловной любви ко всем: друзьям и недругам.


               4. Вечность духовного Солнца любви

В.С. Соловьёв через 19 веков очень точно выразил непреходящую природу этой любви в своём стихотворении «Бедный друг! истомил тебя путь...»:

               «Смерть и Время царят на земле, -
                Ты владыками их не зови;
                Все, кружась, исчезает во мгле,
                Неподвижно лишь солнце любви.»

                (1887)

То есть  всё исчезнет, даже солнце потухнет и небесный купол свернётся как свиток, только Солнце божественной любви останется неизменным. И те, кто верил в него, надеялся на него и любил его, тоже навсегда останутся вместе с Ним.


               5. Истинное счастье человека

Вячеслав Иванов развивает эту мысль В.С. Соловьёва в стихотворении "Счастье", на примере солнца описывая вначале тайну любви, а потом и то, как истинно любящие удостаиваются подлинного счастья:

         Солнце, сияя, теплом излучается:
         Счастливо сердце, когда расточается.
         Счастлив, кто так даровит
         Щедрой любовью, что светлому чается,
         Будто со всем он живым обручается.
         Счастлив, кто жив и живит.

То есть он "жив и живит" любовью, излучающейся из его сердца на добрых и злых  как свет от солнца.

         Счастье не то, что годиной случается
         И с мимолетной годиной кончается:
         Счастья не жди, не лови.
         Дух, как на царство, на счастье венчается,
         В счастье, как в солнце, навек облачается:
         Счастье — победа любви.

(В этом стихотворении всё светоносно, даже рифма.)

Тем самым поэт показывает, как Солнце божественной любви, о котором писал  В.С. Соловьёв, навсегда принимает в себя своих избранников.


Итак, есть мимолётное человеческое счастье. Есть более высокая ступень того, что мы называем счастьем, - благодать (сугубое, особенное счастье от Бога, которое в том, чтобы сердце "расточалось любовью" ко всем).  И есть наивысшая степень его, слава Божия - окончательная победа любви.