Дикое поле колыбель и пращур казачества на Дону

Александр Золотов
Легенда о казачестве
«Дикое поле» – это степные просторы между Волгой и Доном, где в первой половине второго тысячелетия, властвовали буйные ветры, да колючие морозы. Бескрайнюю степь, в то время, за несколько дневных конных переходов не осилить, не отыскать ни дерева, ни каустика. Немногочисленные речушки, к концу июля пересыхали, но вода иногда сохранялась в поросших камышом, затонах.
Весной, когда снега сходили проворными ручьями, нетронутая сохой земля, преображалась, одевала изумрудные одежды, трава, множеством лепестков, стремилась к Солнцу.

Кочевья тюркских племен разбирали юрты, снимались с зимних мест, двигаясь на север, где в течении нескольких месяцев, их стада нагуливали вес, увеличивали поголовье.

Степь примеряла яркие одежды из природного великолепия тюльпанов, живописную красоту которых, словами передать невозможно. Красно-желтые поляны, две седмицы, простиралась на многие версты.
Раним утром, как только первый ласковый луч Солнца прикоснётся к земному великолепию, роса, выпавшая на стебли травы и цветов, вспыхнет миллионами светящихся капель!!! Сизая дымка еще прячется в низинах, но и она, легким розовым паром, устремляется к небу, растворяясь в его голубизне.
Солнце все выше, приходит время зверобоя, его медовый аромат властвует над просторами величавой степи. Тепло Солнца и весны дает силу разнотравью. Описать красоту трав и даже перечислить их нет никакой возможности.
 
Но и у весенней благодати есть свой предел. Катран, донник, синеокий лен извещают о том, что началось лето. Уже чабрец предлагает свои исцеляющие стебли и цвет….
Лето с его палящими лучами, восточными ветрами, иссушают почву, степь преображается. Степь тускнеют, но еще цветет тысячелистник, бросает свои семена-парашюты одуванчик, набирает силу полынь….

В жаркий, сухой август, черёд ковыли. Ковыль - трава особенная! Длина ее стебля около метра, белый, с жёлтым отливом цвет долго бушует в степи. Территории, которые захватывает ковыль огромны. Если дует ветер, степь волнуется, словно полноводное море, по которому мчатся буйные волны.

Среди степного великолепия родилось диво дивное. Пришло время повествованию самой легенды, которая утверждает, что «Дикое поле» стало колыбелью донских казаков. Однажды, мне дали тетрадь с рукописным текстом, суть которого зарождение казачества, его легенда.
««Тюркские пастухи табунов лошадей, овец и прочей живности увидели невиданную картину, которая их поразила. В багряных лучах заходящего Солнца, конный отряд славян наметом скакал через взволнованную ветром степь. Крупы лошадей скрывала ковыль, были видны лишь головы лошадей, да развивающиеся на ветру бурки всадников.
Люди, стоящие у юрт, разом закричали: «ГАЗАГ», что означало на их языке: «Птицы»».
Осень приходит с ветрами. Сорванный, первым морозом, курай (перекати поле) катится по степи, пока его не поймает глубокая балка или овраг.
Зимой «Дикое поле» будто вымирает.  Восточные ветры воют в холодных метелях, сгоняя снег с возвышенных мест, заполняя низменности.    Никто не рискует в одиночку пересечь «Дикое поле».
За зимой придет весна, а с ней и первые переселенцы. Их не испугала сложная и трудная жизнь в безводной степи, их привлекла плодородная земля, дающая хлеб, дающая жизнь.

Первое название переселенцев «ГАЗАГ», со временем, трансформировалось в название «КАЗАК». Примечание автора: «Казаки» – это сословие, специфическая часть русского народа».

Вопреки легенде, ученые утверждают, что первые упоминания о казаках появились в пятнадцатом веке, поэтому принято считать, что именно тогда зародилось казачество.  Думаю, что это более чем ошибочное мнение. Чтобы в народе появилось большое сословие, нужно время, много времени, чтобы из переселенцев и беглого люда образовалось «Донское войско», которое стало играть заметную роль в государстве.  Нужно было время, чтобы казаки расселились по всей территории «Дикого поля», (Ростовская и Волгоградская области) и стали надежной защитой южных границ России. Поэтому легенда никак не перечит нынешнему сложившемуся пониманию возникновения казачества. Разница лишь в сроках.

Ныне, степь между Волгой и Доном уже не дикое поле. Ковыль сменили бескрайние поля пшеницы, ячменя и других сельскохозяйственных культур. На отведённых пастбищах, в балках и неудобьях, как и во все века, пасется скот….  В степи выросли города и села, в них живут и работают миллионы людей, которые производят многие изделия промышленности, но главнее всего, миллионы тонн хлеба. «Дикое поле» несколько веков кормило и кормит Россию, кормит людей!!!
Хлеб – всему голова и  славная история казачества!!!
Можно верить или не верить в легенду, но она имеет право на существование!!!
Александр Золотов
Ростов-на-Дону   06.11.2023г.