Мой дедушка

Евгений Жебрун
     Написать правдивый рассказ о моем дедушке я думал давно. Но не хватало времени и вообще было много трудностей. Главная из них - отсутствие документов. В семейном архиве сохранилось только несколько фотографий и вырезка из газеты с сообщением о смерти и месте захоронения. Не осталось в живых и тех, кто жил и работал вместе с ним и мог бы рассказать о нем.
    Я лично дедушку никогда не видел, и узнал о нем только из писем, которые он присылал, когда я уже был школьником. И только благодаря широкому внедрению в жизнь Интернета мне удалось добыть многие сведения о его жизни и деятельности.
Так, я узнал, что его личное дело хранится в архиве УКГБ по Брестской области. Его номер -  7541-С. Буква «С», вероятно, означает «Секретно». Изучить его, к сожалению, мне не представилась возможность.
    О моем дедушке приводятся сведения в Книге Памяти Республики Коми (том 9, часть 1), в «Мемориале «Жертвы политического террора в СССР» и статье «Чтобы помнили. Пружанский район», которые помещены в Интернете в свободном доступе.
    А судьба у моего дедушки сложилась очень трудной, безжалостной, изломанной и короткой. Родился он на белорусской земле, а ушел из жизни в далекой Англии. Прожил совсем не много, всего 65 лет.               
    Мой дедушка – Жебрун Андрей Якимович. Он – муж моей бабушки – Жебрун Татьяны Михайловны (1891-1971). Он – отец моей матери – Жебрун Елены Андреевны (1924-2002).
    Родился Андрей Якимович Жебрун 23 мая 1902 года в деревне Скорцы Пружанского района Брестской области. Белорус. Образование - начальное. Крестьянин, имел свою землю и вел единоличное хозяйство.
    Когда дедушка женился, мне неизвестно. Я слышал, как позже в семье говорили, что жена его - Татьяна Михайловна -  из деревни Децы Березовского района Брестской области. Но в паспорте у нее было записано место рождения: деревня Скорцы Пружанского района Брестской области.  Свой дом дедушка построил на хуторе этой деревни недалеко от леса и реки Ясельда. 
   У моего дедушки и бабушки было трое детей: Елена (ее звали Гэля), Нина и Зоя (ее звали Зося).               
   25 июня 1940 года Жебрун А. Я. был арестован. Без отца остались его дети: 15-летняя Гэля, 11-летняя Нина и 9-летняя Зося.
    Жебрун А. Я., как свидетельствуют интернетовские документы, находился в тюрьме г. Пружаны до апреля 1941 года.
9 января 1941 года он был осужден ОСО при НКВД СССР по двум статьям: 72 и 74 Уголовного Кодекса БССР: антисоветская агитация и контрреволюционная деятельность. В приговоре было записано: восемь лет исправительно-трудовых лагерей.
   27 апреля 1941 года, осужденный Жебрун А. Я. прибыл в город Бузулук в исправительно-трудовой лагерь «Ухтаижемлаг».
   Ухто-Ижемский исправительно-трудовой лагерь НКВД  (Ухтижемлаг) системы ГУЛАГ существовал на территории Коми АССР в 1938—1955 годах. Специализировался на добыче и переработке нефти, газа, асфальтита и радия. На 1 января 1940 года численность осужденных здесь составляла 19 493 человека. В основном это были так называемые «враги народа». Так характеризуется ИТЛ «Ухтижемлаг» в Википедии. (Электронный ресурс в свободном доступе по адресу: https://ru.wikipedia.org/wiki/Ухтижемлаг).
    22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Многие осужденные в СССР были досрочно освобождены и направлены на фронт в штрафные батальоны или в действующие воинские части.  А. Я. Жебрун был досрочно освобожден 4 сентября 1941 года.  Куда он был направлен, у меня нет сведений.
Воевал мой дед или попал в плен, тоже мне неизвестно.  Односельчане говорили, что Андрей Жебрун пропал без вести.
    В некрологе, опубликованном в английской газете, говорится, что «Андрей Жебрун – участник всех боев Б. (?)  2-го корпуса от Газали, через Тобрук, Монте-Кассино до Болоньи».
    Используя электронные источники мною найдены краткие описания сражений войск антигитлеровской коалиции в 1940-1945 годах, в которых участвовал мой дедушка.
    Битва при Газеле – важное сражение североафриканской кампании во время второй мировой войны с 26 мая по 21 июня 1942 года в итальянской Ливии около города Тобрук.
    240 дней, с 10 апреля по 27 ноября 1941 года, продолжалась осада Тобрука. В результате 8-ая британская армия в ходе операции «Крестоносец» захватила этот город.
    Битва при Монте-Кассино – самое кровопролитное сражение войск антигитлеровской коалиции в годы второй мировой войны. В ходе его с января по май 1944 года в результате четырех сражений была прорвана немецкая оборона под названием «Линия Густава». Рим был взят с большими потерями живой силы и военной техники.
    Сражение за Болонью, известное как операция «Бакленд» - одно из последних сражений второй мировой войны на итальянском фронте, в ходе которого войска 2-го польского корпуса вместе с частями 5-го британского корпуса с 9 по 21 апреля 1945 года освободили город Болонья.
   Эти сведения взяты из Википедии, электронный ресурс которой находится в Интернете в свободном доступе.
   Можно сделать вывод о том, что мой дедушка воевал в составе войск антигитлеровской коалиции до конца апреля 1945 года. Значит, он – не изменник и не предатель, а настоящий участник и  ветеран второй мировой войны.
   До 60-х годов ХХ века о месте жительства моего дедушки ни его жена, ни трое его дочерей, ни я -  его внук ничего не знали.
   И вдруг…
   Осенью, наверное, 1961 года, почтальон принес заказное письмо бабушке Татьяне. На письме был обратный адрес: город Лондон, Англия. Бабушка вначале обрадовалась: «Значит, жив!», а прочитав письмо от мужа, сильно расплакалась.
   Потом к бабушке приезжали два работника НКВД из Пружан и предлагали ей подписать какие-то документы по возвращению дедушки в семью. Бабушка отказалась их подписывать и сказала: «Может, у него там другая семья, а я здесь троих наших детей на ноги поставлю сама одна».
   Дедушка писал нам письма и два раза в году присылал посылки. В посылках была в основном одежда и обувь. Мне однажды он прислал болоньевый плащ. Такого плаща в деревне у никого не было, и я ходил в нем даже когда не было дождя. Как-то в письме к дедушке я попросил его прислать радиоприемник, на что он мне ответил, что такое в посылке в СССР нельзя отправить. А мать с крестной Зоей за несогласованную просьбу мне устроили выволочку.
   Письма от дедушки и к нему тщательно проверялись на почте. О них всегда куда-то сообщал по телефону начальник почты. Дедушка нам присылал свои фотографии, а мы ему свои фотографии не могли отправить. Их без всяких объяснений просто не принимали на почте.               
   Была ли у дедушки в Англии семья, я не знаю. Он об этом нам не писал.
На присланных фотографиях дедушка всегда был один.
По фотографиям можно судить, что он хорошо одевался и жил не бедно.
Я уверен, что, находясь в Англии, он часто думал и вспоминал о семье в Белоруссии.
    Из писем дедушки я узнал, что он сразу после войны жил у хозяина по фамилии Халадей. Работал механиком на авторемонтном заводе.
В опубликованном некрологе ему дается такая характеристика: «Участник всех боев 2-го корпуса в Ливии и Италии, правильный и хороший человек, верный товарищ, искренний и преданный друг».
   Умер мой дедушка внезапно 21 марта 1967 года. Сохранились два некролога. Перевод их сделан Яндексом.   
   Похоронен дедушка в Лондоне на кладбище Саут-Илинг.
   В 1968 году тетя Нина из Михайловки Запорожской области ездила в Польшу на встречу с другом моего дедушки. Он привез и передал ей три дубленки из натурального меха и кольцо с бриллиантами.
   Одна дубленка досталась мне. Я ее носил около 20 лет. Кольцо было утеряно дочкой тети Нины -  Верой. 
   Друг дедушки тогда сказал ей, что больше ничего из имущества и вещей дедушки передать или переслать нельзя. Заявление в Инюрколлегию по этому поводу нами не оформлялось. В советские времена «Инюрколлегия» подчинялась Министерству юстиции СССР  и занималась вопросами получения наследства гражданами СССР от граждан иных государств.
    Прошло 20 лет, и 12 апреля 1989 года Жебрун Андрей Якимович УКГБ и Прокуратурой Брестской области был реабилитирован. Об этом сообщается в «Мемориале «Жертвы политического террора в СССР».
   О реабилитации отца в 1989 году официально сообщили его дочерям: Нине, Зои и Елене. Теперь они уже не дети «врага народа».
   Такова была жизнь моего дедушки Андрея.
   Мне задали вопрос: зачем я это пишу? Ведь уже давно нет среди нас ни жены, ни детей моего дедушки.
   Написал я о моем дедушке для того, чтобы знали и помнили, какая неординарная и тяжелая судьба была у этого человека.
   Андрей Якимович Жебрун – мой дедушка.
   Для моей доченьки Елены он -  дедушка ее отца.
   Для моих внуков Кати и Андрея – дедушка их дедушки.
   А для моей правнучки Аленки – дедушка ее прадедушки.
   Возможно, кто-то в будущем будет интересоваться своей родословной. Тогда эта брошюра ему во многом поможет выявить свои корни.
   Кстати, в 2022 году мною подготовлено генеалогическое древо семьи Жебрун.
   Будем помнить тех, кто к нам уже не придет никогда!

               
   Евгений ЖЕБРУН.               
   Ноябрь, 2023г.               
   Гродно.