Василий III и его время

Равиль Байбурин
Между двумя Иванами - Великим и Грозным - затерялся на первый взгляд ничем не примечательный великий князь Василий Иванович.
Но именно он передал своему наследнику жажду власти безграничной, почти божественной, больше походящей на восточную деспотию, чем на славянское государство Рюриковичей.
Он был жесток с боярами, не терпел пререканий, а тех, кто перечил ему, ждала опала, заточение или казнь.
Иван IV возведёт модель правления своего отца в абсолют…

***

Василий родился 25 марта 1479 года и получил «прямое имя» Гавриил, а крещённое имя - Василий.
Он был 2-м сыном великого московского князя Ивана III и старшим сыном 2-й жены Ивана - Софьи Палеолог.
Кроме старшего – Ивана - у него было 4 младших брата:
•    Юрий Иванович - князь Дмитровский (1480—1536),
•    Дмитрий Иванович Жилка - князь Углицкий (1481—1521),
•    Семён Иванович - князь Калужский (1487—1518),
•    Андрей Иванович - князь Старицкий и Волоколамский (1490—1537).

1. Отец и сын.

Детство Василий провёл в тереме своей матери Софьи, и вероятно получил неплохое образование.
Ранняя молодость Василия прошли в тревогах и испытаниях. Далеко не сразу он был провозглашён наследником своего отца.
Иван III, проводивший политику централизации, заботился о передаче всей полноты власти по линии старшего сына, с ограничением власти младших сыновей.
Поэтому он уже в 1470 году объявил своим соправителем старшего сына от 1-й жены - Ивана Ивановича Молодого. Однако в 1490 году тот умер от болезни.
 При дворе сформировались 2 враждебных друг другу партии (группировки бояр), продвигавших своего «кандидата» в качестве преемника Ивана:
• одна группировалась вокруг сына Ивана Молодого, внука Ивана III - Дмитрия Ивановича и его матери, вдовы Ивана Молодого - Елены Стефановны,
• а вторая вокруг Василия и его матери Софьи (Зои) Палеолог.
Поначалу верх брала 1-я партия.
Сторонники Софьи и её сына - княжича Василия, не желая оказаться на вторых ролях, составили заговор с целью устранения князя Дмитрия.
В частности, некоторые дети боярские и дьяки, поддерживавшие не слишком любимую в Москве Софью, целовали крест и присягали Василию и советовали ему бежать с казной на север, расправившись предварительно с Дмитрием.
В 1497 году заговор, целью которого было убийство Дмитрия, был раскрыт.
Разгневанный Иван III наказал участников заговора.
Он арестовал Василия, а 6-х его приверженцев казнил.
В опалу угодила и великая княгиня, заподозренная в намерении отравить супруга.
Но Софья не сдавалась. Ходили даже слухи, что она «ворожила» на Ивана и даже пыталась его отравить.

В феврале 1498 года великий князь Иван III торжественно венчал своего внука - Дмитрия Ивановича - на великое княжение в Успенском соборе по византийскому обряду шапкой Мономаха, сделав отрока своим соправителем и официальным наследником.
Но торжество «партии» Дмитрия-внука было недолгим.
Потому как сторонники внука, не без происков Софьи, вошли в конфликт с Иваном III.
В 1499 году князья Патрикеевы и Ряполовские были одними из главных союзников Дмитрия-внука.
«В лето 7007-го генваря князь великий велел поимати бояр своих, князя Ивана Юриевичя з детми, да князя Семена Ивановичя Ряполовского; и велел казнити князя Семена Ивановичя Ряполовского, отсекоша ему главу на реце на Москве, пониже мосту, февраля 5, во вторник; а князя Ивана Юриевичя пожаловал от казни, отпустил его в черньци к Троици, а сына его, князя Василя Ивановичя Кривого, отпустил в монастырь в Кирилов на Белоозеро»

После этого ситуация резко изменилась.
И с этого времени симпатии Ивана III переменились.
Иван Васильевич устроил чистку в рядах несогласных с ним бояр, в ходе которой сторонники Дмитрия Ивановича Внука были арестованы или убиты.
Уже в 1499 году великий князь сменил гнев на милость.
Василий был выпущен из-под стражи и прощён.
21 марта 1499 года Василий был объявлен Великим князем Новгородским и Псковским.
 А 14 апреля 1502 года — Великим князем Московским и Владимирским и Всея Руси самодержцем. То есть он стал соправителем отца.

И к 1502 году окончательный верх при дворе одержала партия Софьи Палеолог.
А соправителем Ивана III и наследником был назначен Василий.
Надо сказать, что полученный урок научил Василия дорожить властью и безжалостно устранять реальных и потенциальных соперников.
Он чётко уяснил себе, что важна власть любой ценой. И каждый, кто будет этому мешать – враг.

• Вот, например, какие его слова есть в летописи:
«Я царь и господин по праву крови. Я ни у кого не просил титулов и не покупал их. Не существует законов, по которым я должен кому-то подчиняться. Веруя в Христа, я отвергаю любые права, выпрошенные у других».

В конце концов, опала постигла и самого Дмитрия и его мать.
 В апреле 1502 года Дмитрий Внук с матерью Еленой Волошанкой, обвинённой в связях с еретиками «жидовствующими», были схвачены и отправлены в заточение по приказу Ивана III.
Елена Стефановна умерла в заключении «нужной смертью» в 1505 году.
Её сын томился в темнице ещё 4 года. А в 1509 году скончался, закованный в кандалы…

***

В последние годы жизни великого князя волновал вопрос женитьбы Василия.
Его заботой было приискать старшему сыну достойную супругу.

Он пытался найти невесту при дворах европейских монархов. Но его старания оказались безуспешны. А всё из-за разногласий в вопросах вероисповедания.
Так что выбрать невесту Василию из западных принцесс не удалось.
 Пришлось Ивану III искать невесту среди «своих холопов».
В 1505 году для князя были устроены настоящие смотрины - первый на Руси смотр невест.
На выбор наследнику доставили 1500 знатных девушек со всей страны.
Данное мероприятие можно рассматривать как первый всероссийский конкурс красоты.
Правда, у него был только один зритель.
 И он же составлял жюри.
 Свой взор Василий остановил на 16-ти летней боярышне Соломонии Сабуровой…

Отец Соломонии - Юрий Константинович Сабуров - был писцом Обонежской пятины Новгородской земли, внуком боярина Фёдора Сабура. После свадьбы дочери он стал боярином и отдал другую свою дочь за Стародубского князя.
Впервые в российской истории правящий монарх брал себе в жёны не представительницу княжеской аристократии или иностранную принцессу, а женщину из высшей прослойки «служилых людей».

***

Умирая, Иван III передал всю полноту власти Василию III, а младшим сыновьям наказал слушаться старшего брата во всём.
Василию Ивановичу достались 66 городов. А также право определять и вести внешнюю политику страны и чеканить монеты.
А четверо его братьев получили 30 городов. Отныне им запрещалось чеканить монету. Они обязывались не искать великого княжения по смерти государя. Только его дети могли наследовать престол. Только к нему переходили выморочные уделы.

Василии III вступил на престол 27 октября 1505 года.
 
Целью своего правления он сделал завершение объединения русских земель вокруг Москвы и усиление централизации государства.

Наследовав великокняжеский престол, Василий начал борьбу за отмену системы уделов и вёл себя как самодержец.
Удельная система сохранялась, но власть великого князя над другими становилась всё сильнее.
Очень точно описал систему Руси того периода Иосиф Волоцкий, который назвал правление Василия III правлением над «Всея Русския земли государём государь».
«Государём государь» – так и было на самом деле.
Были государи, которые владели уделами, но над ними был единый государь.
В борьбе с уделами Василий III проявил хитрость – он запрещал своим братьям, владельцам уделов, жениться. Соответственно у тех не было детей. И постепенно их власть отмирала. А земли их переходили в подчинение к Москве.
 К 1533 году осталось всего лишь 2 удела его младших братьев - Юрия Дмитровского и Андрея Старицкого.
Кстати, не желая иметь соперника, Василий III содержал Дмитрия Ивановича в тюрьме до самой его смерти в 1509 году.

Во внутренней политике Василий III был приверженцем жёсткого правления и считал, что его власть не должна ограничиваться ничем.
Он без промедления расправлялся с недовольными боярами и в противостоянии с оппозиционерами опирался на церковь.
Критику Василий III считал неприемлемой.
«Кто ему наперекор говорит, на того он опаляется», - жаловались бояре.
• Однажды, когда в Думе обсуждался вопрос о Смоленске, боярин Иван Берсень-Беклемишев возразил государю, и тут же был выгнан с заседания со словами: «Поди прочь, смерд, ты мне не надобен!».
• Осенью 1508 года воевода Василий Данилович Холмский был внезапно арестован и заключён в Кирилло-Белозерский монастырь, где умер в 1524 году. О причине ареста, в летописях ничего не сообщается.
• В 1521 году, из-за отказа участвовать в борьбе Василия III против князя Василия Ивановича Шемячича, и осуждение развода Василия с женой Соломонией,  митрополит  Варлаам  был сослан в монастырь.
• В том же году, князья  Рюриковичи Василий Шуйский и Иван Воротынский были изгнаны из страны.
• В 1525 году, Василий III казнил дипломата Ивана Берсень-Беклемишева, за то, что он не принял нововведений, привнесённых в жизнь страны матерью великого князя - Софьей Палеолог.
Осуждающие его политические решения князья и бояре бежали из страны, если конечно успевали.

2. Завершение объединения русских земель вокруг Москвы.
 
К началу правления Василия III на Руси оставалось 2 номинально независимых государства:
• Рязанское княжество и
• Псков.

Унаследовав престол, Василий III (1505–1533) продолжал политику своего отца.
Необходимо было окончательно закончить процесс собирания земель вокруг Москвы, присоединив, пусть и формально, самостоятельные земли и княжества.

Основные начинания в этом плане были следующими:
• Подчинение самостоятельных княжеств.
• Укрепление границ государства.

А)  Первым делом Василий III решил покончить с независимостью Пскова.

Граница псковских владений на севере в то время доходила до Ивангорода (крепости, основанной в 1492 году Иваном III как защитный рубеж от шведов и ливонцев).
Псков был присоединён к Москве мирным, но вероломным путём.
 В 1508 году Василий Иванович назначил в Псков своего наместника - князя Ивана Михайловича Репня-Оболенского.
Это был человек жестокий и беспринципный. Он вёл себя вызывающе, пренебрегал псковской «стариной» (отказался присягать псковскому вече и признавать местные законы) и злоупотреблял властью.
Псковитяне его не любили, устраивали бунты.
Они пожаловались Василию III.
На следующий – 1509-й -  год великий князь отправился в Новгород, чтобы рассудить своего наместника и псковских бояр.
Воспользовавшись приездом Василия в Новгород, князь обратился к главному Государю, прося того усмирить граждан.
Туда же с челобитными прибыли псковские посадники.
 Василий III обещал рассудить всё по справедливости.
 Но сам принял сторону своего человека.
• Он арестовал послов и предложил им единственное решение проблемы – подчинение Москве:
«Вечу в Пскове не быть, а быть в Пскове двум наместникам».
 На том и порешили.
В январе 1510 года Псков покорился.
13 января 1509 года псковский вечевой колокол гудел последний раз.
 И после этого вечевой колокол с Троицкого собора был снят.
На Псковскую землю распространялась московская система управления в соответствии с Судебником 1497 года (то бишь,  произошло включение Пскова в состав Российского государства).
Чтобы закрепить победу в этом регионе Великий Князь приказал переселить в центральные районы страны 300 самых влиятельных семей Пскова. Изъятые у них земли были розданы великокняжеским слугам - москвичам.

Б)  В 1512 году возобновились военные действия с Литвой.

Заручившись поддержкой Ливонского и Тевтонского орденов, Василий III двинул войска к Смоленску.
 Осада города была для русских войск безрезультатной.
Готовясь к 3-му походу, Василий III задействовал свою дипломатию.
Он сумел договориться о коалиции со Священной Римской империей.
Согласно договорённости член коалиции австрийский эрцгерцог Максимилиан признавал власть Москвы над белорусскими и украинскими землями, а Василий — права Вены на территорию Польши.
К слову. В этом договоре с императором Священной Римской империи Максимилианом I впервые в истории Руси Василий III назван на межгосударственном уровне императором («kayser») русов.
В конце мая 1514 года начался новый поход на Смоленск.
Осада города продолжалась 2 месяца.
  И  31 июля город был взят.
Смоленск вошёл в состав Московского государства.

В)  В этом же году было присоединено и Волоколамское княжество.

Г) После этого Василий III начал наступление вглубь белорусских земель.
 Его войска овладели Мстиславлем, Кричевом и Дубровной.
Лишь у Березины его остановил передовой отряд Сигизмунда I, одновременно занимавшего должность и короля Польши, и литовского князя.
 8 сентября 1514 года в генеральном сражении под Оршей верховный гетман К. Острожский разгромил 80-тысячную русскую армию, чем разрушил коалицию Василия III с Максимилианом I.
 С княжеством Литовским был заключён мирный договор в 1522 году.
 Смоленск, отвоеванный у Литвы,  остался в составе Московского государства.

• Полный титул Василия III после 1514 года выглядел следующим образом:
 «Божьей милостью царь и государь всеа Русии и великий князь Владимирский, Московский, Новгородский, Псковский, Смоленский, Тверской, Югорский, Пермский, Вятский и Болгарский, и иных, государь и великий князь Новогорода Низовские земли, и Черниговский, и Рязанский, Волотский, Ржевский, Белёвский, Ростовский, Ярославский, Белозерский, Удорский, Обдорский и Кондинский».

 Д) В 1518 году произошло присоединение Калужского княжества.

Е)  Наконец, в 1521 году в состав России вошли:
• Рязанская земля и
• Угличское княжество.

Надо сказать, что Рязанским княжеством с 1516 года правил молодой князь Иван Иванович, вознамерившийся восстановить независимость своих владений от воли Москвы.
В 1517 году он установил контакт с крымским ханом Мехмед-Гиреем, желая жениться на его дочери.
 Заниматься самостоятельной внешней политикой Рязани воспрещалось, поэтому разгневанный Василий III вызвал князя в Москву.
 Там Иван Иванович был схвачен, а его мать насильно пострижена в монахини. Позже ему удалось бежать в Литву, где он и умер в 1534 году.
Автономия Рязанского княжества была уничтожена, а часть горожан постигла участь жителей Новгорода и Пскова.

 Ж)  В 1522 году к Москве было присоединено Стародубское княжество.

З)  Затем наступил черёд Новгород-Северского княжества.

 Внук Дмитрия Шемяки - Василий Иванович Шемячич - который княжил в Новгород-Северском, стал последней жертвой Василия III из удельных князей.
Примечательно, что их деды, Дмитрий Шемяка и ослеплённый им Василий II Тёмный, воевали друг против друга в междоусобной войне.
 Доносы на Шемячича регулярно поступали великому князю, но он неоднократно прощал родственника.
После набега Крымского хана в 1523 году Василий III приказал новгород-северскому князю явиться в Москву. Шемячича подозревали в измене. Митрополит поручился за его безопасность. Василий Иванович был встречен радушно и с почётом.
 Но через месяц его схватили и посадили в темницу. Его жена и дочь были насильно пострижены в монахини.
 Василий Иванович Шемячич умер в неволе в 1529 году.
Он был последним удельным князем, после его кончины на Руси остались только земли братьев Василия III.
 С этим неприятным вопросом разберётся уже его сын — царь Иван Грозный.

Тем самым основная задача внутренней политики эпохи правления Василия 3 была решена – страна объединилась.

Таким образом, завершился процесс объединения Северо-Восточной и северо-западной Руси в одном государстве.
 Образовалась крупнейшая в Европе держава, которая с конца XV в. стала называться Россией.

***

В течение правления Василия III увеличилось земельное дворянство, власти активно ограничивали иммунитет и привилегии бояр — государство шло по пути централизации.
 Однако деспотические черты управления, в полной мере проявившиеся уже при его отце Иване III и деде Василии Тёмном, в эпоху Василия только ещё более усилились.

• В церковной политике Василий, во время брака с Соломонией, поддерживал нестяжателей.
А после развода с ней и размолвки из-за этого как со своим советником иноком Вассианом, так и другими людьми церкви и светскими стал поддерживать иосифлян, которые поддержали его.
 Максим Грек,  Вассиан Патрикеев  и другие  нестяжатели  были приговорены на церковных соборах кто к смертной казни, кто к заточению в монастырях по причине придирок и клевет на них.

• В правление Василия III были созданы «Уложение о вотчинах» и «Устав о слободах».

Как сообщал Герберштейн, при московском дворе считалось, что Василий властью превосходил всех монархов мира и даже императора.
 На лицевой стороне его печати имелась надпись: «Великий Государь Василий Божией милостью царь и господин всея Руси».
На оборотной стороне значилось: «Владимирской, Московской, Новгородской, Псковской и Тверской, и Югорьской, и Пермской, и многих земель Государь».

Князь Василий, будучи Великим Князем, стал постоянно называть себя «Русским Царём», хоть официально первым русским Царём станет его сын Иван Грозный.
Своим служилым людям он большею частью не давал ни пособий, ни жалованья. Каждый должен был отправляться на службу, исполнять безропотно всякие поручения на собственный счет;
Князь своими указами запретил боярам кабалить вольных людей, содержать корчму, а мещанам разрешал рубить загородный лес.
 Князь наложил на своих подданных пошлины: судную, мировую, брачную, стадную и убойную.
Вся законодательная и служебная власть принадлежала только Князю.
Суд не мог приговорить ни кого к смертной казни без согласия самого Князя.
Надо признаться, что к казням Князь прибегал крайне редко, но зато он первый разрешил применять в Московском княжестве допросы с пытками.
При князе Василии сохранялось рабство.
Рабами были дворовые, крепостные холопы и сельские, это были потомки купленных людей или военнопленных лишённых вольности.
 Однако раб признавался человеком и гражданином княжества, а потому ни кто не вправе был такого раба наказать кроме как государственного суда. А смертную казнь присудить мог только Великий Князь и ни кто больше.
Таким образом, над каждым жителям княжества не зависимо от сословия покровительствовал одинаковый единый закон из свода правил и это тоже заслуга Князя Василия.
Однако мирская власть князя наказывала и духовных людей, священников и монахов. Их приговаривал князь к порке кнутом и даже к виселице.
Это не нравилось Церкви и митрополитам, которые просили князя не судить духовных лиц мирским судом.
 Но был дан ответ: «Мы казним не священников , а негодяев!»

3. Внешняя политика.

А)  Западное направление.

Войны с Литвой.

• Война 1507-1508 годов.
Причиной стало то, что пограничные литовские княжества стали присягать на верность Руси. Последним это сделал князь Михаил Глинский (до этого Одоевские, Бельские, Вяземские и Воротынские).
Причина нежелания князей находиться в составе Литвы кроются в религии.
Литва запрещала православие, насильственно насаживала местному населению католицизм.

В 1508 году русские войска осадили Минск.
Осада была успешной.
И Сигизмунд I запросил мира.
Мир этот (1509 год) был  довольно выгодным для московского князя - по нему литовцами были признаны захваты его отца - Ивана III.
То есть, за Россией были закреплены все земли, которые присоединил Иван III (это земли по верхней Оке).

Это был большой прорыв и важный шаг во внешней политике и в укреплении российского государства.

• В 1512 году началась новая война с Литвой.
Василий Иванович узнал, что Литва договорилась с Крымским ханством и готовится к военному походу.
Великий Князь решил сыграть на опережение.
  И 19 декабря Василий III, Юрий Иванович и Дмитрий Жилка выступили в поход.
 Смоленск был осаждён. Но взять его не удалось. И русское войско вернулось в Москву в марте 1513 года.
 14 июня Василий III снова выступил в поход. Но, отправив воевод к Смоленску, сам остался в Боровске, ожидая, что будет дальше.
 Смоленск снова был осаждён, а его наместник - Юрий Сологуб, был разбит в открытом поле.
Только после этого Василий III лично приехал к войскам.
 Но и эта осада была неудачной: осаждённым удавалось восстанавливать разрушенное.
Опустошив окрестности города, в ноябре Василий III велел отступить и возвратился в Москву.
8 июля 1514 года войско во главе с великим князем вновь выступило к Смоленску. На этот раз вместе с Василием III шли его братья Юрий и Семён.
Новая осада началась 29 июля. Артиллерия, которой руководил пушкарь Стефан, наносила осаждённым тяжёлые потери. В тот же день Сологуб и духовенство города вышли к Василию III и согласились сдать город.
31 июля жители Смоленска присягнули великому князю.
 И 1 августа Василий вступил в город.

Вскоре были взяты окрестные города – Мстиславль, Кричев, Дубровны.

Некоторое время спустя русское войско, которым командовал Иван Челядинов, потерпело тяжёлое поражение под Оршей.
 Но литовцы вернуть Смоленск так и не смогли.
 Город оставался спорной территорией до конца правления Василия III.
В это же время жителей Смоленщины уводили в московские области, а жителей ближних к Москве областей переселяли в Смоленск.

Незначительные сражения  продолжались вплоть до 1522 года, когда был подписан мир на 5 лет.
По итогам мира Россия сохраняла за собой Смоленск, а граница с Литвой теперь проходила по реке Днепр.

Б)  Южное и восточное направления.

Восточное и южное направление внешней политики князя Василия Ивановича следует рассматривать в совокупности, поскольку Крымский хан и Казанский хан действовали совместно.

• Ещё  в 1505 году Василию III пришлось начать войну с Казанью.
 Поход был неудачен. Русские полки, которыми командовал брат Василия князь Углицкий Дмитрий Иванович Жилка, были разбиты.
После этого Казанский хан вторгся с грабежами на русские земли.
В ответ Василий III направил войско к Казани, вынуждая врага вновь присягнуть на верность Москве, как было при Иване III.
В итоге, казанцы запросили мира, который и был заключён в 1508 году.

• 1515-1516 года – крымская армия доходит до Тулы, опустошая по дороге земли.

• В 1518 году Казанским ханом стал дружески настроенный к Москве Шах Али-хан. Но правил он недолго.
 В 1521 году его сверг крымский ставленник Сахиб Гирей - младший брат крымского хана.

• В том же году, выполняя союзные обязательства с Сигизмундом I, Крымский хан Мехмед I Гирей объявил поход на Москву.
Вместе с ним из своих земель выступил казанский хан.
Под Коломной крымчаки и казанцы объединили свои армии вместе.
Русское войско под руководством князя Дмитрия Бельского потерпело поражение на реке Оке. И было вынуждено отступить.
Татары подошли к стенам столицы.
 Сам Василий в то время уехал из столицы в Волоколамск собирать армию.
Мехмед -Гирей не собирался брать город. Опустошив округу, он повернул обратно на юг, опасаясь астраханцев и собранного Василием войска. Но при этом взял с великого князя грамоту о том, что тот признаёт себя верным данником и вассалом Крыма.
На обратном пути, встретив войско воеводы Хабара Симского у Переяславля Рязанского, хан начал на основании этой грамоты требовать капитуляции его войска.
Но, выпросив татарских послов с этим письменным обязательством к себе в ставку, Иван Васильевич Образец-Добрынский (такое было родовое имя Хабара) разорвал грамоту. И заявил, что её никогда и не было. А если Мехмед-Гирей с этим не согласен – пускай попробует взять приступом город.
Татарское войско было разогнано пушками.
Рязань устояла.
И татары вернулись на свои земли.
Опустошительный набег крымчаков и казанцев причинил огромный материальный урон русским землям.
Татары пленили и увели в рабство невероятно большое число русских людей.
Не замедлили сказаться и политические результаты татарского вторжения внутри самой страны: в опалу попали почти все главные воеводы.
 
Тяжелы для России были и стратегические последствия:
• во-первых, Россия лишилась свободы рук на западе (её усилия ограничивались степенью военной угрозы с юга и востока);
• во-вторых, увеличился уровень затрат на военно-оборонительные акции по южной и восточной границам;
• в-третьих, обозначилась опасность для независимости России со стороны тесного военного союза Крыма, Казани и Ногайской Орды.

• В 1522 году в Москве опять ожидали крымцев.
 Василий с войском даже сам стоял на Оке.
Хан так и не пришёл.
 Однако опасность со стороны степи не миновала.

• Казанцы всё не успокаивались.
В 1523 году, в связи с очередной резнёй русских купцов в Казани, Василий объявил новый поход.
Разорив ханство, на обратном пути он основал город Васильсурск на Суре (близ Казани) важный опорный пункт, нацеленный в сердце ханства. Он должен был стать новым надёжным местом торга с казанскими татарами.

• В 1524 году после 3-го похода на Казань был свергнут союзный Крыму Сахиб Гирей.
 А вместо него ханом был провозглашён Сафа Гирей.

• В том же году  Крымское ханство захватило Астрахань.
В городе были убиты все русские купцы и наместник.
Василий 3 заключается перемирие и направляет армию к Казани.
 Казанские послы прибывают в Москву для ведения переговоров. Они затянулись на несколько лет.

• В 1527 году было отражено нападение Исляма I Гирея на Москву.
 Собравшись в Коломенском, русские войска заняли оборону в 20 км от Оки.
Осада Москвы и Коломны длилась 5 дней, после чего московская армия перешла Оку и разгромила крымское войско на реке Осётр.
Очередное степное нашествие было отбито.

• 1530 году русские войска отправились к Казани и захватили город.
Правителем ханства стал ставленник Москвы - касимовский царевич Джан-Али хан..
Так установилось временное затишье…

В) Василий III вёл переговоры:
• с Пруссией, приглашая её к союзу против Литвы и Ливонии,
• с Данией, Швецией, Турцией (переговоры у Московского Князя завершились безрезультатно),
• с папой Римским  князь вёл переговоры об унии (объединении католиков и православных) и о  совместном крестьянском походе   против Турции.
• При Василии III начались первые сношения  Московского Княжества с Францией.
• И прибыло в Москву посольство от одного из индусских государей -  султана Бабура.

4. Венчание Василия III и Елены Глинской.

Не меньше, чем татары, беспокоили Василия его семейные дела.
Брак омрачало отсутствие детей.
 А ведь Василий, как и его отец, придавал большое значение передаче престола в крепкие и надёжные руки.
Вместе они прожили 20 лет, но княгиня не могла родить наследника.
Бояре уговаривали Василия развестись с бесплодной Соломонией, что он в итоге и сделал.
Фактически Василий 3 осуществил развод с Соломонией, нарушив все законы того времени. Более того, для этого даже пришлось сместить митрополита Варлаама, который отказывался устраивать развод.
До сих пор Василию никто не осмеливался перечить. Воля государя воспринималась на Руси как воля Бога. Василия именовали «ключником и постельничим Божиим». Самолично он принимал важнейшие решения, Боярская дума (совещательный орган власти при государе, известный с X века) послушно их штамповала, преамбула государственных указов — «великий князь указал и бояре приговорили» — превратилась в простую дань старине. Однако «неплодство» не входило в перечень признаваемых церковью оснований для развода. Ревнители старины не смогли смолчать.
Против намерения великого князя выступили и влиятельные бояре, и учёные монахи, последователи Нила Сорского — Максим Грек и Вассиан Косой.
 Благие помыслы консерваторов шли вразрез с объединительной и централизаторской политикой, проводившейся Василием III и его отцом.
 Не стесняясь в средствах, Василий подавил оппозицию.
Недовольных бояр подвергли опале, одному отрубили голову, другому вырвали язык.
Максим Грек, а позднее Вассиан Косой были обвинены в ереси и сосланы в провинциальные монастыри.
Руководство православной церковью сосредоточилось в руках иосифлян.
 Нестяжатели потерпели полное поражение.
Доктрина первых о самодержавном характере и божественном происхождении великокняжеской власти более требовалась Московскому государству, нежели идеализм вторых.
Заручившись согласием нового митрополита, Василий в ноябре 1525 года развёлся с супругой.
В конечном итоге, после смены митрополита, Соломония была обвинена в колдовстве, после чего насильно пострижена в монахини. Её отправили в суздальский женский Покровский монастырь.
Сабурова отчаянно сопротивлялась, потому пришлось применить плеть.
Подобного рода развод с применением к великой княгине силы и насильственного пострижения в «черницы» был первым на Руси, однако далеко на последним.
Противники развода из числа церковных иерархов были осуждены, сосланы или казнены.
Василий III на собственном примере показал потомкам, как можно избавляться от неугодных жён.
В январе 1526 года государь женился на дочери литовского князя  Василия Львовича Глинского - Елене Глинской.
Была Елена при изумительной красоте умна, весела нравом и прекрасно образованна: она знала немецкий и польский языки, говорила и писала по-латыни…
Пленённый молодой женой Василий Иванович даже сбрил на литовский манер бороду свою. А это для православного человека тех времён считалось чем-то из ряда вон.
Через 4 года – в 1530 году - Елена родила наследника — будущего Ивана IV Грозного.
Вскоре был рожден ещё один сын – Юрий.
Но семейная идиллия продолжалась недолго.
Великий князь недолго наслаждался отцовством.
В декабре 1533 года 54-летний Василий III скончался (от заражения крови), благословив первенца на трон.
Останки его по традиции погребены были в московском Архангельском соборе.

***

Время правления Василия — эпоха строительного бума на Руси, начавшегося ещё во время правления его отца.
При нём возводилось множество храмов и монастырей, обновлялись оборонительные сооружения.
 Отдельно стоит выделить начало организации засечных черт и строительство каменных кремлей в городах вдоль реки Оки для отражения набегов на южные границы государства.

• Воздвигнутые при Василии Ивановиче церковь Николы Гостунского и Благовещенский собор поражали современников своими позолоченными куполами и богатым внутренним убранством.
• Успенский собор был расписан такой чудной живописью, что Василий и бояре, впервые войдя туда, сказали, что им кажется, «будто они на небесах».
• Гостиный двор в Москве и некоторые крупные пограничные города были обведены по его повелению каменными стенами взамен деревянных.
• В Московском Кремле возведён был Архангельский собор. Государь перенёс туда гробы всех великих московских князей.
• А в Коломенском была построена Церковь Вознесения Господня.

Строились каменные укрепления в Туле, Нижнем Новгороде, Коломне и других городах.
Основаны были новые поселения, остроги, крепости.

***

При Василии III возросла мощь русской армии.
 В её составе появилось постоянное подразделение – наряд. Так называли в то время артиллерию.
Были сформированы и отряды пищальников – воинов, вооружённых огнестрельным оружием – пищалями.

***

Основное, что характеризует политическую историю России этого периода, - это укрепление единодержавия и дальнейшее развитие централизованного  государственного  аппарата.
 Именно при великом князе Московском Василии III тенденция укрепления самодержавной власти окончательно победила.

Посол Священной Римской империи Барон Сигизмунд фон Герберштейн, бывший в ту пору в Москве, в своей книге «Записки о московских делах» отмечал, что «в том, как он управлял своим народом», Василий «легко превзошёл всех правителей целого мира».
Он замечал, что Василий III имел власть, какой не обладал ни один монарх. Согласно его заметкам, русские «открыто заявляли, что воля князя – это воля Господа и что всё, что делает князь, делается по воле Господа. Точно так же, если кто-то задаёт вопрос о чём-то неясном или сомнительном, русские привычно отвечают, что о том ведают Господь и великий князь».

Василий III  верил в свою исключительность как правителя России.
Данное тщеславие было внушено ему хитрой византийской царевной – его матерью  Софьей Палеолог и дальновидным отцом - Иваном III.
Все сопротивления на Руси он подавлял очень жёстко, иногда применял хитрость и смекалку.
Следует отметить, что он редко прибегал к смертной казни, чтобы расправиться со своими противниками. Правда,  многие из них по его приказу были заключены в тюрьму или изгнаны. Это резко контрастирует с той волной террора, которая захлестнул Русь во время царствования его сына, царя Ивана IV
Василий III управлял, прежде всего, как самодержавный царь, который только по своему «естеству» напоминает других людей, поскольку властью он подобен самому Богу.

***

Василий был физически крепким и активным.
У него было умное (даже скорее хитрое), волевое лицо с крючковатым носом. Оно покрыто было глубокими морщинами, что свидетельствовало о том, что великий князь много повидал на своём веку и принимал неприятные решения. В то же время в его глазах застыли решительность и твёрдость, уверенность в своем праве и своей правоте.
Это был  человек с идеалами и принципами.
 
Известно, что ему нравился древнерусский язык. И он владел искусством изъяснения на нём.
Он вошёл в историю как храбрый и умный правитель, но жёсткий, властный, мстительный человек.
Государь отличался крутым нравом и суровым характером.
Был человеком надменным и гордым.

• Н. Карамзин писал:
«У Василия был холодный, жестокий и крайне расчётливый характер, он всегда действовал самовластно, именно поэтому добился всего того, чего он добился».

Известно, что князь любил выпить  наливку. И, бывало, так упивался, что падал грудью на стол и засыпал. И тут было интересно то, что после того, как князь уснёт за столом, ни кто не мог ни шептаться, ни даже шевелиться, до тех пор, пока не проснётся князь, чтобы не помешать ему сну. А князь так спал часа три.

Государь любил вставать очень рано.
Одеваться и совершать утренний туалет (причесывание, умывание) ему помогал постельничий.
После этого государь проходил в молельную комнату. Там его встречали духовник, священник и дьяк для совершения службы. Государя окропляли освящённой водой из праздничных сосудов. После чего следовало чтение дьяком вслух фрагмента из книги «Златоуст» — какого-либо церковного поучения.
После этого государь направлялся в покой к жене и встречался с ней в передней или столовой.
 Вместе они шли в один из кремлёвских храмов слушать заутреню.
Вернувшись, монарх мог заняться первыми делами: принять доклады от людей в передней, провести какие-то встречи или небольшие заседания с прибывшими во дворец боярами и т. д.
Как правило, после этого вместе с боярами и другими спутниками он либо шёл к обедне в одну из придворных церквей, либо торжественно выезжал в какой-то московский храм, если случался какой-либо церковный праздник.
 По возвращении во дворец государь занимался решением текущих дел, принимал людей, разбирал бумаги, принимал иностранных послов и т. д.
После этого следовал обед. В обычные дни государь ел один, и довольно простую пищу. При этом он неукоснительно соблюдал все посты, понимая, сколько глаз подданных на него смотрят. Ведь православный государь по своему положению просто обязан был ревностно и истово соблюдать все обряды и церковные правила, чтобы никто не мог усомниться в его высоком статусе и примере для других христиан.
 После обеда он спал.
 Затем выходил к вечерней службе.
И, если в государстве не случалось дел, требующих его вмешательства, от вечерней службы до ужина было его семейное время, время общения с женой, детьми, домочадцами и т. д.
День заканчивался молитвой в молельной комнате и отходом ко сну с помощью того же постельничего.
Вот таким был стандартный кремлёвский день Василия III. 

 Московские монархи в то время не проводили время в увеселениях, как некоторые их потомки, — для этого просто не было возможностей. Они служили Богу. И их службой Богу была забота о вверенной Господом стране и христианском люде.
Таким был и Василий III.
Собственно развлечений у государя было не так и много.
Василий III любил охоту и то, что мы бы назвали «загородными поездками». Он много путешествовал: либо по делам, либо с целью паломничества, посещая различные монастыри.
Особенно во второй половине правления он с удовольствием на один-два месяца покидал Москву, ездил по монастырям или жил в дальних резиденциях.

 Современники отмечали, что Василий III не терпел, когда ему противоречили.  Все дела решал зачастую лишь со своими близкими советниками.
Ослушников ждало суровое наказание, лишение вотчин и поместий.
Не церемонился великий князь и с церковными деятелями, стремясь подчинить всевластную Церковь своему влиянию.
В условиях усиления личной власти монарха все подданные его: и представители элиты, и дворяне, и простые люди – ремесленники, крестьяне – рассматривали себя как холопов великого государя.
 Именно в этот период в русском обществе стало складываться мнение, поддержанное всей силой власти великого князя, что воля государева – это воля Божья. Про дело неизвестное или сомнительное стали говорить: «Знает то Бог да великий князь».
Рабское подчинение монарху затем перешло на всю систему отношений в России. Князь или боярин падали ниц перед великим князем. Но в своём дворце, в своих имениях они требовали такого же холопского подчинения от своих вассалов, подданных, слуг и добивались его.
 А те в свою очередь в подобное же положение старались поставить нижестоящих лиц.
Каждый, кто обладал хоть какой-то частицей власти, - князья, бояре, дворяне, дьяки, подьячие, деятели Церкви – как бы получали её от монарха.
С годами такое положение вещей стало характерным для всего русского общества. Каждый был холопом вышестоящего, господином нижестоящего.

***

Соответственно своим политическим взглядам и характеру Василий III стремился единолично проводить в жизнь политику управления.
Василий III к боярству относился недоверчиво и холодно.
 При нём резко сузился круг лиц, которые принимали участие в принятии политических решений. Это дало основания одному из бояр обвинить государя, что тот «сам третей у постели дела решает».
Но не надо думать, что в это время власть великого князя была абсолютно неограниченной.
Существовала Боярская дума – совещательный орган.
Довольно значительной была власть кормленщиков – наместников на местах.
При Василии III сложилась и система местничества, с которой было тяжело бороться даже великому князю.
Местничество означало право каждого крупного феодала – князя, боярина, думного дьяка – занимать то место в системе управления, которое ему принадлежало по праву знатности, родства.
Наиболее родовитые князья, бояре во время военных походов командовали главными полками, хотя военных талантов у них могло и не быть. Они занимали видные места в системе управления, иногда при полном отсутствии у них административных способностей. В Думе они сидели ближе к государю. Даже во время приёма иностранных посольств и на торжественных обедах знать занимала места по своей «породе», т. е. по родовитости. И никакими силами, опалами, наказаниями невозможно было «демонтировать» укоренившуюся систему местничества. Знать готова была скорее умереть, чем уступить своё место менее родовитому сопернику: такое считалось бесчестием для всего рода.
При Василии III стала развиваться система приказов.
Если при Иване III они появлялись от случая к случаю, для выполнения поручения великого князя, то теперь приказы стали прочными рычагами управления страной.
Вместе с созданием новой системы управления зародилась бюрократия, т. е. круг людей, которые состояли на службе великого князя и решали по его поручению вопросы управления, суда, сбора налогов, формирования армии и т. д.
А одновременно с бюрократией родилась и система взяточничества, потому что приказные люди, рассматривая просьбы других людей, использовали своё служебное положение для наживы.
Бюрократия и взятки сразу же стали неотъемлемой частью российской системы управления.
Узурпировав власть вопреки воле Боярской думы, Василий III на всю жизнь сохранил недоверие к могущественной московской аристократии.
В этот период был предпринят ряд мер по ограничению политических привилегий княжат и бояр. Их роль стала менее значительной, чем была при Иване III.
В противовес им Василий III выдвигал людей незнатных, происхождением из дворян и детей боярских.

При Василии III окончательно завершилось формирование поместной системы, возрастала роль дворянства.

***

В целом политику Великого князя Василия III можно оценить положительно.
При нём завершилось объединение земель вокруг Москвы и продолжилось строительство единого Русского централизованно государства, значительно усилилась великокняжеская власть, была создана единая государственная идеология, которая просто не могла не способствовать объединению страны.
28 лет своего правления он потратил на объединения русских земель.
Это он присоединил к Московскому княжеству Псковьскую Феодальную Республику.
 Это он через войну с Литвой отобрал у литовцев Смоленск.
 Это он выгнал удельных князей из Чернигово-Северной земли и подчинил их владения под начало Московского Великого Князя.
 Это он присоединил к Москве княжество Рязанское.
Василий Третий за годы своего правления территориально объединил русские земли под Москвой и создал единое многонациональное государство.
Кроме того, князь вёл довольно успешную политику на западе, заключавшуюся в сохранении старых и присоединении новых земель, сдерживал набеги с южных и восточных земель.
Василий Третий значительно укрепил авторитет России на международной арене, что способствовало ведению торговых отношений со многими странами.