Дневник одной поездки

Виктор Тарасов 5
       Когда-то качество работы  коллектива Хабаровской студии телевидения  ценилось не иностранным  определением  – рейтингом, а уважением и заслуженной популярностью у населения.   Бывая на предприятиях, встречаясь с трудовыми коллективами, журналисты   видели не только успехи, но и недостатки, которые всегда находили место в известной тогда передаче  «Народный контроль в действии».   А бывало и  сами  вместе со своими зрителями,  становились заложниками простой  житейской бесхозяйственности…
       И сейчас я хочу рассказать об одной похожей истории, которая приключилась с нами во время творческой командировки в пос. Охотск. В этом северном уголке нашего края мы должны были  подготовить телепередачи, информационные сюжеты,  провести зрительскую конференцию,  продемонстрировав  охотчанам, последние  достижения  телевидения. Для этого мы взяли в дорогу новейший  переносной комплекс – ТЖК. (телевизионный  журналистский комплекс).
       В творческую  группу, которую  возглавил директор   - Александр Федорович Загребельский вошли,   редактор отдела, режиссер, оператор, инженер по технике и я – фотокорреспондент.      
     В рабочем поселке, благодаря хорошей организации и оперативности проявленной  местной администрацией мы,  побывали на рыбообрабатывающем комбинате, где вступила в строй новая линия по производству пресервов, на   судоремонтном заводе и тепло пообщались с жителями Охотска.   Успели даже перед  отъездом побывать  и в грузовом  порту, шла разгрузка   рыболовецкого сейнера.  груженого селедкой.
         На свежем морском воздухе, насыщенном запахом прибрежных водорослей, мы так увлеклись работой, что времени на обед уже не осталось…  Так и уехали, минуя местную столовую.
         По пути из поселка в аэропорт  нам пришлось переправиться  через местную реку  Кухтуй, впадающую в Охотское море. На армейской амфибии перевозившей  нас мы с радостью узнали, что в  аэропорту   открыт неплохой буфет для пассажиров.  Но…   просидев в ожидании самолета  более четырех часов, из-за нелетной погоды, мы так и не воспользовались этим необитаемым «островком»  общепита,  надежно запертым на крепкий замок.  Особенно возмущались таким   «сервисом» местные жители, предлагая  снять это безобразие на камеру.
          Что и говорить,  от долгого ожидания  устали не только пассажиры, но и мы.   Чтобы как-то отвлечь себя и людей, а заодно выполнить их просьбу была развернута   видеоаппаратура.   Вооружившись телевизионной камерой,  оператор отснял неработающий буфет, голодных понурых  людей  и  показал  свой труд авиапассажирам  на  мониторе. Увидев так быстро себя на экране, люди повеселели  и долго  восхищались  необычной  техникой.         
     Но, как гласит русская поговорка: каков ни есть, а хочется есть.  И мне предложили, как самому молодому сотруднику, отправиться в ближайшее  поселение и купить там хотя бы хлеба. Магазина на этой стороне реки не было, а продукты немногочисленным  жителям завозились лишь в определенные дни. Учитывая непростое для меня задание, отправился со мной в этот вынужденный поход и наш добродушный,  всегда отзывчивый директор  Александр Федорович Загребельский. 
     Приближаясь к небольшому селению,  мы стали думать с директором,  в какой из домов лучше всего постучаться.  Как бывший деревенский житель, предложил зайти в тот, который беднее.  Однако, Александр Федорович рассуждал иначе.  Он считал, что в таких избах проживают  те, кто  сам нуждается в помощи.   Пришлось  подняться на высокое крылечко добротного,  крытого шифером  дома. 
К нашему удивлению и разочарованию ни здесь, ни в другом олицетворяющем достаток местном «дворце»  нам ничего не предложили,  даже за деньги.  Но, слава богу, посочувствовали…       
    Возвращаться  с пустыми руками к ждущим хлеба сотрудникам, можно было понимать не иначе, как  нашу «профессиональную» непригодность,  И я, не мешкая, увлек Александра Федоровича  в старенький,  покосившийся от времени домик, мимо которого проходили.   
     И лишь только  вошли в старенькую  ветхую калитку,  к нам навстречу вышла маленькая старушка, приглашая зайти в хату.  Оказалось, бабушка жила в одиночестве: дед давно помер.  С чувством горечи и досады в душе она рассказала: «Сослали нас сюда с мужем еще в молодости, а теперь вот доживаю одна. Было небольшое хозяйство,  но пришлось бросить - годы уже не те». 
    Чувствуя  неловкость,  мы стали объяснять, что желаем купить в деревне  хлеба, поскольку в  аэропорту не работает буфет.  Вот и зашли узнать,  не скажет ли она, кто из соседей  свой печет.      
    Старушка сразу  засуетилась, прошмыгнула в соседнюю комнатенку и тут же вернулась, держа в морщинистых руках, булку черного хлеба и квадратик свиного сала.
  - Вот возьмите, кушайте на здоровье, - предложила бабушка, наотрез отказавшись от предложенных денег.
    Вернувшись  к ожидающим нас товарищам по работе, мы вместе с ними приготовили небольшие бутерброды, которыми  охотно поделились  со всеми пассажирами, задержавшегося   рейса Охотск – Хабаровск.
    Немного позже, глядя в иллюминатор самолета на проплывающий внизу берег Охотского моря, я ни в первый  раз  попрощался с  этой гостеприимной землей, ее интересными людьми.
Но особое место в моей памяти заняла хрупкая одинокая старушка, которая, несмотря на трудную порой  жизнь,  не озлобилась, не затаила  обиду за прошлое и оставалась отзывчивым, с богатой и щедрой душой человеком…
Виктор Тарасов.