Маятник слишком занесло в правильную сторону, или

Гедеон Янг
#повестка, #меньшинства, #лгбт, #расизм, #национализм, #вероисповедание, #кинообзоры

А теперь снова поговорим на всё ещё злобнодневную, но в то же время потенциально опасную и конфликтогенную тему. На тему ЛГБТ+ и всяких прочих LiveMatters в массовой культуре и, в частности, в кино. И для начала с необходимостью уточню, что никоим образом не возражаю против каких бы то ни было меньшинств – сексуальных, религиозных или национальных, более того, всячески приветствую вот это всё разнообразие, соприкасаюсь с ним, взаимодействую и дружу.
Но всегда начинает раздражать как необоснованное и незаслуженное преследование чего бы или кого бы то ни было по этим самым признакам, так и неоправданное и даже законодательное утверждение необходимости оного в общественной жизни, политике или какой-либо сфере культуры. К первому относятся веками известные антисемитизм, национализм и прочий расизм, а также религиозная или гендерная ксенофобия, ко второму же – многократное утверждение и увеличение роли того же православия прочего скрепнославия в России или законодательное обязывание процентного минимума религиозных и национальных меньшинств, а также «людей с ограниченными возможностями» в голливудской продукции, протащенное несколько лет назад под угрозой ограничения в правах и прокате.

Одно дело, когда речь идёт о преимущественно православной стране типа Афона или Индии с доминирующим индуизмом (преследованиям другие конфессии при этом не подвергаются, в отличие от репрессий против Свидетелей Иеговы в якобы «православной» России). Не вижу и ничего плохого в фильмах на заданную тему, типа той же пресловутой «Горбатой горы» или «Молитвы за Бобби» (кстати сказать, создатели «Барселоны», насколько я помню, никак не акцентировали общеизвестную ориентацию Меркьюри, в отличие от «Рокетмэна» Элтона Джона». Столь же глупо придираться на этих основаниях и к фильмам типа «Последнее искушение Христа», «Молчание» или даже «Капитан Оргазмо» - хотя всегда найдутся «оскорблённые верующие».

Однако, когда вдохновлённые (хотя лучше сказать – отравленные толерантной «повесткой») режиссёры, сценаристы и продюсеры слишком перебарщивают в поддержке «униженных и оскорблённых», моё чувство стиля и вкуса, да и просто здравый смысл начинают беспокойно ворочаться, а то и буйно возмущаться. Что называется, маятник слишком уж качнулся в «правильную сторону»…
Впрочем, немногим большее, как это было каких-то 30-50 лет назад количество небелых исполнителей меня особо не трогает, а нередко даже и радует в силу личной симпатии к некоторым национальностям. Но вот чрезмерная популяризация «нетрадиционной сексуальной ориентации» (как, повторюсь, и «традиционных семейных ценностей»), иной раз пересекающихся с первыми иной раз выглядит как недоразумение, а иной – как странная хохма режиссёра.

Приведу кое-какие примеры. Так, пару лет назад вышел сериал «Страна Лавкрафта» по одноимённой книге продолжателя дела «великого и ужасного» Говарда Филлипса Мэтта Раффа. Просто приведу здесь фрагмент собственного кинообзора из НГ-Религий. ««Страна Лавкрафта» – в жанровом смысле совершенно другой проект, но его создатели тоже попытались сыграть на теме меньшинств. В основе также роман современного американского писателя Мэтта Раффа, переосмыслившего эстетику Говарда Филипса Лавкрафта, одного из создателей «черной литературы», «отца» Ктулху, Азагтота, Дагона и Некрономикона, давно ставших мемами. Из этих фантасмагорических образов сформировались особая мифология и даже подобие религии, нечто среднее между оккультизмом и готической субкультурой. В Америке традиционно проходят фестивали и конкурсы, посвященные творчеству Лавкрафта. Пикантность в том, что классик «черной» прозы XX века был убежденным расистом, и фильм этот досадный недостаток исправляет.
В сериале показаны социальные проблемы американской жизни середины прошлого столетия, но все это пропущено через «мясорубку» лавкрафтианского инфернала. Зачинается действо в жанре роуд-муви: ветеран корейской войны Аттикус отправляется на поиски своего непоседливого отца, затерявшегося где-то на расистском Юге начала 50-х. Его напарники в путешествии – подруга детства Летиша, одержимая борьбой за права чернокожих американцев, и дядя Джордж – архивариус и библиотекарь.

Между тем расовая тема все туже вплетается в мистический сюжет. Одну из героинь, пышнотелую афроамериканку Руби соблазняет «чрезмерно белый» блондин Уильям, но не ради банального секса, а для изощренной магической мести. Возникает и мотив сексуальных меньшинств. Красавчик Уильям-Кристина – оборотень-трансвестит, меняющий с помощью волшебного зелья и цвет кожи, и пол, – подсаживает на наркотик свою любовницу. И вот уже Руби в теле белой дамы вымещает всю боль чернокожих женщин на белом расисте – управляющем магазина. «Я не знаю, что сложнее – быть цветной или быть женщиной. Раньше меня устраивало и то и другое. Но мир постоянно вмешивается», – жалуется она».

А в фантастическом сериале о пришельцах «Розуэлл, Нью Мексико» тема гомосексуальных взаимоотношений получила поначалу своё оригинальное прочтение. Во втором сезоне проекта, вышедшем в 2020 году, сценаристы поначалу осторожно определили ориентацию «пришельцев» как бисексуальность. По мере продолжения показа все6 главные герои действительно перетрахались друг с другом. Но вот к последнему, четвертому сезону, вышедшем в прошлом году, роман пришельца Майкла Герина с его другом детства Алексом Мэйнсом приобретает прямо-таки параноидальные черты – Майкл с каким-то остервенением забивает значительную часть эфирного времени своим параноидальным поиском потерявшегося в параллельном измерении возлюбленного.

Дальше-больше, и вот уже авторы-постановщики адаптации культовых «Благих знамений» покойного Терри Пратчетта и очень даже живого Нила Геймана наполняют второй сезон проекта обильнейшей нетрадиционностью. Снова процитирую свой же обзор: «С оригинальностью сюжета беда, а вот с повесточкой явный перебор. Две основные сюжетные линии – это попытка Небес и Ада разыскать потерявшегося внезапно Гавриила и… попытка Азирафеля и Кроули свести вместе двух страдающих соседок-лесбиянок. Гавриилом-Габриэлем оказывается голый мужик, потерявший память и явившийся в первой серии сезона к магазинчику заклятых друзей. Вернее, после разжалования сваливший с Небес и заблаговременно спрятавший все свои воспоминания – фактически, свою личность в … муху, заботливо предоставленную ихним повелителем Вельзевулом. С которым в финале сезона они и покидают, любовно взявшись за ручки, всех прочих участников процесса.
Лесбы так и не пришли к любви и согласию за все шесть серий; всех ангелов, кроме обмирщвлённого Азирафеля и некоторых демонов почему-то изображают дамы, говорящие мужскими голосами и о себе в мужском роде. Наконец, Кроули, по сравнению с первым сезоном, заметно исхудал и обмяк – послушно выполняет все поручения напарника, а в конце и вовсе жалобно просит того не принимать предложения Метатрона возглавить ангелов. Напротив, слезливо умоляет составить с ним пару, и для пущей убедительности впивается Азику в губы в страстном засосе. Но увы – как побитая собака, униженный Кроули катит куда-то вдаль, довольный же Ази воспаряет на специальном лифте наверх, готовить Небеса к Второму Пришествию».

Наконец, в недавнем проекте «Вторжение», выпустившем уже два сезона, лесбийская тема тоже получила изрядное место. Это одна из трёх сюжетных линий - отчаянная попытка японской программистки из космической программы Мицуки Ямато (для тех, кто понимает, о чём говорит это имечко ;) спасти свою тайную любовь Хинату, так некстати отправившуюся на орбиту и там атакованную инопланетянами.

В сериале «Основание» гей-тема также представлена в виде романа между генералом-бунтарём и его подчинённым офицером. Выглядит и заканчивается драматически, но на фоне общего сюжета, где и так мало приятного, проходит почти незамечанно.

Пожалуй, самый невинный и даже милый пример подобного кинематографического шаловства – это сериал «Извне», где показан невинный роман врача колонии Кристи и её невесты Мариэль, внезапно воссоединившихся после прибытия последней в деревню на автобусе. Драматичность их встречи смотрится даже умилительно на фоне основной драматической линии сюжета….
Безусловно, это лишь введение в проблематику темы, и желающие могут предлагать свои варианты.