Американец Серж Чернай

Александр Щербаков 5
События, о которых я хочу поведать своим читателям, происходили в начале 90-х годов прошлого века.  В это время я работал в штабе отрасли здравоохранения в Хабаровском крае, в отделе здравоохранения крайисполкома.  Был первым заместителем заведующего отделом, т.е. вторым по статусу человеком в здравоохранении края. Мой шеф, Анатолий Иванович Вялков, был выбран народным депутатом РСФСР и частенько отсутствовал в крае, ездил то на съезд депутатов, то на Пленумы. Именно в то время, когда он отсутствовал, и произошла первая встреча с американцем Сержем Чернаем.  Случилось это в начале лета 1990 года.

Вечером в пятницу мне позвонил в кабинет главный врач железнодорожной больницы Борис Меркешкин и попросил в субботу принять его и американского бизнесмена, который только что приехал в Хабаровск. Я по субботам обычно работал, хотя это и не был рабочий день. Но за неделю накапливалось масса всевозможных бумаг, и по субботам я их «разгребал». Это знали почти все главные врачи больниц, поэтому просьба Меркешкина меня не удивила. Я согласился принять их в 12 часов.

Утро прошло, как обычно. Приехав на работу часам к 9 (обычно в будние дня я приезжаю к 8 часам), я занялся бумагами. Помнил об Меркешкине и американце, и гадал, для чего американский бизнесмен хочет встретиться со мной. Если дорожная больница имеет возможность что-то закупать за деньги ДВЖД, то учреждения здравоохранения края снабжаются централизованным порядком.  Но уже 12 часов, а визитеров нет как нет. В 12-15 я позвонил в кабинет Меркешкина, но мне никто не ответил. Это сейчас в кармане каждого есть мобильный телефон, а тогда они делали только первые шаги в СССР.  Подождал еще 15 минут, опять звоню, и снова – молчок. В это время зашла в кабинет главный бухгалтер Любовь Писарева,  мы поговорили с ней о финансировании краевых больниц, с которым были уже большие проблемы.  К 13 часам мы закончили наш разговор, и я поехал домой. Персонального автомобиля у меня в то время не было, да и собственным не разжился, поэтому добирался до дома на общественном транспорте. И примерно часов в 13-40 был дома.  Мне жена сказала, что мне уже пару раз звонил какой-то мужчина. Я понял, что это Меркешкин. Но куда ему звонить, не знал и решил, что он позвонит еще раз.

Сел обедать и тут зазвонил телефон. Беру трубку и слышу голос Бориса. Он начал разговор с извинений, мол, американца водил по больнице и не следил за временем. Я весьма сухо ответил, что точность вежливость королей, и спросил, что ему еще нужно. И он сказал, что американец в знак извинения за опоздания приглашает меня с женой на ужин в ресторан гостиницы «Интурист», и, если я дам согласие, Меркешкин приедет за нами на машине, потому что он тоже приглашен. Я крикнул жене, согласна она на халяву сходить в ресторан вечером (у нас телефон в коридоре, а жена была на кухне), та не отказалась (еще бы, в ресторан на халяву…) и я сказал, что мы пойдем. Борис назначил время, когда за нами заедет, уточнил адрес и как лучше подъехать. На том мы и закончили разговор.

Когда мы подъехали на машине к гостинице, нас встречал невысокий, чуть полноватый господин в светлом костюме (ведь все же лето), в белой рубашке без галстука.  Боря заехал на стоянку, мы вышли из машины и пошли ко входу в гостиницу к этому господину, которого нам Борис уже характеризовал как Сержа Черная. Подошли, поздоровались, американец поцеловал моей жене руку. Оказалось, он вполне сносно говорит по-русски и уже сидя на столом в ресторане, поведал, откуда он знает наш язык. Оказывается, его мать русская, жила в Прибалтике, была замужем за местным бизнесменом, и когда три страны Прибалтики в 1940 году  вошли в состав СССР, они уехали в Америку. Там и родился Серж.  Мать и научила его русскому языку.

Столик для нас 4-х был уже заказан. Мы расселись, и начали разговор со светской беседы – о погоне, как понравился американцу Хабаровск и т.д.. Американец снова извинился за опоздание (с их слов, пришли они в 13-05 и от Писаревой узнали, что я только что ушел домой), мол, Сержу так понравилась больница, и он хотел узнать как можно больше о ней.  Когда принесли салаты и вино, и мы выпили и немного закусили, я задал вопрос, для чего ему нужна встреча со мной?

Тогда Серж сказал, что после увольнения в запас из военно-воздушный сил США в звании полковника он решился заняться бизнесом, и, учитывая потепление отношений между США и СССР, приехал в нашу страну узнать, в чем мы больше всего нуждаемся и что он может предложить. Но у него уже есть кое-какие предложения, и он бы хотел встретиться с начальником Главного планово-экономического управления крайисполкома Морозовым. Уж не знаю, получил ли он эти данные по старой памяти в ЦРУ, и ему назвал фамилию Морозова Борис, я не уточнял. И он хотел бы попросить меня устроить встречу с Морозовым.

Я знал Павла Леонтьевича Морозова с января 1965 года. Именно в то время он и мой дядя Виктор Степанович Пастернак учили нас с Вовкой играть в преферанс. Вовка – это младший брат Виктора Степановича, всего на год старше меня. Мужики приехали с охоты, привезли добычу родителям Виктора Степановича. А я на зимние каникулы приехал в Хабаровск из родного поселка Херпучи, будучи школьником выпускного класса. И пока бабушка жарила свежее мясо, два друга еще со студенческих лет, а теперь председатель райисполкома и второй секретарь райкома КПСС Индустриального района, решили переброситься в картишки. В преферанс обычно играют 3 или 4 человека, вот нас с Вовкой и стали учить премудростям этой игры. С тех пор я и знал Павла Леонтьевича. Много позже, в 1978 году, он даже принял участие в моей судьбе. Тогда меня, врача городской больницы № 11 в Индустриальном районе, и хорошо зарекомендовавшего себя на общественной работе парторга большой больницы, стали сватать на должность главного врача такой же большой больницы № 10, но в Краснофлотском районе города. Я считал себя не готовым занять эту высокую должность ни по знаниям, ни по опыту (всего 4 года работы в «гражданском» здравоохранении после трех лет службы начальником медицинской службы на подводной лодке), но на меня жали и по линии городского отдела здравоохранения, и горкома партии, и горисполкома. Я поделился своими проблема с родителями, и мама позвонила младшему брату Виктору, и рассказала про мои проблемы. Виктор Степанович, в то время уже второй секретарь Хабаровского горкома КПСС, пригласил меня к себе, выслушал мои опасения, и при мне позвонил Павлу Леонтьевичу, в то время председателю Хабаровского горисполкома, и попросил отстать от меня, мол, парень еще не созрел для такой должности. И меня перестали «прессовать».

Поэтому я сказал, что попробую переговорить с Морозовым, а вот какое решение он примет, не знаю.  В понедельник пошел в кабинет начальника ГлавПЭУ (всегда считал, что о таких просьбах лучше говорить с глазу на глаз, а не по телефону, так труднее отказать) и договорился, что Морозов примет американца.

В назначенное время Меркешкин привел Черная в мой кабинет, и мы пошли к Морозову по лабиринтам коридоров крайисполкома. Когда-то в этом здании рядом с кинотеатром «Гигант» размещались крайком КПСС и крайисполкома, но Брежнев, который был в Хабаровске, решил, что не дело крайкома партии находиться рядом с кинотеатром, краю были выделены деньги и построили навое здание на площади Ленина, сейчас это здание администрации края или «Белый дом».

Я присутствовал при встрече Морозова и Черная. Сейчас уже не помню все вопросы, что они обсуждали, помню, что Чернай предложил продавать сублимированную картошку в виде пюре. Сейчас мы все знаем эти упаковки с картофелем, их делают разные фирмы, в том числе «Ролтон». Но тогда мы знали лишь сухую картошку. Поэтому Чернай показал свою продукцию. Достал упаковку, попросил приготовить кипяток, и залил в сухую массу, напоминавшую сухое молоко, крутой кипяток. Через пять минут открыл крышку и дал всем присутствующим попробовать это самое пюре. Нам понравилось. Но какое решение было принято по этому предложению, не помню.

Вот это все, что мне запомнилось от той встречи Сержа Черная с начальником ГлавПЭУ Морозовым.  Я вернул Черная Меркешкину. На этом моя миссия была закончена. Но Серж Чернай не пропал с нашего горизонта. Он организовал визит в штат Калифорния руководителей здравоохранения регионов Дальнего Востока. Именно тогда впервые поехал в США мой шеф Анатолий Иванович Вялков. Они поехали этим же летом. Во главе делегации был депутат РСФСР А.И.Вялков.

А через полгода не без помощи Черная в Хабаровске была проведена советско-американская конференция по здравоохранению. К нас приезжали медики из Калифорнии во главе с министром здравоохранения штата Кайзером. Конференция проходила две недели, перед нашими специалистами выступили врачи самых разных специальностей из штата Калифорния. Тогда я узнал, что если бы этот штат был самостоятельным государством, то занял бы 9 место по уровню развития среди всех стран мира. Естественно, на 1991 год.  Так что можете представить, какой уровень лекторов выступал перед хабаровскими медиками. На конференции выступали и представители ведущих зарубежных фирм, производителей медицинского оборудования из всех стран мира. 

Приехал в Хабаровск и Серж Чернай, а также привез своего давнего друга, американца с русскими корнями, которым прекрасно говорил по-русски.  Увы, его фамилию я забыл.  Он был врач, но участия в конференции не принимал. Приехал посмотреть на свою историческую родину. Его родители иммигрировали еще до войны, но родной язык на забыли.

Пользуясь тем, что конференция была две недели, и соответственно, визы были выдана на такой срок, американцы с русскими корнями решили слетать в Ленинград. Туда они улетели без проблем, а вот обратно случилась накладка. Был февраль месяц, погода в это время года неустойчивая, поэтому самолет Ил-62 из Ленинграда не смог сесть в Хабаровске. Его посадили на военном аэродроме в Монгохто. Это Ванинский район, а аэродром военно-морской авиации Краснознаменного Тихоокеанского флота.  Всех пассажиров разместили в казарме, а двух американцев – в Красном уголке части. Поставили для них пару коек, и как потом шутил Чернай, за ним всю ночь наблюдал со стены вождь мирового пролетариата Ленин.  Переночевав в Монгохто, самолет на следующий день сел в Хабаровском аэропорту.

В кулуарах международного симпозиума с американцами мы повезли американцев с русскими корнями на базу завода МЖБК пообщаться в неформальной обстановке. Там нас ждали. Была готова парная, для ужина был накрыт стол. Поехало нас несколько человек. Со стороны американцев министр здравоохранения Калифорнии Кайзер,  молодой человек со спортивной фигурой, Серж Чернай и второй американец с русскими корнями. Нас встречал директор завода МЖБК (мостовых железобетонных конструкций) Олег Равкин.  Были также Анатолий Вялков, Андрей Васенев (врач, хорошо знающий английский, чтобы переводить Кайзеру наши тосты), я и народный депутат СССР, главный врач краевого кожвендиспансера Михаил Поляченко.

Мы попарил в сауне, ополоснулись в ванне с проточной водой и душем, и уселись за стол. Пили немного, кто-то водку, кто-то коньяк, а для американцев по блату достали виски. Закуски хватало, так что пьяных не было. Говорили много тостов, пили за дружбу между нашим и американским народом, за сотрудничество в медицине и .д.

Но какое застолье без песен.  На заставке единственная фотография с Сержем Чернаем в моем архиве. Он сидит между мной и Мишей Поляченко в светлом костюме. С гитарой директор завода МЖБК Олег Равкин. А стоит и поет второй американец. Когда я выставил эту фотографию на сайте «Одноклассники», было много комментариев, но я внес в этот текст только два.

Ольга Макарова (моя землячка с Херпучей)
Вот, настоящие брутальные мужики. А то всё дамы.

michael poljachenko (главный врач краевого кожвендиспансера, депутат СССР, ныне живущий в Израиле)
Да, эта встреча с американской делегацией прошла действительно  в обстановке исключительно дружеской, весёлой и оказалась, как показали последующие события и полезной!  Равкин Олег - отличный организатор, успешный директор своего предприятия и к тому же Председатель совета директоров,  как и всегда, был и здесь на высоте! Саша,  а тебе,  как и всегда, спасибо за память! Михаил Поляченко

Это была моя последняя встреча с Сержем Чернаем. Он потом еще не раз бывал в Хабаровске, это я знаю со слов своих коллег, в первую очередь со слов Бориса Меркешкина. А написать о нем мне захотелось, когда увидел в своем архиве эту нашу фотографию с базы отдыха завода МЖБК на «Втором Воронеже» по Хабаровском. Потом я еще пару раз возил туда гостей, на этот раз визитеров из Минздрава России.