Классификация гудения двигателей

Алексей Браницкий
  При разработке двигателей- в первую очередь для транспорта - конструкторами мало учитывался такой побочный эффект как характер гудения или тарахтения. Тем не менее, он во многом определяет общее впечатление от транспортного средства. Конечно, шум от двигателя конструкторы стремятся снизить. Сильный шум мотора - признак плохой регулировки и отсутствия глушителя.
  "Это я, искрогаситель, хлеб спасаю от огня!" - его тоже на заре сельской механизации вставляли куда-то в глушитель выхлопной трубы.
  Хотя, для авиации шум мотора-палка о двух концах. Шум хорош тем, что отпугивает птиц,которые могут попасть в двигатель или воздушный винт. С другой стороны, ковидная евроцивилизация, гикнувшаяся на технологиях и пластмассе, установила драконовские нормы по шумам и выхлопам.
  Двигатели разных машин гудят по-разному.
  Автобус остановился на светофоре. Из салона слышно, что сзади сбоку что-то внушительно тарахтит. Я подумал: МАЗ. Поглядел в окно - и точно: МАЗ. Современный, стандартный, белая кабина, модели не знаю - их стали маркировать 4-5-значными номерами, так что не упомнить.
  Гудение погрузчика "Амкодор" отличается от гудения грузовика.
  У троллейбуса звук певучий, там электромотор, в отличие от тарахтящего "Икаруса". Во время старта с остановки у дома мотор "Икаруса-280" или другого подобного тяжёлого автобуса работает на инфранизкой частоте, и в близлежащих квартирах содрогаются от резонанса двери и стёкла. В возрасте лет до 3 мне было от этого содрогания, жутковато отдающего в организм, не по себе, а потом привык и перестал обращать внимание. Те, кто живет вблизи ж/д вокзалов тоже испытывают подобные ощущения при старте тепловозов.
  Звук Ан-24, понятно, отличается от Ту-134, а Ту-134 - от Ил-76. У Ил-76 звук с присвистом, из-за большой степени двухконтурности. Хотя "свистком" в Европе прозвали Ту-134.
  Ту-22 летает быстрее, чем Ту-134 и имеет более ровный и "быстрый" звук. А МиГ-29/Су-27 ещё быстрее, и звук ещё ровнее. На параде летают быстро, звеньями по 4 шт., построившись клином. Медленно, менее 400 км/ч, лететь не могут - сваливаются. Сверхзвуковая авиация - вроде Колосса на глиняных ногах. Медленные скорости ~200-400 км/ч - прерогатива винтовой авиации и вертолётов.
  И Як-40 ("окурок") тоже отличался по звуку от Ту-134, и поршневой Ан-2 от турбовинтового Ан-24 тоже.
  Говорят, что в войну люди отличали по звуку моторов советские самолеты от немецких, и уже заранее знали, когда прятаться в погреб, когда - нет.