Випассана в Дарамшале или Дарамсале?

Анальгин
Чемодан

Мое четвертое путешествие в Индию стартовало в Ярославле ранним утром 30 сентября 2023 года. В предрассветных сумерках я пробиралась на автобусную остановку, но тут чемодан наскочил на очередную кочку и у него отлетела ручка. «Найс», – подумала я, и в панике начала собирать отвалившиеся детали. На земле валялись выдвижная ручка, две спицы, кусок пластика, отпавший с верхней части чемодана, и возможно что-то еще, невидимое в темноте. Вообще-то, это даже не мой чемодан! Это моего брата чемодан, и он, похоже, не хотел ехать в Индию.

Нецензурные слова роились в голове, но я продолжила путь на остановку, потому что если забуксовать в самом начале квеста, можно не добраться до конца. А дорога предстояла длинная.

Я решила поехать на курс Випассаны в Дарамшалу, лучше не спрашивайте, зачем, потому что ответа на этот вопрос у меня нет. Дальше читайте подробный рассказ о том, как съездить в Индию в одиночку, без группы и попутчиков, если вы женщина предпенсионного возраста, в очках, со сломанным чемоданом.

Не буду углубляться в детали. Через 40 минут, на автовокзале, я купила скотч, примотала ручку, а потом уже в Москве купила новый чемодан в большом торговом центре на Речном вокзале. Продавщица предложила мне походить с покупкой перед зеркалом, поучаствовать в акции и вручила купон на скидку в 1000 рублей, если куплю еще один чемодан в ближайшие две недели...

Самолет

На Речном у метро было многолюдно и в большом количестве роились менты. Пристрою тут бедный братский чемодан и меня, чего доброго, арестуют. В общем, калека почил в парке неподалеку. Может, в других обстоятельствах, его можно было бы починить… 

К счастью, дальше особых сюрпризов не последовало. Нас вовремя запустили в самолет, и буквально на последних минутах на соседнем со мной сиденье возникла белокурая нимфа по имени Валерия. Лера до последнего пила вино в бизнесс-зале, поэтому немного припозднилась. Она сказал, что тоже летит в Дарамшалу, к Далай-ламе, за «расширением». Почему-то подумалось: «А за каким фигом лечу я?» – и моя соседка посоветовала сформировать намерение, пока еще не поздно. Она оказалась опытным инфлюэнсером из инсты.

Самолет взлетел, и вокруг меня началась вечеринка. Через проход сидел индус, который сказал, что он алмазный король. Лера и еще одна блондинка начали расширение в его сторону. Услужливые стюардессы принесли всем белого вина. Потом подошла еще одна женщина из группы, которая тоже летела «жить во дворец Далай-ламы». Она советовала воровать аэрофлотовские ножи и вилки, потому что они хорошие и «никто ничего не скажет».

Перелет ночной и я каким-то образом уснула, а когда проснулась, обнаружила рядом немного влажную Леру. Оказалось, она пролила томатный сок и гордилась тем, что на меня почти не попало…

Кстати, как потом оказалось, Далай-лама заболел гриппом, и учения для Леры и Ко вместо него проводил другой монах.

Дели

Не верьте менялам денег из телеги – обменники работают. Ночью и под утро в аэропорту Дели можно обменять доллары и даже рубли, хотя и по плохому курсу. Кроме того, у специальной стойки можно бесплатно подключить WiFi, чтобы написать родным о благополучной посадке. У стойки Airtel за 500 рупий можно купить туристическую сим-карту, которая ожила, (как и было обещано продавцом), через два часа – и я ее активировала.

Около 5 утра начинает работать метро. Выходите из аэропорта (терминал 3), игнорируете таксистов, которые к вам лезут, поворачиваете направо, спускаетесь в тоннель. Следуйте за иконкой с поездом – и попадете на аэропорт-лайн, последняя станция которой (New Delhi) упирается в знаменитый Мэйн-базар. Билет стоил 50 рупий, не выкидывайте его до конца поездки.

А мне надо было в хостел. Чтобы отдохнуть до вечернего автобуса, я через букинг забронировала койку в женском дормитори, рядом с вокзалом Кашмир гейт.

На метро доехала до Кашмир гейт. Хостел был в 10 минутах пешком, но я – правша и на выходе свернула направо, а надо было – налево. Интернета еще не было. Тут как обычно, подвернулся прекрасный рикша, и мы начали нарезать круги по округе. В один счастливый момент я-таки заметила в подворотне здание как на фото в букинге, таким образом, хостел был найден, и вскоре я вскарабкалась до ресепшен. Индийское время 7 часов утра.

Бодрый парень записал меня в книгу, взял деньги и отвел в очень большую комнату, по которой ходили сонные полуголые мужики. Пришлось ему сказать, что я женщина и бронировала кровать в «фимейл дормитори». Парень вообще не удивился. Мы вместе проследовали к двери в женскую общагу, но она оказались заперта изнутри. Он постучал, но дверь не открыли. Утро воскресного дня, понятно, что девочки спят.

Женская ванная тоже была за заветной дверью, и рядом со мной образовалась индийская девушка, которая ночевала в смешанной общаге, а помыться надеялась на женской территории. «Все спят», – сказал она разочарованно. – «Ты не стой тут, иди, ругайся с ним». Девушка указала на парня с ресепшен. И я ринулась в бой, т.е. упавшим голосом еще раз сказала, что я женщина и хочу свою кровать. «Вейт», – сказал парень и стал звонить по телефону.

Индия – удивительная страна, там можно сидеть, смотреть в стену и чувствовать себя при этом очень хорошо и комфортно. В России у меня так не получается. В общем, я сидела, смотрела в пространство, но тут парень дал мне мобильник и оттуда приветливый женский голос пообещал поселить меня бесплатно в отдельную комнату, пока не проснутся женщины в общаге. Так я обрела собственный душелет и кровать под кондиционером на добрые 5 часов. Выперли меня только в полдень, когда приехала женщина с ребенком и бронью на «мою» комнату.   

Автобус

От  хостела до автовокзала было 15 минут пешком.

Кашмир гейт в русском народе нередко называют Кошмар гейт, потому что это очень запутанная станция метро с семью выходами. Если вы тоже собрались в Дарамшалу, то скорее всего, ваш автобус тоже будет отходить от Кашмир гейт.

Большие туристические басы стоимостью около 1 тыс. рупий обычно отправляются вечером от заправки (в билете указано, откуда), но мы же не ищем легких путей. Мой визит в Дарамшалу прекрасным образом совпал с Чемпионатом мира по крикету, о котором я, естественно, слыхом не слыхивала, поэтому просто смотрела на невероятно высокие цены на билеты и тихо офигевала. Короче, я нашла автобус от автовокзала, по приемлемой цене, с кондиционером и мягкими сиденьями, но… это был обычный местный автобус и я – единственная белая особь в салоне.

И еще там не было отсека под багаж. Короче, я втиснулась на сиденье вместе с чемоданом в ногах и вскоре рядом села прекрасная волоокая девушка, трезвая и с очень недовольным выражением на лице. Она даже обращалась к кондуктору, пыталась найти себе другое место. Я себя понюхала, на всякий случай... Дева тем временем пристроила свой рюкзак и помогла мне освободиться от чемодана – нашлось крошечное пространство прямо рядом с водителем.

Индусы орали всю дорогу. Они пели, слушали музыку, громко выражали свои мысли чувства, пока дружно не начали блевать. Дарамшала находиться в горах, это почти Гималаи – подъем по серпантину на высоту в 1,5 тыс. метров. Мне тоже было тошно, но я как-то держалась.

С Димпл (так звали девушку) мы практически породнились за 12 часов пути. Вместе ходили в туалет, и в ходе очередного вояжа вдруг выяснили, что едем в одно и то же место! Девчонка тоже ехала в Дама Сикраху (Dhamma Sikhara) на курс Випассаны! Ну и  как тут не поверить в чудо?!

Дарамкот

Автобус вдруг остановился, я открыла глаза, подняла голову и увидела, как Димпл выкатывает наружу мой чемодан. Измотанные крутыми горками на последних часах пути, люди неспешно выгребались из баса в серый холодный рассвет. Меня мутило, сильно.

Димпл быстро нашла такси, и мы помчали вверх. Центр Випассаны находится где-то на 500 метров выше Дарамшалы, в древне под названием Дарамкот. Я достала хороший прочный оранжевый пакет, который сохранила еще с самолета. Держала его наготове, чтобы не испортить машину.

Димпл смотрела с недоумением. «Ай эм сик», – сказала я. «Ай фил сик», – решила немного поправить грамматику. «Бикоз оф дрйвинг о хай?» – «Бикоз оф боф». Откуда, блин, я знаю.

Наконец мы вылезли из машины, и центр Випассаны ласково распахнул свои двери, т.е. ворота. «Ты иди», – сказал я своей замечательной попутчице (мне ее точно бог послал), и огляделась в поисках укромного местечка. «Я возьму твой чемодан», – сказал Димпл и отправилась вверх на регистрацию. Я присела на корточки и добавила новую, весьма экзотическую точку, в свой «Путеводитель по облеванным местам» – Верхний Дарамкот, у железных ворот Dhamma Sikhara. (Ну да, не зря она так называется).

Dhamma Sikhara

Около 7-30 утра, и очень холодно. Сотрудники центра ходили в куртках.

Когда собираешься в Дарамшалу (Дарамсалу), логично смотришь Dharamshala weather. Помню, гугл удивил разнообразием результатов, и только на месте я поняла, почему такой разброс. В Дарамшале на 3-4 градуса теплее, чем Дарамкоте (Dharamkot) и как-то посуше, что ли. Короче, рано утром в начале октября в центре Дамма Сикхара стоял невероятный дубак.

Мне досталась отличная комната, можно сказать, на площади, вернее, на перекрестке между залом и столовой, так что трусы я сушила на видном месте. Делать это в комнате не представлялось возможным. Там была одна стена почти полностью мокрая, еще с сезона дождей. Может, она к весне даже просохнет, не знаю. Женская половина центра находится на теневой стороне холма, и солнце заглядывает вовнутрь очень фрагментарно.

Центр Випассаны аккуратно встроен прямо в хвойный лес на вершине. Там очень тихо, спокойно, ни жары, ни музыки, ни тараканов, ни орущих птиц. Однако в этом лесу живут обезьяны, поэтому дорожки центра затянуты металлической сеткой. Целое стадо мартышек с удовольствием скачет по випассанским крышам и медитирует на солнышке.

Нередко во время курса, услышав грохот лап, я выходила из комнаты посмотреть «В мире животных». Мы сидели в клетке, обезьяны, довольные жизнью, резвились снаружи. Прям, модель современного мира… Самки так трогательно прижимали к пушистой груди детенышей, мадонна с младенцем отдыхает.

Еще до курса я боялась чего-нибудь не понять из-за слабого английского, но чудесным образом, кроме меня, на Випассану в качестве служащих приехали две русских девчонки, так что, проблема рассосалась сама собой.

Курс прошел хорошо, учитель на чекингах читал целые лекции (в основном, на хинди). Из его бесед я сразу запомнила главное: more resist – more persist, т.е. чем больше сопротивляешься, тем меньше толку. Поэтому уже через пару дней я спокойно досушивала одежду прямо на себе и каждый день обедала рисом с кетчупом.

Еда не отличалась большим разнообразием, но у меня был с собой волшебный кипятильник, пакетики с чаем и пачка печенья, что позволяло еще до двенадцати существенно скрасить жизнь.

После курса

Когда курс закончился, я переместилась в гестхаус в 10 минутах ходьбы от центра Випассаны и, можно сказать, отсидела вторую десятку подряд. Из комнаты было слышно гонг и песнопения, так что от нечего делать я частенько присоединялась к групп-ситингам.

Про эту часть поездки рассказать особо нечего. Еще похолодало, три дня лил дождь, Гарав принес обогреватель за 75 руп за ночь. Потом я чем-то траванулась и еще на пару дней выпала из реальности. В общем, к счастью, жизнь протекала без особых сюрпризов.

В магазине, прямо сквозь непрозрачную упаковку мне удалось развидеть мелкие овсяные хлопья, которые превращались в кашу, если залить кипятком. Буквально за углом обнаружилось хорошее тибетское кафе, где я ела тукпу и момо, чтобы не испытывать судьбу с новыми местными едальнями.

Еще нашла хорошую йогу Айенгара, на смеси английского и иврита, потому что вокруг жили в основном туристы из Израиля, и преподаватель Яра была тоже оттуда.

Домой

Возвращение домой началось немного нервно. Накануне я отправилась в храм Далай-ламы, чтобы посидеть там немного на солнышке. Только расслабилась, как зазвонил телефон и ломаный английский сообщил, что время моего автобуса перенесли с девяти на одиннадцать вечера.

«Ну ладно, фиг с ним», – подумала я и успокоилась, пока не начали падать смски с инфой о рейсе. «Афтемач бас». What!? Неужели меня снова настиг чертов Чемпионат мира по крикету?!

Кажется, добрые индусы запехали меня в автобус с фанатами, которые из Дарамшалы после игры «Индия» – «Новая Зеландия» ночью поедут в Дели. Да, я даже погуглила продолжительность крикетного матча, что вообще не помогло. Но тут опять случилось чудо.

В состоянии легкой тревоги я пробиралась обратно к гесту по Маклеод гандж. Девушки с детьми на руках привычно дергали меня за рукав и просили купить еду ребенку. И уже в конце улицы я вдруг встретила молодого приятного парня, который на днях тоже просил купить ему еды. И он сказал, что да, крикет закончится в районе 10-11 вечера, тем самым подтвердив мои наихудшие опасения.   

Билет на автобус я покупала в Кришна сторе – это продуктовый магазин в Багсу. В общем, хозяин магазина мне снова очень помог – купил новый билет (без фанатов) почти в 2 раза дешевле предыдущего, а за старый полностью вернули деньги. Так что если у вас не работает русская карта, обращайтесь за билетами в Кришна сторе (он в Багсу один).   

Опять Дели

Обратное путешествие на автобусе прошло очень хорошо – помогли противорвотные таблетки. Их мне продали в аптеке, когда я отравилась неделю назад. Я бы вообще об этом не стала рассказывать, если бы не влипла в очередной развод.

Утром в Дели я слезла с автобуса, все такая сонная, невинная, просто самый сладкий белый лох в зеленой куртке. Ко мне естественно подскочили таксисты и один поволок к себе в машину. А мне и правда надо было в отель, я забронировала какой-то притон, чтобы день перекантоваться до рейса в 5 утра.

Я показала таксисту адрес, спросила, сколько стоит и тот ответил «бай метр». Ребята, если вы слышите от таксиста «бай метр», посылайте его в ж*пу. Я этого не сделала, и мы весело помчали по розовому рассветному шоссе.

Пробудилась я, когда услышала «три тысячи» и «ол инклюдинг». Какой еще инклюдинг?! Мне просто надо в мой притон, т.е. отель. В общем, я сказала, что денег нет, высадите меня у ближайшего метро. Таксист сказал ок, и через какое-то время действительно остановил у метро. Причем, это было то же самое метро, куда изначально приехал мой автобус. Драйвер стал требовать денег, ведь «он меня возил», но я подумала, что возить не значит довозить, и ничего ему не заплатила.

Все, конец истории.
Индия – прекрасна!