Друзья из мира растений

Галина Саржина
В школьные годы и в юности растительный мир меня не интересовал вообще. Деревья, трава, цветы представлялись схематично - торчат везде, растут незаметно, украшают клумбы и подоконники. Просто декоративное оформление ландшафта. С годами, когда сама стала выращивать на даче разные культуры, наблюдать за ними, изучать их потребности, мир растений открылся по-новому. Эти терпеливые, выносливые к разным погодным чудесам и моим ошибкам создания, стали мне родными. Посеешь семечки в землю, пробиваются нежные ростки и это чудо! Кто-то им дает команду подниматься вверх к свету, пробивая толщу тяжелой земли... Сею с запасом и всегда рассады больше, чем нужно. Но рука не поднимается выбросить, жалко деточек, так старательно стремящихся жить. Приходится пристраивать в хорошие руки.
То же самое и с комнатными цветами. Разрастаются, размножаются, а места мало. Пристраиваю, трава вроде бессловесная, а живые.
В умных книгах расписано все о правильном кормлении растений. Я их наверняка недокармливаю, весной на даче разок сыпану минералки понемногу, и домашние цветы редко удобряю, но растут и цветут.
Теперь стало казаться, что их надо хвалить, любоваться и это важнее удобрений.
Мои самые любимые циссус (березка, комнатный виноград) и сенсевиерия (щучий хвост). Хвостов три больших куста. Стоят навытяжку, как на параде. Сильные, уверенные в себе растения, так разрослись, что скоро горшки лопнут от корней. Выносливые к сухому воздуху, жаре, холоду и недостатку света. Любая почва их устраивает. Не знаю, сколько живет у них лист, но за четыре года, как у меня появились, ни один еще не завял, а все растут и растут вверх. В инете написано, что растение может жить до 20 лет. В Африке, откуда родом, считается священным и магическим, приносит удачу. Для меня удача в том, что прижились у меня и летом, когда я на даче, переносят засуху.
Веселая березка, несмотря на искусственный свет, продолжает расти. Резные изящные листочки, причудливо изогнутые побеги украшают угол комнаты. Наверно, им у меня хорошо, это мои растения.
Вот традесканции, колеусы и бальзамины у меня не прижились, капризничали все время. Фиалки, хоть и цветут красиво, не радуют.
Люблю герани, они побывали на даче, выживали на улице, а как вернулись в город, ожили и зацвели.
Хлорофитумы у меня трех видов - зеленые, полосатые с прямыми листьями и с кучерявыми. Замечательные растения!
Пестрая лиана (сциндапсус) еще маленькая, растет на кухне. Они любят загрязненный воздух и даже пыль не нужно стирать, наверно, питаются ею. В нашей четырехметровой кухне на Гражданке, где я росла, лиана висела на стене. Под ней папа выкуривал по пачке Беломора в сутки. Лиана процветала. Выросла огромная и я перенесла ее в комнату, развесила по ковру и она зачахла.
Ноябрь, дождь, серая скука за окном, а я любуюсь зеленью и цветами молчаливых друзей - растений.