Философские аспекты туризма

Фёдор Тиссен
Религия опиум для народа. Ленина сделали богом, ленинизм стал новой религией, чем отличается один опиум от другого? Библия говорит, что Бог создал Вселенную, Землю, животный и растительный мир, Её Величество Природу. Ленин на такое величие не претендовал.

Советская власть возвеличила Ленина до уровня Иисуса Христа: Ленин всегда живой, Ленин всегда с тобой. В горе, в надежде и радости.
Ленин в твоей весне, В каждом счастливом дне, Ленин в тебе и во мне!

В христианстве любовь к Природе отождествлялась с любовью Творца, создавшего её. В ленинизме любовь к природе не была предусмотрена. Ленин в Шушенском. На эту тему написано много картин, но ни одна из них не нацелена на воспитание любви к природе, на восхищение её красотой. Ленин на охоте, Ленин с ружьём. Это материальное, а не духовное.

Ленин в шалаше на Разливе. На этих картинах Ленин показан на природе. Он скрывался в ней, а не любовался ею. Его  задумчивость на фоне заката связана с судьбой России и мира, а не с таинством мироздания.

Судьба мира была важнее, это само собой. Всё что отвлекало от этой темы обозначили оппортунизмом. В 30-е годы расстреливали за правый уклон и за левый уклон. Не до любви к природе было. Боялись уклониться.

В 70-х годах на многочисленных туристских тропах России стали появляться туристические группы, для которых встреча с природой имела такое же значение как для глубоко верующих людей посещение церкви в великий церковный праздник.

Очень различные по своей духовной ориентации они всё же имели общую мотивацию для общения с природой - философский поиск в природе самого себя как частицы мироздания, общение с друзьями и единомышленниками в естественном природном окружении, поиск естественной гармонии природы и человека и страстное желание эту гармонию познать и ощутить.

Этому сопутствовало несколько причин. Главная из них заключается в том, что выросло новое поколение туристов, воспитанное истинными любителями природы и педагогами-реформаторами в духе нового экологического мышления, претендовавшего на статус особой новой философии. Для этих людей туристический поход имел также и спортивное значение, но оно не стояло на первом месте.

По приверженности к туризму я бы их разделил на две группы. Первые - это туристы, уже имевшие навыки походной жизни, регулярно занимавшиеся туризмом с целью активного отдыха и увидевшие после многочисленных походов в природе что-то новое, что побудило их к философским поискам и вызвало тягу к общению со своими единомышленниками в их любимой среде - на трудной горной тропе, на покорённой вершине, у величественного водопада, под звёздами у ночного костра и т.д..

Вторые - это те, кто уже имел какие-то философские представления, связанные с природой и местом человека в ней, но не имевшие навыков походной жизни и страстно желающие приобщиться к природе не только мысленно, но и активно: видеть, слышать, ощущать её в движении, самому быть в ней и продираться через естественные препятствия ешё дальше, чтобы увидеть, услышать, ощутить и понять ещё больше, чтобы проверить свои представления о своём собственном бытие и о своём собственном сознании.

Образно говоря, я бы определил первых как туристов на тропе познания, а вторых как философов на тропе природы, т.е., туристов, как философов-дилетантов и философов, как туристов-дилетантов.

По философской направленности я бы их разделил на:
    • верующих и сектантов
    • благочестивых атеистов
    • материалистов.

Если материалисты на первый план ставят спортивные и чисто познавательные цели, то для остальных турпоход имеет особый этический и эстетический смысл.
В философских поисках смысла жизни часть туристов обернулось к известным уже мировым религиям и их религиозным сектам. Наибольшее распространение среди них получил индуизм, буддизм и секта поклонников русского художника Николая Рериха, эмигрировавшего ещё до войны через Горный Алтай в Индию и ставшего там махараджей.

Поклонники Рериха в 80-х годах, например, основали в Горном Алтае музей Н.Рериха и пытались даже, переселившись из городов в сёла Горного Алтая через сеть школ и культурно-просветительских учреждений пропагандировать полюбившийся им образ мышления и поведения. Их просветительская работа не везде была позитивно принята из-за идейных разногласий с населением. Чиновники боялись роста их влияния в среде молодёжи, а родительская среда восстала против идеи вегетарианства.

В те же годы приверженцы секты индейского образа жизни пытались в Горном Алтае основать индейскую деревню, не имея навыков деревенского образа жизни, не говоря уже о навыках жизни в условиях дикой природы. Это были дилетанты в туризме, не сумевшие подтвердить на практике свои философские идеи.

Появились немногочисленные группы сектантов, ищущих прямую связь с космосом через биопланетное поле Земли. По их убеждениям на Земле такое поле существует и есть места выхода положительной энергии этого поля, дающего людям заряд Добра и места выхода отрицательной энергии, дающего заряд Зла.

Как пример могу привести случай с учительницей музыки, моей коллегой Еленой К. Она любила с нами говорить на этические темы и производила какое-то морально очищающее воздействие на многих из нас. Её речь была образна, красива и логична.

Не могу забыть её рассказ о судьбе её подруги, которая вела тоже в школе музыку.
Родители добились увольнения молодой учительницы потому, что заметили, что их дети после уроков музыки стали долго сидеть в молчаливом раздумье, а после стали задавать вопросы о смысле жизни, которые родители не сумели ответить.

 Мы вместе с Еленой возмущались рутинным мышлением родителей, тем, что советским людям никакого нервно-паралитического газа не нужно, если они сами своих же мыслей боятся и детям своим не позволяют о смысле жизни задумываться.

Вскоре Елена неожиданно для всех примкнула к группе сектантов, покинула семью, работу и искала со своими товарищами в горах места, где она смогла бы впитать в себя и постичь Добро, поступающее по её мнению на Землю из космоса. Вышла замуж за художника. Александра Наумкина.

У них родился сын. Оджан. Родители вырастили его в тайге вдали от цивилизации. История стала известна всему миру как «Маугли 21 века» Это пример крайнего случая активного проявления протеста против материалистической бездуховности общества и идеологического диктата государства.

В то же время нельзя полагать, что явление духовного вакуума в советском обществе было постоянным. Ситуация в разные времена менялась. Философский поиск смысла жизни для большинства советских людей имел всегда большое значение. Так или иначе эта тема разговора затрагивалась постоянно и часто как на студенческих диспутах, так и во время застолий в рабочей или в крестьянской среде.

Российская культура развивалась на основе многих религиозных традиций: христианство, ислам, буддизм, язычество. При Советах подавляющая часть населения стала атеистической. Люди по традиции праздновали некоторые старые религиозные праздники, категорически отрицая веру в Бога, придерживались норм старой религиозной морали, категорически отрицая Библию и Коран.

Вера в Бога вытеснялась повсеместно коммунистической убеждённостью и нормами коммунистической морали, которые претерпевали при смене вождей серьёзные изменения и временами копировали библейские заповеди. Идеологи коммунизма могли заподозрить любого сомневающегося советского гражданина в инакомыслии и подвергнуть его моральным, а в лихое время и физическим пыткам, как это делали клерикальные фанатики в средневековое время.

В советской науке появился термины "новый человек", "новая историческая общность людей", "советский человек". Что было нового в этом человеке и что от него в настоящее время осталось? Чем он отличается от своих зарубежных сверстников? Это особая тема и я её затрагивал только в связи с туризмом.
 
Представить всех советских людей аморальными безбожниками было бы неверно, так как далеко не все из этих безбожников были аморальны. Верующий христианин, мусульманин или иудаист реже атеиста задумывается над проблемами морали, проблемами зависимости бытия от сознания так как вера не позволяет им подвергать сомнению основы своего религиозного учения, которое на протяжении десятков поколений не менялось. "Блажен, кто верует - тепло ему на свете..."- сказал поэт.
 
Отойти от этого блаженства советского человека заставили насильно. Обратный путь был очень сложным и не привёл русское общество к былой религиозности. Различие между западным и советским атеистом в том, что западному атеисту было реально разрешено, находясь в религиозном обществе, не верить в Бога, а советскому атеисту было условно разрешено, находясь в атеистическом обществе, верить в Бога и запрещено не верить в возможность построения коммунизма. Высказывание такого сомнения каралось Законом.
 
Поведение государства и её лидеров заставляло людей сомневаться сначала в возможности построения провозглашённого ими "светлого будущего", а после и во многих коммунистических идеалах. Как пример, приведу три цитаты писателя Максима Горького, которые часто цитировались в советских школьных сочинениях: "Человек - это звучит гордо.", "Пусть сильнее грянет буря.", " Самое большое счастье для человека - быть полезным и нужным людям."

Первые два изречения даны с восклицательными знаками. Они несут в себе скрытое негативное чувство, разрушительную мысль и были идейной причиной многих бед советского народа.

Гордость в христианском учении - не только тяжкий грех, но и первопричина всех человеческих грехов. Против второго лозунга - образа буревестника/ через много лет выступил в одном из своих памфлетов писатель Фазиль Искандер. Он подметил, что каждый раз после буревестника в страну прилетал горевестник.


Всех сомневавшихся в коммунизме советских людей, пришедших к инакомыслию нельзя строго причислять к антикоммунистам, так как третий коммунистический лозунг Максима Горького многим импонировал. Он выражал идею такого состояния личности, достижение которого основывалось как и в христианстве не на той типичной мотивации человеческого поведения, которая есть, а на той, которая должна бы была быть и если бы была, то сумма всех человеческих страданий в мире была бы во много раз меньше.

Человек - это звучит гордо, а если это ещё и советский человек, то тем более. Царь природы, человек, по мнению учёного Мичурина не должен был ждать милостей от природы, а брать их у неё всё, что берётся. Через десятки лет родилась советская шутка, состоящая из тех же слов учёного афоризма : "Мы уже столько взяли от природы, что от неё уже нечего ждать милостей."

В этой шутке кратко и образно было выражено новое экологическое мышление обновляющегося советского общества. Это мышление переплелось с философскими поисками Добра. Я сейчас попытаюсь объяснить каким образом туристский поход стал средством и местом таких поисков.

В условиях турпохода её участник не имеет своей целью поставить себя выше природы, когда стремится достичь её сияющих вершин. В походе недопустимо самодовольное возвышение над другими. В отличии от цивилизованного образа жизни в турпоходе с сияющих вершин надо добровольно и вовремя спускаться, а возвысившись над другими, надо тут же добровольно и незамедлительно взваливать на свои плечи ещё одну часть общей ноши.

Из христианской любви к ближнему следовала мысль: "Каждый неси ношу другого". Та же самая мысль следовала из коммунистической заповеди "Человек человеку друг, товарищ и брат." Это также является негласной заповедью туриста. Если в пути один занемог, его груз взваливают на свои плечи более выносливые и здоровые. Это воспринимается не как подвиг, а как норма человеческого поведения, которая от каждого члена группы ожидаема.

Таким же образом были выработаны во время походов и другие нормы человеческого поведения , которые в цивилизованном мире провозглашаются, но не всегда выполняются. В условиях турпохода между признанием той или иной нормы поведения и непринуждённым безоговорочным её выполнением нет никакого временного разрыва.
Десять дней похода в горах с друзьями переживаются каждым её участником как жизнь в идеальном обществе, где каждый каждого и себя лично проверил на моральную стойкость и выдержку.

Это и многое другое заставляло туристов постоянно задавать себе много этических и философских вопросов: "Почему люди в обществе не ведут себя так как ведут себя бывалые туристы в турпоходе? Почему одни и те же нормы поведения по-разному выполняются? В чём причина? В законах? В правилах? В обществе? Если да, то каким всё это должно быть после похода? В самих людях? Если да, то чем отличается турист от самого себя и других после похода? Кто он тогда такой есть? Или это благотворное влияние самой дикой природы? Каким же тогда образом она может человека за две недели изменить, если человек, как говорит материализм, явление социальное? Возможно ли вообще построение идеально справедливого бесклассового общества?

Эти и другие вопросы стали началом духовного поиска туристов и началом их становления на личный путь познания мира, познания самого себя, не только как единицы общества, но и как частицы мироздания.

Среди многих философских вопросов одним из ведущих был вопрос о приоритете условного материального самоограничения, как о жизненно важной необходимости.
Построение материальной базы коммунизма было провозглашено первым и необходимым условием построения светлого коммунистического будущего, до которого должно было нынешнее поколение дожить.

Построение этой материальной базы, которая бы смогла материально всех удовлетворить было бы и теоретически неосуществимо, если допустить, что материальные потребности человека неограниченны. Предполагалось, что человек новой коммунистической фармации будет иметь все необходимые ему материальные ценности и большую часть своих физических и духовных сил будет тратить на своё физическое, духовное и нравственное совершенствование, а не на экспансию своих материальных притязаний.

При этом мыслить о полном удовлетворении материальных потребностей можно лишь при условии разумного самоограничения своих материальных потребностей. Здесь прослеживается явная параллель с заветом Христа о приоритете духовной пищи перед хлебом насущным. Как отличить духовное от материального? По словам русского писателя Бердяева " вопрос о моём хлебе - это вопрос материальный, а вопрос о хлебе для моего ближнего это вопрос духовный". К духовному туристы также относят сам поход, чувство удовлетворения от общения в походе с друзьями и природой, стремление к сопереживанию, к ощущению надёжности и прочности дружеских отношений, желание постичь в походе самого себя в пространстве и времени как частицы мироздания и потомка человечества, несущего в себе что-то от многих тысяч своих предков из глубины веков.

Это не философия - это состояние души и выбранная жизненная позиция. Природа и поход в ней эту позицию перепроверяют и укрепляют. Это состояние души очень образно выражено во многих туристических песнях. Причём, если в семидесятые годы у ночных туристских костров чаще пели песни, несущие в себе социальную нагрузку, то в последнее время поют чаще лирические откровения, воспевающие особое божественное восприятие природы туристами.

Кроме духа странствий, присущего всем туристам, ещё лиричней воспета тема любви в походе. Духовное единство двух людей в этих песнях усиливается чувством любви друг к другу, но сама любовь стоит при этом не на переднем плане, а природа своим состоянием как бы сочувствует влюблённым.
 
Счастлив кому знакомо щемящее чувство дороги...Не завидуйте счастью этих необыкновенных людей, попытайтесь тоже его найти.