Часть 3. Противоречивые воспоминания

Олег Яненагорский
И. С. Тургенев - коллекционер современной живописи
Олег Яненагорский, член Союза писателей России

Часть 3. Противоречивые воспоминания.

Часть 1. Удивление. http://proza.ru/2020/04/12/2482
Часть 2. О любви... к картине… http://proza.ru/2020/04/12/2482

Мне всегда интересен момент, когда человек вдруг ощущает, что он становится (или уже стал) коллекционером. Момент, когда какую-то совокупность вещей и предметов – сформировавшуюся без замыслов и планов из случайных покупок, подарков, находок или из «полученного в наследство» – человек осознает именно как коллекцию. Особенно это интересно, когда речь идет о коллекции картин и/или предметов декоративно-прикладного искусства.
Современники указывали, что И.С.Тургенев начал коллекционировать живопись в начале 70-х годов XIX века. На это указывал давний друг писателя Людвиг Пич (и я еще буду цитировать его письма и воспоминания), об этом упоминал и сам Иван Сергеевич. Но значит ли это, что ранее И.С. Тургенев не имел в собственности произведений искусства? Действительно ли он начал коллекционировать живопись только после 1871 года? Попробуем разобраться в этом вопросе, учитывая информацию, найденную за последние два дня.
Но сначала несколько слов о материальном положении И.С.Тургенева поскольку деньги зачастую играют довольно важную роль в коллекционировании. В молодые годы будущий знаменитый писатель часто испытывал материальные затруднения, поскольку его и старшего брата, богатая и властолюбивая мать «держала в черном теле». Она умерла в 1850 году, когда сыну Ивану было уже 32 года, но вступление в наследство затянулось на 5 лет, и богатыми людьми ее сыновья стали только в 1855 году.
К этому надо добавить, что к началу 60-х годов позапрошлого века Иван Сергеевич уже стал признанным писателем и получал хорошие доходы. Например, гонорар за «Дворянское гнездо» составил 4000 руб. а за роман «Отцы и дети» - 4775 руб. Таким образом, материальная основа для коллекционирования живописи после 1855 года у И.С.Тургенева была хорошей.

В начале шестой главы книги «Репин и Тургенев» - «Отношения Тургенева и Репина к современному французскому искусству», И.С.Зильберштейн писал: «Мир художественных интересов Тургенева был весьма велик, а живопись всегда занимала значительное, едва ли не первое место среди его многосторонних увлечений различными родами искусств. Но в художественных симпатиях великого писателя уживались противоречия - прозорливые оценки рядом с отсталыми. Эти противоречия и отразились на тех спорах по вопросам современное европейское искусства, которые вели между собой Тургенев и Репин.
Репин познакомился и часто встречался с Тургеневым как раз тогда, когда Тургенев более чем когда-либо интересовался живописью. Как раз в ту пору Иван Сергеевич начинает коллекционировать картины, в письмах к друзьям постоянно делиться своими суждениями о живописи, и, наконец, часто встречается с самими художниками: с иностранными (Бонна, Каролюс-Дюран, Густав Дорэ, Кабанель, Ари Шеффер, Мункачи и др.) – в гостиной Виардо и с русскими – на «вторниках» А.П. Боголюбова.
К тем, кто бывал в гостиной Виардо и у А.П. Боголюбова, я еще вернусь, а пока приведу еще одну цитату.
«В начале 1870-х годов новая страсть развилась у Тургенева, - страсть, которая проявляется при продолжительном пребывании в Париже более, чем где-либо - к собиранию коллекции картин и мелочей, - пишет Людвиг Пич в своих воспоминаниях. - Он сделался одним из постоянных посетителей Отеля Друо и магазинов мелких артистических вещей в Париже. Его небольшая квартирка скоро наполнилась отборными произведениями старой голландской и современной французской живописи, в особенности великих пейзажистов Диаза и Руссо. Коллекция бронзовых и фарфоровых вещей каждый год пополнялась новыми дорогими экземплярами».
Эти цитаты важны для исследования вопроса о коллекции И.С. Тургенева и личности коллекционера, поскольку осведомленность И.С.Зильберштейна в истории русской культуры была фантастической, а Людвиг Пич был многолетним другом Тургенева.
Энциклопедии, словари и Википедия сообщают о Л. Пиче достаточно много и в интернете легко найти информацию о нем. Поэтому здесь укажу минимум: «Людвиг Пич (нем. Ludwig Pietsch; 25 декабря 1824, Данциг - 27 ноября 1911, Берлин) - немецкий живописец, график, художественный критик и фельетонист, писатель».
С Тургеневым Пич познакомился в 1846 году, а дружеские отношения они стали поддерживать после 1863 года. Воспоминания Л. Пича о Тургеневе и письма русского писателя к немецкому художнику опубликованы.
Следовательно, нет оснований не доверять словам Л. Пича о том, что «в начале 1870-х годов «новая страсть развилась у Тургенева… к собиранию коллекции картин и мелочей»?
Но… смущали меня другие (уже давно опубликованные) воспоминания - Николая Васильевича Щербаня. Они тоже есть в интернете, поэтому фрагмент процитирую по интернетовскому варианту.
(К слову сказать – все ссылки на печатные материалы и сайты у меня есть, но поскольку эти заметки не являются научной статьей, поэтому не стану перегружать текст указаниями на их местонахождение. Интересующимся могу направить все ссылки, ни чьих авторских прав не нарушаю).

Итак, о чем же вспоминал Николай Васильевич Щербань, журналист и редактор, литературный секретарь Тургенева и корректор его романов?
«Тургенев квартировал напротив Тюильрийского сада, rue Rivoli, 210, в четвертом этаже… Кабинет его оказался маленькой, скромно убранной комнаткой об одном окне справа, с маленьким диванчиком налево, маленькой библиотечкой в глубине, маленьким письменным столом у окна, другим круглым у диванчика, - и посреди всей этой миниатюрности особенно рельефно выделялась массивная фигура хозяина.
Отрекомендовавшись, я невольно повел глазами кругом и остановил их на знаменитом писателе...
- Что вы смотрите? - усмехаясь, спросил Тургенев.
- Смотрю: такой крупный романист - в такой простенькой каморке, - чистосердечно вырвалось у меня, - тем чистосердечнее, что в голове мелькнули иные местные эффектные кабинеты иных местных тогдашних «звезд»: роскошные, чуть не монументальные, где за громадным палисандровым бюро с инкрустациями торжественно восседает поставщик трескучих романов-фельетонов...
- Крупный романист! - весело повторил Иван Сергеевич, сажая меня и усаживаясь сам на диванчик. - Что-то еще после нашей смерти скажут! Вот рост у меня действительно крупный, неуклюжий и несносный!...
…Пока Тургенев ходил переодеваться, я рассматривал поближе обстановку кабинета. Возвратившись через несколько минут, он застал меня перед двумя небольшими картинами, висевшими на стене. На одной - коровы, другая - зимний пейзаж.
- Ну что, как вы находите? - спросил он, становясь рядом.
Я замялся.
- Трудно сказать так сразу, Иван Сергеевич...
- Да вы не отвиливайте, а отвечайте напрямки: как вы находите?
- Коровы недурны; пейзаж - серенький, - признался я откровенно в своем мнении.
- Недурны! серенький! - с комическим негодованием передразнил Иван Сергеевич. - Серенький, потому что зимний... Ну, батюшка, знаток же вы! Это - Поль Поттер, а это – Миерис. И мне стоят они каждая около трех тысяч франков.
Не смею решать, подлинные ли то были Миерис и Поль Поттер, но они едва ли производили впечатление, соответствующее таким громким именам и таким, по-тогдашнему значительным, деньгам, как, впрочем, некоторые и другие из полотен, постепенно купленных впоследствии Тургеневым не столько по собственному влечению, сколько по рекомендации «опытных художественных критиков», ослушиваться которых он стеснялся. Я повторил, что особенно ими не восхищаюсь и не узнал бы великих мастеров, если б они не были названы.
- Вижу, что в эксперты вы не годитесь, - добродушно заключил Тургенев...».
Итак, из этих воспоминаний видно, что уже до 1861 года у И.С. Тургенева были работы, которыми он гордился. Можно ли это уже считать коллекцией или еще нет – пока не знаю. Полагаю, что одна из работ могла принадлежать кисти Паулюса Поттера, который прославился изображением животных, а другая - Виллему Ван Мирису.
Для тех, кто не может сей момент заглянуть в Википедию, приведу минимум информацию об этих авторах:
«Паулюс Поттер (нидерл. Paulus Pieterszoon Potter; крещён 20 ноября 1625, Энкхёйзен - похоронен 17 января 1654, Амстердам) - нидерландский художник, представитель золотого века голландской живописи».
«Виллем ван Мирис (нидерл. Willem van Mieris; 3 июня 1662, Лейден — 26 января 1747, Лейден) - голландский художник-портретист, автор исторических и жанровых полотен. Работал в традициях основанной Герардом Доу лейденской художественной школы».
Итак, как минимум, две работы «малых голландцев» у И.С. Тургенева были в 1860 году, и купил он их за достаточно большие деньги. Разве это не похоже на действия коллекционера? Ничего не говорю о подлинности работ, поскольку сейчас мне неизвестны даже названия картин, и уж тем более – не известен их провенанс. Но факт наличия картин и нормальное «тщеславие коллекционера» Тургенева не вызывает сомнения. А это уже ставит под сомнения ту часть воспоминаний Л. Пича, которая касается развития у писателя «новой страсти» в начале 1870-х годов.
Может быть «страсть» не была такой уж новой? Может быть, коллекция живописи у И.С. Тургенева уже была?

Продолжение следует
Часть 1 Удивление http://proza.ru/2020/04/12/2477
Часть 2 «… Всё-таки я люблю мою бедную отверженную картину и буду её любить вопреки всему…».http://proza.ru/2020/04/12/2482
Часть 3. Противоречивые воспоминания https://dzen.ru/a/XpN1u5vTvmNKr1Ez